Минуты или мегабайты, или Как операторы заставляют нас платить больше

Минуты или мегабайты, или Как операторы заставляют нас платить больше

Аналитика
600
Ukrinform
Мобильные операторы лучше знают, какие услуги нужны украинцам. Поэтому "минуты" сокращаются, а «мегабайты» растут, а с ними растет и стоимость связи

В последнее время мобильные операторы активно рассылают сообщения "ваш тариф закрывается, выбирайте новый, или мы выберем вам сами". Ничего необычного не происходит – просто начался очередной раунд повышения стоимости услуг на сотовую связь. При этом поставщики услуг активно "формируют" потребности реальных потребителей на свой вкус, предлагая все более дорогие и запутанные тарифные планы - постепенно отказываясь от простых мобильных "разговоров" в пользу дополнительных мегабайтов интернета. Кроме того, еще и перешли на новую 4-недельную систему помесячной тарификации, благодаря которой для абонентов появился «дополнительный», тринадцатый месяц в году. Конечно, клиентам все это не нравится - сеть уже несколько месяцев недовольно гудит. Как раз во время подготовки этого материала Государственный уполномоченный Антимонопольного Комитета Мария Процишен на свой странице в Фейсбук сообщила, что Комитет исследовал вопрос 4-недельного расчетного периода за услуги подвижной (сотовой) связи. И, несмотря на спорность приведенных операторами аргументов и сомнение относительно соответствия их действий принципам добросовестной конкуренции, принял решение об открытии дел против компаний Киевстар, Водафон Украина и Лайфселл по признакам нарушения законодательства о защите от недобросовестной конкуренции.

Изменение тарифов: разве хочешь – должен...

Рынок сотовой связи переживает момент насыщения – клиентов больше не становится, затраты растут, технические требования повышаются, а денег хочется зарабатывать много, как и тогда, когда рынок был полупустым. Это с точки зрения мобильных операторов. С точки зрения клиентов, то вообще все плохо – стоимость услуг растет, их качество оставляет желать лучшего, да еще и монополисты ведут себя не по-джентельменски, навязывая те или иные услуги. Вот лишь один из характерных недовольных отзывов платежеспособного клиента из немаленького "хора".

Автор этой статьи, например, получил от своего мобильного оператора "рекомендацию" перейти сразу на тариф, вдвое дороже нынешнего – вроде бы учитывая мои особенности пользования услугами.

На рынке сотовой связи сегодня прослеживается устойчивая тенденция к вымыванию дешевых предложений тарифных планов (ТП), с заменой их на более дорогие. Обычно это делается под видом добавления интернет-трафика с якобы большей выгодой для абонента. Постепенно под видом внедрения сначала 3G, а теперь и 4G исчезают тарифы, предназначенные исключительно для звонков.

Например, киевстаровский бот Зоряна (виртуальная технология коммуникации с клиентами оператора – Авт.) почему-то "игнорирует" прямые вопросы о ТП только для разговоров (оказывается, они есть, но в пределах настроек самого дешевого пакета "Безлим Соцсети"). У Vodafone вообще не предусмотрено "безинтернетных" ТП. В lifesell все же остался вариант, когда потребитель сам "программирует" необходимый тарифный план по своим потребностям, в котором есть возможность отказаться от интернета.

Уже несколько лет как операторы перешли на пакетную тарификацию, которая предусматривает определенный набор услуг, или же снимают деньги ежедневно за пользование услугами - это может быть отдельно за звонки, SMS, интернет. Причем теперь они берут абонентскую плату не за следующие 30 дней – календарный месяц, а за 4 недели, то есть 28 дней. После того, как пакет услуг заканчивается, как правило, снимается уже больше денег, чем указано в тарифном плане. Например, в тарифных планах Vodafone стоимость интернета сверх пакета составляет 7 грн/200 Мб, у lifesell - 10 грн/250 Мб каждую неделю, у Киевстара – 5 грн за 5 пакетов по 50 Мб ежедневно. И никто не спрашивает клиента, нужны ли ему те дополнительные мегабайты после потраченных пакетных или нет - получай и плати.

Кроме того, что тарифы выросли, они еще и стали более запутанными. Без внимательного изучения всех условий тарифа не обойтись. "Делать это надо на сайте операторов, хотя они и там умудряются прикрыть дополнительные условия скрытыми окнами. Поэтому следует щелкать на все окна, всплывающие в браузере, и читать описание тарифного плана вдоль и поперек", - рекомендует блогер Константин Могилевский.

Цена растет, потому что украинцы дружно ушли в интернет

О принципах ценообразования Укринформ поинтересовался непосредственно у мобильных операторов. Позицию крупнейшего мобильного оператора Киевстар высказала PR-менеджер компании Ирина Леличенко (Водафон на наши запросы промолчал – Авт.).

Ірина Леліченко
Ирина Леличенко

"Компания создает тарифные планы с учетом конкуренции на рынке и коммерческих предложений других компаний, существующих рыночных тенденций и спроса клиентов. Компания время от времени обновляет устаревшие тарифные планы, но цель таких действий – предоставлять клиентам больше возможностей и больше новых услуг. Прежде, чем инициировать то или иное коммерческое предложение, наша специальная служба проводит телефонный опрос клиентов, изучая их мнение. Стоимость наших услуг не дороже рыночной. Например, в существующих тарифных планах Киевстар клиенты могут выбрать предложения, где всего за 2,5 грн в день (70 грн/28 дней, если считать по-новому – Авт.) предоставляется неограниченные звонки в сети "Киевстар", возможность звонить на номера других мобильных и фиксированных операторов (30 мин), получать мегабайты мобильного интернета (2 Мб), которых хватает на поиск информации, обмен файлами, общение в социальных сетях, и тому подобное.

Вообще, говорит Ирина Леличенко, вслед за мировыми тенденциями, в Украине уже несколько лет подряд растут объемы интернет-трафика. "В сети Киевстар в 3 квартале 2018 г. использование мобильного интернета клиентом, в среднем, выросло втрое, тогда как использование голосовых минут сократилось. Количество пользователей мобильного интернета постоянно растет, в сети Киевстар их большинство, более 50%. Но мы учитываем потребности всех групп пользователей, поэтому предлагаем им выбор различных предложений", - утверждает она.

Что касается необычного для других операторов регионального принципа тарификации (для жителей Черкасской области, например, предлагается самый дешевый тариф за 75 грн, а для жителей Черновицкой — вообще за 55 грн.), представительница Киевстар объяснила это конкуренцией и особенностями пользования телекоммуникационными услугами в том или ином регионе. “Например, есть населенные пункты, где абоненты больше звонят на номера других операторов, фиксированные номера телефонов, или за границу – значит, их потребности и затраты могут существенно отличаться от абонентов, которым, например, важен просмотр видеоконтента, или звонки внутри сети. Поэтому мы и предлагаем региональные тарифы, чтобы удовлетворить потребности в телекоммуникационных услугах различных групп потребителей. Абоненты Киевстар имеют право выбора относительно подключения как тарифных планов, которые разработаны специально для региона, в котором они постоянно проживают, так и национальных тарифных планов. Но при выезде за пределы своего региона такой абонент будет обслуживаться по условиям национальных тарифных планов”, - объяснила Ирина Леличенко.

Хотите "летающий" интернет, так платите!

По нашей просьбе последние ценовые тенденции на рынке также прокомментировал консультант операторов, телеком-эксперт Роман Химич. По его словам, по сравнению с 2008 годом объем отечественного рынка сотовой связи, номинированный в долларах США, сократился почти в пять раз. Капитализация, то есть рыночная стоимость лидера рынка, компании Киевстар, уменьшилась в десять раз.

Роман Химич
Роман Химич

“На сегодня украинские операторы зарабатывают на каждом абоненте в месяц примерно $2. Это самый низкий показатель в Европе и один из самых низких в мире. При этом, напомню, Украина имеет самую большую площадь среди европейских государств. Поэтому операционные расходы и капиталовложения у украинских операторов объективно достаточно большие”, - объясняет консультант. Действительно, покупка лицензий для работы в 4G Киевстару, Vodafone и lifecell совокупно обошлась в 5,4 млрд грн. Эти деньги как-то надо "отбивать".

А поскольку новым абонентам взяться уже неоткуда, более того, имеет место постепенное уменьшение абонентских баз вследствие уменьшения населения страны, украинские операторы, по словам эксперта, крайне заинтересованы в повышении среднего чека (ARPU - средний доход с абонента). “Поэтому у операторов нет интереса предоставлять свои услуги за 20, 10, 5 грн, как того хотят, например, самые бедные слои населения, те же пенсионеры. Есть у абонента возможность и желание использовать интернет или нет - операторам все равно. Поэтому отсутствие дешевых тарифных планов - это не проблема маркетинга операторов. Это вопрос макроэкономики страны. Одним из подтверждений этого является то, что даже lifecell, который долгое время пытался работать в нише дискаунтера, на сегодня имеет ARPU даже больше, чем у конкурентов”, - утверждает Роман Химич.

Собственно, подтверждение этих слов находим в статистике. За І полугодие 2018 года по данным Национальной Комиссии связи и информатизации, общие доходы от предоставления услуг подвижной (сотовой) связи в Украине увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,4% и составили 18,2 млрд. грн. При этом по состоянию на 1 июля 2018 года количество абонентов подвижной (сотовой) связи составило 55,03 млн человек, что на 1,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Итак, учитывая тенденции, можно ожидать дальнейшей изобретательности мобильных операторов в борьбе за «средний чек» клиента мобильной связи. Соответственно, и в потребительской корзине украинца он постепенно будет занимать заметную долю расходов. Напомним, что до последнего при расчете потребительской корзины государство этих расходов даже не замечало . И, кажется, эта история уже в прошлом.

Оксана Полищук. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-