Павел Пушкарь, сотрудник секретариата СЕ, кандидат на избрание судьей ЕСПЧ
Люстрация не может использоваться как средство наказания или мести
21.10.2019 20:29

На прошлой неделе государство Украина предварительно проиграло в Европейском суде по правам человека дело, которое касалось правомерности увольнения с государственной службы пятерых заявителей согласно принятому в 2014 году закону «Об очищении власти» (люстрации).

Если Украина не обжалует это решение, то после вступления в силу может произойти довольно опасный для государства прецедент. Ведь возможность восстановиться на госслужбе и еще получить от украинских налогоплательщиков по несколько тысяч евро компенсации смогут тысячи люстрированных (справедливо или нет – это уже другой вопрос).

В любом случае ЕСПЧ четко постановил, что действующий в Украине закон о люстрации нарушает две статьи Европейской конвенции по правам человека и не соответствует положительной практике других стран, которые прошли путь очищения власти после падения недемократических режимов.

Об особенностях, порядке и контроле за безусловным исполнением Украиной этого решения, а также многих других, в интервью собственному корреспонденту Укринформа рассказал руководитель отдела в департаменте Совета Европы по вопросам исполнения решений ЕСПЧ, кандидат на избрание судьей этого же суда Павел Пушкарь.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СУДЕБНОГО РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ЗАЯВИТЕЛЕЙ НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ РАЗУМНОЙ

- Павел, на что в первую очередь необходимо обратить внимание в части этого решения, которая фактически указывает на неправомерность законодательного урегулирования люстрации в Украине, и расценивает его как такое, что нарушает права человека?

- Дело Полях и другие против Украины (заявления № 58812/15, 53217/16, 59099/16, 23231/18 и 47749/18) касалось увольнения пятерых государственных служащих согласно Закону Украины «Об очищении власти» (люстрации) 2014 года.

В контексте исполнения этого решения можно обратить внимание на тот факт, что целью исполнения решений ЕСПЧ является восстановление нарушенных прав заявителей, а также обеспечение неповторения подобных установленных Судом нарушений в будущем.

Что касается содержания самого решения, то оно не является окончательным в силу того, что стороны имеют право его обжаловать в Большой палате ЕСПЧ. А при отсутствии обжалования оно вступает в силу через 3 месяца с даты его вынесения.

Однако можно отметить следующее.

Во-первых, Суд пришел к выводу, что продолжительность судебного рассмотрения дел первых трех заявителей нельзя считать разумной.

Во-вторых, в практике Суда есть устоявшийся принцип, что люстрация не может использоваться как средство наказания, возмездия или мести. И этот принцип был растолкован по отношению к фактическим обстоятельствам дела в отношении заявителей и по отношению к законодательству о люстрации. Также ЕСПЧ обратил внимание на пропорциональность принятия мер «люстрации» к заявителям, применив классическую формулу относительно того, были ли меры, предпринятые в отношении заявителей, «необходимыми в демократическом обществе», предусмотренными законом, в понимании самой Конвенции и практики Суда.

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ ЗАПЛАТЯТ ЛЮСТРИРОВАННЫМ ПОЧТИ 28 ТЫС. ЕВРО

- Следовательно, на нарушение Украиной Европейской конвенции по правам человека указал в этом случае ЕСПЧ?

- В результате рассмотрения Суд установил нарушение статей 6 п.1 (право на справедливый суд и чрезмерная продолжительность производства) и 8 Европейской конвенции по правам человека (нарушение права на частную жизнь). Суд постановил, что Украина должна выплатить каждому заявителю 5000 евро в возмещение морального ущерба. ЕСПЧ также присудил 1500 евро первому заявителю и по 300 евро остальным четырем заявителям на каждого на возмещение судебных расходов.

- Как Украина, а также другие государства-члены Совета Европы должны исполнить решения Суда, когда они вступают в силу?

- В целом с момента обретения решениями статуса окончательных государства обязаны предоставить Комитету министров Совета Европы (КМСЕ) план действий, которые государство предполагает осуществить на исполнение решений ЕСПЧ, или предоставить отчет о принятых мерах. План действий, согласно правилам КМСЕ, должен быть предоставлен государством как можно быстрее и максимум в течение 6 месяцев с даты обретения решением статуса окончательного. Выплата справедливой сатисфакции (компенсации по решению Суда) должна быть осуществлена в течение 3 месяцев от даты решения. Это прежде всего ответственность государства – определить довольно быстро, путем тщательной экспертной оценки – каким образом должно исполняться решение ЕСПЧ. Главная задача - это восстановление нарушенных прав и предотвращение последующих нарушений. Совет Европы всегда готов предоставить экспертную помощь в этом технико-правовом процессе.

В ОТНОШЕНИИ УКРАИНЫ В СОВЕТЕ ЕВРОПЫ НА КОНТРОЛЕ НАХОДЯТСЯ 566 РЕШЕНИЙ СУДА

- Какие существуют механизмы, меры исполнения решений ЕСПЧ?

- Классическими мерами общего характера в отношении исполнения решений ЕСПЧ являются институциональные, законодательные или иные практические изменения, которые могут включать в себя изменения в судебной и административной практике.

Чтобы понять контекст в отношении Украины, на сегодня на исполнении государством находится 566 решений Европейского суда по правам человека. В целом в отношении Украины было принято 1 516 решений ЕСПЧ, с момента признания юрисдикции Суда.

- О каких основных проблемах, нарушениях говорится в решениях ЕСПЧ в отношении Украины?

- Сейчас большинство решений, которые находятся на исполнении, касаются системно-структурных проблем несоответствия функционирования правовой системы Украины требованиям Европейской конвенции по правам человека. Таких решений количественно в процедуре усиленного надзора в отношении Украины больше всего, и такие решения генерируют подобные повторяющиеся нарушения прав человека. Среди этих повторяющихся нерешенных проблем наибольшие касаются деятельности судебной системы, неисполнения судебных решений против государства, чрезмерной продолжительности судебных и следственных производств, проблем независимости судебной власти (системы дисциплинарной ответственности и карьер судей), а также проблем резонансного характера, таких как отмена моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Остаются проблемными и вопросы расследования пыток, а также проблемы законности и продолжительности досудебного содержания под стражей.

ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЙ ЕСПЧ АПОЛИТИЧНЫ

- Эффективна ли система в Украине относительно реагирования и исполнения решений Суда, какие должны быть предприняты шаги для ее усовершенствования?

- Эти проблемы находятся на исполнении и в надзоре за исполнением в Комитете министров СЕ более чем 10-15 лет. В частности проблема неисполнения судебных решений, вынесенных против государства, была идентифицирована Судом впервые в 2001 году по обращению заявителей 1998 года. Такой критически недостаточный уровень реагирования на решения ЕСПЧ, которые касаются сложных правовых проблем системно-структурного характера, подтверждает необходимость комплексных реформ самой системы исполнения решений ЕСПЧ на национальном уровне, более действенных скоординированных действий всех ветвей власти для предотвращения подобных нарушений в будущем. Соблюдение требований Конвенции и исполнение решений ЕСПЧ – это сегменты международной ответственности государства.

Действия государства при исполнении решений по своей сути аполитичны – за эти юридические обязательства государство отвечает в целом, поскольку ответственность за исполнение распределена между всеми ветвями власти, в соответствии с их компетенцией.

Андрей Лавренюк, Страсбург

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-