Пенсии для вредных профессий: как начислят и кто заплатит старые долги?

Пенсии для вредных профессий: как начислят и кто заплатит старые долги?

Аналитика
Укринформ
В Украине хотят ввести накопительные пенсии для вредных профессий. При этом их могут сократить, переложив с бизнеса на госбюджет

Разработанный Министерством социальной политики законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно накопительной профессиональной пенсионной системы» наконец обсужден и представлен профильному Комитету ВР как «пилотный проект» для формирования пенсий льготных категорий в рамках введения долгожданной накопительной системы. "Наконец", - подумали финансисты. Ведь они-то знают, что закон «О негосударственном пенсионном обеспечении», принятый еще в 2003 году, не работал как раз из-за отсутствия имплементационных законов. Будущие пенсионеры в глубине души обрадовались, что получают «три пенсии вместо одной», как написали в своих заголовках некоторые СМИ. Им-то никто не объяснил, где подвох. Но больше всего обрадовались акционеры крупных промышленных предприятий, так как, наконец, появилась надежда под активную фазу реформы заодно принять еще один выгодный им пенсионный законопроект. Который с 2012 года пытался пройти через жернова парламента, но каждый раз по понятным причинам отзывался. В турборежиме очередная попытка может стать вполне реальной. Хотя сам по себе принцип накопления пенсионных выплат для работников вредных профессий вполне удобен.

Что может компенсировать людям вредные условия труда? Только живые деньги

Законопроект предлагает введение накопительной профессиональной пенсионной системы (НППС) для занятых на вредных производствах работников в возрасте до 35 лет, имеющих право на льготную пенсию, за счет повышения ставки единого соцвзноса для таких работодателей на 7% или 15%.

Законопроект предусматривает три профессиональных пенсионных программы:

Программа №1 дает право на получение пенсионных выплат после 50 лет при работе по "списку №1" от 10 лет у мужчин и от 7,5 лет у женщин.

Программа №2 включается после 55 лет и работе по "списку №2" от 12,5 лет у мужчин и от 10 лет у женщин.

Программа №3 дает возможность добровольно вступить в НППС на условиях, определенных в коллективных договорах, и на получение пенсионных выплат по достижении 55 лет.

По программе №1 работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%, в программе №2 - 7%, в программе №3 - от 3% по согласованию с работниками. По законопроекту, страховые взносы, которые поступят за участников НППС, Пенсионный фонд Украины будет направлять в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и страховые компании (СК), авторизованные Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Участники системы смогут самостоятельно выбирать НПФ и СК (принцип "пенсионные средства ходят за участником"), однако если они в течение трех месяцев не выбрали, то НПФ будет определен автоматически в порядке Пенсионного фонда Украины.

"Примерный объем средств для такой накопительной системы составит 2-3 млрд грн в год", - сказал, представляя документ, премьер-министр Денис Шмыгаль.

«Что мы предлагаем в законопроекте. Первое: для работников, которые сейчас трудятся во вредных и тяжелых условиях, не будут изменены фактически ни правила, ни условия назначения такой льготной досрочной пенсии. Мы меняем только механизмы. То есть, возмещение льготных пенсий будет заменено на финансирование таких пенсий через уплату повышенной ставки Единого взноса», - рассказала министр социальной политики Марина Лазебная. Она отметила, что за счет этих средств будут покрываться расходы для выплаты текущих льготных пенсий и будут введены механизмы досрочной накопительной пенсии для будущих пенсионеров.

Кто будет платить долги?

Уже около 20 лет в Украине действует закон, согласно которому работники, занятые на вредных производствах (по спискам № 1 и № 2), могут выйти на пенсию на 10 лет раньше. Но при условии наличия у них 10 или 7,5 года соответствующего стажа работы на таких производствах. Льготную пенсию за этот период им обеспечивает предприятие, на котором человек вредил своему здоровью. По факту же пенсию платит Пенсионный фонд, а частные предприятия компенсируют ПФУ пенсионные выплаты, которые он делает. По разным оценкам, за эти 20 лет предприятия должны были зарезервировать на выплаты своим будущим пенсионерам от 70 млрд грн до 100 млрд грн. Причем, по состоянию на 1 апреля 2020 года, у этих предприятий уже дополнительно существовала задолженность по выплатам текущим пенсионерам перед Пенсионным фондом в размере 14,5 млрд грн.

Министр социальной политики Марина Лазебная отметила, что предложенный механизм позволит решить проблему долгов предприятий перед Пенсионным фондом по выплате льготных пенсий. По ее словам, с 2008 года этот долг вырос с 1 млрд грн до почти 15 млрд грн на октябрь этого года, ежегодно увеличиваясь на 1,5 млрд грн. "Из 10 предприятий 8 не возмещают", - заявила министр. По ее словам, предприятиям-должникам будет дано право оплатить этот долг с рассрочкой на пять лет. В пояснительной записке уточняется, что речь идет о 8 тыс. должников, 2,5 тыс. из которых уже экономически неактивны.

Ранее Минсоцполитики оценивало количество работников, которые подпадут под действие НППС, больше чем в 135 тыс. селовек.

Министерство также отмечало, что плюсом перехода к фондированные системы пенсионного обеспечения, где будущие пенсионные выплаты работникам будут обеспечены пенсионными активами, является отделение таких активов от деятельности предприятий, а также возможность наследования таких средств. Кроме того, работодатели вышеупомянутых категорий работников, которые сегодня в значительном объеме осуществляют возмещение расходов на выплату льготных пенсий, будут платить только за фактически нынешних сотрудников и смогут сэкономить.

Итак, в Украине хотят ввести профессиональные накопительные пенсии. Звучит обнадеживающе? Законопроект предусматривает запуск НППС с 1 января 2021, однако на заседании Кабмина было высказано сомнение, что это возможно сделать в столь короткие сроки. Эксперты же объясняют, что с законопроектом в принципе не так.

«Предлагается простить работодателям их долги, иначе математика правительства не сходится»

Юрій Іванько
Юрий Иванько

Председатель правления Общества актуариев Украины Юрий Иванько:

- На самом деле, нововведение заключается в том, что депутатам предлагается простить работодателям их обязательства по выплатам льготных пенсий и обязать в дальнейшем их платить из государственного бюджета. То есть прибыль от работы человека получает конкретное предприятие, а пенсию дополнительную ему оплачиваем мы с вами. Неплохая идея, правда?

Но чтобы этот вывод был не так очевиден, Минсоцполитики предложило дополнительно взимать в ПФУ с предприятий за таких работников старше 35 лет повышенную ставку единого взноса плюс 15% (или плюс 7%) к имеющимся сейчас 22% ЕСВ. Но взимать будут с текущих работников, а платить пенсии с этой суммы нужно фактическим пенсионерам и одновременно накапливать на пенсию тем, кто еще работает и эти взносы платит за себя.

Министерство при этом уверяет, что платежи в Пенсионный фонд будут эквивалентны тем платежам, которые есть в рамках действующей системы. Конечно же, это не так. Если в первые годы платежи в солидарную систему ПФУ уменьшатся примерно на 20% по сравнению с имеющейся системой, то уже через 10 лет падение достигнет 60-80%. Это произойдет вследствие того, что количество пенсионеров будет оставаться постоянной величиной в течение 10-15 лет. А количество плательщиков будет уменьшаться ежегодно, поскольку работники моложе 35 лет войдут в накопительную систему. Таким образом, за 25 лет из общего объема обязательств, которые на сегодня оцениваются в 70-100 млрд грн, ПФУ получит не более 30%, а остальные средства будут переведена на госбюджет. Каких действий можно ожидать от Пенсионного фонда? Правильно - попытки отказаться от обязательств по спецпенсии, как это уже наблюдалось по выплатам пенсий за выслугу лет. Именно такая перспектива ждет работников старше 35 лет, поскольку есть большой риск потери пенсионных выплат в результате ежегодного роста дефицита ПФУ.

А что в таком случае ждет человека моложе 35 лет, которого якобы должна «осчастливить» реформа? Ловите еще одну вишенку на торте. При введении этой системы весь накопленный таким работником стаж на тяжелых предприятиях фактически обнуляется, и накопление единого налога происходит с нуля. По факту Минсоцполитики предлагает депутатам лишить от 10% до 40% льготных пенсий, которые они заработали, работников в возрасте до 35 лет.

В итоге, человек с 20-летним стажем, из которых он отработал 7 на вредных производствах из списка № 1, при выходе на пенсию в 50 лет при зарплате в 10 тыс. грн по действующей системе получит пенсию свыше 3,5 тыс. грн, а по предлагаемому механизму - всего лишь в размере до 2 тыс. грн. Как мы видим, ни человек, ни госбюджет от этого не выигрывают. В отличие от предприятий, которые с 2012 года пытаются добиться такого подарка со стороны государства.

Более обоснованным подходом является введение накопительной профессиональной системы только для лиц, не имеющих стажа на производствах из списков №1 и №2. Одновременно для тех, у кого такой стаж уже есть, следует оставить существующий механизм возмещения работодателями расходов ПФУ на оплату пенсий, полученных на льготных условиях.

А любые нововведения по пенсионным выплатам без проведения актуальных расчетов могут дорого обернуться бюджету и власти в целом, и дискредитировать долгожданную пенсионную реформу.

«Шаг в правильном направлении, но перегруженный "локомотив пенсионной реформы" может и не сдвинуть с места»

Олександр Ткач
Александр Ткач

Александр Ткач, директор компании «Пенсионно-актуарный консультант», эксперт по вопросам пенсионного обеспечения:

- Введение профессиональных пенсионных систем - шаг в правильном направлении. Это - выполнение как требований Директивы ЕС 41/2003 от 03.06.2003, так и Закона Украины №1058 от 09.07.2003. Но Украина опоздала в исполнении "домашнего задания" почти на 15 лет. Поэтому нынешнее правительство делает маленький, но важный и смелый шаг навстречу накопительной пенсионной системе. Но есть и недостатки. В целом согласен с мнением Общества актуариев Украины относительно льготных пенсий (Список №1 и Список №2). То, что предложено, очень похоже на перекладывание проблемы на «другие плечи», которое началось еще в 2012 году и продолжалось при правительстве Владимира Гройсмана в 2017 году. Непонятно, на каких предположениях основаны предлагаемые ставки взносов, а сама методика их расчета не раскрыта. Поэтому предостережение о возможном «дефиците финансирования» и недостаточности уровня будущих пенсий заслуживает внимания.

Отдельно надо сказать об отмене пенсий за выслугу лет, которая произошло в 2017 году для сотен тысяч работников. Теперь под программой №3 эти пенсии вроде бы хотят восстановить, но через механизмы коллективного договора, которые в нашей стране не имеют никакой перспективы. Об этом свидетельствует ход выполнения действующих отраслевых соглашений в Укрзализныце, горно-металлургическом комплексе и т.п. Не замечать и не понимать этого нельзя. Об этом неоднократно говорилось и сообщалось разработчикам правительственных законопроектов, как экспертами, так и профсоюзами, и разработчики просто не прислушиваются к этих аргументам. Вместо постепенного введения профессиональных пенсионных систем для выслуги лет с 2005 года на базе корпоративных и профессиональных негосударственных пенсионных фондов (как это и предусматривалось законом в 2003 году), такие фонды вообще вычеркнуты из второго уровня и системы профессиональных пенсий. Зато предлагается сомнительна авторизация, к которой НКЦБФР будут допущены только открытые пенсионные фонды. Это противоречит Директиве 41/2003 ЕС, согласно которой риск выслуги лет и потери трудоспособности должен компенсироваться трудовыми пенсиями (пенсионными выплатами) отраслевых и корпоративных фондов и компаний страхования жизни.

Если же решать проблему льготных пенсий и пенсий за выслугу лет, то механизм должен быть другим. Таким, как в странах, где это происходит в случае перехода от пенсионных схем с установленными выплатами к схемам с определенным вкладом (ЕС, США и др.). Сначала надо зафиксировать стоимость уже заработанной части пенсий (которые должны были возмещаться через ПФУ) до момента перехода на другой механизм финансирования (через НПФ). Заработанная часть возмещается тем, кто потреблял рабочую силу в прошлом, а оплата труда в последующие периоды финансируется через уплату пенсионных взносов, но не в ПФУ (который направит их на выплаты нынешним пенсионерам и зарплаты служащим), а в НПФ (на индивидуальный пенсионный счет лица). Разработчики просто игнорируют (не замечают) этот принцип, закрепленный в международных стандартах финансовой отчетности. Итак, переложить финансирование значительной части льготных пенсий на ПФУ (который хронически дотируется из бюджета), а вместо этого предложить уплату повышенного размера ЕСВ выглядит сомнительно.

Аргументы о "почти все работодатели не возмещают" или "у предприятий нет денег" не выдерживают критики. Достаточно только вспомнить перечень отраслей с вредными условиями труда (добыча полезных ископаемых, металлургия, энергетика...) и ознакомиться с рейтингами доходов владельцев соответствующих предприятий. Большинство из них экономически активны и добросовестно выполняют требования по возмещению ПФУ расходов на выплату льготных пенсий.

В общем, надо четко разграничивать пенсии, назначаемые за работу во вредных и опасных условиях (Список №1 и Список №2) и пенсии за выслугу лет (то есть, за работу в условиях, когда человек теряет профессиональную пригодность до наступления пенсионного возраста). Не стоит эти разные по природе пенсии закладывать в один законопроект. Перегруженный ими "локомотив пенсионной реформы" может не сдвинуть с места. Если же последовательно запустить несколько "локомотивов" с одним "вагоном пенсий" в каждом законопроекте и сделать это с соответствующим интервалом, то их прохождения «депутатской станции» может произойти с большой вероятностью. Следовательно, успех пенсионной реформы, которую решился нынешнее правительство, будет гарантирован.

Записала Оксана Полищук, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-