Василий Филипчук, основатель Апостроф TV
Люди устали от агрессивного ТВ, в определенный момент «собачьи бои» перегружают мозг
09.12.2020 20:20

Полгода назад Василий Филипчук, основатель интернет-издания «Апостроф», а в прошлом – дипломат, директор Департамента европейской интеграции секретариата КМУ и главный советник Международного центра перспективных исследований, запустил независимый информационный телеканал. История канала началась в нелегкое, кризисное время, еще и задачи перед каналом поставили амбициозные – стать нейтральным, объективным, занять собственную нишу.

Из-за карантина запуск телеканала был на грани срыва, но огромными усилиями студия телеканала на Владимирской была все же построена, а канал запущен 20 мая - в последний разрешенный решением Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания день. Сегодня основатель сайта и телеканала Апостроф рассказывает о том, чем в Украине может зарабатывать на жизнь коммерческое медиа, почему телевизор до сих пор побеждает интернет-телевидение и видеохостинг и почему известные эксперты боятся приходить на эфиры.

ЧЕМ СТРАШЕН "НИЧЕЙНЫЙ" КАНАЛ И ОТКУДА У НЕГО ДЕНЬГИ

- Василий, запустить телеканал вовремя долго мешал карантин. А сейчас он влияет на работу и развитие?

- Да, хоть это и не главное. Примерно в 2017 году я почувствовал, как резко начал поляризоваться наш медиарынок. На одних телеканалах - пророссийская, на других – ура-патриотическая позиция. Четко видны интересы владельцев телеканалов. Я подумал, что в этой ситуации появилась ниша для неолигархического канала, на котором вещание может происходить без влияния олигархов, куда могут прийти нормальные люди и спокойно пообщаться о проблемах страны, а не хвалить или клясть кого-то.

После длительной, фактически четырехлетней подготовительной работы мы получили лицензию и начали запуск телеканала. Однако начался карантин, и в определенные моменты я уже думал, что ничего не получится, мы не уложимся в годовой период, который дают для запуска, и лицензию у нас отберут. И когда все-таки нам удалось, мы выдохнули и поняли, во что влезли.

Да, карантин создал преграды, некоторые гости действительно боялись ходить на эфиры. Потом страхи прошли, но появились новые проблемы – отдельные эксперты или политики остерегаются, потому что не понимают, кто мы, «чьи» мы и какова наша редакционная политика. У нас, оказывается, не только каналы, но и эксперты и политики четко определены по олигархическим лагерям. Одни ходят только на, условно, Прямой, другие - только на 112 или NEWSONE. Они между собой не пересекаются, а если и пересекутся, то все четко договорено. А если приглашаешь тех или иных и задаешь неудобные вопросы – то это первый и последний их визит, а потом еще и претензии предъявляют.

И так традиционные «говорящие головы» постепенно начали отпадать. Наступил период, когда гостевым редакторам стало уже очень сложно заполнять эфиры. И до сих пор это самая большая нерешенная проблема для нас – экспертам не понятно, с кем мы, против кого мы... Хотя мы считали своим конкурентным преимуществом то, что нейтральны и предоставляем площадку всем.

Анализ показателей на конец года показал – нас заметили, мы забрали у других телеканалов часть зрителей, хоть от моего плана роста зрительской аудитории пока немного отстаем. У 112, NEWSONE, ZIK свой пул зрителей, и это люди, которых ни в чем не убедишь, они хотят именно того, что им дают. Так же и у Прямого с 5-м. Мы рассчитываем на то, что есть центр, середина, условный избиратель Зеленского, у которого пока нет «своего» телеканала. И этого зрителя оказалось не так много и он скептически настроен, смотрит развлекательные телеканалы, а не информационно-аналитические. Его еще надо убедить, что нам можно верить.

Что же касается коронавируса... С ужасом представляю, что будет, когда еще раз объявят локдаун. Когда первый раз закрыли на карантин, у нас на ремонтных работах было задействовано 30-40 человек, надо было ежедневно думать, как их привезти на работу и вернуть домой. А это непредвиденные расходы, не предусмотренные ни в одном бизнес-плане... На данный момент у нас привлечено к производству больше 100 человек, телевидение не уходит на карантин – как раз во время карантина в обществе растет потребность в информации. Карантин означает лишь усложнение и удорожание производства – что для нас очень ощутимо. Каждая копейка на счету, и вдруг что, должен думать, где еще брать деньги, у кого занимать.

- Поскольку инвестора все-таки нет, вы рассчитывали на международных доноров, гранты. Удалось привлечь?

- Мы сейчас ведем активную дискуссию с двумя крупными донорами, но о результатах говорить рано.

Рынок рекламы и пиар-консалтинга сильно уменьшился. Если сравнить финансовые показатели перед Майданом или даже в 2017-2018 годах — а я решил этим заниматься, когда мы проанализировали результаты работы за эти годы - то в 2019-м, когда мы уже получили лицензию и начали подготовку запуска, все просело, а в этом году – просто легло. И рынок коммерческой рекламы, и даже рынок рекламы политической – хотя состоялись и парламентские, и местные выборы. С коммерческой рекламой ситуация плохая – рынок за последнее десятилетие сократился в 7-8 раз, сегодня он просто мизерный. Но даже политическая реклама не давала минимально ожидаемых показателей. Политические игроки видят, что 70% поддерживают Зеленского: какой им смысл сейчас вкладывать деньги в политическую рекламу?

- Но 70% уже нет, борьба снова начинается…

- Звучит цинично, но медиа именно на это и рассчитывают. У нас тоже позитивные ожидания и от коммерческой, и от политической рекламы. Но, как инсайдер рынка, скажу, что рынок политической рекламы 2020 года составляет примерно треть показателей 2018-го, и даже местные выборы их не улучшили. Когда есть одна политическая сила, которая сразу выгребает такую волну симпатий, то остальные (это же все деньги) понимают, что нет смысла спонсору политсилы вкладываться в ее раскрутку. Без раскрутки они возьмут 3% электората, а с раскруткой 4%. В таких условиях никакой пиар не подвинет лидеров гонки, этого трехглавого дракона, который уже захватил политический рынок нашей страны. Медведчуковцам и Порошенко мы не нужны, у них свои телеканалы и медиаресурсы. Мы нужны условному избирателю Зеленского и его политической силе, но там все еще верят, что «видосики» сработают. Думаю, когда-нибудь центристские политические силы активизируются и начнут работать с медиа и избирателями, а не будут надеяться на своих лидеров. Если слухи о парламентских выборах в следующем году сбудутся, то, возможно, активизируется и рынок политической рекламы.

- То есть политический кризис в Украине пойдет на пользу СМИ?

- Для СМИ любой кризис идет на пользу. Трафик - это 30-40, порой 50% дохода нашего сайта. Как только кризис - у нас с 300-400 тысяч посетителей прыжок под миллион. Когда начался коронакризис, трафик вырос в 2,5 раза. Проблема для одних – новые возможности для других.

- Если ориентироваться на цифры 2017-2018 годов, которые вас тогда порадовали, действительно ли реально в Украине создать независимое коммерческое медиа, которое будет само себя кормить?

- Рынок чистой коммерческой рекламы в 2007-2008 годах был такой (не могу называть цифры публично), что телеканал, на который приходился всего 1% рынка, мог запросто удерживать сам себя на средства от рекламы. Но время, когда мы могли действительно иметь коммерчески оправданные СМИ, прошло. За последнее десятилетие рынок коммерческой рекламы в 7-8 раз уменьшился. И сейчас даже самые успешные телеканалы не способны с помощью чисто коммерческой рекламы закрыть свою расходную часть. Пока не вернемся к цифрам 2007-2008, или хотя бы 2012-2013 годов, шансов для независимых медиа почти нет. Единственная надежда (кроме инвесторских или бюджетных средств)  - пиар-бюджеты крупных компаний, запланированные на PR, GR (PublicRelations, GovernmentRelations - ред). Даже в нынешних условиях медиа-игрокам можно договориться о 5-6 контрактах с крупными компаниями на пиар-услуги и на эти деньги себя содержать. Но для этого нужно уже быть игроком на медиарынке и оказывать услуги, которые необходимы крупным отечественным или зарубежным компаниям, а это сложная работа. То есть, независимые СМИ теоретически могут себя содержать, выйти в ноль.

КОГДА ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОЩУТИМ

- Как насчет вашего плана занять нишу между олигархическими каналами, между русофильством и русофобством?

- Есть условно 60-70% избирателей, которые не разделяют ни крайне пророссийских, ни крайне антироссийских взглядов. Этот избиратель выбирает между государственными телеканалами, неполитическими или такими игроками, как наш. И нейтральность сразу чувствуется с подачи новостей, по тону вопросов, но, чтобы уловить разницу, надо думать, этим надо жить. А эти 60-70% - это обычные рядовые люди, которых устраивают развлекательные программы или вечерние новости на Интере или «плюсах».

- Готовые решения, которые им вкладывают в головы?

- Да! Поэтому наша задача - захватить из этих 60% свою долю, увеличивая объем инфотейнмента - легкого жанра, развлечений, просветительских проектов. Неагрессивного неполитического контента. Люди устали от агрессивных подач, которые зажигают эмоции, но в определенный момент «собачьи бои» надоедают. Чистая манипуляция и промывание мозгов. А 60% зрителей хочется спокойного телевидения, серьезных людей, которые во вдумчивой атмосфере дискутируют о важных вещах, много развлечений и смеха. Феномен Зеленского в том и заключается - люди включают телевизор, чтобы посмеяться, отдохнуть, а он им это давал и заслуженно воспользовался поддержкой. Мы пробовали такой продукт запустить, но это очень трудно, дорого и сложно. Вся концепция инфотейнмента, с которой мы начинали, оказалась дорогой.

- О власти телевизора над людьми я вас еще спрошу, а пока расскажите на каком-то примере, как это - подавать информацию между русофильством и русофобством, особенно острые темы.

- У нас есть редакционная политика, и каждый, кто приходит на работу, знакомится с ней. Читает наш гайд, в котором четко написано: мы не поддерживаем никого, мы не за Россию или против России, не за Запад или против Запада, мы за Украину, мы - украиноцентричный канал. Мы должны подвергать критике и сомнению все. Мы не слушаем указаний из Вашингтона или Москвы, наша информационная политика определяется интересами, условно, бабы Марии из дома напротив, которая лузгает семечки и думает о пенсии, неубранном подъезде и неопределенном будущем детей. Нашу редакционную политику, если хотите, определяют интересы бабы Марии. Исходим из потребностей конкретного человека и не боимся задавать политикам неприятные вопросы – какие бы с удовольствием им задала баба Мария или миллионы наших зрителей. Влез в политику - не жди, что тебя будут гладить по шерстке. Хотим быть острыми, но не ангажированными. Насколько нам удалось занять эту нишу, увидим уже во время ближайших кризисов в будущем. Думаю, они не заставят себя ждать. Появятся острые вопросы, которые раскалывают общество, и если мы не будем посередине — существовать не будем.

- Волнует мысль: может, СМИ не всегда должно под бабу Марию подстраиваться, а иногда брать на себя воспитательные функции?

- Это не работает. Если у вас грантовое или государственное финансирование, можете себе позволить быть интеллектуалом и воспитывать зрителя. У нас были такие телеканалы - в лучшие времена их смотрело до 20 000 зрителей. Они не должны были думать о финансовых показателях. Но люди в нашей стране живут немного в другом мире, чем те, для кого мир ограничен треугольником Грушевского-Банковая-Институтская в Киеве. Страна совсем другая, люди в регионах, в далеких селах не понимают того бреда, который очень часто составляет суть эфиров украинских телеканалов и политики в целом. Этих людей не надо учить жить или воспитывать, им надо дать то, что они ждут.

- Но, возможно, хотя бы расширять мировоззрение большим количеством новостей о других странах…

- Неинтересно. Даже в США никого не интересует внешняя политика. Я ведь дипломат и долгое время у меня была идея создать медиа, которое бы занималось внешней тематикой. 3-5% людей интересуются внешним миром!10% украинцев регулярно путешествуют, а половина населения вообще никуда не выезжает и не имеет к загранице никакого интереса. Международка вообще никому не интересна, кроме очень узкой части общества. Ну, разве что там война или что-то такое, что может коснуться украинца лично. Международная журналистика - очень узкий сегмент рынка. Хотите делать хорошие просветительские программы, путешествия по миру – считайте бюджет. Если нет туркомпании или инвестора, который профинансирует это, вы банкрот.

- У сайта apostrophe.ua было 10% аудитории из РФ. У телеканала есть шансы охватывать ее тоже?

- К сожалению, нет. Есть закон, которым установлены языковые квоты, и мы не можем вещать на русском языке. Сайт Апостроф имел базовую версию на русском, потому что в 2014 году мы определили, что нашей аудиторией будет наиболее уязвимый к российской пропаганде юго-восточный регион. Мы ему давали информацию на русском языке, но в антироссийском тоне. Одними из первых открыли двери для российской оппозиции и благодаря этому заняли нишу еще и в РФ. Другой известный украинский сайт из нашего сегмента рынка, который решил закрыть русскоязычную версию, сразу потерял 70% трафика. Если ты бизнес, а не пиар-проект олигарха, потеря даже 10% трафика - это аврал, а 70% - полная катастрофа. Русский язык имеет свою аудиторию - 40-60% населения Украины, плюс бывшая территория СССР.

Бизнес-объяснение, почему русский язык выгоден для СМИ, есть, но из-за введения законом прямых квот и ограничений относительно использования русского языка телевидение выбито с этого рынка. Я бы сейчас с гораздо большим удовольствием делал телеканал на русском языке, потому что есть большая часть людей в Украине, которые хотят его смотреть, а еще огромный рынок России и бывших советских республик, охваченных путинской пропагандой. Там тоже с удовольствием слушали бы что-то альтернативное, но на украинском языке не воспримут.

В БУДУЩЕМ – НОВЫЙ ФОРМАТ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ШОУ

- Что касается власти телевизора над мозгами. Вот вы говорите, молодежь телевизор не смотрит, интернет побеждает. Но ведь вы начинали с Youtube-канала, и, получается, его не хватило?

- Эта молодежь и на выборы почти не ходит. Это очень интересная тема. Вот мы о Штатах несколько раз упоминали. Когда-то в США телевизор давал 80% информации населению. С каждым годом процент снижался, лет десять назад показатель опустился до 55-56% и по состоянию на прошлый год держался на этом уровне несмотря на то, что молодежь вся в Youtube, соцсетях (да и часть людей среднего возраста тоже). Телевизор даже в Америке (а мы отстаем от нее лет на 10) сохраняет влияние по меньшей мере на половину аудитории. Люди привыкли. Изменился формат телевизионного вещания, но телевизор как способ доставки информации остался и, думаю, еще лет 30 ему ничего не грозит.

Если исходить из этого, то в Украине еще лет 10-15 телевизор будет одним из основных средств коммуникации, а еще 5-7 лет – главным. Еще три года назад он был таким для 85% украинцев. Когда-то показатель равнялся 75%, но из-за обнищания вырос и сейчас составляет от 70 до 80 по разным данным. Мы не говорим о тех, кто надевает Луи Виттон и ездит на «Теслах», а о среднем жителе большого города. И пока мы будем оставаться бедной страной с 5000 долларов ВВП на душу населения, ТВ будет основным источником, потому что ничего не стоит. Даже для Youtube в смартфоне нужен хороший интернет, пакет доступа. Поэтому альтернативы телевидению пока нет.

- И эта молодежь, которая на выборы не ходит, имея гаджеты, интернет и деньги, видимо, политическую аналитику в интернете смотреть не будет?

- Если ты делаешь хороший материал, хорошо упаковываешь и хорошо распространяешь, то будут смотреть. Некоторые наши эфиры набирали по миллиону зрителей, но это должен быть совсем другой способ подачи. Не часовой токинг, а 3-5 мин экспрессивного красиво окрашенного видео, от которого невозможно оторваться. Это просто способ работы над тем же контентом. Необходимо создавать отдельный отдел, который упаковывал бы то, что сейчас делаем, в яркую обертку, чтобы заинтересовать молодежь. Пока и мы, и наши конкуренты отстаем в этом.

- И что может переломить ситуацию глобально?

- Только экономический рост. Только у богатых людей нет необходимости смотреть ТВ. Они могут получить информацию, читая интересное в интернете. Из газет по подписке, например. Нет ничего лучше The Economist, например, они очень кратко и качественно все подают. Но подписка стоит 250 евро в год. Или Medium - замечательная новая американская платформа. Ее стоит демонстрировать журналистам-новичкам в качестве образца СЕО или подачи заголовков. Они такие, что кликать хочется на каждый. Но одна статья - это 3-5 долларов для читателя.

- Основа вашего контента - аналитика, новости, талант-шоу нет. Нет того, что отвлечет домохозяйку от поглаживания кота. Чем собираетесь наращивать аудиторию?

- Именно такие шоу нужны. Пока исходим из того, что есть токинги - самая дешевая форма контента, который производим и в котором чувствуем себя достаточно сильными и конкурентоспособными. Развлекательного контента нет, но это следующий шаг. Для него нужны совсем другие люди, концепции и деньги. На украинском рынке без таких проектов ты не можешь выйти за определенные рамки. У нас все аналитические каналы вместе имеют 7% рынка. А развлекательные – (Новый или СТБ)– имеют 10-15%. К сожалению, альтернативы мыльным драмам и талант-шоу пока не существует.

- Как планируете двигаться вперед?

- Хотим получить национальную лицензию, активно работаем с Нацсоветом по вопросам телевидения и радиовещания. Из-за карантина запрещено проводить новые конкурсы. Не понимаю, почему: жизнь ведь не остановилась. Это наша ближайшая большая цель – выйти на общенациональный уровень, а для этого увеличить количество качественного собственного контента. Но тут, знаете, как в дилемме курицы и яйца: что первое – лицензия или контент, одно влечет за собой другое. Поступления вырастут в разы, когда будет на руках лицензия, которой еще нет.

А в будущем собираемся увеличить объем производства, выходить в неполитическое, развлекательное поле. Не хочется повторять "95 квартал", но это эффективно и люди этого хотят. Если идти по пути развития за РФ или США, то необходимы продакшн и подорожание производства. И надо больше привлекать иностранного контента, которого довольно мало из-за высокой стоимости. Но есть мысль создать продакшн-компанию, которая бы переводила иностранный продукт. Как раз один интересный американский игрок хочет выйти на наш рынок с большим количеством собственного контента, который можно здесь переводить и использовать или распространять. А еще можно попробовать побороться за самую элитарную нишу информационно-аналитического вещания – вечернее политическое шоу. Знаю, людей уже от них воротит, но ведь можно сделать по-другому – интересно, оригинально, весело. К этому и движемся. Оно и финансово очень интересно, особенно накануне выборов эти шоу – золотое дно.

Биографическая справка

Филипчук Василий Александрович (род. 22 октября 1971, Черновицкая область, Кицманский район, с. Киселив) — украинский дипломат, политик, общественный деятель, Спикер МИД Украины (2005-2006), директор Департамента европейской интеграции Секретариата КМУ (2012-2013).

Имеет 3 ранг государственного служащего, дипломатический ранг - Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса. Кандидат наук по государственному управлению.

С 2014 - председатель правления, с 2016 - главный советник Международного центра перспективных исследований (МЦПИ).

Основатель интернет-издания "Апостроф" (2014) и телеканала "Апостроф TV" (2020) .

Татьяна Негода. Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-