Счастье как цель, или Стоит ли пересмотреть национальную идею?

Счастье как цель, или Стоит ли пересмотреть национальную идею?

Укринформ
Заметки с четвертого заседания Национального круглого стола, организованного МКИП и посвященного теме счастья

Эта общенациональная дискуссия стала своеобразным экватором проекта Министерства культуры и информполитики и идеолога Олеся Дония – проекта, призванного искать совместные ответы на очень непростые вопросы, которые продолжают поляризовать общество.

Напомним, что проект Национального диалога предусматривает проведение семи круглых столов в разных городах Украины – Киеве, Одессе, Харькове, Черновцах, Остроге, Кривом Роге и Полтаве. Украинские ученые дискутировали и еще будут дискутировать о культуре, истории, религии, языке, философии, искусстве и экологии.

О первом круглом столе, посвященном культуре диалога, Укринформ писал здесь.

О втором, на котором дискутировали об историческом пантеоне, – здесь.

Впечатления о диалоге, посвященном украинскому языку, мы описали здесь.

Вчерашний круглый стол можно считать экватором мероприятия еще и потому, что одна из главный целей проекта - подвести граждан и политикум к мировоззренческой реформации, а возможно - и немного дополнить национальную идею.

Идеолог Олесь Доний, который разработал определенную этапизацию украинской национальной идеи, убежден, что она затормозила, остановившись на языково-культурной и государственно-политической составляющих. Собственно в условиях существующего государства этого становится мало, поэтому Олесь предложил ее интеллектуальное переосмысление, заявив, что государство - это не цель, а механизм. Целью национальной идеи должно быть счастье для каждого украинца – право на счастье. Сегодня правом на счастье в Украине обладают финансовые и политические элиты и их потомки. А интеллектуалы даже не ставят такую цель.

Накануне мы писали об этом здесь.

Собственно, на круглом столе собрались специалисты по "украинскому” и "общеевропейскому" счастью, которые оперировали и цифрами, и фактами, и соображениями.

"Для меня тема "Счастья" связана в первую очередь с пониманием или верой в самого себя, – сказал в традиционном вступительном слове министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко, – если мы как нация, если мы как граждане Украины сможем поверить в самих себя, а не руководствоваться принципом неполноценности, я убежден, что тема "Счастья" станет у нас существенным фактором для понимания того, куда и как мы могли бы двигаться. Это разочарование в самих себе, невозможность построить диалог культурным способом, иметь культуру диалога – во многом приводят нас к тем бедам, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.

На чем акцентировали внимание участники дискуссии? Подадим ход их мыслей в виде ответов на самые интересные вопросы, звучавшие на мероприятии.

ЧЕЛОВЕК ДЛЯ ГОСУДАРСТВА ИЛИ ГОСУДАРСТВО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?

Директор Украинского института национальной памяти Антон Дробович:

- Счастье отдельного человека как национальная идея - основа европейской политической культуры. Любое политическое решение можно оценить с точки зрения достижения счастья, именно это должно быть целью действий украинского государства.

Это не какая-то там странность, если мы возвращаемся к теме счастья, когда говорим о политике и о поиске национальной идеи. С этого начала европейская культура свое формирование как политическая культура. Потому что и Платон, и Аристотель, и Сократ, которые фактически заложили основу и европейского философствования, и культуры диалога и политического мышления, вращаются вокруг категории счастья. Счастье - это категория нравственная, но в древнем греческом полисе этика - это политическая наука исключительно, потому что она о сосуществовании людей. Таким образом, логично, что целью любого общества с точки зрения древних греков было счастье.

Европейский философ Джереми Бентама, который жил в 18-19 веках, стал автором алгоритма определения степени количества удовольствия от определенных, прежде всего политических решений. Этот алгоритм назывался «подсчет счастья». По мнению Бентама, любое политическое решение и любое решение этическое можно подсчитать, разложить и определить, стоит ли предоставить ему преимущество.

Так же оценить любое решение можно с определенным набором 7 категорий - это интенсивность, продолжительность, определенность, удаленность, плодовитость, частота и объем. Если проанализировать любое политическое решение - будет ли оно распространено на многих людей, будет ли чистым, не приведет ли к страданию - и в основе этих решений будет наибольшее количество удовольствия для наибольшего количества людей, то это наиболее целесообразная и желательная для избрания форма политического поведения.

Это мудрость, на которой построен Западный мир, либерализм и на которой можно прийти к счастью.

Если мы проанализируем нашу Конституцию, то по крайней мере первые два ее раздела содержат то, что традиционно считается залогом счастья.

Давайте посмотрим на эти права и обязанности государства, обязанности и права граждан: безопасность, здоровье, достоинство, образование, любовь, самовыражение, творчество, вера, отдых, самоуправление, предпринимательство, собственность, уют, суверенность - это все то, что является содержанием категории счастья, о чем на протяжении веков пишут мыслители, поэты. Просто выражено в сухом языке юридического документа

Украинское политическое устройство является центричным - усредненным между национализмом и социализмом, если последовательно его реализовывать с применением предложенной Бентамом системы оценки воплощения этих категорий, то можно максимально реализовать первые два раздела украинской Конституции.

Мы сможем построить счастливое и богатое общество, из которого никто не будет бежать или пытаться изменить его под какую-либо имперскую идею. Это большая задача, это вызов.

Мы должны помнить, что для реализации этого проекта нужно соблюдать три позиции.

Первое: не забывать, что человек ради государства не может быть, это советский проект. На самом деле, государство ради человека - это условие счастья.

Второе: государство и все общество должны делать все возможное для того, чтобы спектр стремлений граждан постоянно увеличивался. Нельзя, чтобы все государство работало только на удовлетворение базовых потребностей человека. Задача государства и общества - в увеличении желаний общества, высоких удовольствий.

И третий пункт - это расширение сферы свободы и ответственности. Нельзя, чтобы было как в СССР, что все переживают и все доверяют только своей семье и это вся сфера свободы действия человека. Нет, сфера свободы действия человека - лестничная площадка, дом, район, город, страна. Когда мы будем рассматривать все это пространство как часть своей свободы и место реализации своей ответственности, тогда есть все шансы стать самыми счастливыми, потому что понимаем: есть возможность сделать больше для мира и получить соответствующий уровень удовлетворения.

СЧАСТЬЕ - ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ИЛИ ПРОЦЕСС?

Фото: prostir.ua
Фото: prostir.ua

Игорь Козловский, кандидат исторических наук, писатель, общественный деятель:

– Для меня счастье - это не результат, это - процесс. И когда человек говорит, что не чувствует себя счастливым, это не значит, что у него этот процесс не происходит. Он может происходить, потому что мы так или иначе зреем и обстоятельства нашей жизни, и окружающая среда, и наше рефлексирование так или иначе являются составляющими этого процесса вызревания.

Счастье может быть только свободным выбором. Это означает, что никто нас не может принудить к счастью, а государство может только создавать определенные условия для того, чтобы мы могли этим пространством, которое вокруг нас, наслаждаться.

Но наслаждение - это все же наш выбор. Это полнота жизни, момент смакования жизни, как говорил апостол Павел, который выводил свою формулу - всегда радоваться, постоянно говорить «спасибо» и находиться в молитве. Это момент внутренней радости даже тогда, когда ты находишься практически в бездне человеческого существования, но все-таки живешь. И это наслаждение, как смакование смыслов твоей жизни, очень важно. Во-вторых, это сам смысл. Жизнь не бывает бессмысленной. Это то, что дает нам содержательную часть нашего счастья.

ПОЧЕМУ МЫ, ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ МЕНЬШИНСТВО, ЛИДЕРЫ ПО НЕСЧАСТЛИВОСТИ?

Александр Зинченко, писатель, телеведущий:

- Украинцы живут лучше, чем 4 млрд жителей Земли. Мы в привилегированном меньшинстве. Нас таких счастливчиков 3 млрд. То есть большинство в этом мире живет значительно хуже, чем мы, но при этом мы значительно менее счастливы…

Украинцы - самая несчастливая нация четырех континентов. Собственно, из-за того, что существует «мировой рейтинг счастья». Украина там оказалась в каком-то совершенно ужасном хвосте. То есть страны обеих Америк, все страны Европы, Австралия, четыре континента впереди Украины, ниже только некоторые страны Азии и Африки, их очень мало, поскольку мы там на 130-каком-то месте рейтинга из всех опрошенных стран.

В 2019 году ситуация не улучшилась, и Украина в «рейтинге счастья» заняла 133 место. Мы не намного продвинулись вверх и остаемся и в 2020 году так же на очень низком уровне.

Украинцы имеют наглость в массе своей быть несчастными, несмотря на соседей по рейтингу, а это Чад, Эфиопия, Свазиленд, Уганда. Мы видим, что все эти страны находятся на другом уровне благосостояния. Между нами и Угандой расстояние больше в благосостоянии, чем между Украиной и Швейцарией.

Но проблема в том, что мы имеем наглость быть такими неблагодарными к миру и не быть счастливыми от того, что, например, у нас за последние несколько десятилетий фантастически выросли доходы.

За 20 лет доходы украинцев росли больше всего за всю историю страны. Если мы посмотрим на социологию, то увидим, что, например, с 2004 по 2006 годы доходы людей, как они сами утверждают в расчете на одного человека, выросли более чем вдвое - с 44 до 100 долларов в эквиваленте, очевидно, так как в Институте социологии все это пересчитали. Путь от 2000 до 2008 года - это на самом деле фантастический рост доходов, качества жизни, более того, это наибольший рост качества жизни со времен неолита, то есть за всю историю.

Как украинцы реагируют на все эти вещи? Мы видим, что показатели лезут вверх, но украинцы почему-то остаются несчастными. И мы помним, как украинцы в 2010 году, после того фантастического роста, проголосовали за Виктора Януковича, первая строчка избирательной программы которого была - «неспособная и непрофессиональная власть довела страну до руины». То есть, наибольший рост качества жизни со времен неолита Янукович объявил развалиной и с этими лозунгами победил - 12,5 млн украинцев ему поверили

Украинцы - чемпионы по "всепропало", мы не умеем радоваться переменам.

А так происходит, что после больших изменений патерналистское большинство переворачивает пирамиду потребностей, которую проактивное меньшинство уравновешивает на ее вершине. Благодаря этому мы очень часто скатываемся в прогрессе назад.

ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ "ПОЛНОТОЙ СЧАСТЬЯ" И "ПОЛНОТОЙ ВЛАСТИ"?

Святослав Вышинский, философ и телеведущий:

- Украинцы чувствуют себя несчастными из-за того, что часто оглядываются на когда-то счастливое прошлое вместо того, чтобы искать свое призвание и строить планы на счастливое будущее.

Слово "счастье" в славянских языках связано со словом "часть". Считается, что счастье - это "хороший удел", "хорошая часть". Соответственно, мы можем говорить о том, что если понимать это слово с этимологической стороны, то стремление к счастью - это стремление к определенному хорошему уделу, стремление к определенной полноте, какой-то максимальной судьбе.

И в этом смысле мы можем, наверное, рассуждать о том, что стремление к полноте в социально-общественной плоскости может выражаться в том числе и в полноте власти. Власти не только как политического понятия, но власти как полноты возможностей - это одно из выражений счастья.

ВИНОВАТО ЛИ ГОСУДАРСТВО В НЕСЧАСТЛИВОСТИ, И ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ СЧАСТЬЯ?

Алексей Толкачев, писатель, футуролог:

- Я не могу сказать, что я абсолютно счастливый человек. Потому что я смотрю на нашу реальность и вижу ее отличие от потенциала.

Украина за тридцать лет могла стать цветочком-конфеткой. Понимаю, как это сделать, но этого не происходит.

То есть я не очень счастлив, потому что большинство идей не находят реализации в этой стране, на этой земле. Люди в массе своей несчастны, поскольку есть огромная разница между желаниями, ожиданиями, потенциалом и реальностью, действительностью, в которой украинцы живут.

Самые важные вещи от нас спрятаны, но спрятаны на виду.

Вы говорите о любви? У нас все песни – о любви и книжки о любви. Но государство отводит себя от любви к гражданам. .. Почему государство не нацелено на приумножение счастья?

В государстве есть три уровня счастья. Первый - личностный: влюбленность, здоровы ли мы, как спали.

Коллективное ощущение счастья – качество наших отношений с окружающим миром. Наше ощущение счастливости зависит от того, порядочные ли и хорошие ли люди нас окружают. То есть, качество общения.

На коллективном уровне господствуют деструктивные ценности, люди не являются ни любезными, ни открытыми друг к другу. На коллективном уровне счастье зависит от ценностей, которые царят в обществе. И здесь важно то, что называют мировоззренческой реформацией, а я раньше назвал это мировоззренческой революцией. А Лариса Ившина называет это модернизацией национального характера.

Третье измерение счастья - государственная деятельность. Государство не может сделать каждого счастливым, но оно должно быть незаметным в создании инфраструктуры счастья. Обеспечивать нашу безопасность, давать качественное образование, здравоохранение, которые могут стать предпосылками для счастья. Государство должно стать инструментом, который создает предпосылки для счастья.

Хотел бы, чтобы результатом стала государственная идеология по приумножению общественного счастья.

Более успешные народы видят счастье впереди себя, ведь они понимают счастье как цель, как конкретную цель, как свое призвание, как свою миссию.

А украинцы понимают счастье как то, что позади нас, то, что было у нас раньше.

Поэтому в украинской литературе очень часто возвращаются к теме не столько счастья, сколько несчасности – понятие "украденного счастья" в одноименном произведении, постоянные вздохи, что мы несчастный народ, что мы угнетенные селяне, подавленные простые люди.

Мне кажется, что вот это подбивание горем исходит из того, что мы воспринимаем счастье как нечто самодостаточное, случайное, незаслуженное нами, дарованное нам так, как это бывает в детстве.

У украинского народа отсутствует этика труда, которая очень четко нас отличает от западных народов. А отсутствие этики труда связано с отсутствием призвания. Этика труда возможна там, где есть конкретная цель: для чего мы работаем, что мы мастерим, чего мы достигаем?

А украинский народ, по моему мнению, как коллектив, не чувствует своего призвания. Поэтому мы 30 лет дискутируем, какова украинская национальная идея, в чем она заключается. На самом деле, никто четко не может на это ответить.

Украинцы чувствуют себя несчастным народом потому, что мы пытаемся достичь того, что потеряли когда-то, не понимая, как этого достичь.

Вместо того, чтобы двигаться к счастью, как к цели, и понимать, какова траектория этого движения, – мы постоянно романтизируем свое прошлое и таким образом не можем сделать этот зрелый шаг к историческому бытию.

Мне кажется, что мы сможем быть счастливым народом, счастливым коллективом, счастливой нацией только тогда, когда мы по-настоящему поймем свое призвание, свою судьбу, свое место в истории. И когда мы это поймем, то, думаю, в виде побочного эффекта этого пути мы обретем наше украинское счастье.

ЗАВИСИТ ЛИ СЧАСТЬЕ ОТ ТЕМПА ЖИЗНИ?

Владимир Ешкилев, украинский писатель:

- Счастье каким-то странным образом соединено со временем.

Каждая эпоха имеет свой ритм, свой суверенный темп. И каждый индивид имеет свой суверенный темп.

И есть два варианта совпадения темпа суток и темпа человека. Это полное совпадение, когда человек живет в том ритме, в котором живет эпоха, и полное несовпадение – когда человек не чувствует своего времени, когда человек живет отдельной жизнью от своей эпохи.

Первое счастье - это счастье единения с общиной, с человечеством, а второй вариант — счастье полного уединения, полной замкнутости, то, что Аристотель называл полнотой благотворного существования, но отделенного от потоков, которые вокруг человека.

И между теми двумя вариантами счастья находятся все виды несчастий, все варианты, когда человек не является полноценным в полноте своего благотворного существования.

Здесь говорили, что украинцы чувствуют себя несчастными. Я думаю, что это потому, что темп нашей жизни задается за пределами Украины. И украинцы, как нация людей социальных, раскрытых на общение, страдают от чувства несовпадения с ритмом и временем.

Вероятно, нации, у которых есть опыт внутреннего сепарирования между общественным и индивидуальным, более счастливы именно потому, что они способны переживать счастье как ощущение внутреннего мира, и они не раскрывают мир наружу. И они разделяют два потока жизни: внутренний и внешний. И попытки координировать двое часов (внутренние и те, что определяют глобальное время) зависит от многих факторов – историческая традиция, наличие людей с особой харизмой, способность людей коммуницировать между собой и настраивать свои внутренние часы в унисон со временем других людей, которые живут рядом.

Так формируются промежуточные пространства национального времени, общественного времени или времени какой-то общины. И наверное, нам нужно ускориться, чтобы успевать за глобальным временем и окружающим потоком бытия.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Этот круглый стол, безусловно, должен быть центральным и для участников (зрителей), и для политиков (которые прорабатывают материалы этих дискуссий в закрытом режиме). Потому что все тезисы, прозвучавшие на круглом столе, – это и определенные истины-открытия для самих себя, и инструкции для государства и любого государственного деятеля.

"Это дело государства - делать людей счастливыми. Это единственное, ради чего государство нужно выдумывать. Если государство существует ради каких-то других вещей, такие государства вообще не нужны. Единственная цель государства - это человеческое счастье", - об этом отметил ни больше, ни меньше, как глава Украинского института национальной памяти Антон Дробович.

Впрочем, пусть и деликатно, участники напомнили рядовому зрителю, что личная настроенность к счастью многое значит, говоря простым языком – таки стоит избавляться от традиционной плаксивости.

Я думаю, что слова поэта Василия Кузана многие могли бы воспринять обращенными лично к себе: "Почему люди, живя в государстве, не любят государство? Почему не идут на выборы? Не хотят строить общество, о котором мечтают? Возможно, нужно развивать культуру, ориентированную на счастье?"

Одним словом, и обществу, и правящему классу есть о чем думать. Потому что на одном все эксперты сошлись: "Счастье – не цель, это процесс".

И для политических элит в этом процессе очень четко поставлена задача: сделать достижение счастья государственной целью, целью политики.

В конце концов, круглые столы и концепция "25 ступеней к общественному счастью" дают достаточный теоретический материал для этого.

Ну а украинцам, вероятно, стоит вспоминать надпись на заборе беднейшей страны Азии, о которой говорили участники круглого стола: "Счастье – это вопрос привычки и личного выбора".

Елена Мигачева, Киев

Предыдущие круглые столы:

1. "О фейсбучных ристалищах, способности слышать другого и манипуляциях"

2. "Исторический пантеон: когда описываем трагедии - обязательно говорить о сопротивлении и спасении"

3. "Украина - больше, чем язык? Но возможна ли она без языка?"

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-