«Товарищи проститутки», или Печальный опыт СССР во влиянии на личное

«Товарищи проститутки», или Печальный опыт СССР во влиянии на личное

Укринформ
В День святого Валентина – праздника всех влюбленных, уже привычного для украинцев, поговоримо на такую тему, как сексуальность при коммунистическом режиме

Когда-то, в самом начале перестройки, одна гражданка, в одном из первых советско-американских телемостов заявила на потеху миллионам, что «секса у нас нет» - то есть в СССР. Фраза стала «исторической». Людмиле Ивановой она принесла популярность, которую ленинградка превратила в бизнес, и в итоге переехала в Германию.

А как было на самом деле в СССР с сексом и сексуальностью? Влияло ли государство на собственных граждан в наиболее частной, интимной сфере жизни? Каким образом это происходило? Было ли место сексуальной культуре среди засилья советских догм?

«Эрос бескрылый» был в первые годы советской власти

Первое, что сделали большевики, захватив власть в 1917 году - пообещали землю крестьянам, заводы - рабочим, а мужчин и женщин уравняли в правах. Это был настоящий гендерный прорыв, которого мир еще не знал. Отменялась и церковная регистрация брака. К тому же, в 1920 году, тоже впервые в мире, на законодательном уровне - совместным постановлением наркоматов (аналог нынешних министерств) юстиции и здравоохранения в стране Советов были легализованы аборты. А принятый в 1926 году брачно-семейный кодекс стал едва ли не самым прогрессивным в мире - например, на законодательном уровне воспитание детей в равной степени возлагалось и на мать, и на отца.

«Половой вопрос» на целое десятилетие, фактически до начала 30-х, стал в СССР одним из самых обсуждаемых в обществе. Тогдашние журналы, особенно для молодежи, изобилуют статьями, в которых доминирует мнение о «свободной любви».

Олександра Коллонтай та Лев Троцький із своїми коханими
Александра Коллонтай и Лев Троцкий со своими любимыми

Общий тон в раскрепощении общества, особенно молодежи, задавали руководители (руководительницы) партии и государства. Например, беспощадным критиком традиционной семьи был Лев Троцкий. А Александра Коллонтай - известная советская государственная деятельница, дипломат, феминистка считала, что «для классовых задач пролетариата не имеет никакого значения, имеет ли любовь форму длительного оформленного союза или  мимолетной связи». Она весьма образно называла любовь во время революции «бескрылым Эросом». Правда, замечала, что вполне возможно, что начитавшись досыта передовиц из «Правды», «ответственные работники» непременно потянутся к «беллетристике, в которой воспевается «крылатый Эрос»».

«Двенадцать половых заповедей пролетариати» и голые люди на улицах Киева

Дванадцять статевих заповідей
Двенадцать половых заповедей

О том, что к вопросам сексуальности в советском государстве относились серьезно, свидетельствуют и «12 половых заповедей революционного пролетариата», разработанных в 1924 году психологом и психоаналитиком Александром Залкиндом. В них все личное, личностное рассматривается как мешающее коллективистскому и революционному. «Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов...», - вот так, без каких-либо намеков и сказано. Идеи Залкинда нашли отклик и поддержку в некоторых советских функционеров.

Но многим было не по себе от такого радикализма. Вице-президент ВУАН, академик Сергей Ефремов жалуется в своем «Дневнике» на «сексуальную вакханалию строителей коммунизма». 2 октября 1924 года он записал: «Много хлопот милиции приносят... голые люди. Сначала в Москве, а теперь и в Киеве появились по улицам люди в Адамовых нарядах с лентами через плечо: «Долой стыд!» ... Начальство не знает, что с этими воителями делать. С одной стороны оно и само этот лозунг давно провозгласило, а с другой ... даже ему неловко». Тогдашний нарком здравоохранения Николай Семашко вынужден был выступать в прессе, объясняя, что «ходить голым негигиенично ...»

Сексуальная вакханалия в Конармии и терпимость к сексуальным меньшинствам

Свои законы, вернее, их полное отсутствие были в красной армии, где в условиях военного времени агрессивная сексуальность не знала никаких границ и норм. Вот как об этом пишет в своем дневнике Исаак Бабель: «Страшная правда – все солдаты больны сифилисом. (…) Все бойцы – бархатные фуражки, изнасилования, чубы, бои, революция и сифилис. Галиция заражена сплошь» (28 июля 1920). Три дня спустя: «О женщинах в Конармии можно написать том. Эскадроны в бой, пыль, грохот, обнаженные шашки, неистовая ругань, они с задравшимися юбками скачут впереди, пыльные, толстогрудые, все б…, но товарищи, и б… потому, что товарищи, это самое важное, обслуживают всем, чем могут, героини, и тут же презрение к ним, поят коней, тащат сено, чинят сбрую, крадут в поселках вещи, и у населения…»

Літератор та композитор Михайло Кузьмін та майбутній нарком закордонних справ СРСР Георгій Чичерін стали близькими друзями ще в петербурзькій гімназії
Литератор и композитор Михаил Кузьмин и будущий нарком иностранных дел СССР Георгий Чичерин стали близкими друзьями еще в петербургской гимназии

Советская власть сначала довольно толерантно относилась к формам и интенсивности сексуальных контактов собственных граждан. Более того - в большевистских уголовных кодексах 1923 и 1926 годов не было статей, квалифицирующих любые однополые отношения как аномальные. В частности, вопрос гомосексульности вообще не упоминался, тогда как при царизме он квалифицировался как преступление. Потому и тут большевики были «впереди планеты». Как пишут современники, «этот шаг советского правительства придал колоссальный импульс сексуально-политическому движению Западной Европы и Америки». Известно, что многие высшие партийные функционеры СССР принадлежали к сексуальным меньшинствам. В частности, нарком иностранных дел Георгий Чичерин был гомосексуалом. Впоследствии именно этот факт сыграет не последнюю роль в его смещении с должности; почти вся его команда была репрессирована.

«Коммунизм - могила проституции»? Не дождетесь

«Товарищи проститутки, будьте сознательным элементом, бросайте торговлю телом, Изучайте марксизм и становитесь активными членами Всесоюзного коммунистического Союза Молодежи», - пламенно призывал один из ранних советских лозунгов. Сколько представительниц древнейшей профессии стали членами ВЛКСМ или ВКП(б) - неизвестно.

Повії, заарештовані в 20-х роках в Архангельську
Проститутки, арестованные в 20-х годах в Архангельске

Большевики объявили «торговлю любовью» пережитком прошлого и «социальной аномалией». В августе 1918 года, в письме одному из большевистских партноменклатурщикив, Ленин советовал «навести немедленно массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток». Ну, у Ильича это было традиционно: Расстрелять - и нет проблем.

«Гулящие женщины», или как их еще называли «дезертиры труда», должны были являться в органы государственной власти для обязательной регистрации и дальнейшего трудоустройства. В случае отказа их арестовывали и отправляли в лагеря строгого режима.

Впрочем, в середине 20-х годов возникли и первые лечебно-воспитательные профилактории, а также и вендиспансеры. Женщину в течение полугода лечили, учили какой-то рабочей профессии, а затем официально трудоустраивали. В 1929 году лечебно-трудовые лагеря были повсеместно на всей территории СССР. Однако время советской филантропии и милосердия закончилась в начале 30-х годов. После принятия в 1936 году «сталинской» конституции, «соцаномаличками» - так в официальных документах стали называть проституток - занимался исключительно НКВД.

В 1937 появился анекдот: «На конференции по проблем проституции поставили вопрос о том, какой комиссариат должен взять на себя ответственность за борьбу с ней. Кто-то предложил Наркомат здравоохранения, кто Комиссариат образования. Наконец один депутат заявил: «Почему бы не дать полномочия по борьбе с проституцией Комиссариату торговли? Тогда проституция непременно исчезнет. Ведь так произошло с хлебом, чаем, маслом и сахаром...»»

С конца 30-х годов тема «сексуальной коммерции» в СССР замалчивалась. Советские карательные органы официально считали ее ликвидированной, выдавая желаемое за действительное. До 1985 года о «ночных феях» предпочитали не упоминать ни юристы, ни социологи, ни медики, ни психологи. Только после 1985 года на обывателя полилась масса информации об «интердевочках» и «путанах». Тогда начали появляться и первые научные исследования этой темы. В 1987 году была введена административная ответственность за проституцию.

Сексуальность в загоне, или ЗАГС в отделении милиции

В начале 30-х годов в СССР началось возвращение к традиционалистскому идеалу семьи, так называемой «большой семьи», ассоциируемой с многодетностью и культом отца. Любые исследования, дискуссии по поводу сексуальности были прекращены. С марта 1934 года началось уголовное преследование представителей сексуальных меньшинств. Гомосексуалистами, так же как и проститутками, занялись сотрудники Генриха Ягоды - ОГПУ-НКВД. Именно Генрих Ягода и был инициатором появления этого закона. Сталин поддержал. «Быт неотделим от политики. Моральная чистота комсомольца - надежная гарантия от политического разложения», - писала газета «Комсомольская правда» в 1937 году.

ЗАГСи підпорядковувалися НКВС
ЗАГСы подчинялись НКВД

ЗАГСы тоже перешли в подчинение НКВД и находились преимущественно в местных отделениях милиции - не слишком комфортном месте для регистрации брака. В 1936 году аборты были запрещены. Нормой стали криминальные аборты, за которые судили и отправляли в ГУЛАГ.

Развестись тоже стало труднее. Если в 20-х, в начале 30-х годов нужно было только подать заявление и заплатить 6 рублей штрафа (за просроченный паспорт - 50 рублей), то в 1936 году за первый развод платили 50 рублей, за второй - 150, а за третий - 300. Отметка о разводе ставилась в паспорте. Процедура проводилась публично через суд с привлечением свидетелей. К тому же, в местной газете следовало напечатать соответствующее сообщение о разводе.

8 июля 1944 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР, по сути формировавший тоталитарную модель отцовства, освобождая мужчин от ответственности за последствия внебрачных половых контактов. Дети, рожденные вне зарегистрированных браков, не имели права на установление отцовства, а следовательно, и на получение алиментов.

«Секс», который пророс во время хрущевской «оттепели»

Слово «секс» в употреблении советских людей появилось в 60-х годах, да еще и не одно, а несколько: секс-бомба, секс-фильм, сексолог, сексологический, сексопатолог и тому подобное. Первый сексологический кабинет открыли в СССР в 1963 году. «Секс» легитимизировался, выходил из тени - этому способствовала и «сексуальная революция», прокатившаяся по Европе и США. В первых исследованиях советских сексологов говорилось, что «появление сексуальных интересов на авансцене общественной жизни органически связано с кризисом общества...» Конечно, не в СССР, а «у них» - на Западе. Однако кризис был не только за «железным занавесом», но и в Советском Союзе - менялась жизнь советских людей, происходили непростые процессы десталинизации, появлялись новые поведенческие модели отношений между мужчинами и женщинами.

В 1955 году вновь легализовали аборты. ЗАГСы с 1957 года начали подчиняться местным советам. С августа 1971 специальным приказом Министерства здравоохранения СССР было разрешено применение гормональных контрацептивов. Однако наиболее распространенным средством контрацепции в СССР были презервативы, но они, время от времени, попадали в категории дефицитных товаров.

У кіно почали показувати, як могли, інтимне життя
В кино начали показывать, как могли, интимную жизнь

С конца 1950 годов начала меняться официальная риторика об эротике. В кино начали показывать интимную жизнь главных героев, в том числе и внебрачные отношения. При Сталине это было невозможно. В 60-70-х годах начала появляться специальная литература по проблемам интимной жизни. К тому же, в страну начали ввозить западную эротическую литературу. В конце 60 годов, согласно опросам, добрачные половые контакты одобряли более 60% мужчин и более 50% женщин.

Дворцы торжественных событий и реабилитация обручального кольца

Перший офіційний світський захід у СРСР, «благословенний» вищим керівництвом
Первое официальное светское мероприятие в СССР, «благословленное» высшим руководством

Чем-то совершенно неожиданным, выходящим за рамки советской действительности, стала публичная свадьба в ноябре 1963 года первой в мире космонавтки Валентины Терешковой и космонавта Андриана Николаева. Это был первое официальное светское мероприятие в СССР, «благословленное» высшим руководством государства. Оно стало своеобразной презентацией новой советской брачной обрядности. В начале февраля в 1964 году, было принято постановление о «О введении в обиход советских людей новых гражданских обрядов». Наступила эпоха Дворцов: культуры, счастья, торжественных событий, бракосочетаний. Произошла своеобразная модернизация сферы личного.

Именно тогда было «реабилитировано» обручальное кольцо, которое большевики сперва провозгласили «пережитком буржуйских времен». Представитель ЗАГСа во время церемонии медленно говорила: «А теперь в знак любви и верности обменяйтесь кольцами». И это был едва ли не самый торжественный момент брачной церемонии. Белое свадебное платье невесты, строгий костюм жениха, кольца, застолье, кортеж машин, обязательное возложение цветов к памятнику Ленину и т.д., все это становилось новой советской свадебной обрядностью, которая действовала фактически до конца существования СССР.

Последняя попытка государства повлиять на брачно-свадебные обычаи советских людей произошла во время горбачевской антиалкогольной кампании 1985-1987 годов - тогда «по приказу партии» свадьбы должны были быть безалкогольными. Народ сразу же отреагировал: «Новый лозунг к ХХVII съезду КПСС: «Ответим на безалкогольные свадьбы непорочным зачатием».

Постперестроечный ренессанс сексуального и тревожные прогнозы на будущее

С началом перестройки жизнь советских людей начала стремительно меняться. Когда-то строго запрещенное - становилось доступным. «Лолиту» Набокова уже не прятали во втором ряду верхней полке книжного шкафа. Можно было свободно почитать «Тропик Рака» Генри Миллера или «Любовника леди Чаттерлей» Дэвида Герберта Лоуренса в замечательном переводе Соломии Павлычко; смотреть не только «Москва слезам не верит» с единственной эротической сценой, но и Осиму.

Кадр з фільму
Кадр из фильма "Повесть о жестокой юности", реж. Нагиса Осима (1960)

Перестали вызывать на собрания и публично «распинать» за «аморальное поведение» и увольнять с работы за сексуальную ориентацию или прелюбодеяние. Однако выход из зоны сексуальной «пуританской немоты», культивируемой государством в течение долгого времени, для украинцев, вероятно, был не простым. Продолжается он до сих пор.

Политические изменения так или иначе приводят и к трансформации моделей сексуального поведения. Так было всегда и во всех обществах. Хаксли в предисловии 1946 года к футуристическому роману-антиутопии «О дивный новый мир» писал, что «Учитывая то, как политическая и экономическая свобода уменьшатся, свобода сексуальная будет расти в качестве своеобразной компенсации. И диктатор... поступит разумно, поощряя сексуальную свободу... она поможет примирить подданных с рабством, на которое те обречены». Что ж, весьма вероятный, хотя и не слишком утешительный прогноз, но надеемся, что произойдет подобное не слишком скоро.

А пока у украинцев есть достаточно времени, чтобы встречаться, любить друг друга, жениться, рожать детей, ссориться и мириться, соблюдая золотую середину между сексуальной вседозволенностью и сексуальным пуританством.

И жизнь, таким образом, будет продолжаться.

Светлана Шевцова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-