Скифское золото: решение амстердамского суда – победа, которая дает надежду

Скифское золото: решение амстердамского суда – победа, которая дает надежду

Укринформ
Как Россия пытается украсть бесценные предметы украинской истории

Апелляционный суд Амстердама сегодня принял решение об отводе судьи в деле о принадлежности «скифского золота». Суд удовлетворил просьбу Украины относительно отвода судьи из-за подтверждения связей председательствующего судьи Оранье с адвокатами крымских музеев, что может свидетельствовать о его предвзятости при рассмотрении дела.

Из-за коронавируса судебное заседание не проводили. Свое решение суд огласил в письменном виде, без публичных слушаний. Однако предыдущее судебное заседание, которое проходило 2 сентября 2020 года, было достаточно интересным. Просто во время выступления судьи, об отводе которого просила украинская сторона, слушания прервали, потому что одной из трех судей, слушавших дело, стало плохо. "Совпадение"? Коронавирус?

По крайней мере, стало понятно: впереди в этом деле еще много неожиданностей.

Итак, как Россия пытается повлиять на процесс относительно «скифского золота» и где хранятся ценные экспонаты, пока продолжается суд?

НАЧАЛО ЮРИДИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ

Юридическая война за "скифское золото" началась шесть лет назад, когда на выставку в Нидерланды была вывезена ценная коллекция из Крыма – еще до оккупации полуострова Россией. Выставка «Крым: золото и тайны Черного моря» состояла из коллекций пяти музеев, один из которых расположен в Киеве, а четыре – в Крыму (Симферополь, Керчь, Бахчисарай и Херсонес). Выставка проходила в музее Алларда Пирсона в Амстердаме, где ценные экспонаты хранятся на данный момент. Ведь после оккупации полуострова перед нидерландским музеем встал вопрос: куда возвращать коллекцию. Крымские музеи требовали, чтобы "скифское золото" вернули им, потому что, мол, оно было взято из их фондов на основе контрактов. В то же время Киев настаивал, что экспонаты не могут быть отправлены на оккупированную территорию и принадлежат государственной части Музейного фонда Украины, являются государственной собственностью и не подлежат отчуждению.

Так начался судебный процесс относительно принадлежности «скифского золота». Позиция Украины основывается в первую очередь на нормах международного права, в частности положениях Конвенции ЮНЕСКО и украинского законодательства, которые закрепляют право собственности государства на спорные музейные объекты.

«Украина отмечала, что музейные коллекции, которые являются предметом спора, в соответствии с украинским законодательством являются государственной собственностью украинского народа и входят в государственную часть Музейного фонда Украины. Они являются неотъемлемой составляющей культурного наследия Украины и находились в крымских музеях на праве оперативного управления, концепция которого предполагает «заботу» музея о коллекции без передачи права собственности на нее. Главным же исполнительным органом, который имеет право изымать соответствующие музейные коллекции из права оперативного управления музеев, является Минкультуры (Министерство культуры и информационной политики Украины – ред.)», – отметил в комментарии корреспонденту Укринформа в Гааге адвокат Андрей Карнаухов, партнер адвокатского объединения «Сергей Козьяков и Партнеры», которое вместе с нидерландской фирмой Bergh Stoop & Sanders защищает интересы государства Украина в деле "скифского золота".

Андрій Карнаухов
Андрей Карнаухов

Правовой статус музейных коллекций согласно украинскому праву – «незаконно вывезены и должны быть возвращены в Украину».

"Крымские музеи, в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Украины, также просили соответствующие разрешения Минкультуры на временный вывоз и транспортировку музейных коллекций на выставку в Нидерланды и на заключение соответствующих договоров с Музеем Алларда Пирсона. Поскольку действие разрешений на вывоз музейных коллекций в Нидерланды закончилось еще в 2014 году, а крымские музеи сейчас не могут выполнять свои функции надлежащих субъектов оперативного управления для коллекций, учитывая оккупацию Крыма Российской Федерацией, Минкультуры (Министерство культуры и информационной политики Украины – ред.) издало соответствующий приказ о передаче музейных коллекций в оперативное управление Национальному музею истории Украины, расположенному в Киеве" , – отметила в комментарии Укринформу Елена Гладюк, советник адвокатского объединения «Сергей Козьяков и Партнеры».

Олена Гладюк
Елена Гладюк

В декабре 2016 года Окружной административный суд Амстердама решил, что экспонаты должны быть возвращены в Украину. Такое решение принято на основе Конвенции ЮНЕСКО, согласно которой художественные ценности должны быть возвращены суверенному государству, предоставившему их для временной экспозиции. Крымские музеи, которыми руководят сегодня из России, не приняли поражение и в марте 2017 года Апелляционный суд Амстердама получил апелляцию.

БОЛЬНОЙ СУДЬЯ И РОЛЬ РОССИИ В ПРОЦЕССЕ

Украинская сторона подала ходатайство об отводе судьи Апелляционного суда Амстердама. Однако в ноябре 2019 года суд в Гааге его отклонил, потому что не увидел никаких обстоятельств, которые бы свидетельствовали о предвзятости судьи. Впоследствии Украина во второй раз подала ходатайство об отводе судьи из-за выявления дополнительных материалов, свидетельствующих о его связях с Россией. Дело в том, что председательствующий судья Апелляционного суда Амстердама в течение нескольких лет осуществлял представительство интересов российской компании «Промнефтьстрой» по делу против ОАО «НК «ЮКОС2», то есть фактически защищал интересы Российской Федерации в деле в пользу «Промнефтьстроя». И осуществлял это в тесном сотрудничестве с адвокатами, которые сейчас представляют интересы крымских музеев в деле относительно «скифскому золоту».

"В прошлом году состоялись слушания в Гааге относительно отвода судьи господина Оранье, потому что десять лет назад он был причастен к делу в отношении ЮКОСа, а также из-за его знакомства с двумя адвокатами, которые тогда боролись бок о бок вместе с ним и которые сегодня представляют интересы крымских музеев. Мы считаем, что это компрометирует его как председательствующего судью. Однако он обжаловал такое решение, и суд не увидел здесь никаких проблем. Однако в этом году мы получили от одного адвоката материалы, которые указывали, что судья Оранье не сказал всей правды", – объяснил нидерландский адвокат Маартен Сандерс, который представляет интересы Украины.

2 сентября 2020 года в Апелляционном суде Амстердама состоялись слушания относительно отвода судьи. Они были посвящены вопросу, действительно ли Оранье говорил правду во время судебного заседания в прошлом году. И просто во время выступления господина Оранье, об отводе которого просила украинская сторона, одной из трех судей, слушавших дело, стало плохо. Слушания прервали, рассказал Маартен Сандерс.

Два нидерландских адвоката, которые представляют Украину, успели выступить. А вот адвокаты крымских музеев и представитель амстердамского музея Алларда Пирсона должны были подать свои выступления в письменной форме. Так же в письменной форме сегодня, 28 октября, суд огласил свое решение. Апелляционный суд в Амстердаме удовлетворил ходатайство Украины об отводе судьи Оранье.

"Для нас это важная победа, которая позволит рассматривать дело независимым судьей. И обеспечит принцип состязательности в этом апелляционном производстве. Хочу отметить замечательную профессиональную работу наших нидерландских коллег. Мы рассчитываем на беспристрастное судопроизводство", – подчеркнул в комментарии Укринформу адвокат Андрей Карнаухов.

ФАНТОМНЫЕ МУЗЕИ

Официально Россия не предъявляет претензию на коллекцию, но фактически влияет на судебный процесс через крымские музеи.

"Формально Российская Федерация не является стороной в судебном деле, но перерегистрация крымских музеев в субъекты хозяйствования по российскому праву, назначение «российских» директоров этих музеев, заказ и оплата услуг адвокатов в деле для крымских музеев и подготовка законодательной базы для передачи коллекций в российский музейный фонд свидетельствуют о фактическом контроле Российской Федерации над позицией крымских музеев в споре", – объяснила директор департамента международных споров Министерства юстиции Анна Тищенко.

Анна Тищенко
Анна Тищенко

Пока продолжаются судебные баталии, около 500 экспонатов хранятся в хранилище музея Алларда Пирсона и не экспонируются.

"С самого начала юридически претензии на коллекцию выразили «украинские» крымские музеи как стороны по договорам на экспонирование, они и апеллируют к договорному праву, поэтому просят суд обязать выполнить обязательства Музея Алларда Пирсона по этим договорам и вернуть коллекцию обратно (применение контрактного права – их принципиальная позиция). В судебном процессе крымские музеи действуют якобы как украинские. Музеи не могут выступать в споре как российские культурные институты, поскольку потеряют право требования по договорам как украинские юридические лица. В то же время Украина не может просто ликвидировать музеи как украинские юридические лица, учитывая действие специального законодательства относительно Крыма и оккупированных территорий. То есть, имеем «фантомные украинские музеи», которые фактически действуют от имени Российской Федерации, на что неоднократно обращалось внимание судов Нидерландов", – подчеркнул в комментарии Укринформу Андрей Пилипенко, адвокат адвокатского объединения «Сергей Козьяков и Партнеры», которое защищает интересы государства Украина в деле "скифского золота".

Андрій Пилипенко
Андрей Пилипенко

Музей Алларда Пирсона проводит периодический осмотр и проверку состояния сохранности музейных предметов с участием экспертов. Адвокат Маартен Сандерс отметил, что музей принял позицию относительно сохранения экспонатов до принятия окончательного решения. Как известно, производство по сути было остановлено до решения вопроса об отводе.

"Мы ждем окончательное решение в апелляционном производстве в течение двух месяцев или более. Однако, в любом случае проигравшая сторона обязательно будет обращаться в Верховный суд, и поэтому это добавит еще два года, прежде чем будет принято решение о возвращении экспонатов", – сказал Сандерс.

И хотя судебные баталии продлятся еще не один год, возможно, именно благодаря выставке в Нидерландах Украина таки сможет спасти от России и вернуть домой эти бесценные предметы нашей истории.

Ирина Драбок, Гаага

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-