Богдан Рублев, математик, профессор КНУ им. Т. Шевченко
Из-за ориентации на ВНО дети даже не представляют, какой пласт знаний они недополучили
13.05.2021 18:41

У доктора физико-математических наук, профессора Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Богдана Рублева есть «профильное» хобби – он является организатором математических олимпиад в Украине. До пандемии коронавируса в них, по подсчетам министерства образования, участвовали около 400 тысяч школьников разного возраста. Из победителей этих соревнований формировалась ученическая сборная Украины для участия в ежегодной международной математической олимпиаде, в которой соревнуются школьники из более чем 110 стран мира.

Хоть пандемия коронавируса и сказалась на массовости детского математического движения в Украине, но благодаря энтузиастам оно не остановилось.

«Так вы сейчас идете параллельным курсом с Минобразования?» - спросила я у Богдана Рублева. «Скорее, перпендикулярным», – пошутил профессор.

В интервью Укринформу он рассказал о проблемах, с которыми сегодня столкнулись организаторы математических олимпиад, о том, как ВНО по математике повлияло на уровень знаний студентов и почему властям следует прислушиваться к советам не только политологов, но и математиков.

Я НЕ ДУМАЛ, ЧТО ОЛИМПИАДЫ ТАК МЕНЯ ЗАТЯНУТ

- Богдан, почему вы, преподаватель вуза, занялись школьниками?

- Школьником я сам был победителем Всесоюзной математической олимпиады. После поступления в университет я забросил свое увлечение олимпиадами – учился, преподавал и занимался наукой, а когда в науке чего-то достиг, мне снова захотелось вернуться ко всем этим детским делам.

Я не думал, что Олимпиады так меня затянут! То есть, сегодня это хобби – организация и проведение математических олимпиад – стало фактически моей второй профессией.

До того, как я пришел в математическое олимпиадное движение, в стране фактически проводились олимпиады четырех уровней – школьные, районные, областные и всеукраинские. Я по себе помню, что этого было мало, ведь ты целый год готовишься, читаешь книги, решаешь задачи, посещаешь математический кружок, а соревнований почти нет.

Поэтому мы сразу основали огромное количество соревнований – и турниры математических боев, и олимпиады для младших классов и тому подобное. Сначала проводили их в Киеве, а потом по всей Украине.

Школьная программа все больше упрощается, в математике остались примитивные задачки

- Зачем они нужны?

- А зачем ребенок приходит в математический класс или математический лицей? Конечно, чтобы и соревноваться, и осваивать математику на значительно более высоком уровне, чем это дается в школе.

Потому что школьная программа очень простая, и она все больше упрощается. Большое влияние на это, по моему мнению, негативное - имеет ВНО (вздыхает).

Я всегда вместо ВНО говорю ЗЛО (по аналогии с украинскоязычной аббревиатурой "ЗНО" - ред.), потому что в математике ликвидировали целую прослойку задач на доведение, на исследование – фактически там остались примитивные задачки.

У нас сейчас любят ставить в пример финское образование. Но на последней математической олимпиаде Украина заняла 11-е место в мире, а Финляндия – 80-е.

То есть у них образование развивает гармоничного человека, который ориентируется в литературе, истории, физике, биологии, математике, но знает все, скажем честно, понемножку.

Однако на работу, скажем, в ІТ-компанию, работодатель ищет специалиста с глубокими знаниями в конкретной сфере, и в этом смысле наше образование намного лучше.

Сейчас детей "натаскивают", чтобы они нормально сдали ВНО и честно поступили в вуз

Но из-за ориентации на ВНО дети, которые не соревнуются и не занимаются математикой дополнительно, очень часто даже не представляют, какой пласт знаний они недополучили!

Например, у меня сейчас на втором курсе учится паренек из райцентра, который сдал ВНО по математике на 200 баллов. Он вынужден многое изучать фактически с нуля, потому что подготовка к ВНО – это ориентация на стандартные задачи, а он ни одной нестандартной задачи в жизни не видел. И когда я говорю: «Здесь рекуррентное соотношение», олимпиадники понимают, о чем идет речь, а он, отличник, 200-бальник, говорит: «А я такого не видел!». Он быстренько это изучает, а ведь его могли научить этому в школе!

То есть, сейчас детей "натаскивают", чтобы они нормально сдали ВНО и честно поступили в вуз. Но потом им очень сложно учиться, потому что мы не меняем программы в соответствии с ВНО.

Например, я, преподавая математический анализ, всегда опирался на то, что студенты знают это и вот это, а сейчас оказывается, что они все больше и больше не знают.

То есть, к сожалению, уровень студентов сильно падает.

- Но 2020-2021 год объявлен Годом математического образования именно из-за низкого базового уровня математических знаний.

- Мы тоже к этому призывали экс-министра образования Анну Новосад после того, как она показала нам результаты международного исследования математической компетентности PISA-2018.

У нас было столько планов на этот Год математики! Новосад тщательно взялась за его подготовку, на проведение олимпиад в бюджете были заложены большие средства.

Но потом Новосад вместе с правительством Гончарука ушла в отставку, а ее преемники о Годе математического образования просто забыли.

- Это сказалось на олимпиадном математическом движении?

- В прошлом году у нас произошла неприятность: все олимпиады из-за пандемии отменили перед заключительным четвертым этапом - Всеукраинской олимпиадой.

Когда карантинные ограничения немножко ослабили, мы смогли в июле провести олимпиады по регионам, а затем в августе провели отбор команды на международную олимпиаду. Кроме нас, так же сделали организаторы олимпиады по информатике.

В прошлом году проводилось только две из около десятка международных олимпиад - по математике и информатике. Они проходили в онлайн-режиме. В них приняли участие десять украинских детей – шесть математиков и четыре информатика, все они завоевали серебряные награды.

После этого я вместе с родителями этих детей боролся за то, чтобы они как победители международных олимпиад получили президентские стипендии или другие поощрения, но безрезультатно!

Когда мы обратились в Минобразования, нам сказали: «Это ваша самодеятельность, это была не сборная Украины, а отдельные участники от Украины, мы их не командировали, стипендии платить не будем и поощрять ничем не будем!»

Потом мы писали обращение в Офис президента, образовательному омбудсмену, в Верховную Раду, но там их читали и отправляли в Минобразования…

Почему я сейчас об этом говорю? Потому что в этом году мы снова прошли этот путь, а по нашему примеру это сделали химики и физики.

То есть летом ученические сборные Украины планируют участвовать как минимум в четырех международных олимпиадах – по математике и информатике стопроцентно, а по физике и химии – очень вероятно.

При этом команды формируются такими же энтузиастами, как и мы. То есть дети проходят все этапы отбора со стремлением принять участие в международной олимпиаде. Но, очевидно, министерство образования снова нас не признает.

Поэтому мне просто очень интересно, для каких детей были учреждены знаки отличия от президента для победителей международных олимпиад?

ГЛАВНАЯ РЕФОРМА, В КОТОРОЙ НУЖДАЕТСЯ ОБРАЗОВАНИЕ, - ВОВЛЕЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИЕ МОЛОДЕЖИ

- Повлиял ли IT-бум на престижность математического образования?

- Скорее, естественного. Например, рядом с нашим факультетом кибернетики и компьютерных наук расположен механико-математический, и очень многие его выпускники, а также радиофизики, идут работать в IT-сферу.

Представьте себе: у нас есть дни профессии, когда представители престижных IT-компаний приходят приглашать наших студентов к себе на работу и никого не могут найти, потому что на четвертом курсе все уже работают! Это еще на втором-третьем их можно соблазнить, а на четвертом зовет студента одна IT-компания, а он уже работает в другой – зачем ему переходить?

А вот, например, в Институте математики у молодежи мало возможностей заработать на жизнь. Поэтому нашей Академии наук необходимо что-то делать, чтобы стимулировать молодежь оставаться там работать. Потому что и сами гранты там не очень большие, и молодому человеку довольно трудно добиться того, чтобы в него поверили, дали этот грант, и он мог спокойно заниматься наукой.

Математическая наука у нас плохо развивается, потому что в ней по материальным причинам остаются не самые лучшие

Сейчас те, кто впереди в математической науке, к счастью, могут ездить на математические конференции, стажировки, их приглашают преподавать зарубежные университеты. То есть ученые с определенным опытом востребованы. А вот молодым сложнее найти способ себя реализовать в науке и заработать ею на жизнь.

Поэтому математическая наука у нас плохо развивается из-за того, что в ней по материальным причинам остаются не самые лучшие.

- Какие страны сегодня задают тон в математике?

- В основном его задают ведущие институты. Они приносят славу стране, которая дает им финансирование и возможность привлекать ученых со всего мира. Однако науку обычно продвигают интернациональные коллективы.

- Вы уже 30 лет преподаете математические дисциплины. Существует ли, по вашему мнению, какое-то особое математическое и гуманитарное мышление?

- Конечно! Сразу заметно, что некоторые люди мыслят логично, а некоторые алогично.

Естественное образование вообще опирается на логическое мышление.

- А как вы оцениваете способность наших властей просчитывать свои действия на шаг вперед? Насколько здесь недооценена роль математики?

Властям в решениях необходимо опираться на мнение не только гуманитариев, но и математиков

- Я бы сказал, что не только математики, а в целом роль умных людей. Когда власти опираются лишь на мнение политологов – чистых гуманитариев – конечно, ничего хорошего из этого не будет. Необходимо опираться и на естественников.

- То есть математики смогли бы помочь власти с логикой?

- Да со всем! При решении любых проблем естественный ум очень и очень необходим!

- Недавно научное и не только сообщество возмутила защита кандидатской диссертации народным депутатом Ильей Кивой. Возможно ли повторение аналогичной ситуации в математике?

- Если это где угодно произошло, оно может где угодно повториться.

За это должны отвечать ученые советы, научные руководители, ВАК, которая может пересмотреть все документы и не принять защиту подобной диссертации.

Я считаю, что такого в Украине не должно быть, потому что в данной ситуации наша наука будто сама себе плюнула в лицо.

- Если бы вам поручили разработать реформу математического образования, что вы изменили бы?

- Что касается университетского образования, я могу сказать одно – необходимо, чтобы лучшие выпускники оставались преподавать. А для этого им следует дать на пять лет квартиру, а если проработают десять – подарить ее.

За десять лет молодой перспективный человек, знающий мир, притянет за собой еще не один десяток таких, как сам.

Мир стал единым и открытым, а это значит, что молодой ученый, имея соответствующую материальную базу, может преподавать здесь и ездить на стажировку в разные страны.

То есть главная реформа, в которой нуждается образование, - это вовлечение в преподавание молодежи, которой сейчас очень мало! Например, у нас на одной кафедре средний возраст преподавателей 65 лет.

С помощью олимпиад необходимо "выловить" наиболее одаренных детей и показать им, что они нам нужны

А в школьном образовании в естественные классы я вернул бы прежние – нормальные, а не финские – программы.

Я хочу, во-первых, чтобы математическое образование по всей стране улучшилось, а во-вторых – с помощью олимпиад «выловить» этих лучших детей и показать им путем различных стимулов и поощрений, что они нам нужны.

На сегодня Минобразования просто прекратило проведение всех олимпиад. Если бы мы не подхватили и не провели математические олимпиады своими силами, сколько бы наших будущих талантов мы потеряли!

К сожалению, в этом году у нас нет возможности охватить детей из маленьких городов и сел – просто не смогли без Минобразования донести до них, что у нас эти олимпиады проходят. Поэтому мы фактически опирались на столицу и крупные города.

Хотя я считаю, что талантливые дети в Украине распределяются равномерно, поэтому, если, например, в Киеве на 4 млн будет обнаружено 100 математически одаренных, то так же будет и по другим регионам.

Моя жизнь сейчас фактически посвящена тому, чтобы, несмотря ни на что, находить эти «жемчужинки».

Надежда Юрченко, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-