Способно ли украинское искусство объединить общество?

Способно ли украинское искусство объединить общество?

Укринформ
В Полтаве состоялся финальный круглый стол Национального диалога, посвященный культуре.

Вчера в Полтаве состоялся последний из семи круглых столов Национального диалога, организованный по инициативе Министерства культуры и информационной политики и призванный обсудить наиболее чувствительные темы нашего общества. Напомним, что этот большой диалоговый проект предусматривал проведение семи дискуссий в разных городах Украины – Киеве, Одессе, Харькове, Черновцах, Остроге, Кривом Роге и Полтаве.

Культуру диалога обсуждали на первом столе. Можно почитать здесь.

Дискуссию об историческом пантеоне мы описывали здесь.

Дискуссию о языке, который был темой третьего национального круглого стола, освещали здесь.

Экология была темой четвертого круглого стола, и мы писали о ней здесь.

Счастье как цель - об этом писали здесь.

Религия и вера – этому был посвящен шестой, предпоследний круглый стол из серии Национальных круглых столов, призванных найти формулу мира и согласия в нашей общественной жизни. Об этом можете почитать здесь.

Олександр Ткаченко
Александр Ткаченко

На седьмом речь шла об искусстве. По традиции вступительное слово было предоставлено министру культуры и информационной политики Александру Ткаченко. Искусство - это не только территория свободы, оно объединяет много талантов, на которые мы часто не обращаем внимания или забываем и отдаем в другие страны, сказал он. Это - не только культурное наследие, но и настоящее. Именно поэтому в Украине планируют создать музей современного искусства и реализовать проект строительства в Киеве "Дома музыки". Искусство не только отвечает на вызовы, которые стоят перед обществом в то или иное время, но и прокладывает свою дорогу на века вперед. Поэтому я считаю, что министерство (МКИП - ред.) прежде всего должно обеспечить условия для тех людей, которые создают эту чрезвычайно большую ценность. И вопрос не только в том, что в таких людей и в условия для их работы нужно постоянно инвестировать, вопрос в том, чтобы поднять понимание ценности этого искусства на более высокий уровень, чем это было в последнее время.

Мы подаем наиболее интересные мнения дискуссии в формате ответов на вопросы, которые там были заданы.

КАКИЕ ОТВЕТЫ ДАЕТ КУЛЬТУРА?

Екатерина Чуева, генеральный директор Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, президент Украинского комитета Международного совета музеев (ІСОМ)

- Богдан Ханенко считал, что музей должен быть не просто местом, где хранят экспонаты, но и тем местом, где собираются все желающие поклониться красоте и любить ее. Музей может стать чрезвычайно мощным центром формирования гражданского общества в каждой громаде, в каждом городе, в каждом населенном пункте. Если мы будем готовы развивать наши ресурсы, если мы будем инвестировать в такие институты, как музеи и библиотеки, архивы и многое другое, мы сможем развивать очень мощное государство и мощное гражданское общество, что для нас очень важно. Музеи - также пространство для критического мышления, для идей, для активных дискуссий, где прошлое помогает строить будущее.

Павел Гудимов, музыкант, коллекционер, основатель "Я Галереи", Львов:

- Нам важно наладить внутренние коммуникации в творческих кругах. Чтобы мы могли проговаривать, какие пробелы есть в нашей культурной истории. Из любого времени остается культура. Время, как грязная птица: когда чистит перья, сбрасывает грязь политических интриг, экономические составляющие, но основой любого времени является культура. Мы с вами 30 лет идем не по пустыне, по чернозему. И мы только начинаем говорить друг с другом, и этот процесс должен стать непрерывным.

И я считаю, что культура должна перейти из последних рубрик телеканала в более достойные места. Уже неэффективно пугать людей новостями, эффективно - давать новую информацию, которая помогает развиваться, мыслить и формировать нового человека, который будет создавать новые модели существования - социальные, экономические и избавляться от стереотипности. Культура - составляющая каждой потребительской корзины, несмотря на то, наша она или не наша, за кого она голосовала и на каком языке говорит в быту.

ЕСЛИ КУЛЬТУРА - АВАТАРКА ГОСУДАРСТВА, ТО О ЧЕМ НАША?

Константин Дорошенко, критик, публицист:

- Искусство и культура создают физиономию той или иной страны. И от того, насколько эта физиономия современная, приятная, интеллектуальная, зависит отношение к этой стране из-за рубежа.

Во времена украинской независимости, к сожалению, руководство нашей страны не сильно обращало внимание на искусство и культуру, потому что они не рассматривались как отрасли экономически эффективные. В результате мы имеем сплошное обесценивание культурного продукта как такового. И это наша проблема, но другая проблема в том, что мы не имеем и выразительного культурного лица для окружающего мира. Если у вас есть выразительное культурное современное лицо для окружающего мира, тогда у вас есть инвестиции и союзники.

Андрей Алферов,  выставочный куратор, кинокритик:

- Мне кажется, культура может дать ответы на ключевые вопросы о том, кто мы, через что эти украинцы сегодня проявляются, мы от какого колена пошли: от Скоропадского, от Сковороды, или мы от колена советских украинцев. И это тоже не нужно отвергать, так же как не нужно уничтожать выдающиеся произведения искусства, которые создавались в советской Украине в разное время. Это важно знать, особенно во время, когда историей пытаются манипулировать, делаются попытки уничтожить нечто важное, что нас объединяет. Но во многих художественных объектах, которые происходят с советских времен, есть несокрушимый дух Украины, и в этом искусстве есть ответ на вопрос, кто мы такие и куда идем.

Также важна роль кино. Значительная часть украинцев начала понимать, какой это мощный инструмент. Например, Америка с помощью кино создала свой собственный образ жизни, который затем мягко навязала всему миру. Более 60% того, что мы имеем в жизни, пришло к нам с больших экранов, из американского кино.

В Украине тоже есть яркие примеры кино, которое имеет влияние. Это "Тени забытых предков" Параджанова, лента "Атлантида" Васяновича. Если несколько художников возьмутся за камеры и начнут фантазировать о том будущем, которое гипотетически нас ждет, можно его создать как чертеж, а дальше жить по этим чертежам и создавать нашу украинскую действительность, которая будет интересна всему миру.

Я часто думаю о том, что останется после нас будущим поколениям. Я считаю, что сейчас нужно прийти к какому-то пониманию в этой культурной среде людей, которые создают искусство в разных сферах, в разных плоскостях, и создавать это настоящее через исследование, через фантазирование о будущем.

 Любко Дереш, писатель, посланник толерантности ПРООН в Украине:

- Мы живем в эпоху сторителинга, потому что в том хаосе и потоке информации, который нас окружает, побеждают те люди, которые умеют рассказывать лучшие истории, более яркие и проникающие... Я бы предложил смотреть на украинскую культуру с точки зрения тех историй, которые мы можем рассказывать и предлагать не только для внутреннего потребления, но и для внешнего мира. Это должны быть не только личные, локальные истории, но и те, которые могут иметь значение для Восточной Европы, всей Европы и мира.

Наш мир становится миром, в котором экранная культура доходит к своему завершению и начинается новая эра партисипативной культуры, в которой зритель также хочет принимать участие. Настоящая литература или культура должна приводить человека к активному соучастию, к активному сотворчеству.

Я думаю, что литература, история или искусство должны быть актом жизни такой как и голосование, наши выборы, жизненные преференции. Это не должно быть пассивным потреблением, а включением, сотворчеством. Культура и литература должны не только давать ответы, но и приглашать к сотворчеству. При этом, с одной стороны, они помогают творческим деятелям оставаться собой, создавать свободно и так, как подсказывает душа. С другой стороны - позволяют посмотреть на те вызовы, которые стоят перед современной Украиной и понять себя в мире.

ИСКУССТВО И ВОЙНА: КАК ПРИМИРИТЬСЯ?

Алексей Никитин, писатель, член Национального союза писателей и Украинского ПЕН, лауреат украинских и международных литературных премий:

- Развитие культуры во время российско-украинской войны должно проходить в содействии двух векторов - свободного развития культуры и защиты украинской идентичности.

Когда закончилась Первая мировая, европейские интеллектуалы с ужасом смотрели на то, что произошло с культурой во время Первой мировой. Именно поэтому в 1920 году был создан ПЕН-клуб, движение, основанное на Хартии ПЕН... Основная ее идея - это защита культуры от цензуры и, главное, защита культуры во время войны. Дать возможность культуре развиваться свободно. 

И на пересечении этих двух векторов - свободного развития культуры и защиты украинской идентичности культурой - я и вижу собственное развитие украинской культуры в эти годы.

Олесь Донийглава Центра исследований политических ценностей:

- Нам нужно меньше раздора между собой. Кто заинтересован в раздоре? Кремль! Он заинтересован колоть Украину кусок за куском, но не только территориально, но и идеологически в частности. По языку, по Днепру, по религии, территории, политическим и художественным вкусам. Мы должны осознавать эти опасности и соответственно им противодействовать.

Что лучше противодействует? Проговаривание смыслов, содержаний и предложений. И не только обсуждение, а в дальнейшем выработка эстетического, культурного продукта, качественного продукта, который мог бы сначала конкурировать внутри Украины.

Никто не говорил, что будет легко в мире глобальной конкуренции, но мы можем. Нам нужно становиться сильными в единстве. Украинец - свободный человек, он имеет право голосовать за любого политика, исповедовать разные взгляды, ходить или не ходить в церковь, читать или не читать литературу на украинском или любом другом языке, ему может нравиться кто-либо из украинских художников или не нравиться и это право каждого украинца. Наша задача - предоставить больше информации и возможностей.

Любовь Морозова, художественный руководитель Государственного оркестра Kyiv Symphony Orchestra, музыковед

- Обычно, неосновное - самое интересное. О том, что нужны платформы, партитуры... О том, что творца можно считать своим по принципу земли.

Вена называла Бетховена «жителем Вены по собственному желанию». Вот эта формулировка - «житель Вены по собственному желанию» - очень элегантная, очень красивая, но она в то же время говорит о том, что любая нация, которая понимает, что можно транслировать культуру тех людей, которые не обязательно здесь родились, но которые вложились своим искусством в эту культуру, можно монетизировать, собственно, через эту культуру, она находит способы трансляции творцов как своих. Я думаю, так же и нам нужно найти эти красивые коды, которые нам позволят как обществу транслировать музыкантов так, чтобы об этом была какая-то общественная договоренность.

Мы не хотим говорить, что Прокофьев - наш или Чайковский - наш. Хотя Чайковский по разным подсчетам почти половину жизни провел здесь, родившись в России, но я сейчас не говорю о корнях, конечно, имея как основу русскую культуру, но при этом очень много вдохновляясь именно Украиной, и фактически используя украинские локации как резиденции. Вот как о нем говорить? Мы чувствуем, что просто давать маркер «украинец», «русский» или еще что-то такое - то, что у нас не работает. Пример - житель Вены по собственному желанию, что-то такое можем мы создать.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Обычно на каждом круглом столе Национального диалога затрагивают одну-две темы, которые раньше не звучали в информпространстве. На этот раз таких тем звучало несколько.

Одна из них: все творческие деятели, которые жили на украинской земле, являются украинскими по принципу земли. Вторая: искать площадки и идеи для объединения (приводился пример Львовского кафе "Лялька", в котором в 90-х собирались и студенты, и богема, и политики, и бандиты). И наконец - третья. Несмотря на то, что искусству нужны условия и стартовые деньги, большие идеи и продукты появляются без вложений. Единственное, что львовяне смогли представить в Лувре, понимая, что оно вызовет резонанс, это были скульптуры Пинзеля. И хотя государство должно думать, что оно будет делать для искусства, но искусство не должно прекращать свои творческие поиски.

Елена Мигачева, Киев

Фото: Национальный круглый стол, Фейсбук

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-