Правда и слухи о наших будущих пенсиях

Правда и слухи о наших будущих пенсиях

Аналитика
Укринформ
Уже в 2030-х придется привыкать к формуле: от государства - минимальная соцпомощь, остальное - в зависимости от сделанных за жизнь накоплений

Слова премьер-министра Дениса Шмыгаля о том, что уже через 15 лет в Украине не буде ресурса для выплаты в должном объеме пенсий, изрядно взбудоражили экспертную среду, соцсети и общество в целом. Обеспокоены все. Только по-разному. Для кого-то слова главы правительства стали катализатором конструктивных дискуссий о путях предотвращения краха отечественной пенсионной системы. А для кого-то - элементом политической борьбы, умышленного раздувания "зрады" и настроений а-ля "все пропало". Отсюда - и красноречивые заголовки в "заинтересованных" медиа: "В Украине перестанут платить пенсии", "Украинцы останутся без пенсионных выплат", "Пенсии урежут вдвое" и другие. Поэтому многие восприняли сообщение как свершившийся факт, а не предостережение и призыв к действиям на опережение.

Ситуация действительно сложная. И предупреждают о ней не впервые. Предложения по выходу из кризиса также были. И о мировом опыте преодоления подобных проблем знаем. Вот только до конкретных решений и шагов доходит не всегда. А если доходит, то, скорее, до половинчатых решений и полумер. Для реального же "прорыва" надо решить ряд стратегических задач.

Задача №1. Психологическая. Без доверия к государству порядка в пенсионной системе не будет

Нынешнее общественное внимание к этому вопросу - очередной повод перейти наконец от слов к делу. Это тот экзамен, который по-настоящему покажет (не)способность власти давать адекватные ответы на самые сложные вызовы. Также это вызов для каждого из нас. Следует заблаговременно заботиться о собственной старости и хорошем "пенсионном самочувствии" своих родных. Задача же государства - создать предпосылки для этого. Сделать все, чтобы люди имели возможность накапливать, а не жить от зарплаты до зарплаты, как это, к сожалению, в основном происходит сейчас.

Если упростить, формула такая: повышение реальных доходов граждан, чтобы они значительно превышали "среднестатистические" повседневные нужды, максимальное выведение доходов "из тени", "интерес" всех украинцев к труду на родине, а не в трудовой миграции. Плюс надежные инструменты накопления с максимальной защитой "пенсионных инвестиций".

Ведь именно перспектива того, что в один (отнюдь не прекрасный) момент потом и кровью заработанные сбережения превратятся в "фантики" или какие-то ловкачи просто украдут накопленное, оставив людей и государство "с носом", больше отпугивает граждан от уже существующих и предлагаемых в будущем форм обеспечения "выплат на старость" ...

"Критичен вопрос доверия - если потом принудительно сформированные сбережения "сгорят", это еще больше подорвет и без того утраченное доверие к нашим институтам. Как когда-то "кривая" приватизация 90-х создала олигархов и на многие годы сделала украинского избирателя левым противником реформ”, – считает бывший и.о. министра экономики, руководитель по политическим вопросам Киевской школы экономики Павел Кухта.

Тимофій Милованов
Тимофей Милованов

При этом нынешняя ситуация - особенно ее "хайповая" трактовка некоторыми политиками и СМИ, к сожалению, только добавили масла в огонь взаимного недоверия. "Да, он (Денис Шмыгаль. - Ред.) сказал: "Украина не сможет платить пенсии через 15 лет". Но из контекста четко понятно, что "в таком же размере". Более того, сразу после этого он сказал, что одно из возможных решений - поднять налоги. Другое - перейти на персональную накопительную систему. То есть, премьер обозначил важную проблему, связанную с фундаментальными демографическими факторами. Описал стандартное решение - налоги, но объяснил, что оно неудовлетворительное. И предложил альтернативу – реформу пенсионной системы”, – объясняет ситуацию и “пену” вокруг нее бывший министр экономики Тимофей Милованов.

Некоторые медиа действительно вырвали слова Дениса Шмыгаля из контекста. Но. Вброс такого раздражающего вопроса в общественный дискурс без должного (и своевременного) объяснения, согласитесь, сам по себе усилил психологическое давление. "Проблема - в неправильной коммуникации, - говорит в комментарии Укринформу директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский. - Люди платят пенсионные взносы для того, чтобы в будущем быть застрахованными - получать от государства выплаты, когда уже не смогут работать (в этом суть пенсионного страхования). Если же государство говорит, что через 15 лет с выплатами могут быть проблемы, для многих исчезают стимулы получать официальную зарплату. Иными словами, мы как бы даем людям, получающим зарплаты в конвертах, возможность оправдать такие действия - свои и работодателей. Зато граждане, которые исправно платят взносы, будут чувствовать себя одураченными...".

Задача №2. Демографическая. "Китайской" рождаемости не будет. Не разбазаривать хотя бы ресурс, который есть

Демографическая ситуация в Украине с каждым годом все хуже. И уже вскоре одному работающему придется "содержать" двух пенсионеров. Об этом Денис Шмыгаль напомнил, выступая с лекцией перед студентами Львовской политехники. Отсюда и его неутешительный вывод, в последние дни наделавший столько шума: уже через 15 лет выплачивать "полноценные" пенсии государство не сможет. "В Украине будет мало трудоспособных и много пенсионеров. В соотношении 1 к 2. Придется вдвое увеличить налоги, чтобы можно было содержать пенсионеров. Компании этого не хотят. Повышение в два раза невозможно. (Таким образом), мы не сможем лет через 15 платить пенсии будущим пенсионерам. Это простая математика", - констатировал премьер.

Один из выходов, по его словам, - основание со следующего года программ накопления средств для выплат. Поскольку в будущем государство сможет выплачивать гражданам лишь небольшие социальные пенсии (по некоторым подсчетам, от 1,5 до 2 тысяч гривен. - Ред.). Ресурс же для большей части выплат украинцы должны в течение трудовой деятельности накопить самостоятельно. Но касается это не нынешних пенсионеров и людей предпенсионного возраста (хотя последние и могут накопить несколько дополнительных сотен или даже тысяч гривень ежемесячных выплат), а, прежде всего, тех, кто только начинает трудовую деятельность. Время для накопления у них есть.

Другое дело - поколение 35-45-летних. Они, похоже, действительно уже не смогут рассчитывать на полноценную (в нынешнем понимании) государственную пенсию, хотя и по 15-25 или более лет платят пенсионные взносы на общих основаниях. А накопленного за 15 или за 20 лет, оставшихся до выхода на "заслуженный отдых", ресурса - особенно если экономическая ситуация в государстве в ближайшее время значительно не улучшится - для "приемлемых" многолетних выплат может и не хватить...

И это - тот аргумент части экспертов и СМИ, с которым действительно нельзя не согласиться. Одна из задач нынешних "околопенсионных" дискуссий - найти адекватный ответ на этот вызов. Причем, самый простой с точки зрения власти вариант - например, повышение пенсионного возраста и/или увеличение налогов - для общества неприемлем. Потому что может иметь обратный эффект: усилить "тенизацию" экономики и спровоцировать новую волну трудовой миграции за границу, чтобы за счет тамошних высоких зарплат люди могли самостоятельно собирать деньги на старость - без посредничества государственных и негосударственных накопительных фондов.

Ілля Несходовський
Илья Несходовский

А мы должны наоборот - возвращать в страну ее распыленный по миру трудовой ресурс (по разным оценкам, это от 3 до более 6 миллионов человек). По словам экономиста Ильи Несходовского, стратегически этот вопрос решается в двух направлениях. Первый: формирование лучших условий для ведения бизнеса внутри страны. Это позволит оставлять дома больше людей, для которых будут создаваться рабочие места с надлежащими уровнем доходов. Второй: ставить вопрос перед государствами, где массово работают наши граждане, в отношении компенсации Украине выплаченных ими пенсионных взносов. "К примеру, подавляющее большинство украинцев, работающих в Польше, на склоне лет вернутся в Украину и будут получать украинскую пенсию, увеличивая нагрузку на наш Пенсионный фонд. Получается, Польша не только получает рабочую силу для нужд своей экономики, но и за счет украинских граждан наполняет свой пенсионный фонд. Тем самым, наши соотечественники помогают полякам решать их пенсионную проблему и усуглубляют собственную", - объясняет Несходовский.

При этом действовать таким же образом, массово привлекая трудовых мигрантов из других государств, при нынешнем уровне развития экономики и заработных плат Украина не может. Потому что "неинтересна" для иностранных мигрантов, и многими используется только как трамплин для миграции в Европу.

Задача №3. Законодательная. Чем дольше откладывать, тем больше потеряем

Вполне справедлива критика власти за то, что уже больше десяти лет говоря о новых подходах к обеспечению пенсионных выплат, она опасно долго "запрягает". А старт обязательной накопительной системы в 2021 году, как это анонсировал премьер, под вопросом. Ведь необходимой правовой базы для этого нет. В парламенте зарегистрировано несколько законопроектов о накопительном пенсионном страховании, но ни один из них не прошел даже первого чтения. При этом, чтобы такая система заработала, потребуется довольно длительный подготовительный период... К примеру, один из "перспективных" проектов - №2683 - предполагает, что реформа стартует не раньше 2023 года. Сначала в накопительные фонды предлагают отчислять по 3% зарплаты (1% платит работник, 2% - работодатель). В дальнейшем же отчисления будут расти - 4% общего взноса работодателя и работника, начиная с 2030 года, 5% - с 2040-го, 7% - с 2050-го.

Кстати, говорить о полном сохранении в Украине морально устаревшей советской пенсионной системы, когда большинство граждан - проработали они все годы или пробездельничали - получают примерно одинаковую пенсию, нельзя. Еще вследствие реформы 2004 года де-юре уже есть многоуровневая пенсионная система. Другое дело, что де-факто, без принятия решений "в развитие", а главное - практических шагов - большинство предусмотренных новаций все еще остаются теорией. К примеру, в отличие от обязательного, система добровольного накопления уже работает. Но воспользовались ее возможностями от силы несколько десятков тысяч наших соотечественников, для сорокамиллионной страны - "капля в море". А все - из-за упомянутой уже проблемы недоверия государству, банковской системе, негосударственным пенсионным фондам, из-за перманентных девальвационных процессов, несовершенных судебной и правоохранительной систем. Параллельно с законодательными и практическими шагами по восстановлению такого доверия, уже сейчас, по словам экономиста Павла Кухты, надо разделить солидарную пенсию на одинаковый для всех по размеру социальный компонент и различную солидарную часть, которая будет зависеть от взносов, сделанных каждым человеком в течение жизни. "Тогда в будущем социальная пенсия может остаться как форма социальной поддержки по возрасту, а солидарную постепенно можно будет заменить на накопительную", - считает экономист.

Задача №4. Экономическая. Усиление налогового давления на бизнес - путь в "пенсионное никуда"

Один из вариантов улучшения ситуации в "пенсионном царстве" - отчислять из нынешних налогов (22% ЕСВ и 18% НДФЛ) по 2% в накопительные счета будущих пенсионеров. Но это только увеличит дефицит Пенсионного фонда, так как часть его поступлений "потечет" к другим "накопителям". А будущий эффект при этом не гарантирован: возможностей для спасения этих денег от обесценивания при нынешнем экономическом положении Украины "кот наплакал". К упомянутым проблемам защиты сбережений от девальвации нацвалюты и мошеннических действий добавим еще и отсутствие в стране полноценного фондового рынка, благодаря которому удается зарабатывать пенсионным и инвестфондам за рубежом ...

Павло Кухта
Павел Кухта

Путем "в никуда" считают эксперты и повышение налогов для бизнеса. С чем, собственно, согласился, выступая перед львовскими студентами, и премьер. "Накопительная система может иметь положительное влияние на уровень сбережений (который в Украине крайне низок) и, соответственно, на финансовые ресурсы, доступные для инвестирования. Но это произойдет только, если основное бремя ее финансирования ляжет на плечи работников, а не работодателей. Последние и так инвестируют в основном за счет собственного денежного потока, который при таких условиях уменьшится. Учитывая, что на рынке труда сейчас и на многие годы вперед будут доминировать продавцы-работники (за которых местные работодатели конкурируют с Польшей и другими странами), не вижу, как этого можно добиться без снижения налоговой нагрузки на зарплаты - ЕСВ или НДФЛ ", - отмечает Павел Кухта. При этом экономист делает вывод, что накопительную систему можно и нужно вводить лишь при условиях:

  1. Снижения налогов на зарплату, замещая их отчислениями на накопление.
  2. Обеспечения способности регуляторов и правосудия обезопасить накопления от мошенничества и злоупотреблений.
  3. Обеспечения благоприятного инвестиционного климата и достаточно быстрого экономического роста.

Параллельно с введением накопительной системы должна проводиться и более широкая программа реформ. Одна из ее ключевых задач - детенизация трудовых отношений. Что является элементом решения проблемы теневой экономики в целом. Ее масштабы, среди прочего, значительно снижают суммы ЕСВ, поступающих в Пенсионный фонд, а в перспективе - будут ограничивать и обязательные отчисления в накопительные пенсии каждому из тех, кто предпочитает, получая зарплату в конверте, иметь синицу в руках сейчас, чем призрачного "пенсионного журавля" - неизвестно когда и неизвестно какого.

"Пытаясь вывести трудовые отношения и заработную плату из "тени", ни в коем случае нельзя прибегать к повышению налогов. В свое время, в начале 2000-х, Украина пошла по этому пути, получив противоположный желаемому результат: годами мало кто полностью платил официальные платежи, - напоминает экономист Илья Несходовский. - Теперь действовать нужно наоборот. Это демонстрирует другой пример из украинской истории: существенный эффект от снижения единого социального взноса в 2016 году, что привело к росту реальных зарплат и поступлений в Пенсионный фонд".

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-