Валерий Бойко, руководитель Украинского центра оценивания качества образования
Существенной разницы в сложности тестов ВНО в этом и прошлом году нет
Аудио 04.08.2020 16:20

августа в Украине началась регистрация электронных кабинетов поступающих. То есть все, кто прошел горнило внешнего независимого оценивания (как мама нынешней абитуриентки, не побоюсь употребить именно это слово), получили свои баллы, выдохнули с разной степенью облегчения, зарегистрировали кабинеты для подачи электронных заявлений на поступление в высшие учебные заведения и ждут 13 августа, когда вузы обнародуют рейтинги и станет понятно, в какой из них ты попадаешь прямо в объятия, а о поступлении в какой еще надо понервничать.

Желаю всем поступить в выбранный вуз, а пока предлагаю интересный и содержательный разговор с руководителем Украинского центра оценивания качества образования, который подробно рассказал:

Были ли тесты в этом году легче, чем в предыдущие годы?

Что из запрещенных предметов пытались пронести на пункты тестирования?

Как дистанционное образование повлияло на знания нынешних выпускников?

Почему снизили порог «сдал\не сдал»?

Стоит ли бояться обязательного теста по математике, который введут со следующего года?

Кто чаще всего подает апелляции на свои результаты?

Почему участие репетиторов в ВНО неэтичное и даже позорное явление?

НА ВНО В ЭТОМ ГОДУ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛОСЬ БОЛЕЕ 370 ТЫСЯЧ АБИТУРИЕНТОВ

- Валерий, сколько всего человек приняло участие в нынешнем ВНО?

- На тестирование в этом году зарегистрировалось более 370 тысяч абитуриентов на 11 традиционных предметов. Всего участники этого года выбрали более 1 млн. 200 тыс. тестирований.

Но, если говорить про общую статистику, стоит обозначить ключевые моменты: когда мы запускали организационно-технологические процессы, и в первую очередь регистрацию на ВНО-2020, мы лишь только слышали, что происходят какие-то неурядицы, связанные с новым типом вируса где-то в далеком Китае.

Регистрация традиционно продолжалась в течение двух месяцев (февраль и март), и фактически на ее завершающем этапе стало понятно, что страна идет в глубокий локдаун. Все закрывалось на карантин, что создало новые трудности для абитуриентов – не все на завершающем этапе регистрации смогли должным образом сформировать пакет документов (сфотографироваться, сделать запрос на получение свидетельства об общем среднем образовании, сделать копии документов). То есть, часть абитуриентов из-за обстоятельств, не зависящих от них, не смогли принять участие в финализации своей регистрации.

Поэтому на уровне министерства было принято решение о предоставлении возможности дополнительной регистрации (чего не было раньше никогда). Те, кто не успел, имели возможность финализировать свою регистрацию в конце мая – начале июня.

- Карантин поставил перед вами также вызов, связанный с организацией самой процедуры – измерение температуры, масочный режим…

- Да. Наши традиционные требования для абитуриентов мало касались, скажем так, мер личной гигиены – мы раньше не контролировали, с чистыми ли руками они приходили на пункт тестирования, не контролировали состояние здоровья, не проверяли температуру. А в условиях пандемии это стало для нас вызовом номер один, потому что нужно понимать ежегодную концентрацию огромного количества абитуриентов в аудиториях! Это более 370 тысяч абитуриентов и 217 тысяч работников пунктов тестирования, которые обеспечивают организационные процессы. Огромная масса людей должна была находиться одновременно в определенном месте, что вызвало обеспокоенность, поэтому на уровне министерства образования было принято решение о двух сценариях прохождения внешнего независимого оценивания в этом году.

Первый сценарий (который мы реализовали) – это отсрочка всех наших процессов на месяц. Традиционно мы должны были провести сессию ВНО с конца мая и в июне уже все завершить и выдать результаты. В этом году – первый экзамен по математике состоялся 25 июня и сессия продолжалась вплоть до 29 июля (когда были объявлены пороговые баллы по всем предметам и на персональных страницах участников ВНО были размещены их задания).

Второй сценарий – это отсрочка проведения ВНО аж на август, то есть продление периода нервного напряжения среди абитуриентов, выпускников, а также огромного количества людей, которые переживают за судьбу ребенка.

Мы должны были провести внешнее независимое оценивание (ВНО), результаты которого используются для поступления в заведения высшего образования по шкале 100-200 рейтинговых баллов и государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме ВНО, где полученный результат (по шкале 1-12 баллов) должен был быть вписан в приложение к свидетельству о среднем образовании.

В последний момент на высшем государственном законодательном уровне приняли закон, который предоставил право выпускникам самостоятельно решать, насколько им нужна оценка государственной итоговой аттестации, то есть статус ГИА как обязательного экзамена утрачен.

ТРАДИЦИОННАЯ ЯВКА НА ВНО В ОБЫЧНЫЙ ГОД СОСТАВЛЯЕТ 93 ПРОЦЕНТА, В ЭТОМ ГОДУ ФАКТИЧЕСКИ КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ НЕ ЯВИЛСЯ

- И именно из-за отмены обязательной ГИА явка была значительно ниже, чем в предыдущие годы. В некоторых областях на тестирование не явилось до 50 процентов зарегистрировавшихся. То есть ВНО проходили дети, почти исключительно мотивированные на поступление в вузы. Как это повлияло на средний уровень продемонстрированных знаний?

- Для того, чтобы корректно ответить на этот вопрос, нужно понимать природу выборки наших участников. Действительно, львиная доля участников ВНО – это выпускники нынешнего года учреждений общего среднего образования, меньше, но тоже массовая часть – это участники, которые являются соискателями полного общего среднего образования вне школы (учреждения высшего образования І и ІІ-го уровня аккредитации: профессионально-технические училища, техникумы, колледжи). Третья, самая маленькая группа участников – это выпускники прошлых лет, те, кто по разным причинам в свое время не сдавали ВНО, или сдавали раньше и не преодолели порог.

Когда принималось решение о переводе ГИА из статуса обязательного в статус по выбору добровольно, мы понимали, что потеряем в первую очередь соискателей полного общего среднего образования в учреждениях профессионального образования и высшего образования І и II уровня аккредитации, которые не собираются поступать в учреждения высшего образования III и IV уровня (институт, консерватория, академия, университет). Поэтому средняя неявка по Украине – примерно треть.

В разных областях этот уровень разный, но, если традиционная явка в обычный, не экстремальный год, составляет 93 процента, то в этом году фактически либо каждый четвертый, либо каждый пятый, либо каждый третий участник по разным предметам не явился. Остались выпускники нынешнего года, которые целенаправленно готовились ради поступления в заведения высшего образования.

Тесты, которые мы предложили в этом году, по сравнению с прошлым по своему уровню сложности примерно одинаковые. Традиционно оптимальные по уровням сложности тест по украинскому языку и литературе и математике. Также можем говорить, что тест по английскому языку (иностранным языкам) оказался значительно легче, чем в прошлом году.

ФАКТОР, КОТОРЫЙ СЫГРАЛ НЕ В ПОЛЬЗУ РЕБЕНКА - ЭТО ТО, ЧТО МЫ НЕ СМОГЛИ В ЭТОМ ГОДУ ПРОВЕСТИ ПРОБНОЕ ВНО

- Вы считаете, что тест по английскому языку был легче? Потому что мне довелось услышать много нареканий, что якобы в этом году английский язык и история были сложнее, чем в предыдущие годы. Или это каждый год так говорят?

- Каждый год такое говорят. Но определенный фактор, который сыграл не в пользу ребенка - это то, что мы не смогли в этом году провести пробное ЗНО. Пробное ВНО проводится с единственной, но очень важной целью – ознакомления с процедурой, чтобы четко понимать свой каждый шаг от момента вхождения на пункт прохождения тестирования, ознакомления с тетрадью, самой процедуры и вплоть до выхода из пункта.

Это совершенно разные психологические ситуации: когда ребенок дома полистал тетрадь в комфортных условиях, заглянул в учебник, проконсультировался с учителем, и когда он сидит в аудитории один на один, перед ним только тетрадь, ручка и бланк.

А насчет нареканий, что якобы были сложные тесты, то в такой ситуации я всегда говорю, что без статистики вы лишь еще один человек со своим особым мнением.

На сегодня мы имеем статистические материалы прошлого и нынешнего года и можем сказать (даже с учетом изменения качества выборки, которая к нам пришла), что существенной разницы в сложности тестов нынешнего и прошлого года нет.

Традиционно сложными остаются тесты по физике и химии. Это те предметы, которые требуют, возможно, более основательных знаний не только по предмету, а еще и по математике, поскольку физика и химия - предметы, которые без нее не освоишь.

Что касается истории Украины, то к нам каждый год обращаются и пытаются апеллировать к содержанию заданий. Но мы абсолютно честны и открыты перед всеми: мы раскрываем тетради, а затем публикуем отчеты. У всех есть возможность сравнить содержательно и статистически все, что было в предыдущие годы, и самостоятельно сделать вывод, какой сложности был тот или иной тест.

Кстати, в этом году претерпели определенные существенные точечные изменения еще и программы, это также повлияло на овладение детьми учебного материала.

И не надо забывать, что с марта все перешли на дистанционную форму обучения. Одно дело – ежедневная кропотливая работа в аудитории, постоянная коммуникация, общение с учителем, выполнение домашних заданий, а другое дело, когда только Zoom-уроки, Zoom-конференции, и, возможно, не такой плотный контроль со стороны родителей и учителя.

И все же, в этих условиях проявилась, возможно, самая большая компетенция, которая понадобится ребенку в жизни, - это умение самостоятельно организовывать собственную жизнь и самоконтроль – когда с 9-ти часов до 14-ти ты должен добросовестно работать, несмотря на то, что сидишь в родных стенах собственной комнаты.

ВЫПУСКНИКИ НЫНЕШНЕГО ГОДА МАЛО ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ВЫПУСКНИКОВ ПРОШЛОГО - ПРОВАЛА В ЗНАНИЯХ МЫ НЕ НАБЛЮДАЕМ

- Итак, можем говорить о высоком уровне продемонстрированных знаний, даже несмотря на дистанционное обучение?

- Я бы сказал, что выпускники нынешнего года мало чем отличаются от выпускников прошлого года – они примерно одинаковы по своему уровню знаний. И, учитывая, что фактически с марта не было живого обучения, провала мы также не наблюдаем.

Мы не можем сейчас, по итогам ВНО, сразу сказать, что дистанционное обучение - это супер. Но мы не можем также сказать, что это плохо. Можем сказать одно: те, кто добросовестно организовал собственную жизнедеятельность и обучение в этот период, получили лучший результат, это правда.

- В этом году также был снижен проходной порог «сдал/не сдал». Это было вызвано, собственно, переходом на дистанционную форму обучения?

- Да, в том числе и этим. Должен сказать, что перед тем, как 16, 23 и 28 июля заседала экспертная комиссия по определению результатов, на местах, в региональных центрах, прошла кропотливая работа специалистов-экспертов, которых мы привлекаем к работе по формированию предложений порогового балла того или иного учебного предмета.

Как правило, это 9 региональных групп, в которых работает более 50 специалистов. Они решают тест самостоятельно и отвечают фактически на два вопроса: «Какова вероятность, по вашему мнению, выполнения этого задания минимально подготовленным абитуриентом?» Специалист читает задание и ставит процент. Затем этот процент аккумулируется, и выстраивается, скажем так, статистическое предложение в виде порогового бала - это ответ на первый вопрос.

Второй вопрос, на который специалист, проанализировав тест, должен ответить: «Какой процент абитуриентов, по вашему мнению, не преодолеет установленный порог, не решит этот тест». Формируется второе предложение - кто-то говорит 2%, кто-то говорит: «Да вы что, в моей сельской школе дети с этим не справятся, скорее всего 30% не преодолеют». И эта информация аккумулируется.

Дальше все поступает в рабочую группу Украинского регионального центра, и мы выносим предложения на рассмотрение нашей комиссии.

То есть, это не с потолка взята цифра, это аккумулированный, обобщенный показатель работы десятков людей по всей Украине, специалистов, которые представляют абсолютно все наше образовательное пространство. Здесь и учителя обычной школы, и гимназий, и заведений высшего образования, и методисты Института повышения квалификации учителей, есть учителя из села, города.

Есть разные регионы, с разным социально-экономическим, людским, природным, техническим потенциалом, и когда эксперт работает, он должен постоянно учитывать особенности жизнедеятельности каждого региона, и кроме того, учитывать обстоятельства в целом в государстве.

В этом году эксперты приняли во внимание, в первую очередь, карантин, дистанционное обучение в течение марта, апреля, мая, и предложили адекватный нынешним реалиям порог. Например, по украинскому языку и литературе (это самый массовый предмет, поскольку он необходим и физикам, и лирикам) в прошлом году пороговый балл был 23 и его преодолели 84%, в этом году он 22, его преодолели уже 92%.

ГВАЛТ В СОЦСЕТЯХ, ЧТО МЫ ОДНИХ НЕДОУЧЕК БЕРЕМ В ЗАВЕДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЭТО МАНИПУЛЯЦИЯ

- Пороговые баллы, утвержденные комиссией, были снижены на 1-2 балла, что вроде и хорошо для тех, кто сдавал тесты, но, тем не менее, у некоторых это вызывало обеспокоенность. Чем это объяснить?

- Разница небольшая, но за ней – сотни судеб детей, сотни абитуриентов, которые получили пусть и минимальную оценку – 101, 102, 103 балла, но могут претендовать на поступление в заведения высшего образования.

И когда начинается гвалт в социальных сетях, что мы одних придурков или недоучек берем в заведения высшего образования, - это неправда, это манипуляция. Мы предоставили ребенку лишь шанс участвовать в конкурсном испытании. Есть рычаги как государственного уровня, так и местного (уровня самого заведения высшего образования) принимать решение – хочешь, чтобы у тебя учились лучшие, пожалуйста, устанавливай свой конкурсный балл на уровне 150, как, например, это сделано на медицину.

Ставьте хоть 175 проходной балл, но в этом случае ректор должен хорошо подумать: с одной стороны, он хочет взять лучших, а с другой – хочет заполнить весь лицензионный объем, чтобы имели работу все доценты, профессора и преподаватели.

Рычаги регуляции своего желаемого абитуриента есть и у государства, и у университета: государство четко определило в условиях приема в заведения высшего образования в 2020 году, что на бюджет может поступать только тот абитуриент, у которого результаты не ниже 125 баллов.

То есть, все те 8 процентов абитуриентов (которым мы, снизив порог, дали возможность получить оценку 101, 102, 103, 104, 105 баллов), на бюджет даже претендовать не могут! Но за контрактные места, возможно, поборются.

Поэтому снижение порогового балла лишь смиксовало социальное напряжение и выжидание, в котором жило наше общество с марта, и не на много, но все же расширило возможности для определенной категории абитуриентов.

- Традиционно есть регионы, в которых каждый год низкий балл ВНО: Закарпатье, Буковина например. Вы даете какие-то рекомендации областным управлениям образования, чтобы этот дисбаланс преодолеть?

- Мы фактически поставили диагноз, мы констатируем из года в год, что у нас есть депрессивные (с точки зрения только лишь образования) регионы, как правило, это наша Закарпатская и Черновицкая области. Эти регионы в первую очередь связаны с национальными меньшинствами: на Закарпатье концентрация венгероязычного населения, в Черновицкой области - румыноязычного. Не все они на должном уровне владеют украинским языком, а это единственный предмет, который требуется обязательно на любые направления образования.

Мы не научно-методическое учреждение, для этого есть Институт педагогики, Национальная академия педагогических наук, Украинский институт развития образования, Институт модернизации содержания образования, это их задача - работать с учителями, с детьми и предоставлять им методический, методологический инструментарий, чтобы они поднимали уровень подготовки наших детей.

Единственное, что обеспечивает Украинский центр, учитывая особенность этих регионов (и частично еще Одесской области) - уже третий год подряд для этих детей мы предлагаем так называемый адаптивный порог, он меньше традиционного общенационального.

По украинскому языку и литературе в этом году он был 15 по сравнению с 22 баллами. Это означает, что все абитуриенты, язык которых не принадлежит к славянской группе языков (венгры, румыны и молдаване), получают оценку в интервале от 15 до 22 баллов 100 баллов. Но эти 100 баллов открывают перед ними дверь конкурсного поступления, они имеют возможность подавать свои сертификаты. Это решение было принято на уровне Кабинета Министров, было соответствующее постановление и оно появилось только благодаря принятию Закона Украины «Об образовании», в котором было впервые предложено понятие особые образовательные потребности и возможность адаптации образовательных процессов в соответствии с теми или иными особыми потребностями ребенка.

В этом направлении мы удовлетворяем потребности наших регионов с недостаточно высоким или неудовлетворительным уровнем общеобразовательной подготовки, но, кроме того, по другим предметам мы к ним относимся так же требовательно, как и к украинцам, россиянам или полякам. Для этих детей мы предлагаем все тестовые тетради в переводе на языки национальных меньшинств (на венгерском, румынском, молдавском, польском, русском языках). Мы каждый год планируем сделать перевод на крымскотатарский язык, но, к большому сожалению, из-за отсутствия реальной школы с крымскотатарским языком обучения такие переводы мы не осуществляем.

В ОБЕИХ ФОРМАТАХ ТЕСТА ПО УКРАИНСКОМУ ЯЗЫКУ УРОВНЯ "СТАНДАРТ" ЗАДАНИЯ БУДУТ ОДИНАКОВЫМИ И ДЛЯ ФИЗИКОВ, И ДЛЯ ЛИРИКОВ

- Уже известно, что формат теста по украинскому языку и теста по математике в следующем году будет изменен. Можете подробнее об этом рассказать?

- Здесь надо напомнить предысторию. С момента принятия Закона «Об образовании» наибольший, не только общественный, но и международно-дипломатический резонанс вызвала так называемая статья 7 Закона об образовании «Язык обучения». Больше всего это возмутило (и по сегодняшний день не дает покоя) венграм, они крайне недовольны, что только начальное образование должно получаться на родном языке.

Министерство образования приняло решение и была разработана так называемая «дорожная карта» по имплементации статьи 7 Закона Украины «Об образовании», согласно которой на Украинский центр возложена разработка для представителей национальных меньшинств тестов по украинскому языку исключительно уровня «стандарт».

Далее в процессе дискуссии и обсуждения вырисовалась окончательная картина, каким должен быть инструмент оценивания, начиная с 2021 года.

Таким образом, Украинский центр будет разрабатывать два инструмента – тест по украинскому языку уровня «стандарт» - минимального уровня требований к знаниям наших выпускников по украинскому языку и литературе. (Этот тест будет применяться ко всем соискателям полного общего среднего образования в 2021 году, независимо от того, на каком языке они получали образование и в каком профильном или непрофильном классе учились).

Второй инструмент, который мы будем разрабатывать – это полноценный тест по украинскому языку и литературе – туда будет включен блок аттестационных заданий по украинскому языку уровня «стандарт», добавлено определенное количество заданий повышенного уровня сложности по языку, плюс полноценный тест по литературе.

- Можно говорить, что тест уровня «стандарт» станет немного легче, а полноценный – усложнится, по сравнению нынешним?

- Думаю, что нет. Ребенок, который будет сдавать то ли минимальный, то ли полноценный тест, все равно будет писать собственное высказывание, то есть будет демонстрировать свои навыки письменной речи, умение строить собственное мнение, высказывать тезис, аргументировать его, приводить примеры, делать вывод.

Но в обеих форматах теста в субтесте по украинскому языку уровня «стандарт» аттестационные задания будут одинаковы и для всех - что для физиков, что для лириков, и оценка за него составит 1-12 балла для государственной итоговой аттестации.

Вторая новация, которая вводится со следующего года – это четкая дифференциация на направления подготовки уже в заведениях высшего образования. Сейчас, независимо от того, физик вы или лирик, вы сдаете полноценный тест по украинскому языку и литературе, все, точка. Вы должны знать все ударения, правильно написать собственное высказывание и поработать с литературоведческим материалом.

Со следующего года ситуация меняется. Теперь, если вы хотите поступать на естественно-математическое направление, быть фармацевтом или архитектором - вы сдаете только тест по украинскому языку уровня «стандарт» и поступаете на желаемое направление подготовки.

Если же вы хотите поступать на общественно-гуманитарные направления подготовки, то, пожалуйста, необходимо будет выполнять полноценный тест по украинскому языку и литературе.

95 ПРОЦЕНТОВ АБИТУРИЕНТОВ ЕЩЕ ДО КОНЦА НЕ ЗНАЮТ, КУДА ХОТЯТ ПОСТУПАТЬ, ПОСКОЛЬКУ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ВЕДЕТСЯ НЕ НА ДОЛЖНОМ УРОВНЕ…

- Абитуриент сразу при регистрации будет выбирать, какой тест сдавать?

- Да, на момент регистрации у него будет выбор, будут два окошечка, что выбирать.

Однако надо понимать природу наших выпускников. Я думаю, что 95 процентов из них еще до конца не знают, куда они хотят поступать, поскольку, к большому сожалению, профориентационная работа в нашей школе ведется не на должном уровне…

Поэтому мы прогнозируем, что львиная доля детей будут выбирать вот этот полноценный тест, потому что, выполняя его, вы получаете две оценки – за украинский язык и за украинский язык и литературу. И тогда, имея два результата, решаете что-то для себя.

- О тестировании по математике расскажете? Этот экзамен со следующего года становится обязательным для ВНО.

- Что касается математики. Определенной огласки получило событие, связанное с участием Украины в международном сравнительном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment – международное исследование качества образования, проходит раз в три года).

В 2018 году мы обнародовали результаты, и они оказались неутешительными. Хотя, абсолютного провала Украина не продемонстрировала не только на уровне всех стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития, а даже среди референтных стран, с которыми корректнее всего сравнивать наши результаты, - это, например, Грузия, Молдова, Польша, Словакия.

Мы не пасем задних, но результат в определенной степени шокировал наш образовательный истеблишмент, поэтому было принято решение уделить значительно большее внимание изучению математики в школе.

Учебный год – 20/21 – на самом высоком государственном уровне объявлен Годом математики и разработан комплекс мероприятий, утвержденных Кабмином, реализация которых должна подтвердить, что уровень математического образования у нас вырос.

Поэтому с 2021 года тестирование по математике становится обязательным на ВНО, но для ГИА – субтест один для всех, а для поступления – два разных: математика уровня «стандарт» и математика уровня «профиль».

У нас есть четкая профилизация изучения математики в старшей и средней школе, сильные физико-математические школы и лицеи, где дети реально живут математикой. Но даже в школах математического профиля этот предмет преподается 8-9 часов в неделю, а в обычной школе - это 2-3 часа в лучшем случае.

Поэтому принято решение (поскольку есть разница в часах изучения, глубине и широте изучения предмета, а математика становится обязательной), что оценка государственной итоговой аттестации должна также быть разной: для выпускников математических школ своя оценка ГИА (1-12 баллов), а для непрофильных - своя (1-12 баллов).

Если в ситуации с украинским языком у нас одна оценка ГИА по языку и два разных теста: по языку и по языку и литературе, то здесь мы предлагаем абитуриентам полноценный одинаковый тест для поступления. Но в нем будет часть уровня «стандарт» (которая будет засчитываться как оценка ГИА) и более сложные задачи, которые изучаются на профильном уровне, и за это все будет ему засчитываться оценка ГИА.

Но если он хочет поступать в заведение высшего образования, то должен выполнить весь тест, независимо от того, в каком учреждении учился.

- Вот это и пугает многих.

- Нет, здесь пугаться не стоит, потому что реализация этой идеи началась не сегодня и закончится не завтра, об этом говорят с момента обнародования отчета PISA-2018, весь 19-й и 20-й год.

Уже есть новая программа ВНО-2021 по математике, мы обнародовали на сайте демонстрационные варианты тетрадей уровня профиль и уровня стандарт. Мы абсолютно честны перед детьми, которые только зашли в старшую школу - пришел в 10-й класс, зайдя на сайт Украинского центра, увидев и обдумав эти два демоварианта, четко понимаешь, что тебя ждет через 2 года.

У старшеклассника есть полноценные 2 учебных года, чтобы подготовиться к государственной итоговой аттестации в обязательном ее варианте - решить тест, увидеть свои пробелы в знаниях, приложить усилия, поработать самостоятельно с учителем, подтянуться.

Подобное обнародование демоверсий будет и по украинскому языку и литературе в начале этого учебного года.

- Я правильно поняла, что вследствие таких инноваций те, кто сдал в этом году тест по украинскому языку и математике, на следующий год уже ими для поступления не воспользуются?

- Я говорил об этом на заседании экспертной комиссии и от своих слов не отказываюсь, но сегодня еще продолжается оживленная дискуссия, и окончательное решение за министерством.

Как человек, который профессионально занимается образовательными измерениями, я шел бы тем путем, по которому мы в свое время пошли, когда ввели часть понимания языка на слух по иностранным языкам (аудирование).

Некорректно сравнивать результаты двух абитуриентов, если у одного вы что-то не проверили. Поэтому, когда мы вводили в 2016-м году новый формат теста по иностранным языкам с частью аудирования, тогда в условиях приема было четко указано, что сертификаты прошлых лет не действуют. С точки зрения образовательного измерения это правильно. Однако нужно понимать, что кроме нашей позиции, еще есть политическая и общественная позиция, которая также будет влиять.

Поэтому сегодня продолжается дискуссия. Возможен компромиссный вариант, что в условиях приема на 2021 год будет зафиксировано, например, что на естественно-математические направления подготовки будет действителен сертификат по украинскому языку и литературе 18, 19 и 20 годов, и сертификат по украинскому языку 21-го года. Таким образом все, кто к нам впервые придет в 2021 году, воспользуются сертификатом по украинскому языку, а те, у кого есть результаты предыдущих двух-трех лет, воспользуются своими сертификатами.

ИЗ ГОДА В ГОД КОЛИЧЕСТВО ТЕСТИРОВАНИЙ, КОТОРЫЕ МЫ ПРОВОДИМ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, РАСТЕТ

- Сейчас в Украине много внимания уделяется изучению английского языка. Это даже модно. Заметили ли вы качественные изменения, например, между знаниями выпускников, которые у вас сдавали тесты ВНО по иностранному языку в 2010-м и в 2020-м?

- Мы не ставили перед собой цель сравнения, но должен сказать на все 100 процентов, что популярность изучения английского языка в стране увеличивается. Из года в год количество тестирований, которые мы проводим по иностранному языку, растет.

На английский язык в этом году было зарегистрировано 117 тысяч 780 выпускников, определенная часть не пришла, поэтому будем говорить о 100 тысячах 300 с лишним выпускниках. В предыдущие годы показатели постепенно росли: 40, 50, 60, 80 и уже перевалило за 100 тысяч.

И, поскольку растет количество желающих сдавать этот экзамен, растет количество именно тех, которые уверенно чувствуют себя в своем уровне владения иностранным языком.

Вы сами понимаете, что наш тест - это не инструмент, который определяет уровень владения языком, как, например, тесты TOEFL или Кембриджский тест.

Знание языка проверяется только на достаточный уровень для получения права на участие в конкурсе для поступления в заведение высшего образования. А дальше, если ты действительно в категории хорошо подготовленных абитуриентов, и твоя цель - быть переводчиком или иностранным филологом, пожалуйста, поступай в лингвистический университет, там тебя уже доучат.

- Уже известны регионы-лидеры по результатам ВНО?

- Нет, мы еще не обработали все результаты, у нас только начался апелляционный процесс. И только после рассмотрения всех апелляций мы сможем об этом говорить.

- Много апелляций подано в этом году?

- Думаю, что в этом году мы не выйдем за наши традиционные 3-4%. Однако нужно понимать, что, как правило, львиная доля участников апелляции - это те, кто не добрал 1-2 балла до проходного и ищут любую возможность преодолеть этот барьер и не потерять год. Или достаточно сильно подготовленные дети, для которых любое изменение результата, даже на один балл, добавит им 1, а то и 1,5 – 2 балла по шкале 100-200 и улучшит их рейтинговый балл на поступление.

Основная масса абитуриентов с результатами 145, 160, 170, как правило, не апеллируют, таких гораздо меньше.

ЕСЛИ НА ВЕРХНЕЙ СТУПЕНИ СРЕДИ 200-БАЛЬНИКОВ ОКАЗЫВАЮТСЯ ТОЛЬКО РЕПЕТИТОРЫ, ОТ ЭТОГО СТРАДАЮТ ДЕТИ

- Какое количество участников ВНО в этом году набрало 200 баллов?

- В прошлом году у нас было 274 двухсотбальника, то есть тех, кто набрал максимально возможный балл из максимально возможного. А в этом году их – 447.

Но это с поправкой на участников, которые не являются выпускниками нынешнего года. Среди выпускников учреждений общего среднего образования нынешнего года 200-балльников меньше.

Мы каждый год наблюдаем неприятную, а в определенной степени позорную ситуацию, когда на ВНО приходят репетиторы и учителя. Понятно, что их уровень подготовки по сравнению с их воспитанниками в разы выше! А они потом хвастаются: «Я набрал 200 баллов на таком-то предмете».

С точки зрения этики, это не совсем красиво, потому что человек совершенно безосновательно использует внешнее независимое оценивание, чтобы капитализировать свою оценку в 200 баллов в более выгодную для себя цену как репетитора.

Процедура ВНО - абсолютно бесплатная для абитуриентов, поэтому возникает вопрос, почему государство должно тратить наши с вами деньги, заплаченные по налогу, и бесплатно предоставлять эти услуги абсолютно взрослому сложившемуся человеку?

И вообще, не честно конкурировать с детьми и хвастаться, что ты лучше. Наша шкала рейтинговая, и если на верхней ступени среди 200-бальников оказываются только репетиторы, от этого страдают дети!

Например, максимальный возможный балл, который можно набрать за тест по украинскому языку и литературе – 104, а среди участников ежегодно есть примерно 10 человек, которые набрали бы, например, 95 баллов и оказались бы на высшей ступени. А тут один репетитор набирает максимально возможный балл из максимально возможного и получает 200 баллов! Если бы он не пришел, то 10 детей получили бы 200 баллов своим результатом и имели бы значительно лучшие шансы на поступление в заведение высшего образования.

В этом году ситуация лучше, поскольку количество абитуриентов, которые получили 200 баллов, например, по физике – 64, а в прошлом году таких всего четверо было. Но, поверьте, среди этих 64 есть репетиторы.

- Кто-то приходит тестироваться, когда его и не зовут, а кто-то пытается попасть, но из-за досадных обстоятельств не может. Я просто была свидетелем, когда парня не допустили к сдаче ВНО, потому что он пришел без паспорта. Мне по-матерински так жаль его было, он аж плакал…

- Да, в этом году 93 участника не были допущены на пункт тестирования из-за нехватки одного из обязательных документов.

Бывают ситуации еще хуже – когда накануне тестирования у ребенка украли или он потерял паспорт. Это тоже еще тот челендж, потому что надо за сутки обратиться в органы национальной полиции и взять соответствующую справку, чтобы иметь на руках какой-то официальный документ, идентифицирующий личность.

В позапрошлые годы у нас были случаи, когда одни люди пытались сдавать ВНО за других. Это не касается общей массы, но всегда будет часть людей, которые пытаются действовать не по правилам.

Еще 127 человек не были допущены на пункт тестирования из-за выявленных признаков острого респираторного заболевания. Но такие дети имели право и воспользовались дополнительной сессии ВНО.

Те же, у кого из-за хронических заболеваний субфибрильная температура и они предоставили нам соответствующую справку, допускались на пункт тестирования.

- А те, кто пришел без документа, из гонки в этом году выбыли?

- Да, для них в этом году все закончилось. Фактически, это лишение права участия в конкурсе на поступление, как и для нарушителей процедуры прохождения тестирования, которых в этом году было выявлено 268.

Особенно, если у тебя выявили нарушения на украинском языке или на профильном предмете, необходимо в спешном порядке перестраивать свой жизненный сценарий…

Конечно, всех нарушителей мы выловить не можем. У нас работает 82 тысячи 890 аудиторий в 5 тысячах 185 пунктах тестирования, и проверить каждого на наличие запрещенного к использованию на пункте тестирования мы, конечно, не можем.

- Какие именно это были нарушения?

- Мобильный телефон, шпаргалка, мешал другому, пытался списать, холодное оружие, средства считывания информации, попытки фотографировать тетради в аудитории, чтобы выложить их затем в Интернет. Это все фиксируется в аудиторном протоколе и такой абитуриент просто досрочно прекращает работу над тестом и его выводят из аудитории.

И, к большому сожалению, каждый год есть определенное количество выпускников, которые просто не приходят. С их стороны, это толерирование расточительства, потому что государство на тебя потратило деньги: оплатило труд инструкторов, охрану пункта, труд разработчиков теста, печать материала – тестовой тетради конкретно для тебя, а ты взял и не пришел. Тестовую тетрадь затем сдают в утиль.

ДЕТИ, КАК ПРАВИЛО, ДОБРОСОВЕСТНО РАБОТАЮТ И ПЫТАЮТСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ, «УГАДАЕК» ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ МАЛО, НО ОНИ ЕСТЬ

- Были ли такие нарушения (хотя это, вроде, и не нарушение), когда участник в тесте выбирал, например, ответы «А» на все вопросы?

- Любая деятельность может базироваться на определенной стратегии. Чисто математически, если тест состоит из четырех вариантов ответов, то теоретически, в 25%, так или иначе правильный ответ будет приходиться на какую-то букву - то ли «А», то ли «В», то ли «Б». То есть, если проставить все «А», то все-равно какой-то балл наберешь.

Это то, что называется Monkey Business (обезьянья работа) - закрыл глаза и поставил галочки. Но наша статистика и анализ показывают, что ребенок, как правило, не думает, а добросовестно работает и пытается анализировать, даже в тех случаях, где он плавает, или не знает. Но, я всегда говорю, что наличие таких «олимпийцев» всегда идет на пользу хорошего ребенка: чем больше пришло таких, тем более умный ребенок выглядит гением.

- Валерий, спасибо вам за такие подробные и полезные объяснения процедуры тестирования и желаю удачного завершения всех организационно-технологических процессов ВНО-2020. Пусть из года в год умников и умниц становится все больше, а нынешние выпускники удачно регистрируют электронный кабинет и поступают в желаемые учебные заведения.

- Мы все свои организационно-технологические процессы полностью завершим до 10 августа, когда состоится последнее тестирование по химии (дополнительная сессия) и до 14 августа все абитуриенты, которые по объективным причинам не смогли принять участие в основной сессии, получат результаты.

Вступительная кампания стартовала 1 августа, и, поскольку у нас электронное поступление, (не надо далеко ехать или стоять в очередях в приемную комиссию), все смогут вовремя сформировать свой электронный кабинет, подать свои результаты и ждать обнародования рейтинговых списков высших учебных заведений.

Я понимаю, что все хотят учиться на бюджете, это совершенно естественное желание. Но конкурс на то и конкурс, рейтинг на то и рейтинг, что кто-то будет учиться на бюджете, а кто-то - на контракте.

Гарантирую, что со своей стороны Украинский центр оценивания качества образования приложил все усилия, чтобы вступительная кампания началась вовремя и все получили свои результаты. Кто-то доволен, кто-то не доволен, но это жизнь. Все мы должны быть готовы, что судьба еще не раз нас будет испытывать и тестировать на прочность.

Я хотел бы пожелать нашим выпускникам, чтобы это испытание, которое они прошли, было наименее утомительным для них, впереди у них еще долгая и счастливая жизнь.

Любовь Базив. Киев

Фото: Павел Багмут

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-