Утраты 2020 года: люди, которые сделали мир ярче

Утраты 2020 года: люди, которые сделали мир ярче

Укринформ
Творческие деятели, ученые, врачи, солдаты - каждый из них останется в памяти

Такова человеческая жизнь: кому-то нужно из нее уходить, а кому-то приходить, чтобы осенить своим присутствием в этом мире других, чтобы сделать его – мир – более ярким, интересным и насыщенным. И потому, когда те, кто привнес в мир и в жизнь других людей что-то свое - неповторимое и особенное, когда они уходят - это всегда утрата, печаль и неожиданность; нас настигает пустота... Вспомним же тех, кто ушел от нас в этот непростой ковидный год, оставив после себя след в различных сферах человеческой деятельности и светлую память в наших сердцах.

Ирина Бекешкина. 68 лет. Украинский социолог, директор Фонда «Демократические инициативы», который возглавляла в 2010-2020 годах. В социологию пришла из философии, добавив в сухую дисциплину живость и парадоксальность философской мысли, а также толику ироничного взгляда на мир своих любимых греческих скептиков.

Сферой исследований госпожи Бекешкиной было изучение тенденций общественного мнения относительно самых важных политических процессов внутри страны, в частности - реформ в ключевых сферах, а также проблемы коммуникации государства с прифронтовыми территориями Донбасса.

На протяжении последних лет Ирина Бекешкина была своего рода символом украинской социологии – настоящей социологии, а не ее имитаций, замешанных на грязных деньгах клиентов-заказчиков с их прихотями призрачных рейтингов.

Украинцы с нетерпением ждали брифингов с ее участием по результатам экзит-поллов во время каждых выборов, так же, как и ее блестящих интервью. Нам будет не хватать ее научной объективности, точной и глубокой аналитики относительно текущего политического процесса в Украине, профессиональных дальновидных прогнозов. Лозунгом жизни госпожи Бекешкиной были слова: "Пока мы живы, ничего не решено окончательно!" Давайте воодушевляться ими.

Коби Брайант. 41 год. Американский профессиональный баскетболист. Национальный герой США. Считается одним из самых ярких игроков за всю историю. Выиграл 5 чемпионатов НБА. Многие сравнивали его с Майклом Джорданом. 20 лет профессиональной карьеры. Играл за "Лос-Анджелес Лейкерс". Дважды - в 2008 и 2012 годах – становился чемпионом Олимпиады в составе сборной США по баскетболу. В 2018 году Брайант получил «Оскар» за короткометражный мультфильм «Дорогой баскетбол», созданный по мотивам его стиха.

В последнее время в соавторстве с популярным бразильским писателем Пауло Коэльо писал сказку. Спортсмен был известен своими многомиллионными рекламными контрактами с Adidas, Nike и Apple. Активно занимался благотворительностью: помогал детям и бездомным. Спортивную карьеру завершил в 2016 году. Погиб вместе с 13-летней дочерью во время крушения частного вертолета в Калифорнии.

Анатолий Мокренко. 87 лет. Украинский оперный певец, баритон. Народный артист Украины, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко и Национальной премии Грузии имени Палиашвили. Один из основателей и активный член Общества украинского языка им. Т. Шевченко. По специальности геолог. С 1968 по 1996 - солист Национальной оперы Украины. Исполнитель 40 ведущих оперных партий. Был первым исполнителем многих песен Александра Билаша, в том числе и песни "Два кольори". В 1991-1999 годах - генеральный директор и художественный руководитель Национальной оперы Украины имени Тараса Шевченко.

Макс фон Сюдов. 90 лет. Шведский актер «высшей лиги» мирового кинематографа. 70-летняя карьера в кино. Более 150 фильмов. Лицо, словно вырезанное по лучшим образцам ранней готики.

Даже если бы Макс фон Сюдов не сыграл ничего, кроме роли рыцаря в «Седьмой печати» Ингмара Бергмана, он все равно остался бы в истории мирового киноискусства – сцена неравного шахматного поединка смешливого рыцаря Антониуса Блока со Смертью, давно стала культовой. Творческий тандем Бергман-Сюдов длился 15 лет. Актер снялся в 11 фильмах Бергмана.

Фото: Bruno Vigneron/Getty Images
Фото: Bruno Vigneron/Getty Images

The Washington Post, которая откликнулась на смерть актера развернутым некрологом, отметила выдающуюся роль Сюдова в «задумчивых метафизических шедеврах Бергмана».

Шведскому актеру также предлагали сыграть роль первого Джеймса Бонда, но он отказался. Впрочем, с 1965 года фон Сюдов регулярно снимался в Голливуде. Он был «всеядным» на роли, а также «своим» в любом месте: на съемочных площадках Рима, Мадрида, Парижа... Макс фон Сюдов сыграл в «Ханна и ее сестры» Вуди Аллена, «Экзорцист» Уильяма Фридкина, «Скафандр и бабочка» Джулиана Шнабеля, «Звездных войнах» и фантастическом сериале НВО «Игра престолов». Одна из последних ролей великого шведского актера – в фильме Томаса Винтерберга «Курск».

Кшиштоф Пендерецкий. 86 лет. Польский композитор, дирижер, педагог. Один из самых известных в мире композиторов. Его творческое наследие поражает масштабом и размахом: симфонии, хоровая, инструментальная, камерная музыка. Наиболее известные произведения - "Польский реквием", "Плач по жертвам Хиросимы".

Музыка сложна для исполнения, но, как это и ни парадоксально, понятна для рядового слушателя. Она полна боли, тревоги, и в определенной степени - надежды.

Вторая мировая война, лагеря смерти, противостояние во время Холодной войны, католицизм, борьба с коммунистическим режимом – все это нашло отражение в музыке Пендерецкого.

The New York Times назвала его «...самым искусным проводником тревог, предчувствий и депрессий нашего времени».

Фрагменты произведений польского композитора охотно используют в кино. В частности, его музыку можно услышать в фильмах Дэвида Линча, Анджея Вайды, Алена Рене, Мартина Скорсезе, однако наиболее известными являются темы к «Экзорцисту» Уильяма Фридкина и «Сиянию» Стэнли Кубрика. Среди ярых поклонников творчества Кшиштофа Пендерецкого немало рок-музыкантов, в том числе и Джонни Гринвуд, соло-гитарист британской группы Radiohead.

Оливия де Гевиленд. 104 года. Англо-американская актриса, исполнительница роли Мелани Гамильтон в картине «Унесенные ветром». Она - последняя гранд-дама Золотого Века Голливуда в кино. Обладательница двух "Оскаров" (1947, 1950). Играла на Бродвее, снималась на телевидении.

Фото: Laura Stevens, Variety
Фото: Laura Stevens, Variety

Оливия де Гевиленд известна еще и тем, что в 1943 году судилась со своим работодателем, кинематографическим гигантом Warner Bros.. Согласно тогдашних правил, студии могли в одностороннем порядке продлевать срок контракта актера, навязывать роли, наказывать лишением выплаты зарплаты. Актриса выиграла иск. Апелляционный суд Калифорнии освободил ее от кабального контракта. Это была огромная победа, ведь решение суда в пользу Оливии де Гевиленд существенно ограничивало диктат студий, для которых актеры были почти рабами.

Один из руководителей студии Warner Bros. в своих воспоминаниях впоследствии писал, что у Оливии де Гевиленд «мозги, похожие на компьютер, который скрывается за наивными «оленьими» глазами». Когда два десятилетия назад актрису просили объяснить секрет собственного долголетия, она ответила: "Не понимаю ваш вопрос... мне всего 78!"

Борис Патон. 101 год. Украинский ученый в сфере сварочных процессов, металлургии и технологии металлов. Первый Герой Украины. Про Бориса Патона говорили: человек-легенда, или человек-эпоха.

Выпускник Киевского политеха сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от рядового инженера в эвакуации, где он помогал отцу, известному инженеру Евгению Патону, создавать броню для советских танков, до президента Национальной академии наук Украины – был ее бессменным руководителем на протяжении 58 лет. 67 лет возглавлял Институт электросварки - свое любимое детище, которое не оставил, не променял, несмотря на заманчивые московские предложения на высокую должность в одном из всесоюзных министерств.

Смыслом всей долгой жизни академика была наука, которой он был фанатично предан. Патон разработал технологии сварки не только на земле, но и под водой, под землей, в воздухе, в космосе; кроме того, разработал технологию сварки живых тканей. Автор и соавтор более 720 изобретений (500 иностранных патентов), более 1200 различных публикаций, в том числе 20 научных монографий.

Мирослав Скорик. 81 год. Украинский композитор, музыковед. Для рядового украинца имя Мирослава Скорика связано прежде всего с пронзительно нежной, тоскливой, но и одновременно величественной "Мелодией", написанной им к фильму Владимира Денисенко «Высокий перевал», которая стала своеобразным музыкальным символом трагической украинской истории ХХ века; однако композитор написал огромное количество разнообразной музыки: это и масштабная опера "Моисей", и духовный концерт "Реквием", и Литургия святого Иоанна Златоуста, и изысканные джазовые пьесы, и... музыка к первому украинскому мультсериалу эпохи независимости "Лыс Мыкыта", и немало замечательных эстрадных песен.

Мирослав Скорик также написал музыку к более чем 40 фильмам, в том числе и к шедевру Параджанова «Тени забытых предков».

Композитор Юрий Ланюк, который хорошо знал Мирослава Скорика, отметил, что тот  масштабом творческого дарования был личностью не меньше Кшиштофа Пендерецкого, но в условиях, в которых находился композитор в советской Украине, раскрыться на полную мощность и добиться славы, подобно той, которую имел польский коллега, Мирослав Скорик не смог... Впрочем, слава иногда проходит, а музыка остается - с нами навсегда останется бессмертная музыка маэстро Скорика.

Виктор Марущенко. 74 года. Известный украинский фотограф-документалист, один из летописцев эпохи позднего "социализма" СССР и эпохи украинской независимости. Участник более 60 персональных и групповых фотовыставок в Европе и Америке. Участник биеннале в Венеции (2001) и Сан-Паулу (2004).

Фото: Катя Акварельна, Ukraїner
Фото: Катя Акварельна, Ukraїner

Фотографии мастера находятся в коллекциях многих галерей, музеев, в частности в Елисейском музее фотографии в Лозанне, а также в частных коллекциях. Он фотографировал Марию Приймаченко, Революцию на граните, Чернобыль, нелегальные шахты Донбасса.

Основатель фотографической школы Виктора Марущенко, неутомимый популяризатор искусства фотографии, ведь знал о ней – фотографии – практически все, так же, как и тех, кто ею занимался... Многие известные ныне украинские фотокоры прошли школу Виктора Марущенко. "Фотография - это не только красивая картинка... их сейчас много. Фотография - это высказывание... предельно ясное и откровенное" (В. Марущенко).

Эннио Морриконе. 91 год. Итальянский композитор, аранжировщик, дирижер. Автор музыки к почти 500 кинофильмам, среди которых такие известные киноленты, как «Хороший, плохой, злой», «Профессионал», «Однажды на Диком Западе», «Неприкасаемые», «Волк», «Легенда о пианисте», «Однажды в Америке».

Некоторые критики величали его «Моцартом кино», а The New York Times в некрологе назвала, вслед за Джузеппо Торнаторе, «больше, чем просто великим кинокомпозитором».

Музыку Морриконе слушали разные люди: мафиози и ватиканские кардиналы, биржевые дельцы с Уолл-стрит, технари из Кремниевой долины и водители-дальнобойщики. Итальянцы уговаривали его написать новый национальный гимн страны. Он отказался.

Музыка к "Хорошему, плохому, злому" признана одним из самых узнаваемых и популярных саундтреков в истории кино. Серджо Леоне, чьи спагетти-вестерны трудно представить без музыкального сопровождения Морриконе, называл его музыку «незаменимой», которая иллюстрирует «не диалоги, а чувства». Она является обычно не дополнением, а фактически частью сценария. «Вдохновение придумали романтики. Я не верю во вдохновение. Есть только труд». Таково было творческое кредо итальянского композитора.

Александр Пономарив. 84 года. Украинский языковед, публицист. Доктор филологических наук, профессор, преподаватель кафедры языка и стилистики Института журналистики КНУ им. Тараса Шевченко, академик АН Высшей школы Украины, заслуженный журналист Украины. Автор и редактор более 250 научных, научно-популярных и научно-публицистических работ по языковой проблематике.

Много усилий направлял на распространение и утверждение нового правописания украинского языка – работал в Комиссии по вопросам правописания, выступал в СМИ с разъяснением его основ, участвовал в дискуссиях на телевидении с оппонентами нового правописания и тому подобное. Лауреат премий им. Ивана Франко и Бориса Гринченко.

Его присутствие в эфире, его языковые программы всегда вдохновляли. Он был мудрым посредником между высоким – литературным - украинским языком и рядовым украинцем с его хроническим суржиком и другими языковыми «болезнями».

Профессор не уставал объяснять и разъяснять, приводить примеры, убеждать, настаивать, иногда ругать, а также самоотверженно защищать украинский язык от отечественных языковых манкуртов. Нам будет не хватать его боевого задора и его знаний, которыми он так щедро делился.

Шон Коннери. 90 лет. Шотландский актер и продюсер. «Бонд, Джеймс Бонд». Эта фраза, произнесенная ледяным тоном – смесь аристократического чванства, пренебрежения и обаяния с «прилепленной» сигаретой на губах - на долгие годы стала крылатой в лексиконе мирового кинематографа. Да, Шон Коннери - первый Джеймс Бонд и один из первых – официальных – секс-символов той дополиткорректной эпохи, когда мужчины обязательно должны были быть образцами мужественности, а женщины – женственности. Высокий, смуглый, красивый. Простой парень из рабочего квартала Лондона, бронзовый призер конкурса «Мистер Вселенная» по бодибилдингу, сыграл безупречного шпиона с безупречными аристократическими манерами.

Фото: Getty
Фото: Getty

Ян Флеминг сперва был не в восторге от кандидатуры Коннери, восприняв его за «каскадера-переростка», но впоследствии кардинально изменил мнение. Роль агента 007 «отшлифовала» Коннери, добавив ему кинематографического лоска. Критики до сих пор считают его лучшим исполнителем роли Бонда.

Помимо "бондианы", актер снимался у Хичкока, Сидни Люмита, Джона Хьюстона. Шотландцы называли Шона Коннери «национальным достоянием» и невероятно гордились соотечественником. Он отвечал взаимностью: одна из татуировок, сделанная им в далеком 1946 году, во время недолгой армейской службы, была такой: «Шотландия навсегда». А Бонда, сделавшего его мультимиллионером и всемирно известным – почти ненавидел: "Проклятый Бонд. Я хочу убить его...". Но Бонд вечен.

Михаил Жванецкий. 86 лет. Писатель-сатирик, исполнитель собственных литературных произведений. Одессит. Многим, кто родился после развала Советского Союза, в эпоху независимости, тогдашний юмор не понятен. Потому и не смешной. Такова уж природа юмора – он не бывает «вечным», не относится к категории «вечного», - скорее, к мимолетному, быстропортящемуся. Что было смешным вчера, не смешно сегодня, тем более – завтра.

Разве можно, например, понять сегодня, что такое «дефицит»? А тогда смеялись. Смеялись над тем, над чем надо было плакать. Но разве хватит у человека слез, чтобы оплакать все на свете? Поэтому смеялись и над собой. Юмор Жванецкого никогда не был грубым, вульгарным – мягкий, ироничный, «интеллигентский», он был плоть от плоти той – прошлой эпохи. И он делал ее немного человечнее.

Кэндзо Такада. 81 год. Всемирно известный японский модельер, кутюрье, основатель бренда и дома моды Kenzo. Он был первым студентом-мужчиной в знаменитом Колледже моды Бунка в Токио. Затем поехал покорять модную индустрию Парижа и стал первым японским модельером, которому удалось добиться успеха. Смелое сочетание ярких цветов и принтов вызвало едва ли не революцию в тогдашней очень консервативной (почти чопорной) парижской фэшн-индустрии.

Стиль, предложенный Кендзо, сразу полюбили местные модные критики и парижская богема. В начале 70-х он стал одним из самых успешных модельеров мира. Кэндзо продавал одежду прямо с подиума, не ждал полгода, как обычно делали все остальные дизайнеры; его показы никогда не были скучными – всегда яркими, фееричными, даже с элементами буффонады.

В 1993 году Кэндзо продал свой модный дом концерну LVMH, но оставался креативным директором до 1999 года. Он разработал форму японской сборной для Олимпиады 2004 года; создавал сценические костюмы для постановки оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» в Токийской опере. Кэндзо повлиял на таких известных японских дизайнеров, как Йодзи Ямамото и Рэй Кавакубо.

Роман Виктюк. 84 года. Театральный режиссер. Львовянин в Москве. Виктюк не боялся быть свободным. Говорить то, что думаешь. Делать то, что считаешь нужным. Без робких оглядок на кого-то. Ставить тех авторов, которых считаешь нужным ставить. Одевать пестрые вещи, неуместные и кричащие аксессуары, водить дружбу с сомнительными личностями. Казаться фриком, быть ультрамодным, или же наоборот – подвергаться остракизму.

В последнее время он как раз и был таким: «немодным», «непопулярным», но в 90-х театр Виктюка был настоящим событием, вызовом, сенсацией. Пойти «на Виктюка» в 90-х было почти так же естественно, как, например, на японский театр «Кабуки», который приезжал с гастролями в Киев. Правда, если последний был воплощением традиции и максимального лаконизма, то театр Виктюка – зрелищем диаметрально противоположным – провокативным, дионисийским, с эмоциями и чувствами «за край», где все было чрезмерным: сценография, костюмы и музыка – с надсадным, роскошным и трагическим соло Далиды или Даниэля Лавуа... Таким он и останется в нашей памяти - ярким, ни на кого не похожим режиссером.

Диего Марадона. 60 лет. Бунтарь, футбольный Мессия. Капитан сборной Аргентины по футболу (1986, 1990). Кроме Аргентины, играл в Испании и Италии. Автор легендарного гола в ворота сборной Англии, известного как «Гол века», и признанного лучшим голом в истории чемпионатов мира; в той же игре забил мяч рукой – этот случай известен как «Рука Бога». Тогда, 22 июня 1986 года, на стадионе «Ацтека» в Мехико аргентинцы выиграли у англичан чемпионат мира со счетом 2:1 и это был своеобразный реванш за позорное – в семьдесят четыре дня – поражение аргентинцев в Фолклендской войне. Марадона сам, один – два гола за четыре минуты – сумел «поднять настроение униженной нации в стратосферу»... А сам превратился из звездного игрока в легенду.

Фото: Sven Simon / Global Look Press
Фото: Sven Simon / Global Look Press

Бесполезно искать в Марадоне безупречность вроде той, которая присуща, например, нынешнему кумиру миллионов Криштиану Роналду, у которого нет не то что избыточного веса – даже ни одной лишней калории – Марадона был другим. Он во всем был «вне нормы». Как на поле, так и в жизни. Как отметил в комментарии для ВВС известный испанский футбольный журналист и эксперт Гиллем Балаге, «...существует 100 различных марадон. Маг, плут, бог, гений, любящий отец, вечно изменяющий муж, щедрый благотворитель, несдержанный болван, мальчик с магией в кроссовках и человек, который добрался до самой вершины горы, а потом упал с нее... его тело было разбито кокаином…»

Марадона показывал пример и был пионером во многих футбольных вопросах, которые сегодня воспринимаются как норма: например, он был первым игроком, у которого появился собственный агент. И персональный тренер. Он отстаивал права футболистов, требовал достойного жалованья за результативные выступления (он был первым, кто осуществил два рекордных трансфера). А также был одним из первых, кто едва ли не кричал о коррупции в ФИФА. Задолго до ФБР, еще тогда, когда о подобном и думать боялись…

Джон ле Карре. 89 лет. Британский писатель, офицер британской разведки, автор шпионских романов времен «холодной войны». Всего издал 25 романов, которые продавались на всех континентах многомиллионными тиражами.

Многие его произведения были адаптированы для кино и телевидения. Среди самых известных: «Шпион, пришедший с холода», «Идеальный шпион», «Русский дом»; последний роман – «Полевой агент» вышел в свет в 2019.

Его романы – умные и элегантные, лишенные романтического флера и откровенного гламура, присущего, например, романам Яна Флеминга о Джеймсе Бонде. Это и неудивительно, ведь ле Карре хорошо знал "шпионскую кухню" изнутри, а среди литературных авторитетов писателя – Сомерсет Моэм, Джозеф Конрад и Грэхем Грин – великие рассказчики, стилисты и психологи. А еще Джон ле Карре был страстным поклонником творчества Николая Гоголя и считал его непревзойденным писателем. Англичанин несколько раз перечитал «Мертвые души» и был от них в восторге. Высокого мнения был и от повести киевлянина Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

«Шпионский роман – не изобретение «холодной войны». И как жанр он никогда не умрет. Ведь ложь не исчезает, недостойное поведение отдельных людей не исчезает, не исчезает торговля наркотиками и оружием...» (Джон ле Карре).

Иван Венжинович. 51 год. Врач-терапевт Почаевской районной больницы. Его лицо с усталым спокойным взглядом видели практически все украинцы. Оно смотрело на нас с ситилайтов, на которых была надпись: «Дякую лікарям». Именно таким его увидел журналист Associated Press, когда в мае делал репортаж из Почаевской районной больницы.

Иван Федорович не был «звездой», публичным человеком. Он был врачом. Обычным врачом, который ежедневно лечил, оказывая помощь тем, кто в ней больше всего нуждался. Ежедневно спасал других от Covid-19, забывая о себе. Без гонораров и аплодисментов. Без слов восхищения, разве что искренней благодарности…

О нем можно сказать, что он не умер, а подобно солдату, погиб на передовой, ведь ежедневно противостоял коварной болезни. На похоронах врача собрались сотни людей. Вспоминали его профессионализм и большую человечность. "Если бы не он, нас бы не было", - говорили его пациенты. В его лице украинцы чтят память всех врачей, которые спасая других, умерли от коронавируса.

* * *

Кроме того, с начала 2020 года Украина потеряла на войне на востоке Украины 64 воинов, которые погибли или умерли впоследствии от ран в госпиталях. Погибли не на чужих территориях, не как безымянные наемники, а как те, кто защищал родную землю от захватчика. И это тоже большая и невосполнимая утрата, наша боль и наша скорбь.

Светлана Шевцова. Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-