Два года духовного суверенитета

Два года духовного суверенитета

Укринформ
Каковы итоги двухлетия независимого существования и деятельности Украинской православной церкви?

11 октября 2018 года было принято решение синода Вселенского патриархата, которое изменило и историю украинской церкви, и (как нам кажется) историю мирового православия. Как это происходило, Укринформ писал здесь и здесь.

Как живет и служит Православная церковь Украины после отмены обязательства Синодального письма 1686 года, которым Москве передавалось право рукополагать Киевского митрополита?

Напомним, что 11 октября 2018 Синод Константинополя принял несколько исторически важных решений. Он рассмотрел просьбу об апелляции от предстоятелей двух на тот момент непризнанных украинских церквей Филарета и Макария и их последователей, епископов, клириков и мирян, которые к ним относятся, вернув их в каноническое поле. Этот шаг фактически показал механизм создания новой объединенной церкви (это произошло 15 декабря). Еще один шаг (пункт релиза) содержал подтверждение уже принятого решения о том, чтобы Вселенский Патриархат приступил к предоставлению автокефалии Церкви Украины, дав всем понять, что процесс продолжается.

Еще одно решение. Было отменено обязательство Синодального письма 1686 года, которое предоставляло право патриарху Московскому рукополагать Киевского митрополита, избранного собором духовенства и верующих его епархии, который должен был упоминать Вселенского Патриарха как своего Первоиерарха во время каждого богослужения, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Матери-Церкви Константинополя. Москве напомнили, что ей было передано лишь право рукополагать предстоятеля Украинской церкви, а не заниматься ее полным администрированием и, по факту, политизацией. Также была восстановлена Ставропигия Вселенского Патриарха в Киеве.

До получения Томоса было еще два с половиной месяца. Но, на мой взгляд, главное произошло 11 октября 2018 года – через 333 года после "передачи" определенных прав на Киевскую митрополию Москве – Константинополь, упрощенно говоря, забрал у Москвы это право. Он вернул Киеву свою юрисдикцию чуть меньше чем на три месяца, чтобы 6 января, в канун Рождества Христова, даровать Объединенной на Архиерейском соборе церкви полную автокефалию. Как жила новая церковь эти два года и как она изменилась?

СМЕНА НАСТРОЕНИЙ И РЕЛИГИОЗНОГО ДИСКУРСА

Первое заметное лишь погруженным в церковную жизнь людям изменение, которое произошло с Православной церковью Украины, – смена настроений и "идеологии". За эти два года, с тех пор как Православная церковь Украины стала полноправным членом семьи поместных церквей, она избежала главной опасности — превратиться в близнеца-антипода РПЦ. Во время процесса предоставления автокефалии украинские медиа общались со многими мыслителями Вселенского патриархата. И одна из наиболее интересных фраз, прозвучавшая тогда в информпространстве: "Каноны — инструмент жертвенности, а не инструмент наказаний. Правила - не инструмент для укрепления наших позиций, а цель осуществления праведной миссии Церкви и на дело проповеди Христовой".

Выглядит так, что именно этим руководствуется священноначалие новой церкви. После получения Томоса – из уст руководителей церкви мы не услышали никаких антимосковских лозунгов. Став признанной автокефальной, Православная церковь Украины не позиционировала себя, как антимосковская, несмотря на годы выживания и терабайты дискредитации со стороны РПЦ. Однако российские и пророссийские медиа в Украине продолжают писать дискриминирующие тексты, беря в кавычки название Православной церкви Украины.

В чем еще одно достояние? Православная церковь Украины не дает использовать себя политикам. Никаким. Даже тем, кому должна быть благодарна за участие в своем становлении. В то время, как УПЦ МП проводит "форумы мира" с участием пророссийского политика Новинского, наши епископы хоронят погибших на войне, утешают АТОвцев, учат любить свое Отечество, но не делают церковь местом политической агитации.

СМЕНА ПРАКТИК

Выход из изоляции дал старт просвещению и реформе.

Єпископ ПЦУ Нестор Пісик / Фото: Релігійна правда

Епископ ПЦУ Нестор Писик / Фото: Религиозная правда

Епископы и священники, с которыми приходилось общаться после визитов в Грецию по приглашению Вселенского патриарха, много раз подтверждали, что они почувствовали выход из интеллектуально-просветительской изоляции, получили шанс увидеть другое, немосковское православие и понять, что Россия не является эталоном ни в богослужебных моментах, ни в образовании, ни в развитии богословия и православной жизни. Они поняли, что церковь живет, постоянно меняется, развивается, и нужно идти в ногу со временем, не выставлять ограничений и барьеров, которые не допускают к Богу. "Мы сбросили московские оковы не только юридически, сбросили российские шоры, которые у нас были даже, когда мы были в Киевском Патриархате", – сказал автору статьи епископ ПЦУ Нестор Писик.

"Я когда был на Афоне, был поражен простотой тамошнего монашества: игумен монастыря и по одежде, и по поведению ничем не отличается от братии", – делится со мной священник ПЦУ Владислав Шиман.

"Стройте свою Церковь в простоте", – я больше всего запомнил эти слова Вселенского патриарха, когда меня отправили в составе делегации в Грецию по приглашению Вселенского патриарха", - сказал священник ПЦУ Сергей Бережной. Наверное, простота строительства предполагает и реформу управления. Ведь, позаимствовав у греков пункт Устава о ротации Синода, Православная Церковь уже дважды успешно это провела. Поясним, что Синод - это высокий коллегиальный орган церкви, в который входят епископы, которые и принимают наиболее важные решения в отношении церковной жизни. Раньше члены Синода были постоянными, назначались предстоятелем на долгие сроки, порой - пожизненно. Опыт Вселенской Церкви предполагает ротацию, ежегодную смену одних иерархов на других. Приняв этот пункт Устава, ПЦУ согласилась на изменения. И уже дважды провела ротации своего коллегиального органа, что не вызвало никаких возражений тех епископов, которые были членами Синода прошлые десятилетия.

Священник ПЦУ Владислав Шіман
Священник ПЦУ Владислав Шиман

Православная церковь Украины также ввела определенные изменения в литургии, исключив из нее молитвы за тех, кто готовится к крещению, в тех храмах (на церковнославянском – оглашенные), где таких людей нет. Потому что обычно у нас крестят в раннем детстве, поэтому отдельно вводить в литургию "эктению за оглашенных" было неким анахронизмом. В ПЦУ появилось много новаций, которые приближают церковь к верующим. Это и чтение заамвонных молитв вслух (правильная древняя практика), и частое причастие (когда позволяют таинство исповеди разделять с таинством причастия). И что интересно, в некоторых храмах Московского патриархата духовенство начало внедрять те же практики, что и ПЦУ. Поэтому влияние Вселенского патриархата исцеляет все ветви украинского православия.

ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ ЗА ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Как бы нам ни хотелось избежать этих строк, но они - часть нашей церковной истории. Процесс переходов общин Московского патриархата в Православную церковь Украины очень замедлился. Несложно догадаться - почему. Например, на Западной Украине только в одной Тернопольской епархии местная епархия Московского патриархата тем или иным способом подала несколько исков против всех тридцати семи приходов, которые перешли в Православную церковь Украины. То есть в общинах, где в Московском патриархате захотели остаться по одному-два человека, Моспатриархат – вместо построить им часовню, помещение – начинает подавать иски против жителей села, председательствующих собрания, чтобы просто финансово и морально истощить их.

В Одесской епархии против священника Владислава Шимана и прихода вообще используют криминальные методы: просто подделывают записи в реестры, задним числом после перехода, мол, на момент перехода храм (который он же сам построил) ему уже не принадлежал.

И хрестоматийными стали два десятка уголовных дел, которые возбудили против винницкого чиновника, помогавшего регистрировать общины. Напомним, что в Виннице переход был очень мощным, потому что оттуда из УПЦ МП перешел Винницкий владыка Симеон.

По примерам саботажа и мести Моспатриархата в Украине – можно писать учебник.

МОСКОВСКИЕ ЦЕРКОВНО-ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ МАНЕВРЫ

Не прекращаются не только внутренние сопротивления РПЦ. За этот год, с тех пор как Вселенский Престол даровал Украинской церкви автокефалию, мы видим серьезные попытки Москвы навредить и подорвать православное единство по всему миру.

Это и запрет россиянам причащаться в храмах Вселенского Патриархата, который эксперты назвали евхаристическим шантажом.

И угрозы епископам Элладской Церкви за то, что они приняли нашу Церковь. Напомним, что почти через год после "отмены московской юрисдикции" Украинскую автокефалию признала Элладская православная церковь. Интересно, что РПЦ удалось инициировать жалобы в Верховный Административный суд Греции на иерархов Элладской Церкви за признание украинской автокефалии, который РПЦ проиграла.

Все это время продолжались попытки Москвы организовать всевозможные "всеправославные собрания", собрания предстоятелей поместных церквей, чтобы подвергнуть ревизии автокефалию. К справедливости, одна встреча состоялась, в Иордании РПЦ что-то организовала, но поехали туда (по выражению диакона Андрея Кураева) только любители фуршетов.

После признания ПЦУ Александрийским патриархом – Россия снова начала мстить. Имя Александрийского патриарха перестали поминать на литургии, вывели российские приходы на территории Африки из состава Александрийской Церкви.

Месть Константинополю со стороны Москвы коснулась и Азиатского континента. РПЦ создала в Юго-Восточной Азии экзархат, а в 2019 году – Сингапурскую епархию, в которую несколько месяцев назад включила Восточный Тимор и Папуа-Новую Гвинею.

Российские СМИ на полном серьезе писали новость, что сто папуасов обратились к патриарху Кириллу с просьбой о духовной опеке – и он не мог отказать. РПЦ, которая не демонстрировала особого стремления проповедовать в Азии, очевидно, решила сразиться со Вселенским престолом до последнего папуаса. Ну, пусть проповедуют, надеемся, это не помешает умным азиатцам и островитянам также признать Православную церковь Украины.

Была также попытка оторвать от Вселенского Патриархата и приходы Западной Европы в Париже - и некоторые приходы таки присоединились к РПЦ.

Как эти все попытки влияют на состояние Вселенского Патриархата? По словам его епископов, никак не влияют. Священники, которые перешли в состав Московской Патриархии, просятся на сослужение в храмах Вселенского Патриархата, а миряне приходят и причащаются. В этом никаких проблем нет, потому что Вселенский Патриархат не разрывал отношения с Церковью России.

Можем добавить, что московские делегации – так же, как и украинские епископы Московского патриархата – все равно ездят на Афон. В основном, неофициально.

И будут ездить, потому что подлинное христианство всегда привлекает тех, кому так трудно до него дотянуться.

По моему мнению, эти два года стали мощным символом единения поместных церквей вокруг Вселенского престола. Не сомневаюсь, что многие предстоятелей поместных церквей просто содрогнулись от маневров и напора РПЦ в ее желании сохранить возле себя Украину. В иерархических структурах всегда существуют влияния, и период украинской автокефалии и ее признания станет для мирового православия периодом усиления именно носителей бескорыстного пастырского и неконъюнктурного влияния. Это период, когда вопреки всем денежным и силовым аргументам – побеждают гонимые в их стремлении к честности и чистоте веры.

И, вероятно, это и есть итог двухлетнего суверенитета ПЦУ: она стала искуснее в созидании на наших просторах вот такого подлинного христианства.

Лана Самохвалова, Киев

Фото: Укринформ, pomisna.info и из открытых источников

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-