Удастся ли спасти золотую антилопу?

Удастся ли спасти золотую антилопу?

Укринформ
Заметки с IV Международного форума "Креативная Украина"

19-20 ноября в столице проходит Форум, призванный помочь креативным индустриям не только выжить, но и найти, восстановить себя, развить и использовать нынешний коронакризис в качестве импульса.

На этом форуме звучали и конкретные рецепты относительно логистики грантов, которые могли бы быть стартом для креативных индустрий, и философско-футуристические лекции, во время которых ученые философы, экономисты, менеджеры, искусствоведы рассуждали о том, как будет развиваться креативный сектор в будущем. Речь шла и о глобальных изменениях, которые ждут мир.

Дискуссии чередовались с секторальными панелями на темы медиа, моды, кино, туризма и блиц-интервью со спикерами. Это придавало всему мероприятию (на котором выступали и президент, и профильный еврокомиссар, и ученые мирового уровня) абсолютной непринужденности, а журналист, который делал блиц-опросы, каждый раз переспрашивал, в одежду ли украинских дизайнеров одеты спикеры. (Преимущественно так и было).

О ЗНАЧЕНИИ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИИ ЭКОСИСТЕМЫ

Первым тональность выступлений задал министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко. Он так определил отношение к креативным индустриям: они, представители индустрии, не просители, они что-то вроде золотой антилопы. Если сегодня помочь им справиться с кризисом, то они станут мощной частью экономики.

- Мы впервые на такой большой арене с участием еврокомиссара ЕС, министров из других стран, президента, вице-премьеров, министра финансов говорим о значении креативной экономики. Потому что, когда мы говорили о креативных индустриях, все в основном думали, что это такие бедные, запущенные сферы. А на самом деле мы не говорим о том, какой вклад они делают уже сегодня в экономику.

Нам надо изменить это отношение – как к деткам из младшей группы. Мы - огромная и существенная часть экономики Украины, кроме того, не сырьевая - это все создают люди. Для этих людей правительству нужно создать условия, чтобы они могли развиваться. И протянуть руку помощи, чтобы у этой сферы было будущее. Иначе этого будущего не будет: карантин очень ударил именно по креативным индустриям – это и туризм, и сфера гостеприимства, и киносети, мода и дизайн.

В связи с эпидемией коронавируса и введенными в стране карантинными мерами креативная индустрия Украины потеряла 3 млрд долларов, что составляет 2% ВВП. К чему привел карантин, если мы говорим о креативной экономике? Потери - три миллиарда долларов, это 2% ВВП и еще 300 тысяч рабочих мест.

Если мы будем продолжать таким же образом, нас ждет перспектива не очень утешительная: 10% потери ВВП или одна треть людей, которые останутся без работы. Сегодня государственные инвестиции, которые были привлечены в креативную индустрию, теряются и используются в пустую, поскольку нет зрителя и слушателя. Если продолжить двигаться по этому пути, то государство придет в никуда, тратя напрасно средства налогоплательщиков. Поэтому государство должно сфокусироваться на развитии, на грантах для институциональной поддержки креативных индустрий.

Необходимо развивать экосистему креативного предпринимательства. Собственно, базовая, она уже существует, но пока не функционирует эффективно. Все эти люди есть, и наша задача — сделать все, чтобы сплотиться вокруг создания и развития этой экосистемы креативного предпринимательства.

Место и роль в этом процессе есть для каждого - инноватора и инвестора, создателя и громады, социального предпринимателя и власти, партнера по развитию и бизнеса, художников и науки, местного самоуправления и стартапов.

Для чего это? В первую очередь - для людей, потому что они и являются главной ценностью этой экосистемы креативного предпринимательства и, конечно, для сохранения нашего наследия

СИГНАЛЫ ВИП-ГОСТЕЙ: ЧТО ОБЕЩАЛИ ПРЕЗИДЕНТ, ДИПЛОМАТЫ И ЕВРОКОМИССАР

Выступления ВИП-гостей собственно для представителей индустрий – не только показатель статусности форума, они показатель отношения к проблеме, и в словах влиятельных людей всегда есть сигналы. Сигналов от спикеров было немало.

Владимир Зеленский, президент Украины:

- Креативность - это не о развлечениях. Это - фундаменты креативной экономики. Это понимание использования ресурсов, умение капитализировать талант, интеллект, мастерство и продавать всей планете актуальные решения как в культуре, так и в медицине, а еще возможности для самореализации.

В этом году в Украине запустили много инициатив в поддержку украинских креативных индустрий, развития туристической инфраструктуры, восстановления культурных памятников в рамках "Большой реставрации", создания эффективных хабов в регионах Украины.

Креативные индустрии - это о связях, они сочетают в себе различные сектора, различные материалы, различные форматы, направления, культурное и экономическое, традиционное и современное, кустарное и инновационное, прошлое и будущее. Изделия карпатских мастериц ложатся в основу киевских фешен-коллекций, а харьковский художник развивает концепцию выставки муральной живописи из книги ивано-франковского писателя.

Креативная экономика должна стать приоритетом стратегического развития Украины, для этого у нас есть талантливые люди, уникальный культурный ресурс, у нас есть наследие.

Сегодня креативные индустрии напоминают феникса, который восстает из пепла, предстает обновленным, молодым, сильным, адаптированным к новой жизни, к новой реальности. а государство сделает все, чтобы эта реальность для креативных индустрий была комфортной, а условия – максимально благоприятными.

Матти Маасикас, глава Представительства ЕС в Украине:

- Европейский Союз осознает вызванные пандемией COVID-19 вызовы для культурного и креативного секторов, поэтому культурные индустрии всегда будут в фокусе взаимодействия ЕС и Украины.

Культурный шок - это понятие, которое получает новое содержание в этом году. Вместе с индустрией туризма культурные и креативные сектора наиболее пострадали от коронавирусного кризиса.

ЕС очень активно работает над решениями для креативного и культурного секторов. Культура была определена особенно пострадавшим сектором, к которому необходимо применять меры поддержки в виде дополнительного финансирования и поддержки секторов и регионов, подвергшихся наибольшему влиянию. В этом году ЕС согласовал бюджет 2,2 млрд евро на ближайшие семь лет на программу "Креативная Европа". И этот бюджет больше, чем на предыдущие семь лет, который составил 1,46 млрд евро.

ЕС продолжает поддерживать Украину в сфере культуры, в частности в 2018-2020 годах Евросоюз предоставил нашей стране более 17 млн ​​евро.

Мы скорректировали нашу поддержку с учетом нынешних вызовов. Наша программа запустила серию антикризисной поддержки для украинских творческих людей и предпринимателей. работающих в сфере культуры, в размере 800 тыс. евро... Мы стараемся быстро мобилизовать дополнительный пакет помощи в размере 190 млн евро для поддержки сектора охраны здоровья я и сектора малого бизнеса, который включает в себя креативную индустрию, а также гражданское общество. Культурные индустрии всегда будут в фокусе нашего внимания и поддержки. Я надеюсь, что все это будет происходить на базе общих ценностей, которые мы разделяем с Украиной.

Мария Габриэл, еврокомиссар по вопросам инноваций, исследований, культуры, образования и молодежи:

- С начала кризиса, вызванного пандемией коронавируса, ЕС прилагает усилия по поддержке культурного наследия и креативного сектора, в частности в рамках сотрудничества с Украиной и другими важными партнерами, что позволило сохранить существующие и создать новые проекты в этой сфере. Европейская сторона с начала кризиса принимает адресные меры по поддержке креативного сектора. Это касается финансовой поддержки и горизонтальных мер, которые расширили возможности в предоставлении государственной поддержки и в гибком использовании структурных фондов для защиты рабочих мест и работников, пострадавших от кризиса. В этом контексте создан инструмент восстановления «Новое поколение ЕС», усилены или скорректированы программы поддержки креативной и культурной индустрии. Среди них такие, как Creative Europe, Erasmus, Horizon Europe, REACT-EU, Invest-EU, Digital Europe и другие.

В рамках программы Erasmus+ мы выделили 100 млн евро для развития проекта «Креативное партнерство», который должен объединить инициативы в сфере образования, профессиональной подготовки, молодежи и культуры с креативными секторами. Соответственно, Horizon Europe, наша новая рамочная программа по исследованиям и инновациям, впервые будет также содержать разделы культуры, креативности и инклюзивного общества.

Эти усилия должны привести к формированию нового Сообщества знаний и инноваций (Knowledge and Innovation Community - KIC) в рамках Европейского института инноваций и технологий и к созданию настоящей креативной экосистемы.

Существующее сотрудничество между ЕС и Украиной в сфере культуры является «очень хорошим», поскольку Соглашение об ассоциации ЕС-Украина позволяет принимать участие в различных культурных программах и обменах.

В частности, благодаря программе Creative Europe украинская писательница Гаська Шиян, завоевавшая Европейскую литературную премию 2019 года, смогла перевести, опубликовать и распространить свои произведения.

Уже в этом году при поддержке этой программы Одесский международный кинофестиваль был представлен онлайн, благодаря чему в течение 17 дней его мероприятия посмотрели свыше 270 тыс. зрителей. Еще одним успешным примером взаимодействия с европейскими платформами является совместный проект Центра искусств во Львове, который был создан на территории старой фабрики и превратил это помещение в центр образовательных и культурных проектов и инициатив.

Украина уже не первый год принимает активное участие в трансграничной программе по поддержке и сохранению культурного наследия, в рамках которой отобраны и до конца года будут полностью реализованы 22 совместных проекта с участием Польши, Беларуси и Украины.

Примером успеха, как отметила еврокомиссар, является участие Украины в схеме мобильности ЕС, так называемой i-Portunus, в рамках которой украинский проект «Изоляция» оказался в числе наиболее успешных. В прошлом году в рамках этого проекта 19 украинских художников смогли совершить путешествие за пределы Украины, в свою очередь Украина приняла у себя 14 международных представителей искусства. Украина также принимает активное участие в ряде флагманских программ,таких, как FLIP (Finance, Learning, Innovation and Patenting - Финансы, обучение, инновации и патентование), в которой зарегистрированы свыше 26 тыс. пользователей, или в Европейской сети креативных хабов.

Кристина Квин, временная поверенная в делах США в Украине:

- Осознание украинцами уникальности собственной культуры расширяет возможности взаимодействия между США и Украиной в культурной сфере.

Украинцы сами начинают понимать, насколько уникальна их культура, и начинают делиться ею за пределами Украины. Это расширяет возможности взаимодействия между нашей и вашей стране в культурной сфере. Как вы знаете, я из Калифорнии, развлечения и культура "вмонтированы" в ДНК калифорнийцев, и я вижу здесь, в Украине, похожую на Калифорнию динамику. Всемирно известный украинский "Щедрик" стал очень популярной рождественской колядкой в ​​США. Кроме того, американцы все больше начинают интересоваться песенным конкурсом "Евровидение", который дважды выигрывала Украина. Вышиванки все чаще появляются на подиумах и демонстрируют богатую традицию украинской вышивки миру. Украина - это также "кулинарная Мекка": у вас очень много молодых новых шеф-поваров, которые создают новые интересные ранее неизвестные блюда. Мы также видим повышенное внимание к такому традиционному блюду, как борщ, которое сейчас претендует на сертификацию ЮНЕСКО. Такие украинские шеф-повары, как Евгений Клопотенко, помогают миру оценить уникальную кулинарную традицию Украины... Поколения зрителей увидели американскую историю и наши традиции через культурные продукты. Мы видим, что то же самое происходит в Украине".

ШОУ ДОЛЖНО ПРОДОЛЖАТЬСЯ, И КАК ЭТОГО ДОСТИГАЮТ ЗА РУБЕЖОМ

Джон Уитингдейл, член парламента Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, государственный министр информации и данных в DCMS (Департамент цифровых технологий, культуры, медиа и спорта):

- Коронакризис значительно повлиял на сферу культуры и СМИ в Великобритании. Лондон пытается поддержать культуру, в частности разрабатывая инвестиционный пакет поддержки на сумму 6 млрд фунтов стерлингов.

Культурные учреждения зависят от зрителей, которые из-за пандемии COVID-19 не могут их посещать. Поскольку эти учреждения не работают, правительство Великобритании пытается их поддержать. По его словам, власти разработали инвестиционный пакет для поддержки этой сферы на сумму 6 млрд фунтов стерлингов.

Эта сумма позволяет организациям и компаниям продержаться на плаву.

Лондон разработал пакет поддержки для спортивных организаций - правительство пытается приобщать зрителей к онлайн-событиям, просмотру трансляций матчей.

Сабрина Гильдехаус, генеральный директор компании GILDEHAUS

- Творческий промысел – твердая валюта будущего. Ценности эпохи во времена карантина – это отдельная тема. Как меняются приоритеты. Первый из них. Наш дом - наша игровая площадка. Мы много времени находимся дома, поэтому становится важным, что у нас дома. Что носим мы, что дома на виду. Семья сейчас - центр гравитации. Становится очень важным здоровье. Мир потребления меняется.

Взаимодействие с клиентом... Быть фирмой-активатором, заставить фолловеров действовать, построение альянсов и сотворчества... Не теряйте аспект домашности...

Ставить в приоритет не продажи, а фактор вовлеченности. Чтобы напрямую коммуницировали. Постоянство, восстанавливаемость, честные месседжи — вот залог развития.

ПОЧТИ КОФЕ-БРЕЙКИ И КАК ПОМОЧЬ ДРУГ ДРУГУ

Для тех участников, у кого было время и возможность слушать — были доступны все панели (а панели собирали за полдня более трех тысяч просмотров).

Некоторые панели приобрели форму дружеских бесед, во время которых, например, один малый предприниматель (девушка) рассказала, как в виде эксперимента во время карантина перевела выставочный бизнес в Инстаграм и как удалось сохранить ключевых игроков в их компании.

Некоторые лекции содержали конкретный рецепт для, например, кинопроизводителей. Ищите интересную историю (это от гуру кино Билла Гуттентага), это круче, чем спецэффекты. Людей цепляют истории.

На туристических панелях четко рассказывали о видении, стратегии и проектной деятельности привлекательных локаций. Я думаю, что откровенной была история туристического чиновника из Ривненской области, который говорил, что, раскручивая регион, они советовались со Львовом относительно того, как варить-продавать-раскручивать кофе и джаз-фестивали.

ПОСТСКРИПТУМ

Такие форумы, как этот – и для тех, кто является частью рынка креативных индустрий, и для аналитиков, и для чиновников и для случайных зрителей — полезны тем, что дают и серьезную надежду, и серьезные импульсы, и руководство к действию.

Да, мир меняется до неузнаваемости. Но есть хорошие новости. Для телевизионщиков – это то, что у нас прекрасный персонал и мы умеем делать кино, а отсутствие средств уравнивает наших кинопроизводителей со многими зарубежными специалистами.

Для представителей фэшн-индустрии хорошая новость – в том, что сегодня практически каждый украинский чиновник является лоббистом украинской моды, голосуя за нее кошельком, и растет аудитория, которая охотится именно за украинской модой.

Для туристической отрасли хорошая новость – в том, что есть огромный спрос на внутренний туризм, и отечественные чиновники, и европейские партнеры охотно помогают раскручивать украинские локации и каждую крепость, каждый замок переводить в цифровой формат.

А кроме того, каждый из представителей креативной индустрии мог осознать и свою важность, и свою значимость.

Елена Мигачева, Киев

Фото: Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-