Ярина Ясиневич, руководитель программ Центра исследований освободительного движения
Евреи объяснили миру, что такое нацизм, а украинцы должны объяснить, что такое коммунизм
08.05.2019 18:00

Украинский институт национальной памяти и Центр исследований освободительного движения умеют позитивно шокировать правдой. Еще за неделю до открытия этого выставочного проекта соцсети пестрели названиями «Мир. Труд. Май. Убийство трудом», «Триумф человека. Украинцы, победившие ГУЛАГ». В прошлом году они рассказывали о сопротивлении украинцев в нацистских концлагерях, в этом – о героях в советских концлагерях.

8 мая в Киеве возле Главпочтамта снова будет выставлено два десятка стендов с уникальными фотографиями и интересными данными. Мы решили поговорить о новом выставочном проекте с его куратором, руководительницей программ Центра исследований освободительного движения Яриной Ясиневич.

ЭТА ВЫСТАВКА – О ТРИУМФЕ ЧЕЛОВЕКА ДАЖЕ В СТРАДАНИЯХ

- Ярина, о чем ваша выставка? История, о советском рабстве, о рабстве украинцев, о том, что рабство было эффективным или не эффективным? Как вы сами охарактеризуете эту историю?

- Этот проект называется «Триумф человека», и мы хотели раскрыть истории людей, которые свидетельствуют: человек всегда может торжествовать над системой в любых условиях. Это не всегда заканчивается счастливо, часто заканчивается трагически, но люди всегда могут быть людьми.

Мы рассказываем о начале концлагерей на территории Украины, которые пришли сюда с большевиками, их потом перенесли на Север. О том, как блатных стравливали с поэтами и творческой интеллигенцией. О спецпоселениях, по-сути, – о приговоре жить без дома. Мы рассказываем о депортации – о Джемилеве, которого шестимесячным вывозили из Крыма. О депортации западных украинцев. Это тоже была часть этого гулаговского режима. И рассказываем о том, как люди противостояли этому режиму. Об искусстве, о восстании, о побегах, о том, что невозможно посадить веру, о том, что арестанты несли в себе традицию и благодаря ей хотя бы морально находили путь бегства от нечеловеческих условий.

Выставка состоит из двух частей, одна – о том, как ГУЛАГ убивал украинцев, а вторая, как украинцы действовали против ГУЛАГа, в том числе об очень индивидуальных противодействиях – как, например, о несокрушимой вере, о киевском баптистском священнослужителе Винсе. ГУЛАГ не лишил его веры.

Иосифа Слепого ГУЛАГ не смог заставить предать веру – несмотря на все усилия и издевательства. Когда по требованию Папы Римского и президента США Кеннеди Риму отдают Слепого — конвоиры не разрешают ему даже ступить на украинскую землю. Хотя эшелон несколько часов стоит в Украине.

Георгий Винс, человек, который для баптистской общины имел огромное значение, умудрился пронести внутрь лагеря Слово Божье. Зашил в майку малюсенький кусочек Библии — Евангелия от Марка, когда его раздевали на входе на досмотре, он майку держал в руке – и охрана не заметила.

Где триумф в этих страданиях? 1 сентября будет большое паломничество греко-католиков в Рим на 50-летие храма украинской Софии, который построил Слепой после освобождения. И это – о его триумфе над системой, которая запретила его церковь, убивала его паству, пытала самого патриарха. Слепому предлагали быть украинским главой контролируемой Москвой церкви, ему надо было отказаться от Папы, перейти в московское православие. Он отказал.

Левко Лукьяненко после всех издевательств вернулся из Сибири в Украину и стал автором Акта о Независимости. Он поставил точку в существовании СССР. Ручкой в своих сработанных на лесоповале руках.

Отказ сестер Степана Бандеры идти на сотрудничество с НКВД – это и есть триумф человека над системой

Сестер Степана Бандеры вывезли на Север просто за то, что они родились в одной семье со Степаном. Им предлагали: одно публичное обращение к повстанцам, чтобы они перестали воевать, — и домой. Причем предлагали, забрав из той вечной мерзлоты, из тех бараков, нар и бушлатов — в квартиру с ванной, с горячей водой. Одно обращение – и ты останешься здесь. Их отказ – это и есть триумф человека над системой.

Мы рассказываем о лагерном искусстве, об Опанасе Заливахе, которого отправляют в ГУЛАГ с запретом рисовать. Помните еще о Шевченко «Строжайше запретить писать и рисовать»? ГУЛАГ воспроизвел ту действительность также. Заливаха, которого арестовывают за витраж на шевченковские мотивы (!) — все равно пишет в лагерях серию гравюр. Какой ценой? Как он смог после заключения дальше творить? Но — смог.

Творчество и достоинство – тоже форма оппонирования. Во Львове в музее «Тюрьма на Лонцкого» есть вышивка литовки, которую та подарила украинке, вышитую рыбьей костью. Сколько тысяч километров проехал этот символ сопротивления человека системе? Сегодня уже нет ни той украинки, ни литовки. Однако есть символ. Символ их триумфа.

- Это в ГУЛАГе она подарила?

- Да, думаю, в Вильнюсе есть старая вышивка, подаренная в ответ украинкой. Среди всех тех бесцветных отвратительных облезлых роб, бушлатов, серости и бесцветности Севера женщины ткали какие-то ниточки с одежды, где-то каким-то чудом доставали эти иглы и вышивали, чтобы хотя бы как-то приукрасить действительность, почтить традицию и религиозные праздники.

- Нынешний политзаключенный России Роман Сущенко рисует картины из шелухи лука и буряка, потому что ему не давали краски.

- Крашанки в ГУЛАГе рисовали теми красками, которые экономили, расписывая советские агитплакаты. Делали «лагерные» паски – неделю не ели хлеба из своей пайки, а потом что-то смешивали, чтобы было что-то особенное. Оно было каким-то особенным? Нет, хлеб через неделю с этой пайки не имеет никакого особого вкуса, он имеет только духовную ценность, ценность выйти в оппозицию от этой всей серости и вот так — пройти. Мы рассказываем о побеге, о том, как люди бежали неоднократно – и это сложно, это истории, из которых можно строить остросюжетные романы. Мы рассказываем о сети взаимопомощи, об ОУН-Север в Воркуте, о восстании, о сопротивлении в ГУЛАГе и о людях, которые поднимали эти восстания, которые в конечном итоге развалили ГУЛАГ.

ЛАГЕРНЫЕ СПЕЦПОСЕЛЕНИЯ – ЭТО ПРИГОВОР ЖИТЬ БЕЗ ДОМА

Рассматриваем ГУЛАГ как систему издевательства над человеком

- Лагерные сети сопротивления создавали только украинцы?

- Нет, но роль украинцев значительна. После войны был период, когда Советский Союз отменил смертную казнь, и всех, кого должны были бы расстрелять, загоняли в лагеря.

Послевоенный этап — это в основном люди Западной Украины, прибалтийские лесные братья, еще немного кавказских народов. В лагеря уже приезжают не поэты, на которых можно, как заведено НКВД, напустить “блатных”. Сюда приезжают воины-уповцы, литовские, эстонские, латвийские солдаты – и они ведут себя совсем по-другому. Это меняет расклад сил в тюремных войнах. До этого периода администрация ГУЛАГа использовала уголовников для того, чтобы давить на политических, поэтов, художников, интеллектуалов. А тут приезжают военные, которые могут применять силу для самозащиты, солдаты подпольной армии, обученные сотрудничать между собой, – и они воссоздают там организацию. Образуется так называемая ОУН-Север, которую возглавляет Михаил Сорока из Львова. Это сеть моральной и материальной взаимопомощи заключенных. Чем она важна? Когда мало еды, холодно, негде спать, тяжкий труд, отдать часть какого-то своего ресурса на взаимопомощь другим людям — это высокий уровень морального сопротивления и, я даже не побоюсь этого слова, — морального геройства. И в прошлом году, когда мы рассказывали об украинцах в нацистских концлагерях, мы также рассказывали о сетях взаимопомощи в нацистских концлагерях.

ГУЛАГ – это длинные сроки, длинная история. Она начинается с сетей сопротивления, и, в конце концов, поднимается восстание. И хотя Кремль его жестоко подавляет, вынужден пойти на политические уступки. И в конечном итоге ГУЛАГ, вот это «главное управление лагерей», ликвидируют. Объемы репрессий уменьшаются, лагеря существуют, но ГУЛАГ превращается в свою более слабую версию.

Последний украинский политзаключенный СССР вернулся из Сибири осенью 1990 года после 17 лет каторги

Формально ГУЛАГ просуществовал до 1960 года. Но мы смотрим на это явление не с формальной точки – как на институцию под названием “главное управление лагерей”, а смотрим на это как на систему издевательства над человеком. Которая включала в себя и убийства, и издевательства по дороге – от ареста и сборов проходило только 5 минут до ужасных условий транспортировки, которые просто не выдерживали малыши и старики. Которая включала в себя и “спецпоселения” на севере и в Средней Азии для неугодных, и даже циничное бросание на фронт, чтобы руками арестантов защищать себя.

Последний украинский политический заключенный Богдан Климчак из Сибири вернулся осенью 1990 года после 17 лет каторги.

Когда уже Горбачев “перестроил” СССР, они параллельно убили Василия Стуса в лагере

- Это на поселение их оставляли?

- Спецпоселения — это режим немножко слабее, чем в лагере, но он, по-сути, тоже очень тяжелый. И там тоже издевались. Не было условий, тепла, жилья. Бараки на несколько семей. Поселился себе “пораженный в правах”, завел весной какой-то небольшой огородик, а чекисты — нет, теперь вы переезжаете за 50-100 км. И в короткое лето Севера ты даже не можешь немного овощей вырастить, а нет зелени — начинается цинга.

Почему не ставим точку в 1960-м? Так, например, когда уже Горбачев “перестроил” СССР, они параллельно убили Стуса в лагере. После 1960-го карательная психиатрия расцветала. В проекте мы рассказываем историю Леонида Плюща, которого не смогли сделать психически больным, несмотря на то, что его убивали химическим способом. Плюща закрыли в спецбольнице, накачивали галоперидолом, инсулином, трифтазином. У него были судороги, он был неспособен общаться даже с женой (а на свиданиях, все-равно – минимум двое надзирателей), его часами держали привязанным к кровати в ожидании инсулинового шока.

Благодаря международной поддержке, Плюща вырвали из СССР. Он жил, творил за рубежом, его автобиография «На карнавале истории» переиздана во многих странах мира. Но с началом российской агрессии вернулся в Украину и сказал в своем интервью в 2014 году: «Революция — дело молодых, а когда война — надо быть дома».

КОРОЛЕВ УМЕР В РЕЗУЛЬТАТЕ ТРАВМ, КОТОРЫЕ ОН ПОЛУЧИЛ В ЗАСТЕНКАХ НКВД

- Россияне, из тех, которых можно считать друзьями, нас порой упрекают, что вы из всего, что могло нас объединить, делаете сугубо украинскую историю. Голодомор, лагерные бунты – как будто больше никто не сопротивлялся и никто не умирал от голода. Я говорю, что Голодомор – это был геноцид украинцев по «сословному» признаку, так как “закон о пяти колосках” действовал на территории всего Советского Союза, но только у нас зерно вывозили абсолютно, у нас забирали просто все. Лагерные бунты – тоже очень украинская история, потому что мы принесли в лагеря бациллу бунта. Но, по моему убеждению, ГУЛАГ – это не украинская история. Убийство трудом – это был геноцид всего советского народа. Поэтому, пусть на 70 лет, но им удалось создать такой «этнос»...

- Иван Багряный, о котором тоже говорится в выставке, говорил: СССР — это концлагерь для всех более чем 100 национальностей.

Но мы рассказываем об украинцах ГУЛАГа. Потому что кто о них расскажет, кроме нас?

Например, когда говорим о лагерных восстаниях, мы объясняем: там были не только украинцы, но украинский фактор был очень сильный, весомый. Там был фактор балтийский, фактор народов Кавказа, фактор россиян, которые тоже присоединялисья, евреев, но количественно украинцев в послевоенном ГУЛАГе просто было больше всего. И мы были лучше организованы.

Меня лично удивляют упреки – “почему не рассказываете историю о других народах”. Когда мы говорим о себе, это не значит, что мы замалчиваем о других. Мы просто говорим о себе. Это — нормально. Россия предпочла бы, чтобы об Украине просто молчали. “Некого вспоминать — некому вспоминать”. Но благодаря героям нашего проекта, — такого никогда не будет.

Посмотрите, как росмедиа отреагировали на формулировку “убийство трудом”. Когда мы обнародовали на Фейсбуке историю с проекта Изидоры Косач, нас упрекнули: ну она же не погибла в ГУЛАГе. Да, ее вырвали оттуда, она вернулась в Киев в 1940-м году, участвовала в антинацистском сопротивлении, затем находилась в эмиграции. Чтобы заработать на жизнь — Косач стирала в прачечной, но была активной в общественном движении. Давайте взвесим: эмиграция, надо снимать жилье, то есть, для этого ты, интеллектуалка, профессор, тяжело работаешь, стираешь вещи, моешь посуду. Много стираешь для того, чтобы себя содержать, – и еще тратишь немало времени на общественную жизнь. И она стала достаточно влиятельной в диаспоре. Нам оппонируют, мол, ее же не убили. Не убили, но она три года валила лес. И мы же не исследуем затем анамнез диагноза последствий такого физического издевательства, сколько и как именно она прожила.

Или история Королева. Во время допросов авиаконструктора сильно избивают и ломают ему лицевые кости. Уже потом, когда он будет жить “на большой зоне” Советского Союза, ему сделают плановую операцию – и во время нее, из-за этих старых переломов, о которых не знали врачи, что-то происходит, не проходит какая-то трубка — Королев умирает. Он умирает на операционном столе вследствие тех травм, которые он получил во время пыток в застенках НКВД. Разве это не убийство? Его таки убил ГУЛАГ, просто с отсрочкой на несколько лет.

- Ваш проект интересен тем, что вы посчитали эти все города, объекты, дороги Севера, на которых, фактически, работали советские люди, как рабы. Как вы считали, как вы это исследовали?

- Историки знают, где был наш “контингент”. Какие города и объекты строились политическими заключенными. Четыре десятка российских городов полностью появились благодаря смертельным трудовым нормам. Среди них — Норильск, Тайшет, Воркута, Магнитогорск, Магадан. В 12 городах зеки построили жилые кварталы, водопровод, дороги, школы, больницы — вот как в Челябинске, Якутске, Хабаровске. Воздвигли они также восемь гидроэлектростанций, три искусственных канала — Беломорско-Балтийский, имени Москвы и Волго-Донской, Норильский никелевый комбинат, Нижнетагильский комбинат, Трансполярную, Кольскую и Печорскую железные дороги, дороги Сибирской магистрали, тоннели на Сахалин, Караганда–Моинти–Балхаш, Тайшет–Лена, автостраду Москва–Минск...

Очень символична история так называемой сталинской «мертвой дороги», тайного строительства, которое делалось только политическими заключенными. Семь лет. Вечная мерзлота, 1263 километра дорог. После смерти Сталина строительство остановили. Построенные железнодорожные полотна — забросили. Действует до сих пор только один участок — Чум–Лабытнанги. В 1948 году Лабытнанги стал железнодорожной станцией. Осенью 2017 года в этот городок этапируют украинского режиссера Олега Сенцова, осужденного Россией по политическим соображениям на 20 лет.

По-сути, нашими, в том числе украинскими руками, построили дорогу, по которой потом спустя почти сто лет погнали нашего режиссера Сенцова.

С производительностью в три процента строились инфраструктурные объекты на Севере. Это убийство трудом, и это — цена модернизации в СССР

Исследовательская работа по изучению истории ГУЛАГа, украинских его сюжетов должна продолжаться.

Кроме как записать историю, важно сделать выводы. Понять цену экономической мощи России, цену тоталитарной модернизации. Морально взвесить: как благодаря преступлениям против человечества строился инфраструктурный потенциал.

Крупные объекты строились политическими заключенными, у большинства из которых не было шансов выжить и вернуться. Есть экономические расчеты: производительность труда заключенных составляла 3 процента относительно производительности труда вольнонаемных работников. Не потому, что они плохо работали, саботировали или еще что-то. Это были обессиленные люди, которых не кормили, которых содержали в ужасных условиях, которые не могли просто физически выполнять эту работу. То есть, с производительностью 3 процента строились огромные инфраструктурные объекты Советского Союза на Севере. Это убийство трудом, и это — цена модернизации в СССР. Если же говорить о модернизации технологической, ты ставишь перед собой цель максимально быстрыми темпами достичь производственных целей. Какие темпы с 3 процентами?

- Ярина, а это не был перебор – говорить об этом 1 Мая? Все таки день солидарности трудящихся... Он существует, и в Европе существует, и люди даже на отдых ездят в этот день и каким-то образом друг друга поздравляют.

Должны понимать реальный контекст советских дат. Их нельзя осмысливать без контекста

- «Первомай» не является частью проекта. Но дата была на днях, и мы обнародовали информацию об этом способе советской пытки. Мы должны понимать реальный контекст советских дат. Их нельзя осмысливать без контекста.

1 Мая – день труда, во многих странах он тоже отмечается. Если Украина хочет чествовать труд, вопрос – надо ли это делать 1 мая? В нашем контексте – это праздник, введенный советской властью, которая издевалась над людьми трудом — прямым, преступным физическии и нравственным образом. СССР восстановил рабство. Открыл первые в Европе концлагеря и содержал эти места пыток до 1990 года.

СССР восстановил рабство. Открыл первые в Европе концлагеря и содержал эти места пыток до 1990 года

Об этом следует говорить в обществе, вспоминать настоящую суть лозунгов. Ну не скрывать, не скрывать так же, как в контексте 8 марта нельзя скрывать, что семь десятилетий СССР – это было равенство эксплуатации. Мужчины и женщины были одинаково эксплуатируемы, без преференций для женщин. Говорить – значит: насыщать эти даты новым, реальным содержанием. О правах рабочих, предпринимателей, женщин, мужчин, о правах людей.

Освобожденные советскими и союзными войсками нацистские лагеря затем становились советскими концлагерями...

Проект “Триумф человека” об украинцах в концлагерях нацистов (эта часть создана в прошлом году) и коммунистов — открывается 8 мая, потому что это напоминание. Что 8 мая не только завершение Второй мировой войны в Европе. Это была победа ГУЛАГа над Аушвицем. Триумф человека — проект-напоминание самим себе и свободному миру, что освобожденные советскими и союзными войсками нацистские лагеря затем становились советскими... концлагерями.

Истощенные войной западные союзники в 1945 году оставили нас тирану – такому же, как Гитлер

Что ГУЛАГ не останавливал свою убийственную работу ни на мгновение. Истощенные войной западные союзники в 1945 году оставили нас (украинцев, прибалтов, поляков, чехов, словаков, венгров, белорусов, весь большой кусок континента) тирану, который был такой же, как Гитлер. Это тот исторический факт и урок, который еще ждет свое полного осмысления.

- Кто-то из русских философов сказал, что раскаяние России начнется, когда член каждой семьи поймет, что в их семье есть или жертвы, или палачи. И что это все несет отпечаток на потомках.

Желание Сталина уничтожить украинцев обусловлено тем, что в Украине был постоянный центр сопротивления

- Хотелось бы, чтобы они к этому пришли. Ведь россияне не проговорили и не массово осознали, что и российский народ очень серьезно пострадал от советской власти. Семью моей бабушки Александры раскулачивали в 1920-х годах, они бунтовали, их убивали. Эту историю она пронесла через всю свою жизнь, и помнила, оказавшись во Львове. Помнят ли, говорили ли об этом уроке ее сестры и их дети — я не знаю. Мы помним. Желание Сталина уничтожить украинцев обусловлено тем, что здесь был постоянный центр сопротивления. Но и россиян они убивали нещадно. Роман «Дети Арбата» блестяще передает обстановку, в которой жила Москва, Россия, и как сталинизм менял людей.

Однако вернемся к нам. Возможно, наша миссия как раз в том, чтобы рассказать миру, что на самом деле делал тоталитарный коммунистический режим? Объяснить тем многим западным европейцам, которые восхищаются симпатичными парнями и девушками из коммуны, – что могут сделать коммунисты, придя к власти. Так же, как благодаря евреям мир понял, что такое нацизм и Холокост, так же Украина должна объяснить – что такое коммунизм, Голодомор и ГУЛАГ.

СПРАВКА: Выставка «Триумф человека. Украинцы, победившие ГУЛАГ» открывается 8 мая в Киеве в 14.00 по адресу Крещатик 22.

Лана Самохвалова, Киев
Фото: Елена Худякова, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-