Регистрация, выборка и погрешность: как выявить фейковое социсследование

Регистрация, выборка и погрешность: как выявить фейковое социсследование

Укринформ
Для того, чтобы отличить настоящие социологические исследования от фейковых, журналистам следует обратить внимание на продолжительность деятельности исследовательских центров, регистрацию в национальных и международных ассоциациях, а также указание в исследовании информации о выборке респондентов и погрешности.

Об этом рассказал заместитель директора Института социологии НАН Украины Евгений Головаха во время пресс-конференции с участием ведущих украинских социологов и составителей «Базы псевдосоциологов» от Texty.org.ua, которая состоялась в Укринформе 15 октября.

«Журналист должен выяснить несколько вещей. Важно - это срок пребывания социологической группы на рынке. Далее - наличие регистрации при международных либо при национальных ассоциациях, маркетинговых и социологических, и это уже показатель реального профессионального статуса», - отметил Головаха.

Также к важным критериям, по его словам, относится наличие в описании исследования информации о выборке и погрешности, потому что если ее нет, то «сразу можно сказать, что это фейковое исследование».

«Причем, когда пишут об ошибке (погрешности, - ред.), сразу вижу, это профессиональный человек или нет. Можно об этой ошибке по-разному написать. Например, "ошибка 3%" - и все, мне сразу понятно, что это несерьезная организация, потому что нет ошибки в 3%», - уточнил эксперт.

Читайте также: К опросу 25 октября привлекут не ЦИК, а волонтеров - депутат

В то же время он советует обращаться за помощью в выяснении этих деталей к профессиональным структурам наподобие Социологической ассоциации Украины, в комиссию по вопросам профессиональной этики или к ведущим экспертам в области.

«Мы не жалеем своего времени для того, чтобы объяснить, кому можно доверять, а кому - нет. Но это нужно, потому что именно журналисты ответственны за распространение фейковой информации. Никакие социологические центры не смогут ничего сделать, если им не придут на помощь различные журналистские сообщества», - подчеркнул он.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-