Дмитрий Черныш, директор Департамента развития электронной системы здравоохранения НСЗУ
Не было ни одного месяца, чтобы мы увидели, что врачи массово начинают увольняться
06.04.2021 11:59

Введение электронной системы здравоохранения eHealth было одним из важнейших условий для трансформаций медицинской системы Украины. Она не только обеспечивает автоматизацию учета медицинских услуг, но и позволяет увидеть, как в цифрах выглядит здравоохранение. А еще, по словам Дмитрия Черныша, директора Департамента развития электронной системы здравоохранения НСЗУ, служит хорошим инструментом для менеджеров на местах, чтобы максимально качественно организовать оказание медицинской помощи. С ним Укринформ поговорил о самых новых данных про увольнения врачей, введение электронных больничных и кабинета пациента, а также о том, какими, скорее всего, будут документы о ковид-вакцинации.

- С приходом ковида было опасение, что многие врачи и медсестры уволятся из больниц, чувствуя себя незащищенными - физически и финансово. Некоторые, действительно, ушли. Но знаю информацию, что в целом медиков стало даже больше. Это на самом деле так? С чем это связано?

- Для того, чтобы работать с НСЗУ, заведению нужно зарегистрироваться в электронной системе и зарегистрировать всех своих медицинских работников. В рамках подготовки к ПМГ 2020 (программы медицинских гарантий) началась регистрация этих медицинских работников. К апрелю 2020-го мы уже видели, сколько медработников есть в системе и наблюдали за тем, сколько увольняется и сколько приходит новых. И ни разу информация о том, что медицинских работников становится меньше, не подтвердилась. Есть рост: по медсестрам на 6890, по врачам на 5149.

- То есть это разница между количеством уволившихся и новых работников, зарегистрированных с 1 апреля 2020 года?

- Да. Это фактически как кадровый учет. При приеме на работу работник регистрируется в системе, а его увольнение тоже фиксируется. Если посмотреть по врачам, то за этот год новых в системе появилось 12864, а уволилось - 7715. Разница - плюс больше 5 тысяч врачей.

- С чем связывается такой прирост?

Это может быть связано с различными факторами. Но, скорее всего, заведения начали корректно понимать требования НСЗУ, отвечать требованиям НСЗУ и заходить прямо на дополнительные пакеты оказания медуслуг, соответственно привлекая для этого новых медицинских работников.

- Но сориентируйте по ситуации в Харькове, потому что коллапс медицинской системы в связи с ковидом там частично связывают с увольнением 2 тысяч человек.

- По нашим данным, по Харькову действительно есть снижение числа медицинских работников, но не на 2 тысячи. По медицинским сестрам имеем даже рост на 146, врачей действительно стало меньше - на 90 человек. Мы эти данные постоянно мониторим и передаем их своим же региональным департаментам, чтобы они реагировали.

Но динамика в целом положительная, это однозначно. Не было ни одного месяца, чтобы мы увидели, что врачи массово начинают увольняться - ни во время первой волны ковида, ни во время второй. И сейчас тоже динамика хоть с небольшим, но плюсом. Вообще учет этих данных - прекрасный инструмент для организации медпомощи в каждом регионе. Наши региональные департаменты могут подсказать учреждениям, к примеру, что у них 30% персонала уже пенсионного возраста, и если через полгода-год эти люди уйдут на пенсию, то нужно будет искать новых сотрудников, а значит, об этом нужно думать уже сейчас.

- Прошлый год был нетипичным для всех звеньев медицинской системы из-за ковида. К каким специалистов, кроме семейных врачей (у них в этом году точно был аншлаг), чаще всего обращались пациенты?

- Если говорить о консультациях, то на первом месте направления к неврологу. Есть 1,1 миллиона таких полученных услуг, за которые НСЗУ уплатило деньги. На втором месте у нас консультации ЛОРа и офтальмолога – по 800 тысяч. На четвертом – консультации хирурга – 700 тысяч.

- Честно говоря, удивлена, поскольку у нас наибольшая смертность в связи с проблемами сердечно-сосудистой системы, а в упомянутом перечне среди частых консультации нет кардиологов. Наверное, потому, что теперь надзор за такими пациентами - ответственность семейных врачей.

- Возможно. Если посмотреть на статистику направлений к кардиологу - это 475 тысяч, то есть 8-е место. Нужно понимать, что это не просто заполненная форма, а данные по конкретному пациенту в его медицинской карточке, где проставлена медицинская цифровая подпись. Это юридически важные данные. Мы призываем врачей к этому очень ответственно относиться, потому что в системе виден каждый шаг. Поверьте, мониторинг работает так, что через несколько месяцев, даже через несколько лет, может быть обнаружена фальсификация или еще что-то...

- Это касается врача?

- Конкретного врача, в конкретный момент времени, с какого рабочего места это было сделано.

- Кстати, а ковид не заставил пациентов перезаключать декларации - то есть менять семейных врачей?

- Таких данных в системе не представлено, но если бы были какие-то аномалии, то мы бы это заметили. Это обычный процесс, нередко связанный с переездом людей.

- Еще в апреле прошлого года в планах НСЗУ было введение электронных больничных, но процесс отложился. Что это были за проблемы, и когда все же ждать реализации проекта?

- Задержка произошла из-за концептуальных вещей. Есть несколько центров, с которыми нужно согласовать: НСЗУ, как владелец электронной системы, где есть медицинская составляющая; Пенсионный фонд, где есть своя система; Фонд социального страхования; Минсоцполитики; Минздрав, как регулятор в сфере здравоохранения, и Минцифра, как регулятор электронных инструментов в стране.

Тот вариант проекта, который хотели запустить в прошлом году, учитывал интересы только одной части, которая касается финансов - Пенсионного фонда и Фонда социального страхования - и вообще не учитывал специфику медицинской сферы. Когда Минцифра подхватила проект, стало понятно, что без электронной системы, где содержится информация о состоянии здоровья пациента, никакой больничный не будет больничным. Поэтому в конце лета было принято решение, что электронный больничный будет реализован как интеграция этих всех систем между собой. Выглядеть это будет так: у нас в системе eHealth есть информация о состоянии здоровья пациента, которая указывает, что пациент действительно заболел и сейчас временно нетрудоспособен. Мы эту информацию будем передавать в Фонд социального страхования, где будут заниматься финансовыми вопросами.

- Это та информация, которая в электронной карте?

- Да, без возможности утечки этой информации, она будет передаваться автоматически в Фонд социального страхования. Пациенту не надо бегать с какими бланками. Врач отправляет информацию одним нажатием кнопки, и она появляется в системе Фонда социального страхования. К ней имеет доступ работодатель пациента, все взаиморасчеты производятся там. То есть мы разделили медицинскую и финансовую составляющую. Мы продолжаем реализовывать свой девиз: «бегают не люди, бегают данные». Это то, что мы начали с «е-Малятко», когда внесение информации о рождении ребенка в электронную базу позволяет сразу получить несколько услуг - зарегистрировать его место жительства, получить гражданство, назначить пособие при рождении и тому подобное.

- Что уже готово на данный момент?

- Мы уже получили от разработчика акт приема-передачи работ. Эта часть называется «Медицинское заключение о нетрудоспособности», то есть грубо говоря, это бывший бумажный листок нетрудоспособности с треугольными печатями, но теперь уже в цифровом формате. Формируется автоматически из истории болезни, которую врач вносил в медицинскую карточку пациента.

- Теперь дело за нормативными документами?

- Да, а еще нужно провести пробное тестирование перед запуском по всей стране.

- И какие примерные сроки запуска?

- Предварительно планируем до конца года. Важно, что не будет параллельного обращения - в один день исчезнут бумажные листки нетрудоспособности и появятся только электронные. Даже примерно нельзя представить, сколько может быть коррупционных рисков при обороте бумажных больничных. Никто не знает, действительно ли их столько в стране нужно? Кому они выписываются? В Интернете легко предлагают купить бумажный листок нетрудоспособности. Могут быть манипуляции больничными, когда кого-то не могут уволить, потому что человек уходит на больничный. Поэтому важна и антикоррупционная составляющая, и мы должны хорошо подготовиться.

- А когда будет запущен электронный кабинет пациента?

- Уже больше полугода, как он готов с технической точки зрения. Теперь все зависит от ресурсных мощностей, которые необходимы для его поддержки, то есть хостинга. Мы взвешенно теперь подходим, и думаю, что во втором квартале мы должны выйти с бета-версией кабинета пациента, когда его протестирует определенная часть людей. Посмотрим, что система нормально реагирует, и перейдем на другой уровень. Скорее всего, будет поэтапное включение.

- Расскажите, как происходит внесение данных о ковид-вакцинации? Будет ли электронная справка о прививках?

- Все строится вокруг электронной медицинской карточки. Процедура такая же, как при любом приеме пациента у врача. Причем нет ограничений по обязательности заключения декларации.

- А как тогда вносятся данные? Ведь если у кого-то нет декларации, значит нет электронной карты.

- Это ошибочное утверждение. На сегодня в электронную систему здравоохранения можно зайти как через декларацию, так и просто для регистрации. То есть можно просто зарегистрировать пациента. Когда сейчас говорят, что у кого не заключена декларация, значит человек не получит вакцинацию, то это не правда. Любой врач может зарегистрировать пациента без подачи декларации и внести этому пациенту запись о вакцинации, начав тем самым электронную медицинскую карту пациента.

- Представим, что меня только что вакцинировали. Какие мои данные будут вноситься: возраст, пол, вакцина?

- Во-первых, это информация о личности - фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта, индивидуальный налоговый номер, контактные номера телефона и экстренные. Во-вторых, медицинская информация. Врач укажет, какая вакцина использована, ее код, количество доз, область тела, куда была сделана и т.д. Эта информация отражается в нас в виде статистических данных.

- Она публикуется без задержек?

- Если бы мы проводили обновление такого количества информации в режиме реального времени, это потребовало бы колоссальных ресурсов. Для того, чтобы увидеть общую картину, достаточно обновления раз в день. А самое главное, что эта информация останется с пациентом - как по вакцине против ковида, так и по другим вакцинам. Скажем, пациент получил прививку в мобильной бригаде, пришел к семейному врачу, а семейный врач уже видит, что пациенту была введена первая доза Covishield.

- А какие планы пока на введение справок о вакцинации? Какими они будут? Тоже электронными?

- Наша система содержит всю необходимую информацию для документа о вакцинации. На сегодня каких-то унифицированных требований к этому документу нет. На днях Евросоюз вышел с требованием к своему документу о вакцинации. Раньше ВОЗ выходила со своими требованиями. Сейчас мы ждем, когда и Соединенные Штаты озвучат свои требования. Мы эту информацию из разных источников аккумулируем, находим точки соприкосновения и ориентируемся на тот момент, когда ведущие страны станут нормировать свои документы, чтобы наш документ максимально соответствовал их требованиям. Европейский Союз заявил, что нацелен на 15 июня, и мы также ориентируемся примерно на эту дату. Это можно очень быстро сделать, но главное, чтобы этот документ был полезен в том числе и для поездок за границу.

- Как он будет выглядеть, уже определено?

- Скорее всего информация будет зашифрована в QR-код, но, думаю, будет возможность и распечатать документ. Очень важно, как он будет защищен, какая база верификации данных, так как иностранный пограничник должен его с чем-то сравнить. То есть важно продумать способ интеграции баз. Наша внутренняя база уже наполняется, и здесь - есть призыв к пациентам. После вакцинации от COVID-19, убедитесь, что ваши данные внесли в электронную систему. То же касается и медицинских работников, которые вносят данные.

Юлия Горбань, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-