Дело МН17. Суд на военной авиабазе и потрясенные судьи

Дело МН17. Суд на военной авиабазе и потрясенные судьи

Репортаж
Укринформ
Реконструкция Boeing: изрешеченная обшивка и уцелевшие сиденья пилотов

В Нидерландах суд провел выездное заседание и переходит к рассмотрению дела МН17 по существу. Заседание состоялось на военной авиабазе Гилзе-Рейен, где находится реконструкция Boeing, и длилось почти пять часов. Итак, кому показали обломки самолета рейса МН17? И чем были поражены журналисты и судьи?

ПАЛАТОЧНЫЙ ГОРОДОК И АНГАР С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ МН17

Полупустой поезд прибывает на станцию Гилзе-Рейен. 7:30 утра. На улице маленького города почти нет людей. Вдруг останавливается машина: это отец привез сына, который на поезде должен ехать на учебу в другой город. Пользуясь случаем, спрашиваю у местного, как проехать к военной авиабазе. Мужчина предлагает подвезти, потому что начинается дождь. Через десять минут я уже у входа. Военные говорят: территория большая, нужно ждать, пока соберутся все коллеги и кто-то возьмет меня к себе в авто.

Журналистов, которых допустили к участию в выездном заседании, чуть больше десятка. Преимущественно это те, кто с самого начала, то есть с марта прошлого года, следил за процессом в судебном комплексе Схипхол возле аэропорта Амстердама. Через несколько минут на въезде на военную авиабазу в линию формируются машины с аккредитованными журналистами, один из нидерландских коллег приглашает меня в свою машину. В сопровождении военных шеренга отправляется в ангар, где находится реконструкция самолета рейса МН17.

Машины останавливаются возле небольшого палаточного городка, который был специально обустроен на время выездного заседания суда. Время от времени в небе шумит вертолет. Люди в форме напоминают, что это военная авиабаза, поэтому фото и видеосъемка ограничены. Все военные очень приветливы, любезно приглашают журналистов в первую белую палатку, где проводят проверку. Осмотрев мой рюкзак и технику, специалисты по безопасности говорят, что все в порядке и отправляют греться кофе. В большой белой палатке все готово к выездному судебному заседанию. Сегодня она фактически превратится в судебный зал D, где обычно проходят слушания. Под белым куполом обустроены места для судей, прокуроров, адвокатов и журналистов. Внутри палатка выглядит, словно настоящий судебный зал. Она расположен буквально в нескольких шагах от ангара, где находится реконструкция самолета рейса МН17. Любознательные журналисты пытаются найти хоть щелочку, чтобы заглянуть внутрь и увидеть обломки Boeing. Но все плотно закрыто.

В 10:00 по местному времени в палатку, то есть зал суда, заходят судьи. Непривычно видеть их в костюмах, а не черных мантиях. Председательствующий судья Хендрик Стейнгаюс объявляет заседание открытым и отмечает, что суд впервые будет проводить осмотр обломков самолета, тогда как у других участников процесса уже была возможность ознакомиться с ними. Мощный звук дает знать, что огромный ангар, где находится реконструкция, открывают. Надев маски, судьи отправляются на осмотр. Кроме них внутрь больше никого не пускают. СМИ, прокуроры, адвокаты родственников погибших и защита одного из четырех обвиняемых Олега Пулатова остаются следить за процессом в палатке. Все, что происходит внутри ангара, транслируется на экран.

Судьи придирчиво изучают обломки самолета. И примерно через полчаса возвращаются в палатку, объявляя, что осмотреть реконструкцию также могут прокуроры, адвокаты родственников погибших и защита одного из четырех подозреваемых Олега Пулатова. Осмотр они начинают снаружи самолета, с правой и левой сторон. Адвокаты нидерландской юридической фирмы Sjöcrona Van Stigt, которые представляют интересы Пулатова, держат в руках толстые черные папки с кучей бумаг и пристально вглядываются в левую часть реконструкции.

Сторона обвинения во время судебного заседания 21 мая 2021 года попросила осмотреть правую и левую части кабины самолета рейса МН17, чтобы сравнить повреждения. Ведь, по версии нидерландских и бельгийских экспертов, ракета "земля-воздух" попала в левый борт самолета рейса МН17. Пока адвокаты снаружи изучают повреждения, нидерландские прокуроры поднимаются внутрь реконструкции. Журналистам разрешают приблизиться к ангару и за ограждением сделать первые снимки.

УЦЕЛЕВШИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ПО СУЩЕСТВУ

После того, как судьи, нидерландские прокуроры и адвокаты вместе осмотрели реконструкцию, внутрь ангара небольшими группами пускают журналистов. Меня сопровождает заместитель главного прокурора в национальной прокуратуре Нидерландов Дигна ван Буцелар.

Дігна ван Буцелар
Дигна ван Буцелар

«Это внешняя часть кабины пилотов, часть бизнес-класса и маленькая часть эконом-класса. Это непосредственно реконструкция, а вокруг нее здесь размещены обломки, в частности часть левого крыла самолета», – объясняет она.

Также всюду информационные таблички с номерами и описанием обломков. На кабину пилотов больно смотреть. Она очень искарежена и напоминает решето. После взрыва ракета выпустила тысячи маленьких железных частиц специфической формы, так называемые бабочки, которые были найдены в телах погибших. Согласно выводам официального расследования, ракета разорвалась возле левой части кабины самолета. И каково же было мое удивление, когда зайдя внутрь, я увидела остатки кресел пилотов.

На какое-то мгновение стало очень трудно дышать: передвигаясь внутри реконструкции, словно между рядами кресел, невольно начинаешь чувствовать себя пассажиром. Глядя сквозь дыры в самолете, чувствую, как все тело охватывает ужас, становится очень жутко и слезы неконтролируемо катятся по лицу. 17 июля 2014 года на борту самолета рейса МН17 находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа, все они погибли. Международная следственная группа пришла к выводу, что самолет был сбит зенитно-ракетным комплексом «Бук», который принадлежит 53-й зенитно-ракетной бригаде противовоздушной обороны российских вооруженных сил, дислоцированной в Курске.

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ СУДА

Трудно представить, что чувствовали родственники погибших, когда увидели эту реконструкцию. Впервые искореженные, обгоревшие обломки самолета на военной авиабазе в Нидерландах показали в марте 2015, а уже в октябре того же года была представлена непосредственно реконструкция самолета из собранных обломков сбитого МН17.

Расследование трагедии было разделено на две части: техническую и уголовную.

13 октября 2015 года Совет безопасности Нидерландов представил окончательный отчет технического расследования, в котором говорится о том, что самолет был сбит ракетой из зенитно-ракетного комплекса «Бук». И все остальные версии были официально опровергнуты.

26 мая 2021 года родственников на военной авиабазе не было. За процессом они следили через прямую трансляцию. Так решил суд, и не только, чтобы из-за коронавируса на выездном заседании не было много народа, но и чтобы лишний раз не травмировать людей, которые потеряли своих родных.

Смотря на реконструкцию, трудно поверить, что она собрана из частей некогда мощного Boeing, ведь сейчас части самолета выглядят, как хрупкие кусочки тонкой бумаги. После многочасового осмотра, закрывая заседание, председательствующий судья Хендрик Стейнгаюс отметил, что увиденное очень сильно поразило суд. Усиливал эмоции также мощный ливень, который несколько раз неожиданно начинался во время осмотра, словно страшную трагедию оплакивало даже небо.

Осмотр реконструкции - последний этап, суд завершил предварительные слушания. Следующее заседание состоится 7 июня 2021 года, тогда же суд и начнет рассмотрение дела по существу. Согласно предварительному графику, следующий блок слушаний состоится с 7 июня 2021 года по 25 июня 2021 года. Среди ключевых вопросов, которые суд должен начать рассматривать в июне, – оружие, которым был сбит самолет, место запуска ракеты, роль четырех подсудимых.

Причастными к транспортировке и боевому применению ЗРК "Бук" являются бывший офицер ФСБ, так называемый бывший министр обороны "ДНР" Игорь Гиркин (Стрелков), генерал, а на момент сбития самолета полковник ГРУ Генштаба вооруженных сил РФ, глава "ГРУ ДНР" Сергей Дубинский, подполковник-спецназовец ГРУ Олег Пулатов (все – граждане РФ), гражданин Украины Леонид Харченко, который воевал на стороне "ДНР".

Продолжается работа и Международной совместной следственной группы (JIT). Важным остается определение как непосредственных исполнителей, так и лиц, отдававших приказы, которые привели к трагедии.

Ирина Драбок, Гаага

Фото: Ирина Драбок

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-