Менторство в Украине: природа, призвание и цель

Менторство в Украине: природа, призвание и цель

Блоги
1106
Ukrinform
Поговорим о менторстве? Нет, не о древнегреческом Одиссее и его друге-наставнике – Менторе, а о сегодняшних героях и их наставниках.

О каком менторстве пойдет речь?

Взрослые и дети. Дети, которые уже почти взрослые, но все еще подростки. Взрослые, которые еще совсем дети. Сложная категория, согласитесь. И именно эта сложная категория так сильно нуждается в поддержке. Почему? Да потому, что их переходной год между школой и университетом определяет не только их будущее, но и будущее того общества, в котором эти пока еще дети будут дальше развиваться.

Именно поэтому так важно не упустить момент и помочь им разобраться. Разобраться именно в нужный «горячий» момент, чтобы потом не исправлять иногда просто неисправимые ошибки.

Да, я пишу и уже слышу ваш аргумент: пусть сами. Поколение должно быть самостоятельным. Никто не будет нести ответственность за этих детей всю их последующую жизнь. Совершенно согласен с вашим тезисом и поэтому предупреждаю и вас, и детей. Ментор – это не поводырь по всей жизни. Это исключительно ситуативный наставник в конкретной переходной ситуации, который способен поделиться опытом и помочь с профессиональным выбором.

И, кстати говоря, выпускники могли бы и даже в этом моменте разбираться самостоятельно. Если бы не одно «но». У них нет на это времени. Да, да. Вам не показалось. Здесь чёрным по белому написано – времени у наших детей нет. А у детей из Америки и Британии, например, есть.

Как там у них?

А у них – GAP year. Если вдруг не знаете, это год после школы, когда ребенок не бежит учиться в любой попавшийся университет ради спокойствия родителей/учителей/бабушки или соседей.

В чем плюс для ребенка? Во-первых, шанс остановиться, подумать, изучить взрослый мир и спокойно определиться с будущим выбором. Нет, американские дети не лежат на диване в раздумьях. Они в этот год работают, занимаются волонтерством и путешествуют.

Зачем это нужно?

Ну вот, например, Питер решил, что работа его мечты – юриспруденция. Однако знает он об этой юриспруденции исключительно из американского сериала «Suits». Но у Питера закрадываются подозрения, что в жизни все не совсем так, как в сериале. И он в свой геп еар устраивается работать курьером в юридическую компанию.

И вот чудо. За три месяца Питер вдруг понял, что для его характера, навыков и психики юриспруденция – это кошмар, ад на Земле и вообще не его. Он увольняется, идет работать развозчиком пиццы и понимает, что следующая самая большая сеть пиццерий в штате Нью-Йорк – будет его. 

По окончании геп еар Питер – счастливый студент, изучающий бизнес.

Конечно, бывает и по-другому, и я не стремлюсь идеализировать историю «а как там у них». Нет. Но глобально я такой подход считаю правильным. Дети должны получать реальный опыт перед принятием такого важного решения и контактировать с реальными специалистами.

Что здесь у нас?

Во-первых, GAP year – это все еще не для нашей ментальности. Во-вторых, парням светит армия при раскладе «год без конкретного дела». Профориентации никакой в школах нет. А реально пообщаться с профи есть шанс только в Киеве и еще в нескольких городах-миллионниках.

В итоге давайте будем честными – 90% детей поступают, куда мама-папа скажут или просто куда пройдут. А если еще и на бюджет – так вообще «повезло».

И это чревато катастрофой, друзья. Страшной катастрофой. Ведь в итоге мы получаем несчастливое общество (а несчастливое общество всегда морально нездоровое) и миллионы людей, работающих без энтузиазма и удовольствия, соответственно. Как следствие, это сказывается на всех отраслях нашей с вами жизни.

Что же нам здесь делать?

Брать инициативу в свои руки и не ждать помощи «сверху». Вы профессионал? Есть что рассказать? Есть что показать? Готовы взять 11-классника с мечтой под свое крыло? Берите!

Не знаете, с чего начать? ГО «Я думаю про завтра» уже немножко знает. Мы познакомим вас с подростком, которому вы нужны.

Да, мы понимаем, что геп еар и профессиональные наставники в наших школах не появятся вот так сразу. Поэтому, инициативные и успешные, берите ноги в руки и руки в ноги – и отправляемся в маленькие городки и деревушки. Расскажем ребятам то, что знаем. Поможем и ответим на вопросы, поделимся полезными ссылками, курсами и советами. А они пусть выбирают, кем быть и как жить.

Алексей Бондаренко

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-