Цена на аренду падает. Новые офисы – пользуются спросом все равно

Цена на аренду падает. Новые офисы – пользуются спросом все равно

Укринформ
Эксперты говорят, что офисное пространство после пандемии не исчезнет, но видоизменится. Это уже подтвердили некоторые украинские компании

Пандемия COVID-19, пришедшая год назад, ощутимо сказалась не только на быту, но и на профессиональной деятельности, перевернув рабочий уклад с ног на голову. По прогнозам ВОЗ, человечество находится лишь на середине пути преодоления этого кризиса (подобные эпидемии (вирусы) развиваются каждые два года), но не стоит ожидать, что на этом все закончится, ведь вспышки вирусов - это жизненная реальность, а из-за глобализации сдержать их чрезвычайно сложно. Как же привыкают компании к новой реальности, которая предлагает не ходить в офис, что происходит с офисной недвижимостью сейчас и чего ждать дальше?

Сейчас в Киеве пустуют до 20% офисных площадей, а еще строят новые

Еще во время первого локдауна прогнозировалось, что оценив преимущества работы из дому, часть компаний не захотят возвращаться к офисному режиму. В отчете Нацбанка за декабрь 2020 года такие прогнозы подтверждают, причем отмечается, что именно коммерческая недвижимость приняла наибольший удар, и теперь уже арендаторы могут диктовать свои условия. Большинство из них ввели практику удаленной работы для сотрудников, и такой формат будет продолжаться неопределенное время. «Спрос на площади остается на низком уровне. Новые соглашения заключаются только в исключительных случаях, старые - продляются на меньшие площади или по более низким ставкам. С начала пандемии рынок офисов - это рынок арендатора, и владельцы площадей вынуждены идти на уступки, чтобы поддерживать спрос. Это уже сказалось на ставках: к концу первого полугодия цена аренды офисных площадей потеряла до 10% по сравнению с этим же периодом прошлого года. Ставки заставляют падать и рост вакантности (специальный термин, обозначающий количество свободных площадей, предлагаемых для аренды), который и дальше будет только подогреваться предложением новых офисных площадей. За 2020-2021 годы предложение суммарно пополнится почти на 8% новых площадей», - говорится в отчете НБУ.

За год площади вакантных офисов в Киеве выросли до 20%, сообщил Владимир Гелюта, управляющий партнер UTG Offices. Как отмечают в инвестиционно-строительной компании «Феникс Групп» в комментарии Укринформу, сегодня показатель вакантности преимущественно будет выше в объектах, где арендаторам не предоставлялись скидки на период карантина, а также в офисах класса «С». «С другой стороны, спрос на качественные объекты, наблюдавшийся предыдущие годы в Киеве, остался. Например, несколько офисных проектов, которые были введены в эксплуатацию в 2020 году, не имеют проблем, связанных с низким спросом», - рассказывают в компании «Феникс Групп».

Что касается новых площадей, то по словам Константина Олейника, главы Департамента стратегического консалтинга компании UTG, на разных стадиях строительной готовности в Киеве находятся и анонсированы к открытию в 2021-2022 годах 32 бизнес-центра общей арендной площадью 668 868 кв. м (без учета крупномасштабных объектов). Всего же, по данным компании UTG, сегодня в столице функционируют 204 бизнес-центра.

Коворкинги становятся все популярнее

Коворкінг
Коворкинг "Сад" / Фото: Фейсбук

Если же говорить конкретно о ценах на офисную недвижимость, то рост вакантности в сегменте ощутимо повлиял на стоимость офисных метров. «Если весной 2020 года 1 кв. м в бизнес-центре класса «А» оценивался около 25-30 долл., то за последующие полгода стоимость снизилась в среднем на 5-10 долл. включая НДС (то есть на 20-30%). Это позволило некоторым компаниям воспользоваться случаем и во 2-м полугодии 2020 года арендовать вакантные площади по выгодной цене в качественных объектах», - отмечают в «Феникс Групп».

В компании также добавляют, что работа в удаленном режиме и/или сокращение персонала дают предпосылки утверждать, что тенденция к оптимизации продолжится в ближайшие полгода. «При таких условиях возрастает внимание к коворкингам (коллективным офисным пространствам, где работают люди разных профессий и из разных компаний), предлагающим возможность краткосрочной аренды готового офиса и быстрое расширение (или сокращение) занимаемой площади. Это может быть «собственный» офис на территории коворкинга - кроме главного офиса, арендуют дополнительные площади, которые легко оптимизировать под текущие потребности. Другой формат - hot-desking. В этом случае сотрудники работают в офисе несколько раз в неделю по рабочим местом, свободным на тот или иной момент».

На вопрос о том, каких изменений можно ждать на рынке офисной недвижимости дальше, в компании отвечают, что сегодня офисный сегмент остается финансово выгодным для инвесторов и добавляют, что говорить об уходе традиционных офисов в прошлое преждевременно. Но тенденция к развитию гибких форматов будет продолжаться. «Сегодня в Киеве и области уже проектируют жилые комплексы, имеющие коворкинг непосредственно в здании. Многие, работая удаленно, уже оценил удобство экономии времени, которое раньше тратилось на дорогу. Тенденция к локальным офисам развивается в Европе и со стабилизацией экономики может закрепиться и в больших городах Украины», - убежден Назар Бенч, владелец инвестиционно-строительной компании «Феникс Групп».

Кто теперь вообще не хочет возвращаться к работе в офисах?

Если часть компаний перешли к работе вне офиса на неопределенное время, то есть и такие, которые заявили: переходят на удаленный режим навсегда. В основном это касается IT-компаний. Одной из первых на такой радикальный шаг решилась IT-компания EVO, которая объединяет онлайн-площадки Prom.ua, Crafta.ua, Bigl.ua, Zakupki.prom.ua, Kabanchik.ua, Shafa.ua, Izi.ua, Deal.by, Satu.kz, сервис электронного документооборота «Вчасно». Еще в июле об этом сообщил СЕО компании Николай Палиенко. «Мы верим, что в технологической сфере в будущем это будет основной режим работы и не боимся быть в числе компаний, которые это начинают делать уже сейчас», - сказал он, назвав три основные причины, почему компания пошла на этот шаг. Во-первых, это дает ясность относительно дальнейшей работы уже сейчас, а не через несколько месяцев, когда пандемия закончится, а также защищает сотрудников от рисков заражения ковидом. Во-вторых, компания убеждена, что производительность от такого формата только повысится, если правильно к нему адаптироваться, а также позволит работникам не тратить время на путь до работы. А в-третьих, это может дать ресурсную гибкость, то есть позволяет нанимать работников, независимо от места проживания. Правда, офисное помещение компания оставила за собой, трансформировав его в коворкинг, куда можно прийти поработать при необходимости или собраться командой.

Также о полном переходе на удаленный режим с 1 января 2021 сообщила украинская IT-компания Jooble, продукт которой занимает второе место в мире по объему аудитории среди сайтов по трудоустройству.

По словам соучредителя и CEO Jooble Романа Прокофьева, переход на удаленный формат работы - одно из важнейших событий за 14 лет жизни компании.

Офіс Jooble
Офіс Jooble

И так же одним из преимуществ такого решения называется возможность на равных нанимать специалистов из разных городов и даже других стран, и не терять имеющихся. «Часть компаний, выбрав работу из офиса, начала терять доступ к талантам. Не все уже готовы ходить в офис, кто-то боится заболеть, кто-то решил, что нет смысла тратить время на поездку в офис, поскольку дома он работает так же эффективно, как и в офисе, а сэкономленное время можно потратить на семью, здоровье, хобби», - говорит Роман Прокофьев. Но при этом современный центральный офис компании, который она построила за € 1 миллион на месте бетонных руин старого завода в Киеве, а также офисы в Луцке и Ужгороде, тоже останутся, но превратятся в коворкинг для сотрудников, которые будут доступны им в любое время.

Как видим, прогнозы о том, что после пандемии COVID-19 мир не будет таким как раньше, постепенно сбываются. И несмотря на кучу тревог и трудностей, вызванных коронавирусом, нельзя не признать, что мы живем в интересное время.

Юлия Горбань, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-