Ольга Онищук, заместитель министра юстиции по вопросам государственной регистрации
Регистраторов "прошкиных" больше не будет
10.12.2019 09:00

В последнее время в Украине широкое распостранение получило такое позорное явление, как рейдерство при помощи фиктивных "черных" регистраторов. Пользуясь доступом к государственным реестрам, у людей нагло отбирают бизнес, недвижимость, просто переписывая права собственности на других лиц. При этом пострадавшие могут и не догадываться, что их собственность им уже не принадлежит. За несколько суток рейдер способен разрушить все, что настоящий собственник создавал годами – может вывести деньги со счетов, украсть урожай, вывезти оборудование, продать недвижимость и тому подобное. Немало горя принесли людям такие схемы. Только публичность способна хотя бы немного защитить владельцев от наглых рейдеров. В противном случае — шансов практически нет. Прекратить эти схемы взялась новая команда Минюста, в частности, заместитель министра юстиции по вопросам государственной регистрации Ольга Онищук настроена решительно. В интервью Укринформу она рассказала, какие меры принимаются, чтобы восстановить репутацию регистрационной системы.

- Преодоление такого явления, как рейдерство и наведение порядка в сфере регистрации - ключевые задачи, которое ставит перед собой ваша команда. Что уже сделано?

- Почти каждая минута моего рабочего дня посвящена именно этому направлению. Нашей командой уже сформировано видение стратегии и тактики упорядочения системы регистрации. Указанный план действий изложен в так называемой «дорожной карте». И этот план уже выполняется.

В частности, мы провели верификацию всех регистраторов. Суть верификации была довольно простой – регистратор должен был явиться в соответствующий филиала ГП «НАИС» с электронным ключом в реестры и соответствующим пакетом документов. Работник НАИС устанавливал личность такого регистратора и проводил фотографирование вместе с документом, удостоверяющим личность, и ключом к реестрам. Меры оказались очень эффективными. Особенно отличились регистраторы коммунальных предприятий – значительный их процент вообще не явились в филиалы ГП «НАИС» и, как следствие, их ключи были заблокированы.

Также Минюст принимал активное участие в продвижении законопроекта о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты права собственности № 1056-1. Сегодня это уже действующий закон. Несмотря на то, что в окончательную редакцию закона были включены не все наши «антирейдерские идеи», этот закон уже эффективно работает. Благодаря ему на законодательном уровне пресечена деятельность аккредитованных субъектов – печально известных коммунальных предприятий, которые занимались деятельностью в сфере регистрации.

По нашему мнению, именно деятельность таких коммунальных предприятия (а раньше еще и их филиалов) привела к расцвету рейдерства в Украине. По нашей оценке, коммунальные предприятия и их филиалы фигурировали в 95 % историй о рейдерских захватах и незаконных регистрациях.

Однако сейчас имеем другую проблему. Недобросовестные регистраторы этих КП пытаются трудоустроиться на должности регистраторов органов местного самоуправления. Ключевая задача Минюста – не допустить «трудовой миграции» таких регистраторов. Поэтому нами вводится ряд предупредительных мер. В частности, мы будем вводить систему спецпроверки регистраторов с опытом работы в этой сфере, которые намерены трудоустроиться в орган местного самоуправления. При этом «согласовывать» кандидатуру регистратора будет не сам регистратор, а его работодатель. Считаем, что это более эффективно, ведь вряд ли работодатель заинтересован в трудоустройстве проблемных кадров. Вообще, хочу дать совет недобросовестным регистраторам – поставить точку на своей регистрационной карьере, ведь Минюст делает все возможное, чтобы горе-регистраторы не получили ключей доступа к реестрам.

Минюст делает все возможное, чтобы горе-регистраторы не получили ключей доступа к реестрам

 Как скоро дела «черных» регистраторов, противозаконная деятельность которых широко освещалась в СМИ, появятся в суде? Как развивается, например, дело «Прошкина», «Никитиной», «Симоника» и других - удалось установить, кто эти люди на самом деле?

- Фамилия "Прошкин" настолько часто упоминалась в сюжетах о рейдерстве, что даже стала общим названием для недобросовестных регистраторов. Со стороны Минюста относительно Александра Прошкина уже предприняты всех возможные средства реагирования. С его регистрационной карьерой покончено навсегда. Ключ доступа к реестрам, выданный на фамилию «Прошкин», заблокирован, открыто уголовное производство. Также в уголовном производстве фигурирует и бывший руководитель коммунального предприятия (КП) «Правочин» Виталий Романчук, который, вероятно, входил с помощью ключа доступа Прошкина в реестры для внесения противоправных изменений. Минюст надеется, что скоро мы увидим судебный приговор в отношении Романчука и его сообщников.

Регистратор Юлия Никитина также навсегда попрощалась с профессией «государственный регистратор». Аккредитация КП, где «работала» Юлия Никитина, отменена. Ключ доступа к реестру Никитиной заблокирован. Теперь дело за правоохранительными органами. На наш взгляд, в действиях Никитиной и ее сообщников явно усматривается состав преступления. Надеемся, что дело будет доведено до суда и приговор будет вынесен.

Что касается Ярослава Симоника, то связанные с ним «кейсы» совсем недавно находились на рассмотрении Минюста. Я уже говорила о проблеме трудовой миграции бывших работников коммунальных предприятий в органы местного самоуправления. Симоник – яркий пример подобных мигрантов. Он прошел верификацию и смог устроиться на работу в Глинский сельский совет Винницкой области, где продолжил реализовывать свои регистраторские злодеяния. По состоянию на сегодня ему навсегда аннулирован доступ к реестрам. Минюст направил в Национальную полицию Украины заявление-сообщение о преступлении. Теперь судьба Симоника уже зависит от правоохранительных органов.

- Так о "черных" или виртуальных регистраторах мы больше не услышим?

- Мы предлагаем ряд мер, которые сделают невозможным существование виртуальных регистраторов. Например, проведение верификаций. Учитывая положение дел в сфере регистрации, Минюст имеет полное право на проведение повторных верификаций в любой момент. Также к таким мероприятиям относится налаживание системы взаимодействия с органами местного самоуправления, которые участвуют в контрольных мероприятиях по деятельности регистраторов и должны быть заинтересованы в том, чтобы у них работали честные кадры. Это и внедрение механизма спецпроверки регистраторов – своего рода фильтра, который поможет выявить недобросовестного регистратора. Деталей пока не называю, поскольку они находятся в разработке.

Учитывая положение дел в сфере регистрации, Минюст имеет полное право на проведение повторных верификаций регистраторов в любой момент

- Широко известны случаи, когда жалобщики обращались в Антирейдерскую комиссию предыдущего состава и получали от нее формальный отказ, побороть который можно было только взяткой (быстро и гарантированно), или в суде (долго и не гарантированно). Могут ли эти люди теперь снова обратиться в новую Комиссию со своими жалобами на действия "черных" регистраторов?

- Повторная жалоба – это не совсем правильно с точки зрения закона и логики. Так можно заблокировать работу Комиссии, засыпав ее повторными обращениями и по сути заблокировать работу департамента. Обращаю также внимание и на сроки для подачи жалобы.

Решение, действия или бездеятельность государственного регистратора могут быть обжалованы в Министерство юстиции в течение 60 календарных дней

Согласно законодательству, решения, действия или бездействие государственного регистратора, субъекта государственной регистрации прав могут быть обжалованы в Министерство юстиции и его территориальных органов в течение 60 календарных дней со дня принятия обжалуемого решения, либо со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении его прав соответствующим действием или бездействием.

- Какие меры принимаются для пресечения коррупции вокруг Комиссии?

- Первое, что сделал Министр (Денис Малюська - Ред.) – это провел изменения в персональном составе Комиссии. Изменение состава Комиссии – это простой и действенный шаг для разрушения возможных коррупционных связей. Сейчас комиссию возглавляет Первый заместитель Министра юстиции Украины Евгений Горовец – человек принципиальный, честный и профессиональный. Второе - все приказы об удовлетворении жалобы или отказе в удовлетворении подписывает Министр лично. Он внимательно изучает каждое дело, несмотря на ежедневную огромную нагрузку. Жалобы, которые по его мнению недостаточно изучены и проанализированы комиссией, он возвращает на повторное рассмотрение еще до подписания приказа. Следовательно, каждый сотрудник понимает, что никакого смысла что-то скрывать при подготовке документов нет, поскольку на каждом этапе есть «фильтры». Перед заседанием комиссии жалобы тщательно проверяю я, затем комиссия во главе с председательствующим, затем Министр перед подписанием приказа. Вряд ли что-то черное или даже полусерое сможет пробраться сквозь тройной фильтр.

- В обнародованном в сентябре этого года отчете Департамента государственной регистрации и нотариата упоминается, что в целом Комиссия приняла ряд принципиальных решений о защите законных собственников и иностранных инвесторов. О каких конкретно случаях идет речь?

- Действительно, таких решений было немало. Все случаи я перечислять не буду. Остановлюсь на самых громких делах. Это и возвращение земельных участков в Одесской области французскому инвестору – группе компаний Ашан. Об этом случак много написано в сети Интернет.

Также мы вернули недвижимое имущество, а именно административно-производственный комплекс площадью почти 21 тыс кв.м., одному из крупнейших банков Украины – «Укргазбанку».

Еще один громкий случай – рейдерский захват здания Верховной Рады, которое было перерегистрировано на физическое лицо из Луганской области. За несколько дней нам вместе с парламентом удалось вернуть здание государству. В собственность государства возвратили и Калушскую ТЭЦ. «Антирейдерская комиссия» отменила незаконную перерегистрацию этой ТЭЦ и заблокировала государственному регистратору доступ к реестру.

И таких случаев много.

Был громкий случай – рейдерский захват здания Верховной Рады, которое было перерегистрировано на физическое лицо из Луганской области

- Министр заявил, что до конца года планируется внедрить возможность рассмотрения наиболее сложных рейдерских кейсов в течение 24 часов. Какие будут критерии отнесения кейсов к «сложным»?

- Идея Министра очень дельная. Ведь в работе Комиссии важна оперативность. При рейдерских захватах время идет на часы. И цель Комиссии – обеспечить оперативную защиту. За несколько суток рейдер способен разрушить все, что настоящий собственник создавал годами – может вывести деньги со счетов, украсть урожай, вывезти оборудование и тому подобное. Конечно же, права собственника будут восстановлены, но он может понести значительные убытки из-за хозяйствования рейдера. Наша команда это понимает. И готова внедрить механизмы сверхбыстрого реагирования. Я пока не могу указать критерии разграничения кейсов к той или иной категории, поскольку это будет только мое видение, тогда как нам нужно сформировать командное видение.

При рейдерских захватах время идет на часы

В любом случае, мы будем реагировать на вопиющие случаи, где есть прямые признаки злоупотреблений, что не требует доказательств. Например, когда Комиссия видит, что регистратор совершает регистрационные действия с нарушением территориальности. Комиссия должна быстро среагировать, поскольку очень странно, когда регистрационные изменения в отношении столичной компании вносятся, например, через Глинский сельский совет Винницкой области. Объяснение псевдо-участников в таком случае или регистратора Глинского сельского совета на мнение комиссии точно не повлияют. Ведь грубо нарушена норма закона и в таких случаях регистрационную запись нужно немедленно отменять.

- На встрече с Европейской бизнес-ассоциацией Министр Денис Малюська заявил, что параллельно с реформирования судебной системы Минюст работает над развитием альтернативных инструментов решения споров. В частности над введением института независимых арбитражников. В чем будет заключаться суть инструмента?

- Действительно, Министр юстиции совершенно четко заявляет о необходимости создания альтернативы государственным судам. Также он отмечает необходимость создания системы медиации, третейских судов и арбитражей, конкурентов государственным судам.

Лично я поддерживаю данную идею. Пример из собственной практики. До прихода на должность заместителя Министра я больше 15 лет работала частным нотариусом. Сейчас нотариат Украины невозможно представить без частного нотариата. «Частный» нотариус сейчас воспринимается совершенно логично и естественно, хотя сначала эту новацию не воспринимали. При этом частный нотариус выполняет ряд полномочий, которые делегированы ему государством.

Так же люди не сразу воспринимали и появление института частных исполнителей. А в странах Европы большинство судебных решений выполняется именно частными исполнителями. Прошло несколько лет реформы и украинцы уже начали положительно и привычно воспринимать частных исполнителей. Так же должно быть с третейскими судами. Сейчас государственные суды просто завалены делами. А большинство из этих дел могли бы рассматривать третейские суды! В то же время сторонам спора также выгодна передача их дел на рассмотрение третейских судов, учитывая то, что данный суд может уделить больше внимания поиску путей примирения сторон. Также очень важно внедрять медиацию. По моему убеждению, медиация значительно разгрузила бы судебную систему. Очень много украинцев обращаются в суд, не зная, что их проблему можно решить внесудебным способом.

- Расскажите подробнее об Экспертном офисе по вопросам госрегистрации - чем он будет заниматься, какие полномочия будет иметь?

- Экспертный офис должен объединить квалифицированных специалистов. Рассчитываем, что на создание офиса выделят средства доноры - сейчас ведутся переговоры с иностранными и украинскими партнерами. Люди, которые будут работать в офисе, должны получать достойную оплату. Это и профилактика коррупции, и возможность требовать более высокие, качественные показатели их работы. Планируется, что в офисе будут работать 16 профессионалов - 10 из них будут работать с материалами жалоб в сфере регистрации, 6 специалистов, вероятно, войдут в состав Комиссии по вопросам рассмотрения жалоб. Вместе с тем хочу акцентировать внимание, что Экспертный офис не тождественен Антирейдерской Комиссии и его полномочия не сводятся к обеспечению деятельности этой Комиссии! Цель Экспертного офиса – способствовать построению идеальной системы регистрации, содействие защите прав людей. В Офисе будет создана действенная телефонная горячая линия и система оперативной обратной связи электронными средствами (мессенджеры, электронная почта, прочее). Отвечать на звонки и месседжи будет не секретарь, а именно профессиональный юрист, который сразу предоставит людям профессиональный совет относительно защиты их прав в сфере регистрации. Такой специалист должен иметь желание решить проблему человека, который обратился за помощью. При этом, независимо от того, компетенция это Минюста, или нет. Офис должен помогать гражданам в защите их прав – например, может предоставить профессиональную консультацию относительно оптимального выбора способа защиты своего права.

- Президентский Указ №837 "О неотложных мерах по проведению реформ и укреплению государства" предусматривает лишение полномочий Минюста в вопросах отмены регистрационных действий и переход исключительно на судебный порядок обжалования решений? Это значит, что Антирейдерская комиссия больше не понадобится?

- Комиссия – явление временное. Ее необходимость вызвана определенными обстоятельствами, которые должны исчезнуть. Я о рейдерстве и о нарушениях законодательства в сфере регистрации. Когда мы наведем порядок в сфере регистрации, когда рейдерство исчезнет или будет сведено до минимума – потребность в Комиссии отпадет.

Указ Президента вполне логичен, учитывая перспективу. Надеемся, что скоро Комиссия станет явлением историческим. И любые вопросы регистрации будут рассматриваться именно судами. Однако Экспертный офис продолжит свое существование, ведь в его полномочия входит не только выполнение функций Комиссии, но и разработка путей совершенствования сферы регистрации. Мы сделаем все возможное, чтобы Украина перешла на европейские стандарты решения споров – через суд, третейский суд или медиацию. И надеемся, что страницу истории с существованием Антирейдерской комиссии мы скоро перевернем.

Записала Оксана Полищук

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-