Антон Монаенко, и.о. ректора Университета государственной фискальной службы Украины
Нам нужно изменить философию подготовки специалистов так, чтобы она соответствовала последним трендам на рынке труда и нуждам Минфина
29.03.2021 19:31

Университет государственной фискальной службы Украины в Ирпене, как и другие вузы страны, сейчас экспериментирует – внедряет то дистанционную, то смешанную формы обучения, то запускает студентов в аудитории, то снова переводит их в онлайн. Сегодня в его стенах полупусто, и даже администрация работает так, чтобы люди меньше пересекались. Однако разработкам на перспективу это никак не вредит. Руководство держит в голове и старается реализовывать шаг за шагом множество идей, которые должны осовременить высшее образование в этих стенах. Отчитать студентам классическую программу - половина дела, считает и. о. ректора университета Антон Монаенко. Главное – дать им возможность попробовать свои силы на практике на живых, актуальных кейсах. Даже больше – преподавателей здесь тоже направляют повышать свой уровень участием в делах государственной важности. Так должно выглядеть обучение в вузе будущего, считает руководитель университета.

ОТ ДИСТАНЦИОНКИ ДО ЦЕНТРА МЕДИАЦИИ

- Антон Алексеевич, как университет так долго держится на дистанционном? Эффективность не теряется? Контакта живого хватает?

- Дистанционная форма обучения была введена с прошлого семестра этого учебного года. 1 марта, в связи с улучшением эпидемиологической ситуации, возобновился «живой» учебный процесс. В университете функционирует внутренняя противоэпидемическая комиссия, она рекомендовала администрации университета перевести учебный процесс в оффлайн с соблюдением карантинных ограничений. Все были рады увидеться наконец: студенты друг с другом, мы – со студентами, студенты – с нами. Лекционные занятия проходили дистанционно, потому что разрешалось пребывание в помещении не более 20 человек с соблюдением 1,5 м дистанции, а у нас большие потоки и одну лекцию могли посещать до 100 студентов. Практические занятия проходили в режиме оффлайн. Определенные дисциплины изучать онлайн невозможно, например, оперативно-розыскная деятельность, другие секретные дисциплины, которые дистанционно преподавать нельзя, а только в условиях соответствующей учебной аудитории. Но каждую неделю мы мониторим состояние заболеваемости студентов, сотрудников и анализируем статистику заболеваемости. И на прошлой неделе приняли решение снова перейти на дистанционную форму обучения, ситуация с заболеваемостью в регионе начала ухудшаться, поэтому сработали на опережение.

- К слову, у вас довольно строгие правила входа-выхода в корпус, секретный режим, пропуска. Почему так? Разве это не обычный вуз?

- Обычный вуз, который готовит исключительных в своем роде специалистов по публичным финансам, правоохранительной деятельности. У нас, кроме секретных дисциплин, есть еще и режимные объекты, оружие и тому подобное. За этим нужно следить, чтобы не было неприятных ситуаций. Именно поэтому проверяем, кто посещает университет - для безопасности сотрудников, студентов и гостей.

- А по дистанционке все-таки удается чему-то научить студентов в таком режиме? В головах что-то из наук остается?

- Наши преподаватели и студенты абсолютно адаптировались к такому режиму обучения и работы. Сначала трудно было, но сейчас хорошо освоили даже электронные платформы, на которых осуществляются и обучение, и защита магистерских работ, проходят лекции, практики. Проблем я не вижу.

Задача преподавателя - дать теоретические знания, а студент должен не только слушать, но и слышать. Гарантий нет, что будет слышать, даже когда физически в учебной аудитории находится. Может зависать в телефоне или просто сидеть в окно смотреть. Здесь никто никаких гарантий, независимо от режима обучения, давать не может. Уровень усвоения теоретических знаний, получения практических навыков зависит от самого студента, от его желаний. А наша задача – дать эту теорию и создать дополнительные возможности для реализации усвоенных знаний на практике. Вот сейчас и работаем над этими возможностями. Создаем различные социальные проекты, приглашаем к сотрудничеству различные организации и учреждения, которые являются лучшими в своей сфере деятельности. Заключили несколько меморандумов о сотрудничестве за последние 2 месяца. В частности, на базе Ассоциации адвокатов Украины создан клуб карьерного роста будущих адвокатов, который уже провел первый семинар для студентов - знакомили с тонкостями будущей профессии.

Привлекли к сотрудничеству общественную организацию «Ассоциация финансово-технических лабораторий и инновационных компаний», чтобы за пределами учебного процесса знакомить студентов с основными современными трендами развития финансовых услуг, функционирования финансового рынка, проводить для них обучающие семинары по решению различных финансовых кейсов на практике. В частности: что такое электронная финансовая услуга, что такое электронная финансовая жалоба…

Скажем, жалоба – очень полезный новый инструмент. Например, есть заключенный между коммерческим банком и физическим лицом кредитный договор, имеет место нарушение прав потребителя-физического лица. Чтобы не обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав, создается такой финансовый институт, который решает этот спор на досудебной стадии урегулирования. Чтобы не платить судебные сборы, не ждать, когда назначат заседание. Этот институт и называется электронная финансовая жалоба. По сути, это посреднические услуги защиты прав потребителя и коммуникации с банком, предоставление профессиональных консультаций – финансовых и юридических.

Когда потеплеет, хотим вместе с «Ассоциацией финансово-технических лабораторий и инновационных компаний» провести на свежем воздухе обучающие семинары для студентов. Этот формат называется «bootcamp». Разбить участников (юристов, финансистов, айтишников) на разные команды, дать им разные сложные кейсы, чтобы решали смоделированные финансовые задачи, которые возникают в реальной жизни на практике. Довольно интересный проект, студентам это будет важно.

В эту Ассоциацию финтех лабораторий и инновационных компаний входят 70 финансовых учреждений, которые будут обучать студентов демонстрировать им последние тенденции на рынке труда, новации в финансовой сфере. Наша специализация - сфера публичных финансов, а в нее много тем входит. Это и бюджет, и налоги, и таможенные платежи, банковские операции и тому подобное.

- Слышала, недавно в Ирпенском ЦПАУ посетителей консультировали ваши юристы. Это такая производственная практика была?

- Именно так. Мы заключили меморандум о сотрудничестве с Ирпенским городским советом – и одним из его пунктов было открытие представительства в ЦПАУ университетской Юридической клиники. Раз в неделю по пятницам наши студенты приходят в Центр предоставления административных услуг. Там уже выделено для них 2 рабочих места с компьютерами, и они предоставляют бесплатные юридические консультации населению под наблюдением сотрудников Юридической клиники. Студенты могут и ошибаться, поэтому их работу контролируют кураторы, чтобы получалась профессиональная юридическая консультация. И это уже не просто лекция, а живые люди с реальными жизненными ситуациями и проблемами, которые необходимо решить.

Это только одно направление работы. На базе университета создаем IT-хаб. Уже заключили меморандум о сотрудничестве с ІТ-компанией. На базе университета выделяем учебную лабораторию, наполняем ее компьютерной техникой и начинается совместная работа над разработкой программного обеспечения, переводом каких-то услуг университета в электронный формат. Создание собственного мобильного приложения университета, например. Когда в стране введен карантин, через него удобно узнавать новости, графики и планы мероприятий.

А еще университет подписал меморандум о сотрудничестве с общественной организацией Фонд регионального развития «Город для жизни», который занимается экологией, туризмом и развитием малого и среднего бизнеса. В сотрудничестве с этим фондом мы уже создаем на базе университета бизнес-инкубатор. Любой человек, планируя открыть свое дело, предприятие, может узнать у нас нюансы его основания, налогообложения, то, как формируются основные положения устава, какова процедура создания предприятия и тому подобное. Консультации по вопросам бухгалтерского учета, претензионно-исковой работы с налоговыми органами – все это будет обеспечивать наш бизнес-инкубатор. Это хорошая практика для студентов.

- То есть, это не работа со стартапами, бизнес-планами, защитой проектов?

- И это тоже будет. Предприятие может обратиться к нам с просьбой написать бизнес-план. Тогда попросим определенную статистическую информацию, чтобы понимать состояние дел, и окажем такую услугу. Также сейчас создаем на базе университета центр медиации.

- Что это такое? Звучит солидно.

- Это очень хороший инструмент для работы в современных условиях развития сферы публичных финансов. Институт медиации – это внесудебное или альтернативное разрешение споров. Например, есть сосед, который затопил вашу квартиру. Вы с ним не можете договориться. Если обратитесь в суд с иском, будете платить судебные сборы, ждать, пока назначат судебное заседание – одно, второе, третье? Еще и судебная экспертиза... Лучше обратиться к медиатору как посреднику. Он решает такой спор между вами, чтобы обе стороны были удовлетворены этим решением. Это быстрое и качественное разрешение спора.

Создание центра медиации, бизнес-инкубатора, ІТ-хаба, юридической клиники – это тот пул, который позволит нашим студентам развиваться и создавать новые качественные продукты в результате своей практической работы. Не ожидая, пока получат диплом, они могут попробовать себя в деле.

У нас в свое время таких возможностей не было. Оканчиваешь 5-й курс, сидишь и думаешь – а чем же заняться, где эти знания применить, где быть полезным, или кто возьмет на работу? А теперь, начиная с 1-2 курса, если есть желание, реализовывай – иди и работай. Предоставляй юридические консультации, осваивай систему налогообложения, работай с финансовыми услугами, становись медиатором, практикуй в сфере таможенного дела или занимайся альтернативным разрешением споров. Формируй себя как личность и как специалист.

Очень много идей. Вот при Ирпенском городском совете создана «Ирпенская молодежная общественная организация», а у нее – много молодежных проектов. Мы рекомендуем студентам и даже призываем вступать в эту организацию, потому что в планах Ирпенского городского совета также развивать молодежные проекты – он выделяет на это финансирование. Почему бы нашим студентам не принять в этом участие? Некоторые депутаты городского совета Ирпеня приглашали студентов в помощники. Студенты 2-3 курса официально не смогут трудоустроиться, пока не получат диплом бакалавра. Но на общественных началах - почему нет? И смогут увидеть, как работает местное самоуправление, как работают постоянные комиссии, какие вопросы рассматриваются, как принимается местный бюджет, утверждаются местные налоги и механизм их взимания. Мы специально создаем такие возможности, чтобы университет максимально был вовлечен в различные общественные процессы города.

- А как повышают свой уровень преподаватели? Чтобы говорить со студентами на одном языке.

- Мы планируем университет сделать таким экспертным центром именно за счет профессионального профессорско-преподавательского состава. Хотим максимально привлекать его к принятию различных управленческих решений в государстве. Преподаватели – доктора наук, ведущие ученые, профессора, кандидаты наук – могут эффективно работать в составе научно-консультативных советов различных органов государственной власти. Это - Государственное бюро расследования, Государственное агентство по вопросам развития туризма, Верховный Суд, Государственная налоговая служба Украины и т.д...

Наши научно-педагогические работники в преподавании той или иной дисциплины студенту должны знать ее на практике, анализировать практические проблемы, с которыми приходится сталкиваться органам государственной власти. Этому будет способствовать предоставление различных научных заключений, научно-правовых комментариев или осуществление какой-либо экспертизы. Работая над этим, будут видеть, скажем, какие существуют реальные сложности с возмещением НДС, какие существуют проблемы с решением налоговых споров на стадии административного или судебного обжалования решений налоговых органов. В результате будет повышаться качество и уровень подготовки студентов как будущих специалистов.

- Вы, кажется, сами пишете юридические комментарии?

- Да, сам над этим много работаю. Публикую в ведущих юридических изданиях свои правовые позиции по той или иной проблеме, которая возникает в юридической практике. Пусть себя и преподаватели совершенствуют. Это почетная работа.

Вот сейчас, например, вхожу в состав научно-консультативного совета Верховного Суда. Много разных запросов от Верховного суда и по налоговым вопросам, и по таможенным вопросам, по государственной службе, по избирательным процессам. Предоставляю свои научные правовые заключения относительно решения той или иной правовой проблемы. Для университета, как экспертного учреждения, это имиджево и репутационно важно.

Планируем увеличивать период прохождения практики студентов в органах власти. Министерство финансов Украины дало нам четкий месседж, что университет должен готовить высококвалифицированных специалистов для нужд государства. Для Минфина, государственной налоговой службы, казначейской службы, таможенной службы, аудиторской службы, Государственной службы финансового мониторинга Украины. В этих органах власти есть вакансии, есть потребность в соответствующих специалистах. Хотим готовить их так, чтобы приходили на рабочее место хорошо обученными и имели понятие о деле, а в процессе работы только совершенствовались. Для этого должны изменить философию подготовки специалистов под нужды сферы публичных финансов, национальной экономики, чтобы соответствовать трендам на рынке труда и требованиям времени.

Мы, как администрация, с утра до ночи сидим, думаем, как это организовать. Украина - также участник глобальных изменений. Она вовлечена в различные мировые процессы и их необходимо знать. Нельзя же закрыться в университете и читать одни только лекции и проводить практические занятия. Нужно быть в тренде, понимать запросы на специалистов и реагировать в плане подготовки этих специалистов для нужд того или иного органа власти, сферы публичных финансов.

В ПЛАНАХ - США, СТРАНЫ ЕС И ФИНАНСОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ

- Карантинные ограничения меняют все планы, а как сказалось это на международном сотрудничестве? Сейчас многие вузы пытаются его наладить.

- На данный момент мы устанавливаем коммуникацию с Соединенными Штатами Америки, с университетом Висконсина. Хотим привлекать его профессорский состав к преподаванию у нас на английском языке. Есть один фонд, который готов нам помочь создать современные компьютерные лаборатории под определенные образовательные потребности (в рамках конкурса, который проводит Минобразования). Мы сейчас подаем необходимые для участия документы. Устанавливаем также контакт с китайским вузом – у китайцев есть желание направить к нам студентов и аспирантов. А у нас есть соответствующая лицензия, и мы можем их принять, когда карантинные ограничения будут сняты. Также пригласили 11 послов к сотрудничеству с университетом (Чехия, Словакия и другие страны). И параллельно через них установим международные связи с тамошними вузами и будем сотрудничество налаживать.

А вообще, у нас сейчас на первом плане профориентационная работа: набор абитуриентов, работа со школами, с колледжами. Она начинается с осени и заканчивается, когда уже вступительная кампания завершается.

- Недавно, знаю, вы даже день открытых дверей провели в онлайн-формате. Как это было?

- Применили инновационный подход к проведению дня открытых дверей – на онлайн-платформе, которая позволяет привлечь 200, 300, 500 человек одновременно к мероприятию. Сделали презентацию университета, каждый институт – собственную презентацию специальностей, кафедр. Поговорили о преимуществах обучения и перспективах трудоустройства. У нас с каждым из органов власти, который подчиняется Министерству финансов Украины, заключены меморандумы о сотрудничестве (прохождение практики, привлечение наших специалистов к работе налоговой или аудиторской службы, повышение квалификации сотрудников налоговой, аудиторской, казначейской служб на базе нашего университета). Обычно приглашаем на день открытых дверей представителей этих органов власти, которые рассказывают о потребности в специалистах. Что интересует родителей? Судьба детей, перспективы трудоустройства.

Моя основная установка всем преподавателям, всему коллективу университета – не просто отводить время для работы со студентами, а создавать для них возможности, чтобы и у абитуриентов, и у их родителей было желание к нам идти учиться. Чтобы родители видели перспективы для своего ребенка, могли четко связать в воображении его образование, возможности для производственной практики и будущее трудоустройство.

- К слову, о перспективах. Новые специализации, направления подготовки в этом году, случайно, не открываете?

- Мы работаем над этим вопросом, много образовательных программ проаккредитировали в Национальном агентстве по вопросам обеспечения качества высшего образования: программа "финансовые расследования","правоохранительные и судебные органы","таможенная безопасность"... Подготовили учебную структуру в университете под Закон Украины «О Бюро экономической безопасности», хотим готовить для этого органа власти соответствующих специалистов, ведь у нас есть факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников налоговой милиции, который со временем будет трансформирован в Институт экономической безопасности. Мы хотим готовить для Бюро экономической безопасности соответствующих специалистов, как это делаем сейчас для органов налоговой милиции. Наши специалисты и в дальнейшем будут брать на себя расследование экономических преступлений, налоговых преступлений, финансовых преступлений и тому подобное.

Сегодня наша деятельность публичная и открытая. Всю необходимую информацию мы размещаем на официальном сайте университета, а также дополнительно распространяем на официальных страницах в социальных сетях Facebook и Instagram, в мессенджере Telegram и на Youtube-канале, где сосредоточена разная целевая аудитория и публикуется соответствующий контент.

- А что будет со вступительной кампанией в этом году? Очевидно, этим летом еще будем находиться в состоянии карантина или полукарантина. Это как-то повлияет на процесс?

- Я думаю, вступительная кампания состоится по графику, с соблюдением карантинных ограничений, в электронном режиме, по наработанному прошлогоднему механизму.

Сейчас в Министерстве образования и науки Украины работают над проведением электронной вступительной кампании – я так понимаю, возможен полный переход на электронную подачу документов абитуриентами. Вряд ли возникнут какие-то проблемы - Европа уже давно работает в электронном режиме, это обычные вещи.

Знаете, это только вначале, когда эта форма не введена, сложно воспринимается, а затем налаживается. Вот хотя бы дистанционка - сам нахожусь в кабинете и преподаю, ректорат и ученый совет проводим дистанционно. Мне не нужно куда-то бежать, всех хорошо слышно, всех видно, никто не подвергается опасности. Еще лет 10 назад в вузах несколько скептически относились к этой дистанционной форме обучения. Какой-то набор проводили на дистанционную форму, но слабенький. Конечно, живое общение со студентами, с преподавателями незаменимо, удаленность дает определенный негативный отпечаток. Но альтернативы нет и стоит признать, пока достаточно хорошо все удается в Университете. Поэтому я думаю, вступительная кампания в электронном режиме тоже успешно проведется: оцифровали документы – и все, никаких вопросов.

Татьяна Миколенко, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-