Игорь Агибалов, руководитель Луганского регионального офиса Программы «U-LEAD с Европой»
Самая актуальная тема для ВГА - применение закона «О сотрудничестве территориальных громад»
Децентрализация 27.03.2021 11:00

Внедрение обновленной редакции Закона «О военно-гражданских администрациях» в Луганской области в целом не повлекло осложнений, но из отдельных ТГ Станично-Луганского района (который в рамках административно-территориальной реформы подлежит реорганизации) начали поступать жалобы о задержке зарплаты у определенных категорий «бюджетников», о задолженности по платежам за энергоносители и тому подобное. Насколько это связано с реформой, корреспонденту Укринформа рассказал руководитель Луганского регионального офиса Программы «U-LEAD с Европой» Игорь Агибалов.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

В восьми территориальных громадах Луганской области в октябре не состоялись выборы в местные органы власти – в тех, которые расположены вблизи линии разграничения. Что с ними делать? Ответ был дан в форме проекта Закона «О внесении изменений в Закон «О военно-гражданских администрациях». В чем вопрос. Военно-гражданские администрации существовали и до этих выборов. Но они у нас были скорее точечные. В старой редакции Закона не было прописано, что юрисдикция военно-гражданских администраций распространяется на территории за пределами населенных пунктов, в которых они создавались. У нас были городские, районные и областные ВГА, а ВГА территориальных громад – такого понятия не было. У нас были Северодонецкая и Лисичанская ВГА – городские, но их юрисдикция распространялась исключительно на соответствующие города. Для того, чтобы обеспечить управляемость уже новыми территориальными громадами – Северодонецкой, Лисичанской и другими – были внесены изменения в Закон «О военно-гражданских администрациях». О том, что их юрисдикция распространяется уже на всю территорию громады. Чтобы у нас не было вакуума территориальной власти.

- В Станице «вакуум» таки образовался…

- Маленькая проблема: Закон был принят только в январе этого года, хотя он нужен был еще в октябре предыдущего года. Поэтому произошла небольшая заминка. В городах исполнительные комитеты спокойно пережили эти два месяца, поскольку в бюджетном законодательстве на такой случай предусмотрены переходные положения, в которых сказано, что если возникают такие ситуации – не состоялись выборы – то финансовое обеспечение всех территориальных громад берет на себя административный центр. То есть... Ну, не состоялись выборы в Северодонецкой громаде – и хорошо. Пока мы не создали ВГА территориальной громады и не вступил в силу Закон о ВГА – админцентр, в данном случае город Северодонецк, берет на себя все расходы. Но он же в таком случае является и получателем всех доходов на территории. И получателем субвенций – образовательной и т.д. Вот, была такая пауза.

Северодонецк, Лисичанск, Попасная, Горское и даже Счастье справились с этим легко. Мы им рекомендовали: вы, пожалуйста, до внесения изменений в Закон о ВГА создайте при административных центрах, хотя бы временно, финансовые органы, органы управления образованием – и ждите, пока примут Закон. А вот громады, которые действовали в Станично-Луганском районе – собственно Станично-Луганская, Широковская и Нижнетепловская – по каким-то причинам не сделали этого. Поэтому образовался вакуум и возникли задолженности по платежам. Вот такая была исходная ситуация.

- Что делать?

- К новому году подоспели изменения в бюджетное законодательство, где сказано, что в каждой ОТГ должен быть создан местный финансовый орган. И мэр, и председатель ВГА больше не подписывают финансовые документы. Это делает финансовый орган. В Северодонецке и Лисичанске, даже с учетом того, что у них был полный комплект органов исполнительной власти, в том числе финуправления – нужно было создать финансовый орган, который должен был взять на себя, еще до принятия Закона «О ВГА», обслуживание Боровенковского, Смоляниновского, Епифановского и еще нескольких сельских советов. Для этого городские ВГА должны были ввести их в финансовую сеть и начать финансировать. Как только закон был принят, полномочия ВГА городской распространились на всю территорию обновленной ОТГ.

После выборов 2020 года должен был образоваться орган местного самоуправления в той же Северодонецкой громаде, даже с учетом того, что выборы не были проведены. Поэтому новые изменения в Законе о ВГА разрулили эту ситуацию и дали возможность администрациям распространить свое влияние на всю территорию громад.

Что касается городов, то здесь все более-менее управляемо, и мы уже с декабря 2020-го года довольно активно общались с горожанами. Сложнее оказалась ситуация с сельскими советами в Станично-Луганском районе. Там были вопросы с кадрами и не были, как мы рекомендовали, в декабре-январе своевременно созданы финансовые органы и органы управления образованием. Они их создали только к концу января - началу февраля 2021-го. Возник вопрос задержек финансирования, о котором мы много говорили, в том числе и через СМИ.

Сегодня знаменательный день. Прошли последние назначения председателей военно-гражданских администраций, и теперь начинает работать новый механизм. Новые председатели должны очень быстро осуществить целый ряд операций, но сначала хочу успокоить взволнованных активистов, которые подозревают, что образуется «дыра» во власти, что возникнет какой-то разрыв в деятельности ВГА. Никаких проблем с этим нет. Закон «О ВГА» предусмотрел это в своей новой редакции. Со дня назначения председателя в соответствующей громаде прекращаются полномочия сельских, поселковых председателей и советов. Назначен в ту же Станицу председатель ВГА – сельские/поселковые советы и их председатели прекращают полномочия, председатели и секретари увольняются. Но до определенного момента работают исполкомы. То есть все исполнительные органы, в том числе и финансовый орган, и орган управления образованием, которые были созданы еще Станично-Луганским поселковым советом, продолжают работать.

- Как долго они могут задержаться на своих местах?

- Пока работают старые исполнительные органы местных советов, задача председателя ВГА  – очень быстро подготовить штатное расписание, структуру новой администрации и отправить его на согласование, как сказано в Законе, командованию Операции объединенных сил. Вместе с этим пакетом направить предложения относительно кандидатур своих заместителей и руководителей структурных подразделений, которые назначаются без конкурса руководителем ООС. Таким образом, пока формируется новая структура, старая еще работает, причем председатель ВГА подписывает все документы, имеет право вносить изменения в бюджет по своей инициативе и проводить соответствующие решения относительно реорганизации местных советов – но только после регистрации в Едином реестре новой ВГА. В принципе, ее там можно за полчаса зарегистрировать.

Как только проведена регистрация, начинается реорганизация советов, которые входят в состав новой территориальной громады. Здесь есть два интересных момента. Реорганизация проводится согласно Закону о ВГА, но не согласно Гражданскому кодексу. Если бы это проводилось согласно Гражданскому кодексу, процесс растянулся бы на неопределенный срок. Поиск всех кредиторов и дебиторов... В целом, очень длительная процедура. Здесь все происходит в соответствии со специальным законодательством и довольно быстро. Выпускается распоряжение о реорганизации и – вперед!

СОДРУЖЕСТВО ГРОМАД

- Самое главное, на что мы сейчас будем обращать внимание, консультируя эти громады от программы U-LEAD – необходимость очень быстро провести все эти изменения в сфере образования и здравоохранения. Потому что они самые чувствительные и потому что уже заказаны в Минобразования предыдущими советами дипломы для выпускников. Нужно очень и очень быстро решить вопрос по сфере образования, а именно: принять в собственность школы. Вы, наверное, помните, как мы сопровождали эти процессы по стандартной процедуре реорганизации после проведения выборов?

- Как в Новопсковской ОТГ?

- Да, как в Новопскове – еще и с судебными исками. На сегодня же, по нашей информации, райсоветы уже все эти решения приняли. В частности, если мы говорим о Станично-Луганском районе, а теперь это Счастьенский райсовет, буквально на прошлой неделе они провели сессию, и теперь громадам нужно оперативно забрать эти объекты себе в собственность. Есть один нюанс. В Законе прописано, что ВГА не имеют права создавать или ликвидировать юридические лица. То есть ничего нового они не создадут, потому что нет советов, которые могут принять соответствующие решения. Но право принимать в собственность объекты советов у них есть.

Сегодня одной из самых актуальных тем для ВГА становится использование Закона Украины «О сотрудничестве территориальных громад». Мы понимаем, что на сегодня провести очень быстро создание вот этих неприбыльных коммунальных предприятий по предоставлению первичных медико-санитарных услуг будет крайне сложно, и потребует очень много времени. Поэтому ожидаем в ближайшее время формирование межмуниципальных договоров именно по предоставлению медицинских услуг.

О чем идет речь? Предприятие такого профиля есть на территории Станично-Луганской громады. В Широковской, Нижнетепловской таких нет – их громады недостаточно для этого велики. Поэтому мы должны стать свидетелями заключения таких договоров. Наш офис программы U-LEAD, да и с Донецким офисом мы в этом плане должны синхронно работать – мы будем рекомендовать им и сопровождать их (договоров) формирование, чтобы не образовывался, опять же, вакуум в оказании медицинских услуг населению. Простая передача финансовой субвенции на содержание медицинских учреждений – процесс довольно быстрый, но желательно заключить межмуниципальный договор, поскольку он дает возможность еще и прописать условия модернизации объектов здравоохранения первичного уровня в каждой из громад. И там четко прописываются условия софинансирования, условия качества услуг. Вот на это я хотел обратить отдельное внимание.

ЦЕНА ЗАМИНКИ

- Ситуация в Веселом как-то перекликается с тем, что произошло в Станично-Луганском районе. Там нет ВГА, но все же…

- Позвольте проинформировать: вопрос решен! Мы же понимаем, что по Веселовской громаде (сейчас она вошла в состав Чмыровской ТГ) была не совсем здоровая конкуренция. Однако врач найден и привезен аж из Запорожской области. Ему обеспечено все необходимое, и он занимается. Но эту ситуацию можно переложить на сегодняшнее состояние дел в военно-гражданских администрациях с еще большей жесткостью. Там очень большой дефицит врачей. И пока была эта заминка в 2-3 месяца, те, кто еще оставался, пытались найти работу на других территориях. Поэтому сейчас, конечно же, будет очень трудно сформировать новый штатный состав медицинского персонала. И, конечно, уже сегодня нужно об этом им думать. Я и говорю, что скорейшее подписание межмуниципального договора станет пока для них спасением.

- А можно как-то, в рамках действующего законодательства, простимулировать врачей, других специалистов, которым приходится работать в прифронтовой зоне?

- Конечно. Во-первых, есть целый ряд надбавок за работу с COVID-19. А мы ведь понимаем, что Станично-Луганские громады, Горское, Счастье – все это прифронтовые, перед линией пересечения территории. И поток переселенцев, из-за которого создается еще больший риск заражений, может стать абсолютно четким условием для выделения надбавок медикам.

- Еще вопрос, связанный с Веселым. Общался со старостами, и удивился тому, как мало у них полномочий и вообще возможностей что-то делать. Как с этим будет в громадах с ВГА? Или это не по нашей теме?

- Тем не менее... К сожалению, в Законе о ВГА о старостах не сказано ничего вообще. Однако. В штатном расписании мы рекомендуем – и областная администрация рекомендует – проставить позицию старост. Предлагаем воспользоваться следующей аналогией. Председатель ВГА выполняет функции органа местного самоуправления, а значит, у него нет никаких проблем с тем, чтобы сделать Отдел территориального развития и вместо старост поставить специалистов этого отдела по населенным пунктам.

Что может староста? Первое. Там, где полноценное местное самоуправление, староста все-таки член исполкома. Следовательно, он однозначно участвует в рассмотрении вопросов стимулирования развития своей территории. Второе. Новопсков показал очень хороший пример формирования бюджета старостинского округа...

- Бюджет? Для старосты?!

- Не самостоятельный, а отдельных статей в бюджете громады на развитие старостинского округа такого-то. Староста имеет право и должен опросить население и выявить даже мелкие, но тем не менее очень важные для своего села проблемы и имеет полное право, как член исполкома, требовать внесения соответствующих статей. Гаев (председатель Новопсковской ТГ – ред.) очень правильно поступил, когда поставил назначение старост на конкурсные условия. Поскольку сегодня именно такие выборы старост не проходят - их утверждает совет. Но никто не мешает – и мы рекомендовали вносить этот пункт в регламенты советов – прописать вот такой вот отбор кандидатур. Гаев это по полной программе использовал.

ВМЕСТО ПОСТСКРИПТУМА

- Я также предлагаю все наши семинары, тренинги, консультации делать синхронно с коллегами из Донецкой области. Мы даже маленькую группку организовали. Ну, не могут быть в двух соседних областях разные подходы. Мы даже ввели такую функцию как обмен советниками. То есть мы мероприятие проводим у себя – приглашаем специалиста из Донецкой области, они – нашего. Обмен информацией онлайн происходит постоянно.

* * *

Программа для Украины по расширению прав и возможностей на местном уровне, подотчетности и развития «U-LEAD с Европой» совместно финансируется ЕС и его государствами-членами Германией, Польшей, Швецией, Данией, Эстонией и Словенией для поддержки Украины на ее пути к укреплению местного самоуправления. U-LEAD способствует прозрачному, подотчетному и многоуровневому управлению в Украине, которое отвечает потребностям граждан и расширяет возможности громад.

Михаил Бублик, Северодонецк

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-