Медицинская реформа: похоже, возвращаемся к койко-местам...

Медицинская реформа: похоже, возвращаемся к койко-местам...

Аналитика
Укринформ
Украине нужно не сворачивание медицинской реформы, а ее улучшение, признание и исправление ошибок. О чем речь?

Руководство Минздрава и профильного комитета озвучили свои планы в работе над ошибками при продвижении медреформы. И сказанное воспринято по-разному медицинским сообществом и общественностью  – от полного одобрения до протестов. Общество и поныне не может понять, как должна быть реформирована сфера здравоохранения и куда она движется. Первый этап отрасль небезуспешно прошла, а на пороге второго застряла. Никто не рассчитывал, что воплощение второго этапа медреформы совпадет по времени с пандемией, беспрецедентными мерами безопасности и экономическим кризисом. Понятно, что в такие времена ресурсов на продолжение структурных перестроек не хватает. Но проблема еще и в том, что меняются ответственные чиновники, и у каждого свое видение реформ. И почему при этом нет согласия насчет выбранного пути. Неужели нельзя наконец сесть и вместе договориться, какую модель медицины строить, чтобы всем – и пациентам, и медикам, и государству было выгодно? Чтобы сразу продуманно и без ошибок. Если для этого в очередной раз нужно вновь выслушать аргументы «за» и «против», то пожалуйста, к вашему вниманию.

Законодатели: исправить ошибки – дать больше денег всем

Правда в том, что реформа имеет как большие плюсы, так и очевидные минусы. И перед руководством государства сегодня стоит задача сохранить плюсы и срочно исправить ошибки, считает Михаил Радуцкий, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования:

– Итак, первая ошибка, которую мы немедленно начинаем исправлять – это недостаточное финансирование. В условиях дефицита финансирования ни одна реформа не будет иметь успеха! Поэтому Комитет здоровья нации настаивает на необходимости увеличения финансирования системы здравоохранения в следующем году вдвое – до 6% ВВП. Процесс формирования бюджета 2021 года уже начался, и мы призываем правительство и парламент пересмотреть размер финансирования медицины.

Михайло Радуцький
Михаил Радуцкий

Что же касается этого года, то в условиях кризиса в экономике и пандемии наиболее приоритетным является вопрос сохранения медицинских кадров и медицинских учреждений. Поэтому мы вносим изменения в закон «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения», что позволит всем медицинским учреждениям получить финансирование на уровне не меньшем, чем в 2019 году. Дополнительно за счет пакетов медицинских гарантий будут финансироваться экстренная медицинская помощь, лечение коронавирусной инфекции, инфарктов и инсультов.

Вторая наша задача – уже сегодня срочно поддержать всех наших медицинских работников. Ведь все они находятся на передовой борьбы с коронавирусной инфекцией! Правительство дополнительно найдет более 11 млрд. грн. на зарплаты медикам. Для многих категорий медицинских работников повышение составит 50%. Мы как законодатели сделаем все возможное, чтобы изменения в бюджет были максимально быстро утверждены. И повышение зарплат состоялось в запланированные сроки!

Третья задача – мы немедленно начинаем процесс внесения изменений в законодательство, которые позволят Минздраву разработать и утвердить национальные протоколы лечения и стандарты качества. Именно на основе национальных протоколов и стандартов будут рассчитываться тарифы пакетов медицинских услуг. И уже со следующего года наши медицинские учреждения начнут получать от государства за оказанные пациентам услуги ровно столько, сколько эти услуги реально стоят на рынке, а не как они стоят сейчас.

И четвертое направление – увеличивая финансирование, мы должны одновременно и повышать уровень ответственности медицинских учреждений перед пациентами. Решить эту проблему поможет система страхования ответственности врачей. Во многих странах мира страхование профессиональной ответственности медицинских работников обязательно. И, по мнению Комитета, введение такой системы в Украине должно стать частью медицинской реформы.

Главные врачи : «Мы не ради такой медицины готовились»

В ходе дискуссии в Украинском кризисном медиа-центре на тему «Почему нельзя сворачивать реформу здравоохранения» представители медицинского сообщества выразили свою позицию.

Игорь Змысля, директор Сумской областной детской больницы:

“До апреля многие (из руководителей заведений. – Ред.) не делали ничего в ожидании того, что реформа не состоится. К большому сожалению, потерянное время для руководителей этих учреждений сейчас становится критическим. Отсрочка реформы на данном этапе, на мой взгляд, вообще невозможна в этих условиях, когда мы переключились на новое финансирование от Нацслужбы здоровья. Мы начали работать как предприятия и с новыми полномочиями как предприятия, что дает нам новые возможности – тратить средства на развитие. Большая проблема в том, что с переходом на новую систему здравоохранения многие вопросы еще не решены. Но в процессе реформирования такие вопросы не решаются одномоментно. Отмена не возможна, отсрочка не имеет никакого смысла, поэтому мы за реформу и мы работаем”.

Елена Колоденко, директор центра первичной медико-санитарной помощи №3, г. Одесса:

“Если до начала реформы наше учреждение получало 2 млн грн ежемесячно, то сегодня – около 3 млн. Это позволило нам вкладывать деньги в материально-техническую базу и повысить заработную плату врачам и медицинскому персоналу. Но главное, что нам дали возможность получать не только средства от НСЗУ, но и иметь другие источники финансирования для учреждения. Очень важно сотрудничать Департаменту здравоохранения с финансовым департаментом городского совета, чтобы формировать местные программы, чтобы оказание медицинской помощи было действительно качественным. Когда мы говорим о системе оказания медицинской помощи, то нельзя реформировать одно звено, а про другое забывать».

Владимир Красёха, главный врач Вознесенской многопрофильной больницы (Николаевская обл):

«Сегодня пробуют сделать откат назад, чтобы финансировать учреждения по старой советской системе. Неуспешные заведения с неэффективными управленцами знали, что они могут закрыться или их нужно оптимизировать. Мы говорили им об этом – превращайтесь в больницы планового лечения, диагностические центры, а не держите пустые здания без пациентов, которые годами не приезжают туда. Мы искали гранты, проекты и все возможные меры для увеличения финансирования, чтобы купить оборудование и увеличить зарплаты врачам. Теперь после этого, как мы в первый месяц получили на миллион больше финансирования, чем было раньше, то выплатили премии работникам инфекционных отделений, мобильных бригад по борьбе с COVID-19, не дожидаясь средств от государства. Мы утвердили платные услуги и видим потребность в этих официальных платных услугах, которые экономически целесообразны и доступны пациентам. Мы хотим работать честно и в правовом поле, а не возвращаться в советскую систему, где пишутся списки и берутся благотворительные взносы. Это не медицина. Мы не ради такой медицины готовились».

Информация от НСЗУ: кто как работал – тот так и получил

Второй этап трансформации системы здравоохранения начался 1 апреля. По данным НСЗУ, уже заключены договоры с 1645 специализированными учреждениями. 64 – это частные и ФЛП. По договорам НСЗУ уже выплатила более 5 миллиардов гривень. 954 учреждений по договору с НСЗУ получили больше, чем за субвенцией.

Например, Уманская городская больница по субвенции получала 26,5 миллионов гривень, по контракту с НСЗУ – почти 110 миллионов; Черниговский центр современной онкологии по договору получил на 52 миллиона больше, чем по субвенции. Киевская городская больница №8 – на 20 миллионов больше. Больше средств получили те больницы, которые лучше оснащены и имеют лучших специалистов. Которые смогут оказать лучшую помощь пациентам. И в этом – смысл тех изменений, которые с 01.04 происходят. Чтобы человек, который будет нуждаться в медицинской помощи, мог ее получить, при этом не испытывая финансовых затруднений. Сейчас тарифы отражают выделенное финансирование.

НСЗУ также за рост объема средств на систему здравоохранения. Но и за рациональное использование имеющихся ресурсов. Для того, чтобы пациенты могли получить более качественную помощь. А эффективные больницы – больше средств. На сегодня в электронной системе здравоохранения уже выписано 100 тысяч электронных направлений, электронные медицинские записи ведутся для более 2 миллионов пациентов. Это электронные данные, на основании которых будут приниматься системные решения в формировании следующих шагов трансформации.

Оппозиция: все властные заявления – блеф

Ольга Стефанишина
Ольга Стефанишина

Последние заявления министра и действия чиновников свидетельствуют о том, что реформу здравоохранения хотят отменить и откатить все назад в прошлое, отметила в комментарии Укринформу Ольга Стефанишина, народный депутат от партии Голос, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования

– Систему финансирования хотят вернуть к той, которая в Украине была 30 лет. Это разрушительная система, и она просто добьет отечественную медицину. Дофинансировать отрасль, конечно, нужно, но останавливать для этого реформу – нельзя. Слова Степанова "реформа не сворачивается, но требует существенных изменений" – блеф. Потому что это не просто изменения, Минздрав предлагает вернуться к старой системе финансирования. А это – убийство реформы. Я благодарна коллегам из комитета, которые стали на защиту медреформы, среди них также и врачи по профессии. Рассчитываю снова на то, что депутаты не позволят разрушить реформу.

Критики реформы: новые предложения власти – то, чего мы ждали

Костянтин Надутий
Константин Надутый

Константин Надутый, председатель правления Всеукраинского врачебного общества радуется тому, что сообщество наконец услышало значительную часть из того, о чем критики говорили и о чем предупреждали несколько лет подряд.

– Не обошлось без "изюминки" – "страхование профответственности врачей". Надо понимать, что это не подарок, а неотъемлемая часть стоимости услуг. И без введения врачебного самоуправления "изюминка" выглядит просто, как новая схема с высокой маржинальностью, ведь случаев привлечения врачей к такой ответственности на сегодня – по пальцам на одной руке.

Но в целом явный прогресс. Правда, за то, что у нас называют снисходительно "ошибками", в правовых государствах наказывают по закону, потому что стоимость этих ошибок – миллиарды недополученного отраслью финансирования и бесчисленное количество человеческих потерь, как из-за неполучения необходимой помощи, так и из-за бегства отсюда от таких перспектив.

Министра можно поблагодарить. Большинство из тех, кто стоял на сцене рядом с ним, еще месяц назад были в восторге от реформы и тянули нас в пропасть. Ему хватило мужества и убежденности открыть глаза Президенту и публично назвать вещи своими именами. Что будет дальше – поживем увидим.

Идеологи реформы: о возможных механизмах ее отмены

Павло Ковтонюк
Павел Ковтонюк

Заявление министра здравоохранения Максима Степанова о пересмотре реформы финансирования означает фактический отказ от реформы, утверждает экс-заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк.

– Они оставляют Национальную службу здоровья Украины (НСЗУ), но фактически превращают ее в передатчика субвенции, возвращаются к финансированию по принципу "просто раздать всем деньги". Это не улучшит ситуацию в медицине и только приведет к сокращению финансирования клиник, которые благодаря лучшей подготовке и приложенным усилиям смогли увеличить свое финансирование. Те клиники, которые пытались что-то делать, готовились, старались хорошо работать и получили больше финансирования, теперь получат меньше. У нас всегда те, кто лучше работает, платит за популизм, за то, чтобы заплатить тем, кто не готовился и не старался.

При этом есть механизмы отмены реформы, которые могут быть применены при наличии консолидированной политической воли. В частности, могут внести изменения в закон о государственных финансовых гарантиях (о медреформе. – Ред.) закона о госбюджете. При предыдущих двух министрах не было такой консолидации, министры не занимали каких-то явных позиций, поэтому реформа продолжалась. Сейчас я вижу, что министр имеет за собой поддержку.

На сегодня бюджет не имеет средств для заявленных министром Степановым изменений, в частности, средств на выделение дополнительных 11 млрд грн для увеличения зарплаты медикам нет. Власть будет прикрываться тем, что сейчас COVID-19, что мы тратим дополнительные ресурсы, но пока что не известно, где взять дополнительные ресурсы. Даже не нужно быть министром финансов, чтобы понимать, что у нас в апреле экономика упала на 4%, что она в мае упадет, и все лето будет падать. Там не только не будет дополнительных 11 млрд грн, но, возможно, будут еще и снимать что-то из медицины в конце года, чтобы выплачивать пенсии. Это все предлоги, чтобы отменить реформы.

Юлия Горбань, Оксана Полищук, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-