Столбы на Шулявке упали, поскольку конструктор забыл, что вода при замерзании - расширяется?

Столбы на Шулявке упали, поскольку конструктор забыл, что вода при замерзании - расширяется?

Аналитика
Укринформ
И это только первый тревожный звоночек потенциальной опасности. Ведь испытания проведены не были, Шулявский мост - до сих пор не принят в эксплуатацию

На Шулявском путепроводе, который ровно год назад громко открыли после реконструкции «с нуля», 15 декабря одновременно упали на проезжую часть три электроопоры. Причем произошло это - чудо да и только - во всемирный День света и световых технологий.

В результате - чудом никто не погиб - но девять автомобилей пострадали, движение транспорта на одной из ключевых транспортных развязок столицы на несколько часов было парализовано. По факту открыли уголовное производство из-за нарушения правил безопасной эксплуатации зданий и сооружений (санкция статьи предусматривает наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет или ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет. - Ред).

В соцсетях этот инцидент спровоцировал волну шуток «с горчинкой». «Карьера генподрядчика Шулявского моста пока держится на соплях», - пишет Иван Марунич. «Виталик фартовый. Ледовый коллапс, Шулявский мост, елка... И все - после выборов», - шутит Сергей Сидоренко. «Может Кличко уже не строил бы метро на Виноградарь. Тоннель - не столб», - иронизирует Сергей Гришин.

Шутки шутками, но стоит вспомнить, что реконструкция путепровода также сопровождалась скандалами. В частности, некоторые активисты считали, что победителем стал не лучший, но существенно более дорогой проект. Полная стоимость реконструкции уже приблизилось к двум миллиардам гривень. Хотя сначала смета была - внимание - 598,5 млн грн.

Впрочем, вернемся к «усталым» опорам. Как уже успел заявить мэр Киева Виталий Кличко, главная ответственность - на генподрядчике. А также добавил, что специалисты обследовали другие опоры освещения (которые не упали или просто не успели). «Те, которые вызвали сомнения в надежности крепления, - демонтировали. Ночью подрядчик провел демонтаж шести опор. И оперативно установит столбы с усилением несущей конструкции. Подчеркну: генподрядчик, который давал гарантию на эксплуатацию объекта, проведет все работы за свой счет», - написал Кличко в Фейсбуке, подчеркнув, что город поставит вопрос компенсации убытков владельцам поврежденных из-за падения опор автомобилей.

ПАДЕНИЕ ОПОР – ХАЛТУРА ИЛИ ДИВЕРСИЯ?

Кроме «стеба», пользователи соцсетей стали ставить вполне логичные и правильные вопросы: почему опоры упали одновременно? Что это, плоды тривиальной безответственности и штурмовщины, или, может, диверсия? Ответить на этот вопрос мы попросили инженера Виктора Петрука, автора одного из проектов решения на Шулявке, который многим нравился, но был отставлен в пользу упомянутого предложения и одного из кандидатов в столичные мэры на недавних выборах.

Віктор Петрук
Виктор Петрук

Господин Петрук заметил, хотя пока трудно ответить, что именно произошло, но по опубликованным фотографиям (см. фото ниже) видно, что опоры не повреждены. Поэтому наиболее вероятной причиной их падения он назвал конструкторскую ошибку. «Опоры освещения крепятся к закладным, которые приварены к плите моста. Но там такая странная конструкция... Болты, которые крепят фланец опоры к закладной, находятся внутри закладной. И через неплотности туда попадала вода. А дренажа не было. Если вы посмотрите на фото, то в каждой «чаше» закладной - лед. То есть там накопилась вода, которая превратилась в лед и, по факту, разорвала фаску в «чаше». Там была выточка под шайбу и, собственно, в тонком месте этой выточки - разорвало. Все это действие льда (вода, как известно каждому пятикласснику, при замерзании - расширяется. - Ред.). Надо было другую конструкцию использовать, в которой этот объем оставался бы герметичным, чтобы болты находились не внутри, а снаружи «чаши».

Расспросили у специалиста и о том, стоит ли рассматривать версию с диверсией, учитывая тот факт, что три электроопоры упали практически одновременно. По словам Петрука, никаких диверсий точно не стоит искать, это был эффект домино. «Опоры связаны между собой контактной троллейбусной подвеской. Их могло упасть и больше, ведь все они в одинаковом состоянии. А эта тройка... Они оказались рядом одна с другой и, наверное, были наиболее ослаблены из-за льда в «чашах» закладных, - говорит инженер. - Поэтому первая опора, которая упала, потянула за собой остальные, связанные с ней проводами троллейбусной контактной Сети. Если внимательно посмотрите на видео, которое выложили в Сеть (см. видео ниже), то увидите, что первой падает и опора, которая ближе к улице В. Гетьмана. Падая, она на какое-то на мгновение останавливается, натягивает контактную сеть и - только после этого падает соседняя, ​​вторая опора, которая тянет за собой уже третью. В результате опоры "валятся" почти одновременно, как домино, увлекая одна другую».

Так кто понесет ответственность? Опоры? Декабрьская погода? По мнению господина Петрука, как всегда - найдут какого-нибудь «стрелочника». «Возможно, конструкторская документация предусматривала дренаж - отверстие, которое надо было просверлить, но на заводе-изготовителе по каким-то причинам этого не сделали или монтажники случайно заварили. Такое тоже возможно, впрочем, крайне маловероятно, - утверждает он. - Очевидно, документация не предусматривала такого варианта, поэтому виноватым назовут конструктора. И все - больше никто за это ответственности не понесет».

ШТУРМОВЩИНА, ИЛИ ИСПЫТАНИЕ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

Пока упали только опоры. Но, напоминает Виктор Петрук, и это нас откровенно удивляет - испытание Шулявского путепровода на максимальную расчетную нагрузку в декабря 2019 года так и не было выполнено. Почему? На момент проведения «испытаний» путепровод стоял на временных опорах (его подферменники не набрали проектной прочности), из-за чего, в принципе, мост не мог быть поставлен под расчетную нагрузку без риска повреждения конструкций. «В декабря 2019 года нам предложили поверить, что деформации путепровода от частичной нагрузки, измеренные во время «испытаний» соответствуют расчетной модели, что, будто бы, подтверждает его прочность и устойчивость. Но самой расчетной модели путепровода никто не видел», - отметил инженер.

По его словам, в декабря 2019 года было ужасная «штурмовщина» (слово, заметьте, происхождением из советских времен). Все делали очень быстро, с нарушением норм и технологий, чтобы успеть до 31 декабря.

Київський міський голова Віталій Кличко в костюмі Діда Мороза на квадроциклі під час відкриття руху автотранспорту новим Шулявським мостом, Київ, 28 грудня 2019 року.
Киевский городской председатель Виталий Кличко в костюме Деда Мороза на квадроцикле во время открытия движения автотранспорта через новый Шулявский мост, Киев, 28 декабря 2019 года.

«Нас уверяют, что есть какая-то модель, которая подтвердила, что все в порядке. Но на самом деле, это не так. В принципе это означает, что Шулявский путепровод может упасть в любой момент, без предупреждения. Сегодняшнее событие просто требует проведения, наконец, полноценной статического и динамического испытания Шулявского путепровода. Напомню вам, что это объект класса последствий СС-3. Ежедневно через Шулявскую развязку проходит более 100 тысяч автомобилей. В том числе - общественный транспорт большой вместимости», - добавил он. И отметил, что согласно п. 12 общих положений Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13 апреля 2011 № 461 - эксплуатация объектов, не принятых в эксплуатацию, запрещается.

А ВЫ ЕЩЕ К ПОДОЛЬСКОМУ МОСТУ ПРИСМОТРИТЕСЬ

Господин Петрук отметил еще одну важную деталь: такие же опоры, возможно, уже смонтированы на Подольском мосту!

«Генеральный проектировщик и Шулявского и Подольского путепроводов - одна и так же компания - Институт комплексного проектирования объектов строительства. Следовательно, надо тщательно проверить конструкторскую документацию на опоры освещения и этого объекта. После инцидента с электроопорами на Шулявском мосту мы не можем быть уверены в том, что проектировщик вдруг и там не забыл спроектировать дренаж или деформационный шов, или еще что-то», - резюмировал Виктор Петрук.

Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-