Новая школьная программа: почему у детей все меньше свободного времени

Новая школьная программа: почему у детей все меньше свободного времени

Укринформ
Обязательные часы добавили, и спасение - искусное балансирование предметами - на плечах школьных администраций

В конце марта Министерство образования и науки утвердило типовую образовательную программу НУШ для 5-9 классов. «На основе государственного стандарта базового среднего образования разработана и утверждена типовая образовательная программа для 5-9 классов и начата разработка модельных учебных программ. Мы получили комплексный и взвешенный документ, который максимально учитывает интересы детей и достигает главных целей НУШ», – сообщили на сайте министерства на позапрошлой неделе.

Казалось бы - обычный рабочий процесс, ничего интересного. Но на самом деле в образовательно-родительских кругах критика программы продолжалась едва ли не всю зиму и до сих пор удовлетворенности принятым решением не видно. Если коротко - существуют мнения, что вместо реального осовременивания программы, снятия лишней нагрузки на учеников школам фактически предлагают не оставлять детям и часа свободного времени в будние дни.

ПЫТКА УРОКАМИ: СКОЛЬКО ШКОЛЫ ВЫДЕРЖИТ УЧЕНИК?

В Минобразования дали уже немало разъяснений относительно новой программы для 5-9 классов учреждений общего среднего образования. Пишут, в частности, что учебное заведение должно разработать свою образовательную программу на основе типовой. И что в соответствии с этой типовой образовательной программой учебная нагрузка учащихся не увеличивается, а учебное заведение может самостоятельно принимать решение относительно предметов этического направления.

Оно вроде и хорошо, но ведь нагрузку увеличивать дальше некуда – часто у учеников 5-9 классов уже сегодня по 7-8 уроков в день. На площадке osvita.ua, посвященной проблемам образования в Украине и за рубежом, недавно стартовал онлайн-опрос: Должен ли учебный день ученика состоять из 7-8 уроков? 90% пользователей убеждены, что нет. "7-8 часов в школе + домашнее задание тоже столько же времени, а то и больше, потому что современное обучение направлено на самостоятельное изучение материала, то есть ученики работают больше 16 часов в день!", - комментирует опрос пользовательница Александра.

"Наши дети должны больше времени двигаться, а не сидеть все время. 8 уроков подряд с перерывами в 10 минут – это многовато даже для взрослого", – считает учительница под ником Результативность. "У нас в очном расписании по 7 уроков, а в пятницу – 8. Это с учетом того, что основы здоровья, музыку и хореографию у нас уже не преподают. Я в школу несла только тетради и электронную книгу, и то – домой возвращалась такая, будто целый день работала где-то на заводе. Потом кружки. Приезжала домой около 7 вечера выжатая, как лимон", – рассказывает ученица 8 класса Таня.

"Хотите правду? Дети просто перегорают в школе, можете провести социологический опрос среди детей средней и старшей школы. Более 90% учащихся не получают никакого удовольствия от учебы. В школу ходим только ради общения с друзьями", – признается другая школьница анонимно. А еще в комментариях – множество тезисов, как сделать учебный день короче и эффективнее, а знания в целом – полезнее.

Обсуждение темы тщательно изучал образовательный омбудсмен Сергей Горбачев. Еще в конце января он сообщил на своей странице в Фейсбуке, что «не только тщательно изучал этот документ и готовил предложения, но и внимательно следил за дискуссиями - как в публичном пространстве, так и в более узком экспертном кругу». В конце концов, омбудсмен направил письмо в министерство, в котором выразил глубокое убеждение, что документ неприемлем и нуждается в основательной переработке, поскольку содержит положения, которые существенно нарушают права соискателей образования. В частности – совершенно недопустимо резкое увеличение учебной нагрузки учащихся, которую авторы документа предлагают установить для детей и подростков 10-15 лет (с учетом домашних заданий). По мнению Горбачева, она будет гораздо больше по времени, чем установленная действующим законодательством 40-часовая рабочая неделя для взрослого человека. Защитник прав и интересов учащихся тогда предлагал даже не выносить на дальнейшее утверждение указанный проект типовой образовательной программы для 5-9 классов учреждений общего среднего образования, а учесть предложения участников общественного обсуждения.

ПОДВЕШЕННАЯ СИТУАЦИЯ: ШКОЛЫ ЖДУТ РАЗЪЯСНЕНИЙ ОТ МИНОБРАЗОВАНИЯ

Еще такого не было, чтобы предложения общественности и педагогов настолько игнорировали, жалуется Укринформу директор одной из школ Киева. Просит не ссылаться на ее имя, поскольку, говорит, сложно дать профессиональный комментарий относительно образовательной программы, когда процесс ее введения немного замер и непонятных моментов много. Мол, сама просила конструктивные комментарии, какие-то методические рекомендации от Минобразования, чтобы понимать, как теперь составлять учебную программу на следующий год. Поднимала эти вопросы на различных площадках и четкого ответа не получила, будто ситуация после подписания приказа об утверждении программы зависла. "Приказ издан. Если школа идет по этому приказу – то перегружены ученики. Если нет - то не нарушим ли мы распоряжение Кабмина "Об утверждении госстандартов"? Мы не знаем", - объясняет она. Условно говоря, если урок этики давать только раз в две недели – не нарушит ли это государственный стандарт? Непонятно. Пока, признается, ее учебное заведение решило воспользоваться правами автономии и откорректировать свою образовательную программу на следующий учебный год, исходя «из норм, приемлемых для ребенка, а не как написано Минобразования».

Раньше, объясняет директор столичной школы, у администрации всегда была вариативная составляющая и она могла регулировать количество часов: что-то вынести на факультатив, что-то – дополнительными часами для детей, которые усиленно готовились, скажем, к олимпиадам. "Теперь госстандарт сделал большинство этих часов обязательными, и пространства для корректировки меньше. Не может ребенок плодотворно учиться больше 6 уроков в день (учитывая физкультуру). Но могу ли теперь переставить часы, чтобы уменьшить нагрузку на детей, если в приказе нет главного – содержания предметов, модельных образовательных программ по новым госстандартам?"- объясняет неясность положения руководитель школы. Модельные программы (определяют ориентировочную последовательность достижения ожидаемых результатов обучения учащихся, содержание учебного предмета) якобы тоже еще обещали опубликовать, но пока их нет и непонятно, может ли школа организовать уроки так, чтобы они стали более интенсивными, эффективными и уменьшились в количестве.

Юрій Кононенко
Юрий Кононенко

Педагоги и администрация некоторых школ действительно не очень пока разобрались, в чем основное отличие новой образовательной программы от предыдущей, говорит начальник главного управления общего среднего и дошкольного образования министерства Юрий Кононенко. Раньше было очень много вариантов учебных планов – в некоторые годы до 22, и каждая школа выбирала свой, учитывая специализацию (углубленное изучение иностранных языков, математики и т.д.). «Теперь для каждой образовательной отрасли (это такая условная единица, объединяет предметы или интегрированные курсы: например, языково-литературная отрасль – это украинский язык, литература, иностранные языки, литературы и языки национальных меньшинств) и предметов, которые в нее входят, установлено минимальное, рекомендуемое и максимальное количество учебных часов, – говорит он. - Мы в образовательной программе указываем только рекомендуемое количество часов. Школы могут использовать минимальное количество в одной отрасли и максимальное – в другой, если считают это необходимым». Поскольку программа, утвержденная Минобразования, по словам Кононенко, соответствует государственному стандарту базового среднего образования (он утвержден Кабинетом министров Украины в сентябре 2021 года), то такие действия нарушением, разумеется, не будут.

Стандарт, о котором идет речь, устанавливает базовые знания и компетентности, которыми дети должны обладать, оканчивая 9 класс, они обязательны для выполнения, объясняет чиновник. Но с 2017 года само учебное заведение утверждает свою образовательную программу (на основе типовой, которая показывает пути к выполнению стандарта). «Теоретически школа может использовать минимальное количество часов, если считает, что цель, определенная стандартом, будет достигнута, – объясняет Кононенко. - То есть все зависит от наполнения, содержания каждого часа, педагогического мастерства». Следовательно, можно перераспределять часы за счет баланса между минимальными и максимальными часами. А кроме того, еще и остаются дополнительные часы для углубленного изучения предметов, курсов по выбору (то, что называют факультативами) и проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий, сказал Юрий Кононенко. «Хотя действительно, их стало меньше в связи с другим подходом к минимальным, рекомендуемым и максимальным часам по предметам: это по 2 дополнительных часа в 5-6 классах, по часу в 7-8 и 0,5 – в 9-х», – признает он.

Школам остается научиться балансировать между этими часами. Скажем, есть такая образовательная отрасль - социальная и здоровьесберегающая. Хотят - могут изучать только один интегрированный курс ("Здоровье, безопасность и благосостояние") или также "Этику", "Культуру добрососедства" или другие курсы нравственного направления. А нагрузку в Минобразования большой не считают – мол, есть нормы предельно допустимой нагрузки на детей, описанные в Санитарном регламенте, и программа их не нарушает. «5 класс – 28 часов в неделю, 8-9 – 33, плюс 3 часа физкультуры в каждом классе. В части предельно допустимой нагрузки в новом регламенте, который действует с 1 января, ничего не изменилось, – отмечает Кононенко. - А разрабатывали эти нормы гигиенисты и физиологи Института общественного здоровья им. А. М. Марзеева НАМН, сам Санитарный регламент утвержден Министерством здравоохранения». По словам Кононенко, нормы предельно допустимой нагрузки не меняются уже больше 20 лет. Хочешь уменьшить нагрузку на учеников - умей маневрировать.

ВЫХОД - В РЕАЛЬНОМ ПРОФИЛИРОВАНИИ

Чтобы образование было более качественным и чтобы детям было легче осваивать школьный курс, идти можно несколькими путями, используя возможности на разных уровнях, считает Сергей Горбачев.

Первое, что можно сделать – структурировать учебный материал, уменьшив объем второстепенного. Создать более качественно проработанные интегрированные курсы, чтобы нагрузка уменьшилась за счет меньшего количества предметов. "В старшей школе - до 20 предметов каждую неделю, это же практически невозможно усвоить! – говорит образовательный омбудсмен. – Более глобальная, стратегическая задача – давать более структурированное, системное представление о мире и роли человека, личности в нем. Государственный стандарт общего среднего образования с 2020 года такие возможности предоставляет. Но, к сожалению, они не были использованы во время создания типовой образовательной программы, и потребуется много дискуссий, чтобы преодолеть сопротивление “предметного шовинизма”". Это когда учитель (и, что немаловажно, хороший учитель) искренне считает, что только его предмет – самый главный, а другие – так себе, какое-то недоразумение, не стоящее внимания.

Сергій Горбачов
Сергей Горбачев

Шаги, которые можно делать уже сейчас для улучшения ситуации, также можно разложить по полочкам по уровням сложности и уровням принятия решений.

«Прежде всего, необходимо наконец отказаться от абсолютно бессмысленной и вредной практики, когда уроки физкультуры не учитываются в общей нагрузке школьников, – убежден Горбачев. – На бумаге, например, 33 часа недельной нагрузки, но еще есть 3 часа физкультуры, во время которых дети тоже находятся в школе. Вот и получается – до 8 уроков ежедневно, что сильно переутомляет детей».

Но, если решение о часах физкультуры не зависит от школы, то можно кое-что сделать здесь и сейчас: просто изменить расписание. Например, ставить уроки парами, чтобы уменьшить объем подготовки домашних заданий. "Будет не 5-6 разных предметов ежедневно, а 3-4, и на подготовку дома уже меньше, – объясняет Сергей Горбачев. – Еще один шаг – контролировать объем домашних заданий, потому что они порой такие, что ребенок, учитывая время в школе, работает по 10-12 часов в день, гораздо больше взрослого человека! И это - задача администрации учебного заведения: следить, чтобы объем времени на выполнение заданий был не больше предусмотренного государственным санитарным регламентом».

Так, согласно этому документу, объем домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на их выполнение не превышали во 2-м классе 45 мин, в 5-6 классах – 2,5 часа; в 7-9 классах – 3 часа; в 10-12 классах – 4 часа. Регламент - вообще очень хороший документ. Устанавливает много такого, чего в реальной жизни не всегда встретишь (многие родители это подтвердили бы). Так, продолжительность уроков в первых классах не должна превышать 35 минут, во вторых-четвертых - 40 мин. Расписание уроков должно учитывать оптимальное соотношение учебной нагрузки в течение недели, а также правильное чередование в течение дня и недели предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками музыки, изобразительного искусства, трудового обучения и основ здоровья и физической культуры. При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику умственной работоспособности учащихся в течение дня и недели. Например, для учеников первого класса в течение учебного года необходимо делать дополнительный разгрузочный день – четверг, в расписание которого не вводятся предметы, требующие значительного умственного напряжения (математика, языки). Но есть нюанс – изменение продолжительности уроков (и, очевидно, корректировка других правил) допускается по согласованию с соответствующим органом управления образованием и учреждением государственной санитарно-эпидемиологической службы. Вот и получается, что первоклашки отсиживают по 5 уроков по 45 минут, а «середнячки» еще и в пятницу напрягают головы физикой с геометрией.

А вообще, ситуацию с "лишними" предметами кардинально перестроит профилирование школы, уверен Сергей Горбачев. Только реальное, а не формальное.

"Профильная школа с 15-ю предметами – это нонсенс, профанация идеи, – говорит он. – Мы изучали опыт других стран: в старшей профильной школе должно быть 5-6 предметов и не больше". Три обязательных предмета (обычно – родной и иностранный языки, математика, история мировая и отечественная), и еще 2-3 можно взять на выбор. "И это правильно: нужно, чтобы у молодого человека в старшей школе была возможность углубленно изучать тот объем знаний, приобретать те компетенции, с которыми может быть связано будущее профессиональное направление молодого человека", – уверен образовательный омбудсмен.

Татьяна Негода. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-