К 8 марта: не так празднично, как принципиально

К 8 марта: не так празднично, как принципиально

Укринформ
Этот праздник остается в нашем календаре, парадоксально сочетая несочетаемое - «извечную женственность» и феминистическую составляющую. Почему? А вы поинтересуйтесь историей...

Для кого-то этот день ассоциируется с букетом мимозы - укоренившийся знак-символ еще с советских времен, для кого-то - с идеями феминизма, к которому в Украине относятся в основном скептически и предвзято - не только мужчины, но и женщины - тоже. От первых маршей суфражисток, которые боролись за элементарные права женщин, прошло более 100 лет. В начале прошлого века представительницы «второй пола» выходили на демонстрации, гремя в кастрюли и сковородки, в конце 60-х - уже жгли бюстгальтеры. С тех пор мир изменился и очень. А изменились ли сами женщины? Как было и как стало? Актуальна ли сегодня именно «борьба» женщин за свои права? Возможно, пришло время договариваться?

демонстрація за права жінок у Пакистані
Демонстрация за права женщин у Пакистане

А есть ли у женщин душа, или Женщина-вещь – идеал сексистов

По Гесиоду, «... проклятое кодло женщин, страшное несчастье среди смертных мужчин, полагает начало всем мужским горестям». Вот так, несколько безапелляционно, но вполне понятно для нынешних пользователей соцсетей, заявляет один из первых древнегреческих поэтов.

А на Маконском соборе 585 года - представьте себе - мужчины дискутировали о том, имеют ли женщины душу. Сейчас историки подвергают сомнению достоверность этого факта, но на протяжении веков его не раз пересказывали - от де Сада до Фурье, благодаря чему эта легенда дожила и до наших дней.

А это уже начало ХХ века: «Монахи, люди моложе 18 лет, женщины, умалишенные, слепые, глухие или немые, а также те, которые не понимают языка покойного, не могут быть свидетелями при завещаниях», - говорится в параграфе 591 Гражданского кодекса в целом либеральной Австро-Венгрии.

Зразкова родина австрійського цісаря
Образцовая семья австрийского императора

Да, женщина долго была чуть ли не собственностью мужа. Именно муж определял место проживания семьи, распоряжался всеми деньгами, в том числе и приданым жены. Из-под опекунства отца девушка после брака переходила под опекунство мужчины. Она перенимала его фамилию и социальный статус, за ним признавалось первоочередное право родительской власти над детьми и многое другое. Согласно католической традиции, женщина клялась мужу на любовь, верность и послушание, а он ей - только на любовь и верность. Обязанность половых отношений тоже трактовался весьма однозначно: «...принуждение женщины к телесным отношений через мужчину (мужа) нельзя считать изнасилованием».

Леся Украинка в письме Ольге Кобылянской в ​​1899 году писала о том, как ее поразило отношение галичан к женщине: «все они смотрят на нас или сверху вниз, или снизу вверх, а чтобы так просто, наравне - никогда! Разве могла бы какая-нибудь женщина или девушка сказать или написать какому-нибудь галичанину «дорогой товарищ» или и «дорогой друг» без того, чтобы ему не показалось невесть что? Я думаю, нет... Насколько я слышала о положении галичанок в обществе, то это такая неволя, что, может бы, скорее на каторгу пошла, чем на такую жизнь... » На Левобережной Украине, которая в ту пору входила в состав Российской империи, положение женщин было получше.

Французский философ Огюст Конт настаивал, что «человек должен кормить свою жену: таков естественный закон нашего вида, который отвечает сугубо домашнему существованию эмоционального пола». Женщину, которая стремилась освободиться от мужского опекунства, в западном обществе называли не иначе, как «анархисткой» и «публичной девкой». Женщина должна сидеть у семейного очага, но не просто сидеть, сложа руки. Она должна была готовить мужу вкусные бифштексы, быть компаньонкой вроде канарейки или кошки, а также, как иронично заметил Фурье - тот самый, которому приписывают изобретение термина «феминизм», еще и «латать старые панталоны».

Страшная сила красоты от Венеры Боттичелли до Ким Кардашьян

Но насколько она разная, женская красота, как зависит от эпохи ...

П'єро ді Козімо
Пьеро ди Козимо "Смерть Прокриды"

В ХV веке красавиц изображали топлесс. Яркий пример тут картина «Смерть Прокриды», на которой Пьеро ди Козимо изобразил Симонетту Веспуччи - самую известную тогдашнюю модель. Ее называли не иначе, чем La Bella Simonetta, и она была идеалом флорентийской красоты. Именно она изображена на знаменитой картине Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Женщина умерла в 24 года, и ее смерть оплакивала вся Флорентийская республика.

В конце ХV века женщины в Италии и Нидерландах выбривали брови, затылок и волос на лбу - чтобы шея казалась длиннее. А еще выщипывали ресницы. У Джоконды Леонардо да Винчи - следы той моды.

В Испании ХVI века девочкам, чтобы не росли грудь, накладывали свинцовые пластины и прочно пеленали. «Груди у них действительно такие безупречно плоские, что напоминают лист бумаги...», - писала современница-француженка. Платья были похожи на рыцарские латы, из-под них не должен был показаться даже краешек ноги. А еще в моду вошли туфли на толстой деревянной или пробковой подошве, вроде нынешних танкеток. Инквизиции новая мода понравилась: в таких туфлях трудно было даже ходить, не то что танцевать. Обладательницы «правильной» обуви могли рассчитывать на индульгенции - отпущение грехов. Была также запрещена экспрессивная мимика и речь. Вся Европа находилась под влиянием испанского аскетизма. Единственной страной, которая не подверглась испанской моде, была Италия. Ватикан, сердце католицизма, был лишен нетерпимости, и это в то время, когда по всей Европе пылали костры, на которых сжигали тысячи женщин, обвиненных в колдовстве.

Пояс вірності / Музей м.Клюні, Бургундія
Пояс верності / Музей г.Клюни, Бургундия

В Германии начала ХVII века муж мог выдать властям собственную жену, застав ее посреди ночи даже не голой, а с распущенными волосами и полураздетой - ее могли сжечь на костре, по подозрению в колдовстве. Объемная грудь, широкие бедра, длинные волосы, пухлые губы, выразительные глаза - соблазнительная женственность - все это служило подозрению в том, что женщина - ведьма.

Поэтому хорошо, что звезда Instagram Ким Кардашьян живет в наше время ...

Женщины в поисках своего Пигмалиона, а проще говоря - пластического хирурга

Культурные традиции очень разные. Сейчас в Греции или Турции женщина даже среднего возраста никогда не оденется как тинейджер, а например в Беверли-Хиллз или Верхнем Ист-Сайде для пожилой женщины шокирующе неприлично не сдделать подтяжку шеи.

С 80-х годов ХХ века началась новая эпоха - эпоха пластической и эстетической хирургии. На сегодня этот рынок стремительно развивается и видится одним из самых перспективных. Если в конце 50-х услугами пластической хирургии пользовались преимущественно голливудские звезды первой величины, то сегодня эти услуги доступны людям из многих слоев общества во всех странах мира. К тому же, клиентками клиник красоты становятся все более молодые девушки - так называемое поколение Y, миллениалы.

Только американский рынок красоты ежегодно растет примерно на $1,5 миллиарда. За три года - 2016-2019 - американцы потратили более $ 16 миллиардов на совершенствование собственной внешности. Самые популярные операции во всем мире - увеличение груди, губ, подтяжка лица, ринопластика и блефаропластика.

Между прочим, пластическая хирургия появилась после Первой мировой войны и была призвана бороться со страшными увечьями. А мучительную процедуру шлифовки лица изобрели во время Второй мировой войны - ее делали с помощью наждачной бумаги, чтобы удалить мельчайшие осколки и частицы, врезавшиеся в кожу.

Одна известная американка как-то заметила, что «хирургическая операция, хирургическое вмешательство изменяет человека навсегда, причем, не только тело, но и сознание... И, видимо, скоро наступит эпоха женщин, сделанных мужчинами - пластическими хирургами...»

Мое тело - мое дело, или «Больше не стыдно»

В 1935 году, когда первая волна феминизма почти закончилась, а до появления культового труда Симоны де Бовуар «Второй пол» оставалось еще 14 лет, Вирджиния Вульф написала, что пройдут еще десятилетия, пока женщины смогут откровенно говорить всю правду о собственном теле. Веками телесность относилась к табуированным, а не обсуждаемым темам, которую не решались поднимать даже самые близкие люди.

Впродовж століть тілесність належала до табуйованих тем
Веками телесность относилась к табуированным темам

Традиция, позволяющая мужу и жене находиться в одной супружеской постели без одежды, появилась лишь в ХIV веке. До этого большинство мужчин не видели собственных жен обнаженными.

Вот один из редких случаев, когда украинская женщина, Константина Назарук, в начале ХХ века описывает в письме мужу собственное тело во время беременности: «Тело все стало такое розовое, что через тонкую рубашку перебивает. Еще никогда такой красивой и здоровой краски не было. ...Даже удивительно, чтобы женщина в другом состоянии так развивалась».

Нарушениям табу способствовали две мировые войны, а затем сексуальная революция, когда дионисийское начало прорвало все плотины, так старательно выстроенные моралью.

Фото Хельмута Ньютона
Фото Хельмута Ньютона

Пионерами стали глянцевые журналы, на страницах которых появились фотографии Хельмута Ньютона и Дэвида Гамильтона.

Фото Девіда Гамільтона
Фото Девида Гамільтона

В 60-х была легализована и порнография, которая из сугубо мужской забавы начала приобретать черты серьезной индустрии, доступной как для мужчин, так и для женщин. Кстати, сегодня порноиндустрия едва ли не единственный сектор, в котором женщины официально получают большую зарплату, чем мужчины.

«Эпоха невинности» окончательно закончилась. Доступной стала пероральная контрацепция, во многих странах были легализованы аборты. В 1968 году американские феминистки, «Радикальные женщины Нью-Йорка» во время конкурса «Мисс Америка» жгли и выбрасывали бюстгальтеры - точно так же, как когда-то суфражистки - ненавистный корсет. Кроме бюстгальтеров в мусорный бак - символическую «корзину свободы» - полетели туфли на шпильке и накладные ресницы. Таким образом воинствующие феминистки протестовали против фальшивой и продажной красоты, преобразования женщины в товар для мужчин.

Видання Джен Гантер та Наомі Вулф
Издания Джен Гантер и Наоми Вулф

Сегодня женщины могут рассказывать и писать о телесности и сексуальности совершенно свободно. Здесь можно вспомнить Джен Гантер с ее научно-популярной «Библией вагины», или Наоми Вулф, которая тоже издала труд о женском влагалище. Книга стала мировым бестселлером, в ней говорится о том, как менялись представления общества об этом женском органе - от «ворот ада», как его называли церковники в эпоху Средневековья, и заканчивая инструментом для развлечений в современной массовой культуре, насквозь пронизанной порнографией, и о серьезном отношении в индийских телесно-духовных практиках, где вагину считают «путем к просветлению».

Видання Камілли Пальї та Мари Олтман
Издания Камиллы Пальи Мары Олтман

Можно вспомнить и «Обличья сексуальности» Камиллы Пальи - тоже бестселлер, только академический, или Мару Олтман, которая легко и с иронией пишет про собственное тело - «снаружи и изнутри», совершая увлекательное путешествие по сокровенным его закоулкам.

Между «стеклянным потолком» мира для мужчин и «скользким полом» повседневности

Красота, мода, телесность, занятия спортом, все это важные составляющие жизни современной женщины, но главным для подавляющего большинства остается брак, беременность, материнство, воспитание детей, взаимоотношения в семье, а также работа. Это касается женщин всех социальных слоев, всех рас и национальностей.

Первые законы о работе женщин были предложены на международной конференции по трудовому законодательству в 1890 году. Тогда французский философ и политик Жюль Симон предложил отпуска для матерей "во имя высших интересов человеческой расы». Сейчас в мире работает более 60% женщин. Более 70% - в странах с развитой экономикой и около 60% - в развивающихся странах.

С каждым годом сокращаются зоны гендерного неравенства на рынке труда. Меняется статус женщины и в семье, и в обществе. Впрочем, остаются и большие проблемы. Среди наиболее острых экономическое неравенство - зарплата мужчин во всем мире существенно превышает зарплату женщин (по прогнозам они сравняются примерно в 2186 году).

Другая проблема, с которой сталкиваются современные женщины, метафорически называется «стеклянным потолком», когда женщины, несмотря на знания, умения и желания, достигнув определенного уровня карьерного роста, вынуждены остановиться из-за того, что дальше начинается чисто «мужской мир», где никто не намерен уступать место. Впрочем, если «стеклянный потолок» это, скорее, о женщинах из высших социальных слоев общества - выпускниц престижных вузов, амбициозных и целеустремленных, наделенных незаурядными лидерскими качествами, то понятие «скользкий пол» довольно новое и означает женщин, оказавшихся на низкооплачиваемой работе без всякой надежды на карьерный рост. Если первых - десятки тысяч, то вторых - миллионы. Они не возглавляют филиалы международных корпораций, вместо Economist читают «Пятьдесят оттенков серого», но они, так же как и представительницы элиты, сталкиваются с одинаковыми проблемами, «разрываясь» между трудом и семьей: детский сад, детские кружки, школа, болезни детей - огромный объем «невидимого» домашнего труда, лежащего исключительно на женских плечах, плюс низкооплачиваемая работа, которая, тем не менее, служит единственным источником доходов.

Для женщин открываются новые возможности, или Избавляясь одних оков, человек незаметно оказывается в других - Жан Жак Руссо

Американский аналитик, исследовательница сферы публичного права Анна-Мари Слотер в книге «Меж двух огней. Почему мы до сих пор выбираем между работой и семьей» рассказывает о собственном непростом опыт совмещения ответственной престижной работы и семьи. Она замечает, что даже женщинам, которые безупречно владеют искусством тайм-менеджмента, достаточно сложно совмещать семейную жизнь и карьеру. Женщина тратит огромный объем ресурсов на семейные дела и в определенный момент вынуждена делать выбор - или жить работой, жертвуя семьей, или приостановить карьеру, посвятив себя семье.

Анна-Марі Слотер
Анна-Мари Слотер

Ограничения, накладываемые на женщину ее традиционной ролью, все еще весьма ощутимы: «...все пары, которые допускают, что они имеют равные возможности в сфере отцовства и профессиональных стремлений, позже обнаруживают, что полная занятость обоих и двое или более детей впридачу, часто вместе с ответственностью за пожилых родственников - просто им не под силу... Рассказывая всю правду, мы можем поощрить эти пары говорить более откровенно и непосредственно о выборе, который они делают, и компромиссах, на которые они идут друг с другом... мы можем очертить более точный радиус препятствий и барьеров на пути к настоящему равенству, чтобы иметь возможность их преодолеть». Анна-Мари Слотер также отмечает, что максималистская формула, предложенная некоторыми амбициозными феминистками в начале нулевых: «Иметь все» - скорее утопия, а не реальность. По крайней мере пока.

Что ж, эпоха равенства полов для кого-то, видимо, давно уже наступила, для кого-то и не начиналась, но не видеть колоссальные изменения в области прав и возможностей между мужчинами и женщинами мы не можем. Мир, так же как и общество, разительно изменился и продолжает меняться: когда немыслимое становится нормой, для женщин открываются новые возможности, о которых раньше могли не мечтать, но, перефразируя Руссо, избавляясь одних оков, человек незаметно оказывается в других.

Поэтому отказываться от 8 Марта, пожалуй, рановато.

Светлана Шевцова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-