Очередная катастрофа советского судна

Очередная катастрофа советского судна

Укринформ
Пятеро из десяти моряков спасены, они вернулись из Турции в Украину

Сегодня утром пятеро граждан Украины – моряков сухогруза Arvin, спасенных турецкой береговой охраной с затонувшего 17 января у берегов провинции Бартын судна, прилетели в Одессу. Тела двух погибших украинцев остаются в морге государственной больницы Бартына. Еще троих моряков считают пропавшими без вести, их продолжают искать.

КОРАБЛЬ РАЗЛОМИЛСЯ И ЗАТОНУЛ ЗА НЕСКОЛЬКО МИНУТ

Причиной затопления сухогруза Arvin, как в дальнейшем и препятствием для проведения поисково-спасательной операции, стали погодные условия. Сухогруз Arvin, принадлежавший украинской компании Artvin Shipping LTD, вышел в свой последний рейс 1 января. Судно направлялось из грузинского порта Поти в болгарский Бургас с грузом селитры, но было вынуждено остановиться у берегов турецкого Бартына из-за мощных порывов ветра и шторма. Об опасности здесь сообщали уже несколько дней подряд, и другие корабли становились на якорь, чтобы дождаться, когда море успокоится.

Фото: Anadolu
Фото: Anadolu

Моряки говорят, что в день аварии ждали волн высотой 3,5-4 метра, но не 6. 17 января ветер начал набирать силу после 11-ти утра. После того, как около полудня на корабле услышали треск, был объявлен сигнал тревоги. Сухогруз от удара волны разломился и исчез под водой очень быстро – примерно за 5 минут. Чтобы приготовиться к аварийной эвакуации, у моряков было примерно 3 минуты. Но говорят, что благодаря тренингам, которые систематически проводились на корабле, они хорошо знали, как действовать в такой ситуации, поэтому успели надеть гидрокостюмы и выпрыгнуть со стремительно тонувшего корабля. Об аварии по рации было сообщено в 12:20, сигнал тревоги также передали аварийно-сигнальные буи, которые сработали автоматически.

С того момента началась поисково-спасательная операция. Руководить ею взялся губернатор провинции Бартын Синан Гюнер, который прибыл на место аварии. Координацией занимался вице-губернатор провинции Бартын Абдулла Акдаш. К месту аварии был направлен фрегат ВМС Турции и два вертолета – один из состава береговой охраны, один – ВМС Турции. Их привлекали к поисково-спасательной операции, когда позволяли погодные условия.

 Фото: Anadolu
Фото: Anadolu

Украинские дипломаты сопровождали моряков до отбытия в Украину: в Бартыне постоянно находился консул Украины в Анкаре Андрей Билык, моряков также посетил посол Украины в Турции Андрей Сибига.

ЛЮДИ, ПОКОРИВШИЕ ВОЛНЫ

17 января действовал запрет на выход кораблей в море из-за погодных условий. Поэтому большие буксиры, длиной 40-50 метров, прийти на спасение сухогруза не смогли. На это решился экипаж 22-метрового корабля береговой охраны Турции, разрешение получили от губернатора.

«Вам очень повезло, что наша лодка береговой охраны находилась рядом. Мы базируемся в Амасре, но в тот день с целью защиты лодки от непогоды нас направили в Бартын. Поэтому мы смогли к вам оперативно добраться», – рассказал во время встречи со спасенными моряками Онур Астсубай, командир корабля береговой охраны, который пришел на помощь нашим землякам.

Онур Астсубай
Онур Астсубай

Спасатели рассказали, что из-за высоких волн кораблю приходилось постоянно маневрировать. Людей вытаскивали поодиночке и каждый раз это удавалось не сразу, а после 3-4 маневров. Осторожность была вызвана опасениями, чтобы моряки не попали под винты корабля.

Помогали людям выбраться из воды, бросая спасательный круг: моряки хватались за него, их подтягивали к кораблю и за руки поднимали на борт. И все это на высоких волнах, которые раз за разом накатывали на маленькое спасательное суденышко, нос которого порой полностью исчезал под водой. Порой сами спасатели оказывались за бортом. Тогда остальные вытаскивали их снова на палубу и продолжали спасательную операцию.

Украинцы признают, что их спасение – результат героических усилий турецких моряков.

Онур Астсубай этот поступок героическим не называет, говорит, что это их работа. "Долг каждого моряка - сделать все, чтобы спасти человека в море. Убежден, что если бы эта беда произошла с турецкими моряками, украинцы так же пришли бы на помощь", – говорит он.

До того, как быть спасенными, моряки провели в воде, при температуре +10 °C, около 2-2,5 часов. Повезло, что их относило не в сторону берега, где скалы, а в открытое море. Двоим из спасенных держаться на воде помогла колода.

«Когда прибыл катер береговой охраны, будто открылось второе дыхание, появились новые силы держаться», – признается один из спасенных.

Рядом с Arvin находились еще два судна, они получили сигнал тревоги, но прийти на помощь не могли – мешали высокие волны.

ТРАГИЧЕСКОЕ ДЕЖАВЮ... КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАССЛЕДОВАНИЯ

Ровно два года назад во время шторма в 80 км от береговой линии турецкой провинции Самсун затонуло грузовое судно «Волго-Балт 214». Оно шло под панамским флагом с грузом угля из российского порта Азов в турецкий порт Самсун. Из 13 членов экипажа граждан Украины было 11. Тогда в результате катастрофы спасли семеро украинских моряков, четверо погибли. Всего утонуло 6 из 13 членов экипажа. Поисково-спасательная операция также проходила в сложных погодных условиях, с использованием самолета, двух вертолетов и двух лодок береговой охраны.

Сухогруз Arvin, который затонул 17 января, ранее назывался "Волго-Балт 189". Это судно советского проекта 2-95a/R стало седьмым погибшим на Черном море за последние 20 лет по этому проекту. Всего с 1973 по 1985 год в СССР было построено 78 судов, 57 из которых до сих пор эксплуатируются. Они предназначены для перевозки различных грузов на реках и на море вдоль берега, но их конструкция рассчитана на эксплуатацию во время летней навигации и не предполагает выхода в условиях зимних штормов.

Большинство из этих семи судов затонули у берегов Турции. В декабре 2012 года, во время спасательной операции экипажа с судна «Волго-Балт 199», погибли трое турецких спасателей и один местный рыбак, который помогал в поиске. Из 12 членов экипажа, 11 из которых были гражданами Украины, удалось спасти четверых. На момент аварии судно принадлежало украинской компании.

Большинство из семи катастроф судов проекта 2-95A/R привело к человеческим жертвам, все - к экологическим последствиям. Очевидно, что очередная трагедия 17 января – весомое основание, чтобы сделать выводы об использовании этих сухогрузов и проведении расследования относительно соблюдения правил безопасности судоходства, в частности со стороны компаний, которые их используют.

Ольга Будник, Бартын–Анкара

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-