В Украине не хватает судей: выстроились очереди из дел

В Украине не хватает судей: выстроились очереди из дел

Укринформ
Почему так произошло? Изменения в Закон о судоустройстве должны были решить проблему. Однако в реальной жизни недостатки закона не дают возможности разблокировать процесс отбора судей

В Укринформе состоялся круглый стол, посвященный конкурсу на занятие должности члена Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Инициировал экспертное обсуждение проблемы Высший Совет Правосудия. Представители органов системы правосудия и эксперты искали ответы на вопросы, как преодолеть неукомплектованность судов и разблокировать формирование конкурсной комиссии для проведения конкурса на должности членов ВККСУ.

Стоп, комиссия! 90 дней – на формирование новой

На сегодня в государстве существует почти 2 тысячи судейских вакансий. Еще столько же судей не завершили квалификационное оценивание, которое было начато в соответствии с законом 2016 года как экстраординарный механизм оценки действующих судей. Это отражается на работе всей судебной системы, ведь никому не гарантируется надлежащий доступ к правосудию.

Из-за нехватки судей дела в судах назначаются через длительные промежутки – первые заседания проходят через полгода, а иногда и позже. Поэтому вопрос формирования Высшей квалификационной комиссии судей Украины, которая отвечает за отбор кандидатов на судейские должности и квалификационное оценивание, а также перевод судей, и стал стратегическим для функционирования судебной системы.

Что обусловило такую остроту проблемы? 7 ноября 2019 года вступили в силу изменения в Закон о судоустройстве, статусе судей и Высшем совете правосудия, который вступил в силу (закон 193-IX), которые определили несколько основополагающих вещей.

Первое – одномоментно была прекращена работа Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Прекращена без определения переходных процедур, механизмов на тот период, пока не будет сформирована новая ВККС по новому принципу.

Второе – срок формирования ВККС был определен крайне сжатым, учитывая оперативное решение этого вопроса, а именно - 90 дней.

Третье – формирование ВККС предусмотрено по совершенно новому принципу – без квот, на конкурсных началах.

Следовательно, на Высший совет правосудия была возложена обязанность сформировать конкурсную комиссию и ВККС, обеспечив работу обоих этих институтов.

До сих пор, однако, комиссии не созданы. С кого спрашивать?

Кто остановил процесс?

Светлана Шелест, член Высшего совета правосудия, объясняет промедление с созданием конкурсной комиссии тем, что законодатель определил состав конкурсной комиссии таким образом, что сформировать ее в ВСП не могут.

Світлана Шелест
Светлана Шелест

«Согласно закону, конкурсная комиссия должна состоять из шести человек, трое из которых – это избранные из числа Совета судей, и трое – международные эксперты, предложенные международными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения коррупции в соответствии с международными договорами. Законодатель определил таким образом, что из числа международных экспертов субъектами формирования комиссии являются международные организации, которые в свое время формировали Общественный совет международных экспертов в соответствии с Законом о Высшем антикоррупционном суде», - объясняет Шелест и отмечает, что Высший совет правосудия обратился к этим субъектам с просьбой номинировать свои кандидатуры, но не получил предложений.

Однако получил ... критику от некоторых общественных организаций: ВСП, мол, тормозит процедуру или регулирует ее таким образом, чтобы в конкурсе не участвовали международные эксперты.

Олександр Дроздов
Александр Дроздов

Александр Дроздов, президент Союза адвокатов Украины, призывает не спешить «назначать виновных в измене». Он считает сложившуюся ситуацию следствием поспешного прекращения деятельности старой ВККС.

«Я не вижу каких-то недостатков с точки зрения верховенства права, международных норм, европейских стандартов относительно проведения конкурса на занятие должности членов Высшей квалификационной комиссии судей. Я бы действовал так же: в пределах всех этих правовых вакуумов, юридических конфликтов и коллизий важно разработать механизм, который бы дал возможность провести этот конкурс. Даже если проводить его пришлось бы при сложных законодательных, а возможно, и политических условиях», - говорит Дроздов, считая, что это может быть хорошим примером для учебников как ненадлежащее использование законодательных полномочий.

Он также выразил непонимание, почему, например, он сам, как новоназначенный член предыдущего состава ВККСУ, попал, по сути, под люстрационный запрет 193-IX быть избранным в этот орган снова. По его словам, именно несовершенство закона создало нынешнюю сложную правовую ситуацию.

Андрій Овсієнко
Андрей Овсиенко

Андрей Овсиенко, Председатель Высшего совета правосудия, высказал замечание: популяризируется мнение, что единственной причиной отсутствия кандидатур от международных организаций является несогласие с некоторыми положениями формирования ВККС, но это принципиально не так.

«Да, - говорит он, - мы обращаем внимание на мнение международных экспертов, но есть немало национальных экспертов и научных учреждений, и их мнение также не может игнорироваться при обсуждении таких сложных общенациональных вопросов, как создание органов судейского самоуправления, на которые возложены такие ответственные обязательства. Глубокий анализ законов натолкнет любого юриста на определенные соображения, которые, вероятно, приведут к более глубокому пониманию проблемы», - говорит Овсиенко.

Среди отечественных учреждений, которые имеет в виду Овсиенко и которые находятся глубоко в теме, можно назвать Национальную школу судей Украины. Здесь готовили документы о конкурсе в ВККС и имеют соответствующую рабочую группу специалистов. Один из них, заместитель начальника отдела научно-методического обеспечения деятельности судов и органов судейского управления НШСУ Александр Ищенко, называет «значительным вызовом» формирование самого субъекта, который должен содействовать ВСП в реализации положений закона о конкурсе на должность члена ВККС.

Іщенко
Александр Ищенко

«Речь идет о конкурсной комиссии, у которой довольно специфический для национальной системы порядок формирования. При таком законодательстве сформировать действенную конкурсную комиссию без участия одного из субъектов, который должен предложить кандидатуру, невозможно. Поэтому нужно немедленно решать вопрос относительно процедуры формирования конкурсной комиссии», - отмечает Ищенко.

В то же время Овсиенко говорит, что критика возглавляемого им ВСП также касается процедуры конкурсного отбора кандидатов в члены ВККС. Мол, ВСП нормировали процедуру отбора, установив конкретные критерии относительно профессионального опыта и знаний, и тем самым нивелировал роль международных экспертов.

Председатель ВРУ не видит это причиной всех бед.

«У нас есть опыт формирования Общественного совета международных экспертов Высшей квалификационной комиссией. Кандидаты в общественный совет международных экспертов тоже подавали определенные документы. Они необходимы, чтобы сформировать мнение относительно каждого из кандидатов», - говорит председатель ВСП.

Почему не обойтись без международных экспертов

Галина Чижик
Галина Чижик

Тем временем Галина Чижик из Центра противодействия коррупции и Общественного совета добропорядочности подчеркивает, что надо видеть отрытый, честный и прозрачный конкурс, так как это предусмотрено изменениями в закон о судоустройстве, а не так, как это предусмотрено положением, которое утвердил ВСП. Она считает, что это положение не соответствует во многом тому закону, на основании которого оно якобы разрабатывалось.

«Высший совет правосудия почему-то позволил себе устанавливать неоправданные и незаконные преимущества для судей на конкурсе. Закон говорит, что любой юрист, который имеет 15 лет профессионального стажа, соответствующее образование и главное - добропорядочность и репутацию, может стать членом Высшей квалификационной комиссии. И не может быть преимуществом то, что у такого юриста есть судейский опыт», - говорит Чижик.

Светлана Шелест из ВСП на это ответила: «Мы только заложили принцип, что при одинаковом количестве баллов преимущество будет иметь судья. Никоим образом мы не нивелировали значимость и профессионализм других юридических профессий».

Чижик также обращает внимание на то, что в ВСП утверждают: мол, международные организации не рекомендовали экспертов из-за каких-то недостатков закона. На самом деле, говорит она, международные организации не рекомендовали экспертов из-за недостатков положений, которые утвердил ВСП.

«И представители Совета Европы, и представители Венецианской комиссии соглашаются, что привлечение международных экспертов, чтобы реформировать судебную систему Украины, - это оправданная мера», - отмечает представительница общественного сектора.

Она также подчеркивает, что международные организации не должны подтверждать квалификацию своих экспертов, кроме того, это не обязательно должны быть специалисты по борьбе с коррупцией.

В свою очередь председатель ВСП Овсиенко зачитал норму закона, согласно которой международные эксперты должны быть предложены международными и иностранными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения коррупции.

«Толковать это можем любым образом, но я лишь процитировал норму закона, которая определяет требования к этому элементу конкурсной комиссии», - парировал Овсиенко.

Он напомнил, что на основе рекомендаций предыдущей ВККС Высший совет правосудия успел подать президенту представление на более 100 судей. И, таким образом, количество судей, которые не осуществляют правосудие, в течение двух лет значительно сократилось.

В итоге большинство участников круглого стола согласились с тем, что закон 193-IX требует изменений и усовершенствований.

Павел Ризаненко

Видео с круглого стола смотрите здесь

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-