
Как украинофобы «запретили Булгакова» и что с этим, наконец, делать
Сразу несколько пророссийских изданий, политиков и бывших чиновников (вроде Бужанского, Рабиновича, Лукаш, Портнова и пр.) распространили (похоже, вполне сознательно) недостоверную информацию о якобы запрете в Украине романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». «Под раздачу попал великий киевлянин Михаил Булгаков и его великолепный роман», - написала в Фейсбуке главред «Страны.юа» Светлана Крюкова.
Впрочем, запрещен не роман «Мастер и Маргарита» и тем более не творчество Булгакова, а издание конкретного издательства «Азбука-Аттикус». Из-за предисловия, в котором упомянуты люди, за публичную поддержку военной интервенции в Украине внесенные в перечень лиц, создающих угрозу национальной безопасности. Речь идет в частности о российских актерах Юрии Каре, Николае Бурляеве и Валентине Гафте.
«Именно это издание и не попало на украинский рынок. Для книг других издательств, которые не используют обложки книг известных авторов для имперской или коммунистической пропаганды, украинский рынок открыт. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любой книжный магазин или библиотеку Украины», – подчеркнули в Госкомтелерадио.
Казалось бы, манипуляция разоблачена и названа. Но этого мало. По словам координатора ОО «Информационное сопротивление» Константина Машковца, то, что мы сейчас наблюдаем - это прием информационной войны, который называется «прицеп». «Берут какой-то факт и цепляют негативный контекст и в таком виде распространяют для формирования негативного общественного мнения об украинской власти. Это в любом учебнике информационного противоборства есть», - говорит Машковец.
В конце концов, если поискать, то подобных «запрету творчества Булгакова» новостей каждый день наберется целая «охапка». И с этим наконец надо что-то делать. С каждым днем подобного... становится все больше. Когда же распространители фейков понесут заслуженную ответственность за участие в гибридной войне на стороне врага? И при этом не штраф 170-255 гривень (согласно ст. 173-1 КУаАП) через три года и после десяти апелляций, которые лишь умножают негативный эффект от сконструированной лжи, а быстро, в течение нескольких дней максимум, как и положено во время войны?
На вопрос Укринформа - насколько реально изменить ситуацию в этой сфере, чтобы можно было оперативно пресекать подобное, наконец, что для этого нужно? - отвечают Отар Довженко и Дмитрий Бачевский.
Бороться против инструментов нет большого смысла. Политики, которые продвигают в Украине интересы России, должны перестать быть неприкосновенными в Украине
Отар Довженко, медиа-эксперт:

«Перечисленные медиа («Страна», «Вести» и т.п.) - это инструменты пророссийских политиков. Они финансируются и используются для воздействия на общественное мнение и политический процесс с конечной целью вернуть этих политиков к власти. Это не имеет ничего общего с собственно медиа, которые работают в интересах аудитории и зарабатывают деньги, продавая свои услуги (контент или рекламу). Вся информационная картина, которую они создают, направлена на манипуляцию, искажение действительности и продвижение на этом фоне интересов политических патронов.
Бороться против инструментов нет большого смысла. Политики, которые продвигают в Украине интересы России и ездят к Путину за заданиями, должны перестать быть неприкосновенными в Украине. Если они начнут нести реальную ответственность за работу в интересах агрессора, у них быстро исчезнет и ресурс, и мотивация финансировать квазимедиа. Помните, была когда-то Коммунистическая партия, которая еще несколько лет назад имела одну из крупнейших фракций в ВР, большинство в местных советах и значительное медийное влияние. После Майдана власть не побоялась вывести коммунистов с политического поля - ее за это, конечно, критиковали, но теперь о Компартии никто уже и не вспомнит. То есть, в принципе это возможно, надо только иметь политическую волю и не бояться дискомфортных последствий. Впрочем, мы видим противоположный процесс. Пока российские агенты-политики легально работают в украинском правовом поле, российские агенты-медиа будут цвести, крепнуть и иметь все большее влияние на аудиторию.
Дезинформация, которой занимаются пророссийские медиа (в первую очередь медведчуковские и пул «условного окружения Януковича», как мы это называем - «Страна», «Вести» и т.п.), действительно очень действенна, потому адресована правильной аудитории. Это либо люди, которым в принципе не нравится Украина и все украинское, или люди, недовольные и обиженные ситуацией в стране после Майдана. И если первых по статистике не больше 20%, то резерв недовольных и обиженных еще огромен. Первым можно рассказывать о притеснениях русскоязычных, вторым - об отказе властей «из-за русофобии» покупать российскую супер-вакцину. И так далее. Опровергать эту дезинформацию, конечно, нужно, но это не изменит ситуации кардинально, потому что целевая аудитория этих медиа рада обманываться и не верит ни одному другому источнику (даже очевидным объективным фактам). Единственное, что можно сделать - давать правдивую информацию тем людям, которые еще не завербованы этими медиа».
Граждане должны все время получать «прививки» от восприятия информации от определенных СМИ и лиц
Дмитрий Бачевский, медиа-эксперт, политтехнолог:

«Привлечь к ответственности издания и лиц, распространяющих недостоверную информацию, практически невозможно. Ведь наше информационное поле до сих пор существует в "мирном" правовом режиме, несмотря на то, что гибридная война с Россией продолжается уже седьмой год.
Теоретически существует два пути борьбы с проблемой. Первый - административный, предусматривающий введение ограничительных мер для СМИ, временную цензуру во всем, что касается наших взаимоотношений с агрессором, как это, например, делали во время Второй мировой войны почти все воюющие страны, включая США и Великобританию.
Но, во-первых, для этого нужны законные основания, такие как объявление войны или военное положения. Во-вторых, за теми СМИ, которые ведут подрывную работу внутри Украины, стоят мощные олигархические кланы, и вступать с ними в прямое противостояние власть не решается. В-третьих, категорически против такого варианта решения проблемы выступят наши союзники из ЕС и США.
Второй путь - конкурентный, предусматривающий три составляющие.
Первая - это оперативное реагирование государственных органов власти - обнародование опровержений и разъяснений. Мониторингом и оперативным реагированием должны заниматься пресс-службы министерств и ведомств.
Вторая - это формирование и ведение системной информационной политики, направленной на продвижение собственных нарративов в информационном пространстве.
Третья - это системное разоблачение источников распространения недостоверной информации как внутри Украины, так и на международной арене. Подобные примеры мы можем увидеть в политике (не в нашей, к сожалению. - Авт.), когда люди перестают воспринимать слова деятелей, которые попали в громкий скандал.
Без системного подхода и четко определенных приоритетов выиграть в информационной войне невозможно. Люди верят, преимущественно, тем, кто доносит информацию громче и быстрее других. К сожалению, первыми сегодня это делают наши враги, вторым - гражданское общество и только последним реагирует государство.
Мирослав Лискович. Киев