«А водка – это водка», или Что и как пили в СССР

«А водка – это водка», или Что и как пили в СССР

Укринформ
Сначала «совдепия» алкоголь запрещала, потом - зарабатывала на нем, потом - снова запрещала... Пока не умерла в неравной борьбе с пристрастиями народа…

В честь Первомая, некогда одного из самых любимых советских праздников, который в этом году совпадает с светлой Пасхой - при советской власти, к слову, «почти» запрещенной - рассказываем о колбасе и водке, а также о многом другом, не менее интересном, даже парадоксальном, что было в Советском Союзе. Что ели (смотрите тут) и пили граждане «Союза нерушимого» при всех вождях, и что при этом говорили. Второй рассказ посвящен водке и другим алкогольным напиткам.

Водка, которую потеснили ни радио, ни кино

В ленинской концепции построения социализма первоначально не было места спиртному. Не рассматривался оно и как источник «легких денег». Но вскоре стало ясно, что это очередная утопия, и государственная монополия на производство и продажу алкоголя - самый быстрый способ пополнения казны. Сначала большевики начали продавать так называемую «рыковку», которая получила свое странное название благодаря тогдашнему председателю СНК (Совета народных комиссаров) Алексею Рыкову (1881-1938), но «монополькой» она еще не была. Ее крепость не превышала 30 градусов, что у многих вызывало насмешки, в частности, и у профессора Преображенского из «Собачьего сердца».

...а горілка має бути в сорок градусів, а не у тридцять
"...а водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать"

Однако уже 28 августа 1925 года было опубликовано постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР «О введении в действие положения о производстве спирта и спиртных напитков и торговле ими», а с 1 октября 1925 года государство начало выпускать и продавать спиртные напитки крепостью 38 градусов и торговать ими. Сразу же появился анекдот: «Встретились на том свете Николай II с Лениным. «А что, Ильич, водку продаете?» - «Продаем». - «А сколько градусов?» - «Тридцать восемь». - «И стоило же из-за двух градусов такой шум устраивать!». Свободная продажа спиртного вызвала небывалый ажиотаж и радость, особенно у маргинализированных слоев населения. Люди обнимались и целовались, поздравляя друг друга с появлением в свободной продаже водки. Позже государство наладило изготовление 40-градусной водки.

В декабре 1927 года на ХV съезде ВКП(б) Сталин демагогически заявил о намерении постепенно свернуть выпуск водки, «…вводя в дело вместо водки такие источники дохода, как радио и кино». Однако с каждым годом государство лишь наращивала объемы производства алкоголя.

«Нам водка строить и жить, и стучать помогает ...»

При Сталине водка «лилась рекой». Если на хлеб и на другие продукты с конца 20-х до первой половины 30-х годов действовала карточная система, то водку всегда продавали без талонов. Советский нарком Анастас Микоян в 1936 году, слегка перефразировав Сталина, заявил, что если до революции пили от горя и нищеты, «пили именно, чтобы напиться и забыть про свою проклятую жизнь… Теперь веселее стало жить. От хорошей и сытой жизни пьяным не напьешься… Весело стало жить, значит, и выпить можно…» Алкоголизация советского общества при Сталине росла бешеными темпами. Производство и продажа алкоголя с каждым годом росли, а цены снижались. Водка в 1947 году подешевела на 33%, в 1953-м - еще на 11%; крепкие и десертные вина в 1950 году - на 49%, а пиво - на 30%. По всей стране открывались «наливайки» - заведения, где алкоголь можно было купить на разлив. В так называемых «чайных» спивалось огромное множество людей: бывших фронтовиков, стахановцев ...

«Наливайки» – заклади, в яких алкоголь можна було купити на розлив
«Наливайки» – заведения, где алкоголь можно было купить на разлив

Писатель Эммануил Казакевич записал в дневнике в мая 1950 года: «День Победы... Я зашел в пивную. Два инвалида и слесарь-водопроводчик ... пили пиво и вспоминали войну. Один плакал, потом сказал: «Если будет война, я снова пойду»...». Напившись, люди говорили все, что думали о власти, поэтому доносчикам было чем заниматься.

«Советское шампанское» - символ-иллюзия богатой жизни

Производство и потребление водки росло, и для того, чтобы хоть как-то «облагородить» ситуацию, решили наладить производство шампанского. Вроде бы Сталин был недоволен, что стахановцы пьют только водку - мол, почему бы передовикам производства не поднять бокал шампанского - аристократического напитка? Летом 1936-го появилось постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О производстве советского шампанского, десертных и столовых вин «Массандра»». Уже в следующем, 1937 года, крымский завод «Новый Свет» выпускал 12 тысяч бутылок напитка в день. К 1941 году планировали увеличить выпуск в 60 раз.

К изготовлению «буржуазного напитка» подходили по-советски - вместо трехлетней, или хотя бы годичной выдержки, срок выдержки советского шампанского составлял... 25 дней. «Советское шампанское», между прочим, появилось вовремя, ведь именно тогда произошла «реабилитация» ранее запрещенной елки и празднования Нового года. Таким образом, игристое вино на десятилетия стало элементом праздничного стола советских людей, создавая иллюзию богатства. Шампанское уже не считали «буржуйским» напитком, а наоборот - «признаком материального достатка и богатства».

Стоит заметить, что среди советской элиты отечественные алкогольные напитки не были популярны, так же, как и другие товары и продукты советского производства. Элита предпочитала все зарубежное. Современник вспоминал, как один из высоких чинов НКВД, увидев на столе известного российского писателя Максима Горького советское вино, пристыдил того: «Что же вы, Алексей Максимович, разве можно это пить? Сказали бы нам, мы бы подкинула ящичек заморских изысканных напитков!.. ». Горький в ответ лишь крякнул и покраснел как рак.

Закручивание антиалкогольных гаек по-хрущевски

Хрущев, придя к власти и увидев цифры ликеро-водочного производства, ужаснулся. Началась лихорадочная антиалкогольная кампания. Позакрывались киоски, палатки, магазинчики, чайные. А люди, привыкшие к «наливайкам», стали искать места, где можно было бы выпить. Это отразилось и на фольклоре конца 50-х, начале 60-х годов: «Милиционер стыдит гражданина, справляющего малую нужду на забор: « Как вам не стыдно! Смотрите - вон рядом туалет». - «Не могу же я мочиться там, где мои товарищи выпивают и закусывают...» Если раньше за самогоноварение полагался лишь выговор, то с мая 1961 года могли уже посадить на три года в тюрьму. В 1962 году подорожали не только мясо, масло, молочные продукты, но и алкоголь. С тех пор цены на водку росли. В знаменитом советском фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» за главным героем Семеном Семеновичем Горбунковым в исполнении Юрия Никулина приезжает «липовое» такси, и на нем номера: «28-70 ОГО» - это прямой недовольный намек режиссера на высокие цены на водку (бутылка водки стоила 2 рубля 87 копеек). Зритель сразу «считывал» намек.

После смещения Хрущова появился стишок: «Товарищ, верь, придет она, / На водку старая цена, / И на закуску будет скидка, / Ушел на пенсию Никитка!»

Брежневские ЛТП, или «Зеленый змий» на нарах

При Хрущеве в стране проводилась активная антиалкогольная кампания, которая, после строгой сталинской эпохи носила несколько карнавальный характер. Активизировалась деятельность медвытрезвителей, появился отдельный раздел медицины - наркология. Врачи-наркологи занимались прежде всего реабилитацией алкоголиков. Тогда же появился и препарат для лечения лиц, злоупотребляющих спиртным - антабус, который существует до сих пор. Однако при Брежневе помощь государства людям, страдавших алкогольной зависимостью, приобрела принудительного и репрессивного характера. Первые ЛТП - лечебно-трудовые профилактории открылись в 1974 году. Это были наркологические учреждения закрытого типа, которые были под опекой МВД СССР. Тот, кто туда попадал, вынужден был заниматься тяжелой или монотонной работой, а за попытку побега несчастного алкоголика могли на год лишить свободы. Пребывание в подобных заведениях от пагубной страсти не лечило, но фактически калечило дальнейшую судьбу тех, кто «сидел» в ЛТП. В конце 80-х годов по всему СССР насчитывалось более трехсот ЛПТ. В них «лечилось» больше 300 тысяч человек.

Перші ЛТП – лікувально-трудові профілакторії відкрилися в 1974 році
Первые ЛТП - лечебно-трудовые профилактории открылись в 1974 году

К тому же, при Брежневе были повышены цены на крепкие алкогольные напитки. Подданные сразу же отреагировали: «Было пять, а стало восемь. / Все равно мы пить не бросим. / Передайте Ильичу – / Нам и десять по плечу». И тут же – прозрачный намек – «Ну а станет двадцять пять / Будем снова Зимний брать!»

«Андроповка» и горбачевские талоны на водку

При коротком пребывании в должности чекиста Андропова, цены на водку существенно снизились. Бутылка «андроповки» стоила 4 рубля 50 копеек, а до того - 5 рублей 20 копеек. Напиток назывался лаконично и без затей: «Водка». Но остряки «расшифровали» название: «Вот Он Добрый Какой Андропов».

Последняя антиалкогольная кампания в СССР прошла при трезвенниках Горбачеве и Лигачеве (они не употребляли и до сих пор не употребляют. - Ред.) и носила почти абсурдистские черты. В стране выкорчевывались виноградники, а водку можно было купить в ограниченном количестве только после 14:00. К тому же, возникло еще и Всесоюзное добровольное общество трезвости (ВДОБТ), куда загнали добровольно-принудительно почти 15 миллионов человек.

Народ злился, проклинал Горбачева, стоял в длинных очередях, калечился там и составлял анекдоты, взятые, по сути, из жизни: «Время Горбачева. Умирает дедушка. Родня спрашивает у него последнее желание. Тот, облизывая пересохшие губы, шепчет: «Водочки бы ...» - «Дают только по справке о смерти». - «У-у-у, счастливы!» - с завистью говорит старик и умирает ».

...горілка стала «другою валютою»
...водка стала «второй валютой»

В горбачевскую сутки водка стала «второй валютой», были введены талоны на алкоголь, в стране в гигантских размерах возросло самогоноварение, начались перебои с сахаром, кроме того, граждане начали пить лосьоны, одеколоны, денатурат и даже клей.

Один из современников вспоминал, как он покупал в галантерейном отделе универмага популярный тогда одеколон «Шипр», а мужчина, стоявший рядом, толкнув его в бок, доверительно сказал: «Бери лучше «Кармен», он самый вкусный».

Настоящей альтернативой водке в брежневско-горбачевскую эпоху для широкого круга были низкосортные плодово-ягодные вина по доступным ценам. Народ называл их «плодово-выгодными». В УССР еще выпускали странный напиток под названием «Верховина», который в народе быстро получил точный «эпиграф» - «прощай разум». Крепость плодово-ягодных вин доходила до 28 градусов, что делало «бормотуху» реальной конкуренткой водке. О популярности плодово-ягодных вин свидетельствуют цифры: их продажа в 1970-1980-х годах выросла на 250%, тогда как водки - на 25%, коньяка - на 27%. Можно сказать, что непритязательному советском потребителю было все равно, что пить - лишь бы с ног валило.

Легендарный «Солнцедар» (Утверждалось, что это виноградное вино, просто крепленое спиртом) ласково называли «краской для заборов», «клопомором» и даже «лучшим советским контрацептивом». В общем, если филологами еще не написаны диссертации обо всех этих «погонялах» для популярных и редких советских простонародных радостей - это непременно следует сделать. Потому что за ними - эпоха.

Эпилог

... А потом, устав от борьбы с собственным народом (не только на почве алкогольных запретов), Союз скончался. Мало кто тогда по нему плакал, наоборот - громко отметили это дело спиртом «Роял» неизвестного происхождения. А еще потом наступила эпоха алкогольного «ренессанса» - народ добился, чего хотел, - выпить и закусить можно везде, круглосуточно и без ограничений, только плати - десятки видов водки на полках супермаркетов, вина - французские, итальянские, чилийские... и наше, совсем неплохое, например, от бывшего министра энергетики - Ивана Плачкова... А еще - виски, ром, текила, коньяк на любой кошелек. В том числе, по всем параметрам, на кошелек в природе несуществующий - по 10, 20, 30 и более тысяч долларов за бутылку ...

Короче. Знайте меру! Она у каждого своя…

Светлана Шевцова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-