Евстратий Зоря, иерарх Православной церкви Украины
Отрицать Томос - это ставить под сомнение автокефалию 10 из 15 православных церквей
06.04.2021 19:43

Владыка Евстратий Зоря, несмотря на свою должность заместителя главы Управления внешних церковных связей, в прошлом – спикер ликвидированной УПЦ КП, остается голосом объединенной автокефальной церкви.

Этот голос объясняет, информирует, предупреждает, но нет никакого сомнения, что все сигналы, которые владыка посылает верующим, клиру, власти и обществу, формируются в глубокой связи с реальностью и знанием интересов и настроений паствы. За год пандемии вопросов к церковной иерархии накопилось. А тут еще и визит украинской делегации в Константинополь подогрел интерес, поэтому мы решили обсудить с владыкой и духовные, и международные дела.

ВИЗИТ В СТАМБУЛ ПОДЧЕРКНУЛ, ЧТО УКРАИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - ПОЛНОЦЕННАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ, КОТОРАЯ НА РАВНЫХ УСЛОВИЯХ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ЛИТУРГИЙНОЙ ЖИЗНИ ВСЕЛЕНСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ

- Владыка, вы недавно вернулись из Стамбула, где присутствовали на интронизации владыки Эммануила на Халкидонскую кафедру. Как вас принимали на Фанаре? Как относились другие владыки? О чем вы говорили с Его Всесвятостью?

- Митрополит Эммануил был избран на Халкидонскую митрополию во время предыдущего заседания Синода и, соответственно, перешел из Парижа на служение в Стамбул, так как территориально Халкидонская митрополия находится в азиатской части Стамбула. Это историческая кафедра с древних времен и одна из тех, которые сохранились в составе Константинопольского патриархата на территории Турции в течение 20-го века. Мы знаем о тех драматических исторических событиях, которые пережила эта Церковь в прошлом веке в связи с изменениями, произошедшими в самой Турции, и в отношениях между Турцией и Грецией.

Бесспорно, что уже более двух лет, с тех пор, как был предоставлен Томос, у нас хорошие налаженные отношения со Вселенским патриархатом, Первым Престолом в православном мире. И поэтому есть возможность и для официального взаимодействия, и просто для братского общения. И то, что официальная делегация, официальное представительство от Блаженнейшего митрополита Епифания и Православной церкви Украины было приглашено на интронизацию митрополита Эммануила на Халкидонскую кафедру, которая, по традиции, остается второй по чести кафедрой во Вселенском патриархате, а также на празднование Дня торжества православия, потому что это празднование, собственно, и было установлено в Константинополе после победы над ересью иконоборчества, – все это подчеркнуло духовную евхаристическую связь между церквями. Потому что участие в этом богослужении принимал также митрополит Гвинеи из Александрийского патриархата, представляющий Александрийского патриарха в Афинах, Владыка Георгий. И таким образом было еще раз подчеркнуто: Украинская Церковь - полноценная автокефальная православная церковь, которая на равных участвует в духовной, литургической, богослужебной жизни Вселенского Православия.

- Вы обсуждали визит Его Святейшества в Украину?

- Да. Во время встречи, которая у нас была со Вселенским патриархом, мы коснулись этой темы. Патриарх, как уже неоднократно говорил, с радостью ждет такую возможность, чтобы приехать в Украину. Бесспорно, расписание и планы этого визита будут понятны позже, и мы эту работу уже начали для того, чтобы спланировать мероприятия, которые будут во время этого визита. Очевидно, что есть рамка, – это празднование З0-летия восстановления Независимости Украины, и к этой дате мы привязываем и время визита, но все остальные детали мы будем прорабатывать, принимая во внимание и то, как будет развиваться ситуация с пандемией. Хотя надеемся, что уже к августу ситуация будет значительно лучше, чем сейчас.

МИТРОПОЛИТ ЭММАНУИЛ ОСТАЕТСЯ ТЕМ ЧЕЛОВЕКОМ, КТО ИМЕЕТ ДОВЕРИЕ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОТ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХА КОММУНИЦИРОВАТЬ С ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ УКРАИНЫ

- То, что владыка Эммануил сейчас получил другую кафедру, означает, что у нас будет другой коммуникатор со Вселенским патриархатом?

- Из моего общения со Вселенским патриархом и непосредственно с митрополитом Эммануилом я понял, что владыка остается тем человеком, тем иерархом, который имеет доверие и соответствующие полномочия от Вселенского патриарха коммуницировать, взаимодействовать с Православной церковью Украины. И вообще не только с Православной церковью Украины, – собственно, и избрание митрополита Эммануила на Халкидонскую кафедру, наиболее почетную среди других кафедр Вселенского патриархата, из патриархата сопровождалось признанием выдающихся заслуг этого иерарха в его различных сферах деятельности. Потому что он, кроме обязанностей митрополита Вселенского патриархата во Франции, также в течение многих лет был одним из ключевых церковных дипломатов Вселенского патриархата. По поручению патриарха и синода он выполнял различные миссии, представлял патриарха, возглавляя делегации или принимая участие в делегациях, взаимодействуя как с другими поместными православными церквами, так и в многочисленных христианских экуменических контактах, а также в диалоге с другими религиями – с мусульманами, иудеями.

Убежден, что его дипломатическая деятельность будет только усилена, и его избрание на Халкидонскую митрополию подтверждает то доверие, которое выказывает ему Вселенский патриарх. Поэтому нет никаких оснований говорить о каких-то изменениях в контактах между Православной Церковью Украины и Вселенским патриархатом.

Как раз сегодня (25 марта), когда мы общаемся, по новому календарю это праздник Благовещения и в этот день также происходит рукоположение во Вселенском патриархате. Поскольку было официально сообщено, что будет хиротония диакона Григория, который был заместителем секретаря Священного синода, а на последнем заседании был избран главным, или генеральным секретарем, на греческом языке архиграматевсом Священного синода Вселенского патриархата. И сегодня как раз его священническая хиротония, которую совершает Вселенский патриарх. А мы знаем, что отец Григорий был не только активно приобщен к подготовке и проведению Объединительного собора в декабре 2018 года, но и в дальнейшем он неоднократно находился в составе официальных делегаций в Украине. И также является одним из тех, кто знаком с украинским церковным вопросом и уже на новой должности генерального секретаря Священного синода, а это одна из важных должностей, одна из ключевых должностей в структуре патриаршего двора, – убежден, что в его лице мы будем иметь человека, служителя церкви, который хорошо знаком с украинским вопросом, с украинской проблематикой и таким образом будет учитывать этот опыт в своей работе. И это бесспорный плюс.

ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХАТ НА ПРОТЯЖЕНИИ БОЛЕЕ ДВУХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ДАВАЛ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ РПЦ ДЕЙСТВОВАТЬ В РЕШЕНИИ УКРАИНСКОГО ЦЕРКОВНОГО ВОПРОСА

- Владыка, если это обобщать на гражданском языке. Я поняла, что опыт греческого клира в решении вопроса украинской автокефалии делает их едва ли не «спецназом» во Вселенской патриархии. Это возлагает на нашу церковь особую ответственность. Но не вызывает ли опасений у Его Всесвятости активность Москвы относительно попыток созвать очередное совещание, снова "поговорить" об украинском вопросе. Или это просто пропагандистский шум Москвы, или не будет этих всех событий?

РПЦ в отношении Украины занимает одну позицию: только так, как было 300 лет, только подчинение Украинской церкви Русской

- Позиция Вселенского патриарха и Матери-церкви неизменна. Она была неоднократно произнесена, озвучена и в заявлениях самого Патриарха, и действующих иерархов, которые на это уполномочены. Томос Православной церкви Украины - это свершившийся факт. И он не может подлежать какому-либо повторному обсуждению, дискутированию и т.д. Вселенский Патриархат на протяжении более двух десятилетий давал все возможности Русской Православной Церкви действовать в решении украинского церковного вопроса. Знаем, что 20 лет назад в Цюрихе проходили переговоры, в которых участвовал с одной стороны Вселенский патриархат, с другой – Русская Церковь, как раз лично тогдашний председатель Отдела церковных связей митрополит Кирилл возглавлял делегацию, и там были представлены украинские церкви: Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь. У Русской церкви была возможность неоднократно в рамках этого процесса выразить свою позицию, поделиться своим конструктивным видением относительно того, каким образом украинский церковный вопрос может быть решен.

Но все хорошо знают, какую позицию занимала и занимает Русская православная церковь: только так, как было более 300 лет, только подчинение Украинской церкви Русской церкви. И, собственно, такую жирную точку патриарх Кирилл поставил во время своего 70-летнего юбилея в Москве, несколько лет назад, когда на торжественном собрании он сказал: никогда Русская православная церковь не согласится на автокефалию Украинской православной церкви. Потому что для нее Киев – это «то же, что Мцхета для грузин или Печ для сербов». То есть он фактически подтвердил то, о чем мы говорили на протяжении многих лет: что никакие внутренние основания, то есть согласие или несогласие епископата, клира или мирян, готовность-неготовность украинской церкви к автокефалии, как и канонические вопросы и все остальное, на что Москва годами, десятилетиями ссылалась, отказывая в праве на автокефалию, – на самом деле, все это не важно. Потому что важно только мнение самой Москвы, которое озвучил патриарх Кирилл: "Мы не можем согласиться с автокефалией Украинской церкви потому, что такова наша позиция. Мы считаем, что это наша часть, это наш центр, это наша святыня, Киев – Мать городов русских, и это часть русской церковной и государственной истории». Все.

После того, как окончательно они показали, что никакой конструктивной позиции в украинском церковном вопросе от них ожидать нет оснований, Вселенский патриархат в 2018-м году, мы хорошо знаем, начал процесс провозглашения автокефалии и предоставления Томоса, а упомянутый вами митрополит Эммануил, в составе или во главе делегации, посетил все православные церкви, в том числе и Русскую православную церковь. Все были проинформированы о том, что этот процесс происходит. И если бы у Москвы были какие-то конструктивные предложения, то она могла бы их высказать.

АПЕЛЛИРОВАТЬ К ВСЕПРАВОСЛАВНОМУ ОБСУЖДЕНИЮ УКРАИНСКОГО ВОПРОСА - ЭТО ЛИЦЕМЕРИЕ

- У Москвы были все возможности обсуждать как украинский церковный вопрос в частности, так и вопрос способа и порядка провозглашения и предоставления автокефалии в целом, на протяжении очень длительного времени.

- И Москва сама отказалась от того, чтобы рассматривался вопрос об автокефалии на Всеправославном соборе, она настаивала на том, чтобы этот вопрос был исключен из повестки дня. Москва сорвала возможность во время Всеправославного собора рассмотреть этот вопрос, она пыталась сорвать сам Всеправославный собор. И теперь апеллировать к Всеправославному обсуждению, к Всеправославному выяснению этого вопроса – это лицемерие. Вселенский патриарх в ответном письме Архиепископу Албанскому отметил: если бы мы сейчас созвали собрание Всеправославное, то единственное, в чем мы бы нашли согласие, это то, что мы между собой не согласны. Предложила ли Москва хоть какую-то конструктивную мысль, конструктивный план, который бы учитывал, что Томос есть и он не был отменен? Нет, не предложила ничего. Что они хотят? Они же хотят дискутировать Томос. А что означает дискутировать Томос, ставить под сомнение Томос? Ведь это ставить под сомнение порядок обретения признанной автокефалии, порядок всеправославного провозглашения автокефалии всех тех поместных церквей, которые стали автокефальными после эпохи Вселенских Соборов. А таких церквей сегодня десять.

- Да, отрицать Томос – это отрицать Диптих, большую часть Диптиха.

- Отрицать Томос, отрицать право Вселенского патриарха предоставлять Томос об автокефалии, – это отрицать статус-кво и ставить под сомнение автокефалию 10 из 15 православных церквей. Только Константинопольский патриархат, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский и Церковь Кипра были утверждены как автокефальные церкви во время Вселенских Соборов. Все остальные, в том числе Русская церковь, получили этот статус и были включены в Диптихи благодаря актам Вселенского патриарха. Поэтому ставить под сомнение этот порядок - это ставить под сомнение порядок, который существует в целом православии.

Следующий момент. Согласно Томосу, Православная Церковь Украины имеет не только обязанности, но и права. И одно из неотъемлемых прав - присутствовать и участвовать во всех Всеправославных мероприятиях. И потому ни одно совещание, ни одно собрание не может быть признано всеправославным, если на него не приглашена и не имеет возможности принять в нем участие Православная Церковь Украины, как 15-я в Диптихе православная церковь. Не говоря уже о том, что собрание любое Всеправославное, которое собирается не Вселенским патриархом, является незаконным и является нарушением канонического порядка. И потому, если Москва инициирует какое-то собрание, а мы видели одно такое собрание уже, которое пытались провести и которое никаких полезных плодов не дало, – то это лишь попытка дальше игнорировать реальность и работать на разделение православия.

В ЭТИХ ТРУДНЫХ УСЛОВИЯХ ЛЮДИ НУЖДАЮТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ И МОЛИТВЕ, УЧАСТИИ В ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ

- Церковь и коронавирус. Понятно, что пандемия изменила церковь, появились онлайн-богослужения. Но, по-вашему, церковь готова к третьей волне, к тому, что происходит сейчас, когда ситуация ухудшается и будет ухудшаться, к сожалению?

Нам нужно учиться жить в условиях пандемии, с одной стороны – не впадая в панику, с другой – не пренебрегая рисками

- Бесспорно, что год назад ни общество, ни государство, ни медицинская сфера, ни тем более церковь – полностью не были готовы к такой масштабной пандемии с такими долговременными последствиями. И потому лишь постепенно, приобретая опыт, все стали более или менее понимать ситуацию, и понимать, что одними лишь ограничительными методами, изоляцией, проблемы решить невозможно. Пандемия длится дольше, чем любое общество способно было бы выдержать режим изоляции и с экономической точки зрения, и с точки зрения психологической.

Церковь смогла найти «золотую середину» между тем, чтобы выполнять свою миссию, и ограждением людей от рисков пандемии

Поэтому нам нужно учиться жить в условиях, когда продолжается пандемия, не прибегая к крайностям. С одной стороны – не впадая в панику и не останавливая собственную жизнь, с другой – не пренебрегая рисками.

Как я вижу из опыта в нашей церкви, мы смогли, насколько это вообще возможно в этих обстоятельствах, найти «золотую середину» между тем, что церковь продолжает выполнять свою миссию, которая становится особенно актуальной, и ограждением людей от рисков. В этих трудных условиях люди нуждаются в поддержке и молитве, участии в таинствах церкви. Нуждаются в слове, которое Церковь говорит, чтобы наставить, укрепить, направить или предостеречь. Я вижу, что и священнослужители, и верующие нашей церкви в целом сознательно относятся к нынешним опасностям. Я вижу, что практически все, кто приходит в храм, стоят на богослужении в масках, соблюдают необходимую дистанцию. Чествование святынь совершается через поклонение, а не через целование.

- Да. У нас уже не прикладываются к иконам и не целуют Чашу или крест.

- Да, это вынужденное, однако необходимое изменение, когда мы удостоверяем свое почитание святыни не целованием, а только поклоном. И также ответом на вызов был тот способ причастия, который стали использовать для мирян – традиционный, давний способ Причастия, который, собственно, используется церковью для священнослужителей во время Великого Поста. Мне кажется, что из всех возможных ответов это был лучший ответ на риски, которые несет пандемия, с учетом того, что мы не имеем никакого права ставить под сомнение святость и благодатность самого таинства Евхаристии. Во время пандемии и врачи, и медицинская сфера, специалисты, накопили опыт, который позволяет им давать более качественные, лучшие рекомендации, более актуальные относительно того, каким образом мы должны вести себя с теми, кто болен, кто нуждается в духовной поддержке, находясь, в частности, в больницах.

- Причащают ли наши священники инфицированных?

- Безусловно, но, опять же, с полным соблюдением имеющихся предписаний, потому что они и сами не должны подвергнуться опасности, и тем более – не стать источником опасности для других. Мы можем и должны использовать такие формы предоставления таинств, которые будут и основываться на давней традиции, и максимально учитывать возможные риски заболевания, однако не будут ставить под сомнение сущность таинств. Потому что мы знаем наставление Спасителя: "Суббота для человека, а не человек для субботы".

- А как насчет исповеди «онлайн»?

- С моей точки зрения, которая обусловлена ​​как догматическим учением, так и практикой, исповедь как таинство не должна осуществляться онлайн. Это таинство, предусматривающее личное общение духовника и кающегося грешника, и это общение должно быть совершенно конфиденциальным, без возможности вмешательства кого-либо постороннего. Ни одно средство дистанционной коммуникации не дает гарантии, что в это общение никто не вмешается. Поэтому я считаю возможным проводить онлайн духовное общение, беседы, в том числе о грехах и покаянии, но само таинство должно происходить только лично.

Следует также отметить, что покаяние происходит не только во время таинства – в ежедневных вечерних молитвах, например, мы исповедуем грехи. Поэтому человек, испытывающий потребность в покаянии, может и должен открыть свое сердце перед Богом во всяком месте, где он сейчас находится, и найти возможность принять личное участие в таинстве при первой же для этого возможности.

КОГДА ЧЕЛОВЕК ВАКЦИНИРУЕТСЯ, ОН НЕ НАРУШАЕТ ПРЕДПИСАНИЙ И НАСТАВЛЕНИЙ СВОЕГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

- Владыка, возможно, стоит сделать пропаганду масок и дезинфекции какой-то частью пастырской беседы, даже публичной проповеди?

- Это сложный вопрос для обсуждения. Начнем с того, что мы все хорошо знаем по опыту целого года все плюсы и все недостатки самой маски, как защитного механизма. И поэтому должен быть взвешенный подход, потому что маска не должна восприниматься людьми ни как признак паники или какого-то зла, потому что есть, в т. ч. и среди верующих, те, кто категорически настроены против масок, и считают, что это вообще какая-то бессмыслица в духовном отношении, пренебрежение к святыням и т.д. Есть такие, и это не один и не два человека. С другой стороны, есть и те, которые, кажется, на сами маски, на саму дезинфекцию возлагают всю свою надежду. И здесь в определенной степени крайности сходятся. Поэтому, собственно, церковь не должна подменять собой какие-то другие общественные институты, в частности, институты, которые отвечают за здравоохранение. Каждый должен действовать в своей сфере. Ведь, согласитесь, было бы странно, если бы Министерство здравоохранения стало призывать проводить молебны или другие церковные мероприятия. В духовной, церковной сфере Церковь дает советы и наставления, а в медицинской – медики. Каждый несет ответственность за свое дело, но мы все вместе заботимся о благе общества.

Вакцинация, как процедура, не является нарушением религиозных норм и правил

Именно так и наша церковь, и другие церкви и религиозные организации об этом говорили в связи с кампанией вакцинации. Церковь не вправе давать сертификацию вакцинам или заниматься пропагандой вакцинации, предоставлять предписание, что вы должны, обязаны вакцинироваться. Но дело церкви – засвидетельствовать нравственную оценку, что вакцинация не является никоим образом нарушением каких-то религиозных норм, правил. Что в соответствии с традициями всех тех церквей и религиозных организаций, которые входят во Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций, когда человек вакцинируется, он не нарушает предписаний и наставлений своего вероисповедания, – потому что это тоже очень важно. Ведь есть такое целое направление пропаганды, которое как раз подрывает доверие к вакцинации с точки зрения того, что это якобы нарушение каких-то религиозных норм и правил.

- В России у фундаменталистов есть несколько теорий заговоров, что, мол, через вакцину вживляется чип, вживляется ДНК беса, вакцина сделана на абортивном материале...

Церковь с самого начала сказала, что необходимо придерживаться рекомендаций, которые предоставляют органы здравоохранения

- Вакцинация, как процедура, не является нарушением религиозных норм и правил. Но мы ведь понимаем, что не может церковь, у нее просто нет таких инструментов, компетенции и, соответственно, полномочий - давать оценку качества процедуры вакцинации, конкретной вакцины или конкретного случая. Это компетенция органов здравоохранения, государства и т.д., и поэтому, различая эти компетенции, мы и можем действовать совместно, эффективно, и помогать друг другу в решении проблем. Это же можно, возвращаясь к началу вопроса, сказать и о масках. Церковь с самого начала сказала, что необходимо придерживаться тех рекомендаций, которые органы здравоохранения предоставляют для сохранения нашего здоровья. Если они рекомендуют использовать маски, то мы должны их использовать. Но это не значит, что маска или дезинфекция является панацеей, и они сами по себе могут спасти нас от пандемии, и исключительно на них или на вакцинацию нужно возлагать свою надежду.

Очевидно, что это не так, потому что и маски носили, и вакцинация началась, а проблема остается сложной, хотя, опять же, – мы не можем сказать, насколько она была бы хуже и сложнее, если бы и такие меры безопасности не были приняты. Мы видели год назад, когда некоторые церкви откровенно игнорировали эту опасность, когда уже призывало и государство, и другие конфессии соблюдать соответствующие правила – а они их игнорировали.

ЖЕЛАЮ АНДРЕЮ КУРАЕВУ НАЙТИ ЛУЧШИЙ ПУТЬ ДЛЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ПОКАЗАТЬ ЭТОТ ПУТЬ ДРУГИМ

- Владыка, у меня вопрос такого духовного плана. Когда я наблюдаю за происходящим в Русской православной церкви, как они прессуют и арестовывают собственных фундаменталистов, потому что те выступили против патриарха Кирилла в Среднеуральском монастыре, когда арестовывают монахинь, когда говорят, что там были преступники, хотя, возможно, эти преступники давно покаялись, да, но они обнаружили их только, когда игумен монастыря начал протестовать, когда я вижу то, что на севере вымирают целые народности, а православной церкви там нет, там самоубийство на потоке, меня постоянно преследует мысль: "О, Господи, как хорошо, что это все не с нами!" Не является ли это фарисейством – такое отношение, что мы стряхнули пыль с собственной обуви в отношении этой РПЦ, связей с РПЦ. Но что-то в этом не то с духовной точки зрения в наших чувствах?

- Конечно, с духовной точки зрения у нас не должно быть таких чувств, когда мы видим беды наших братьев по вере. Мы не должны забывать слов Божественного Откровения, Священного Писания о едином теле Церкви Христовой. Да, организационно, с юрисдикционной точки зрения, как структуры поместных церквей, мы отдельные. Если церковь называется кораблем, то структура поместных церквей - переборки в корабле. В нормальном состоянии переборки в корабле не препятствуют ни движению, ни функционированию самого корабля, но когда корабль повреждается, когда есть риск затопления, тогда переборки перекрывают, чтобы проблема, возникшая в одной части корабля, не погубила весь корабль. И вот поэтому - да, есть границы между автокефальными церквями, в частности между Русской и Украинской, они позволяют нам избегать определенных проблем и тех соблазнов, которые, к сожалению, стали очень актуальными для Русской Православной церкви. Но вместе с тем мы не должны забывать, что мы как Церковь являемся единой Церковью Христа, о которой сказано, что глава ее Господь Иисус Христос. Не стоит обольщаться, что упадок православной церкви в России очевиден, несмотря на все фанфары относительно ее возрождения, что в реальности она уже потеряла влияние на общество, свой авторитет в обществе как структура. Многие из тех, кто является православными верующими и среди мирян, и среди духовенства, они остаются такими не благодаря тому, что административная структура Московской патриархии создает им для этого хорошие условия, а вопреки этому. Яркий пример, который сейчас перед глазами всех, – это протодиакон Андрей Кураев, который был символом русского религиозного возрождения 1990-х – начала 2000-х годов, и к чему вся эта история пришла сегодня.

- Давайте об отце Андрее Кураеве поговорим.

- Завершая мысль. Когда мы смотрим на все эти проблемы, о которых говорите, и о других проблемах, то как христиане мы должны не радоваться, что мы отделены от них в силу того, что мы другая поместная автокефальная церковь. А мы должны сочувствовать им, и когда есть возможность – даже просить у Бога в молитве, чтобы Господь их избавил от тех соблазнов, от того ложного пути, который для них избрали, к сожалению, те, кто является их проводниками.

Возвращаясь к вопросу об отце Андрее Кураеве. Он лично для меня, как, думаю, и для многих православных, которые росли в 1990-х годах - начале 2000-х годов, его книги, его лекции, особенно того времени, были важным источником познания православной веры, понимания православной веры, понимания истории, понимания догматов. Но со временем, когда он из богослова стал больше превращаться в публициста и политика, его талант богословский все больше уменьшался. О каждом человеке можно говорить, что он не черно-белый, а тем более о человеке таком публично известном, который всегда себя позиционировал и позиционирует как личность с определенным протестом против общего настроения. Он был таким и в 1980-х годах, когда, учась на факультете научного атеизма Московского государственного университета, стал верующим. Он был таким в 1990-х годах, в начале 2000-х, когда многие видели духовное возрождение больше во внешнем: что необходимо восстановить храм, необходимо назначить батюшку, чтобы он совершал богослужение – и на этом все, вот это уже духовное возрождение. А он много работал, чтобы наполнить внешние формы церковной жизни богатым внутренним содержанием и пониманием этого внутреннего содержания. Он и сейчас является таким определенным выразителем протеста. Но вместе с тем я прекрасно помню его очень тесное и своеобразное сотрудничество с путинскими байкерами, возглавляемыми так называемым «хирургом», и его выступления на слетах этих байкеров в Крыму. А мы знаем, чем это дело кончилось. Я хорошо помню, как он активно работал над приведением митрополита Кирилла к патриаршей власти, и его знаменитые слова «патриарх Кирилл – пора привыкать».

Я хорошо помню место из его описания посещения Михайловского монастыря. Как-то так сложилось, что я тогда совершал богослужение, когда отец Андрей зашел в храм, и вот когда я совершал кадение, он демонстративно стоял как столб и никак не реагировал – не крестился, не кланялся. То есть, никак не реагировал на богослужение. А потом в одной своей книжке написал о своем впечатлении, что якобы он какое-то бесовское присутствие почувствовал, что росписи Михайловского монастыря - это «святые с наркотическими глазами», и что он вынужден был едва ли не бежать, как с места «бесовского присутствия», из Михайловского собора. Я думаю, что со временем и сам отец Андрей переоценил некоторые свои высказывания и заявления. Но он плоть от плоти русской церкви и русского православия со всеми его достижениями и со всеми его проблемами. Единственное, что могу пожелать ему удачи, чтобы он, кто является примером для многих, сумел и сам найти лучший путь для Русской церкви, и показать этот путь другим.

МИТРОПОЛИТ ЕПИФАНИЙ ОБ АНАФЕМАХ ЛУКИ ЗНАЕТ И ОТРЕАГИРОВАЛ С ЮМОРОМ

- Наш известный фрик Московского патриархата, Лука из Запорожья, провозгласил торжественную анафему, он или его диакон, митрополиту Епифанию. Знает ли Его Блаженство об этом и как он отреагировал на то, что человек так празднует торжество Православия – проклятиями?

- Митрополит об этом знает и отреагировал с юмором, собственно, так же, как и я отреагировал с юмором. Мне вот, листая ленту Фейсбука, так выпало, что я рядом увидел видео с этой анафемой и изображение тех плакатов, которыми завесили улицы, с призывом митрополита Онуфрия, что «пост – это время для прощения». У меня вот все так оформилось в мысль, как можно кратко описать позицию Московского патриархата: «Пост – это время для прощения и проклятий».

Есть такой исторический анекдот, я думаю, что у него, бесспорно, есть какая-то основа, хотя, возможно, он не был таким в деталях, - о посещении царем Николаем І военного Никольского собора в Киеве на Печерске. Сейчас на этом месте частично – бывший Дворец пионеров, а частично построили современную высотку возле площади Славы. Так вот, там стоял этот собор, построенный гетманом Мазепой. И когда император посещал этот собор, то он спросил настоятеля: скажите, пожалуйста, правда ли, что этот собор был построен бывшим гетманом-изменником Мазепой. Священник ответил, что да, ваше величество, это правда. А он спросил: Скажите, а вы за него, как о строителе этого храма, молитесь? Молимся, ваше величество – был ответ. Но он ведь предан церковью анафеме. Так вы его и анафематствуете? Священник ответил: да. Император удивился: так вы что – и молитесь, и анафематствуете? Да, Ваше Величество - и молимся, и анафематствуем.

Вот такой одновременный призыв и к прощению, и к проклятиям - это такая, не хотел бы употреблять непосредственно медицинский термин, которым…

- Местная шизофрения?

- Не хотел бы употреблять медицинский термин, но использую другой – раздвоенность, когда одновременно готовы и проявлять какие-то христианские чувства, и проклинать совсем с таким комсомольским задором. Хотя нужно понять, что это не феномен, характереный для таких лишь деятелей, как Лука Коваленко.

В Евангелии есть пример того, как Господь со своими учениками проходили через самарянскую деревню, направляясь в Иерусалим, и самаряне не хотели им никак помочь из-за того, что видели - иудеи идут на праздник в Иерусалим. Мы знаем о том религиозном конфликте или споре, который был между иудеями и самарянами, и о чем очень хорошо известно из истории разговора Спасителя с женщиной-самарянкой. И тогда ученики сказали Спасителю: Господь, хочешь, чтобы мы, как Илия, возвели на них огонь с неба. На что Спаситель им ответил: не знаете, какого вы духа. Так вот, мне кажется, то, что сделал Лука Коваленко в воскресенье Торжества православия, – это как раз от того духа, который царил у учеников, которые хотели на самарянскую деревню возвести огонь, а Господь сказал, что вы сами не знаете, какой это дух. Но точно не Христовый, не Святой.

- Что мы можем противопоставить этим крестным ходам, которые они организовывают, тем публичным обращениям, где они подключают буквально стареньких женщин ходить по улицам Киева, чтобы не признавать Православную Церковь Украины?

- Нужно относиться, с одной стороны, с юмором, а с другой стороны – с ответственностью. То, что требует реакции, это необходимо делать. Потому что, бесспорно, мы видели, к чему могут приводить вот такие якобы религиозные мероприятия. Что произошло с Крымом, что произошло с частью Донбасса. И поэтому, с церковной точки зрения, мы должны обличать неправду. Но если за этим стоит нечто большее, если, – а я уверен, что есть те кукловоды, которые дергают за эти ниточки, сидя в Москве, – если это становится известным, то это уже вопрос к государству – каким образом реагировать, чтобы эти ниточки были обрезаны. Государство не может подвергать людей суду за их собственные убеждения. Но если они совершают действия, особенно в сотрудничестве с российскими спецслужбами, со страной-агрессором, направленные на подрыв нашего государства, нашего общества, подрыв мира в Украине, безусловно, это имеет совсем иную квалификацию и на это должны реагировать те, кто народом и законом наделены соответствующими правами. Мы видим, что в последние месяцы государство стало достаточно активно в этом направлении действовать. Мы видим это и на примере санкций, и на примере многих других действий. И я хотел бы лишь напомнить, что секретарь Совета национальной безопасности и обороны господин Данилов в одном из своих интервью довольно откровенно говорил о том, что среда Московского патриархата и структура Московского патриархата в Украине также используются для дестабилизации ситуации в нашем государстве. Надеюсь, что те, кто должен, делают свою работу, и все эти мероприятия промосковские, все эти призывы в духе «русского мира» не приведут к чему-то худшему.

Лана Самохвалова, Киев

Фото Павла Багмута, Елены Худяковой и Даниила Шамкина

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-