Вячеслав Соколовый, председатель Винницкого областного совета
Мы готовы к разграничению полномочий между префектурами и областными советами
04.06.2021 19:14

Винницкий облсовет восьмого созыва заслужил как положительные отзывы относительно результативности пленарных заседаний, так и критику за «раздутый» аппарат. Его возглавляют люди с багажом работы на высоких государственных должностях, – от прокурора области до вице-премьера. Политический состав этого совета - разнородный, представлен шестью политическими силами. Но только одна из них, «УСГ», имеет убедительное большинство и де-факто определяет результаты голосований. Что удалось за полгода работы, не повторили ли в Виннице формат «турборежима» во время принятия решений, а также – как депутаты делят власть с облгосадминистрацией, корреспонденту Укринформа рассказал председатель Винницкого областного совета Вячеслав Соколовый.

- Децентрализация предусматривала, что областные советы будут наделены полномочиями создавать свои исполнительные органы. Сегодня эти функции все еще выполняют ОГА, на формирование которых советы не влияют. Нет ли ощущения, что областные советы на нынешнем этапе несколько «подвисли»?

- Когда мы шли на выборы, то понимали, что в процессе этой реформы будет много изменений в полномочиях исполнительной власти и органов местного самоуправления. Если бы децентрализация завершилась и были внесены соответствующие изменения к Конституции, то облсоветы, сформированные из депутатов, которым доверяют люди, могли бы создавать свой исполнительный комитет и выполнять новые полномочия (на сегодня такая возможность есть только у сельских, поселковых и городских советов на уровне громад). ОГА, в свою очередь, работали бы как префектуры с полномочиями контроля и надзора за законностью решений органов местного самоуправления. Собственно, именно такая философия и такое содержание закладывались в децентрализацию правительством Гройсмана, которое инициировало и начало эту реформу. Поэтому на сегодня "подвисли" не облсоветы, а ход реформы.

Это проблема, и, надеюсь, что этот процесс центральная власть завершит как можно быстрее. Поскольку на одной из встреч под председательством президента Владимир Зеленский задекларировал, что до конца года процесс децентрализации в части внесения изменений к Конституции и разграничения полномочий между ОГА (префектурами) и областными советами должен завершиться.

Мы к этому готовы. А тем временем работаем, как должны работать. Собственно, Винницкий областной совет уже делает все возможное, а иногда и невозможное, чтобы в области были порядок, стабильность и развитие. У нас немало работы и в пределах тех полномочий, которыми на сегодня наделены.

- Вячеслав Петрович, о чем конкретно идет речь?

Учитывая перспективы эпидемии, запустили в области шесть кислородных станций, а еще шесть – монтируются

- Возьмем хотя бы ковид. Несколько месяцев назад было обострение эпидемической ситуации, и некоторые области просто захлебывались от этой проблематики. В частности, из-за недостатка кислорода и койко-мест с его централизованной подачей. Винницкая область тоже переживала не лучшие времена. Поэтому по моей инициативе было созвано внеочередное заседание профильной медицинской комиссии и заработала мониторинговая группа именно по обеспечению коронавирусных больниц кислородом и по другим проблемам, чтобы дать врачам возможность эффективно работать в тех условиях. К работе были привлечены все председатели громад, руководители всех медицинских учреждений, депутаты, руководители исполнительного аппарата облсовета, заместители председателя. А также специалисты и руководители департаментов ОГА. Мониторинговую группу возглавил депутат облсовета Ярослав Хребтий, профессиональный медик, ее работа дала нам возможность оперативно реагировать на нестандартные ситуации. Возможно, нестандартными решениями, но в пользу людей. К этому процессу мы привлекли депутатов областного совета, и в период напряжения с кислородом нам удалось не выпустить ситуацию из-под контроля. Зная, у кого есть резерв, и когда он пополнится, эта группа помогала областному департаменту здравоохранения, а также самостоятельно накапливала информацию для оперативного реагирования.

С этим мы справились. Но мы не знаем, когда ковид закончится. Кроме того, появляются новые вызовы. Поэтому, учитывая перспективы, вышли на решение, что баллонный кислород – это хорошо, но лучше обеспечить больницы кислородными станциями. На сегодня шесть в области уже работают. А кроме этого, еще шесть монтируются, или для них завершается подготовка проектно-сметной документации. Но уже приняты необходимые решения, есть средства и понимание, где эти станции купить.

- Хорошо, но коронавирус – это экстремальная ситуация. А как насчет работы в «мирном» формате?

- Скажем, сейчас анализируем и ревизируем эффективность действующих областных программ. Рабочие - должны работать и в дальнейшем, а неэффективные - меняться, чтобы оставаться актуальными. Один из примеров - это программа "Питьевая вода". Почти вся Винницкая область имеет проблемы с качеством, наличием подземных или поверхностных запасов в каптажных колодцах, или со стабильностью подачи питьевой воды. В связи с этим моим распоряжением создана рабочая группа, которая сейчас работает над изучением проблематики и планированием мероприятий, которые бы ощутимо улучшили ситуацию. Недавно вопрос обеспечения питьевой водой рассматривался на Координационном совете при председателе облсовета, чтобы руководители громад Винницкой области тоже подключились к этой работе, ведь они хорошо знают ситуацию на местах. Все наши совместные наработки и конструктивные предложения должны быть включены в областную программу. И это необходимо сделать как можно быстрее. Это настолько важно, что мы не можем себе позволить ждать, когда заработает государственная программа, которая прекратила действие еще до 2020 года. Кстати, за пять лет ее существования она выполнена только на 13%, хотя должна была бы решать проблему полноценного обеспечения людей питьевой водой по всей Украине и охрану и восстановление этого ресурса. По инициативе крупнейшей депутатской фракции облсовета сессия приняла обращение к правительству. Мы хотим, чтобы Кабмин нас услышал и продлил действие программы до 2026 года с финансированием не менее 400 млн грн. Пока же все, что Кабмин смог, – это создать концепцию «Питьевая вода», которая имеет только декларативный характер, но не содержит ни конкретных мероприятий, ни их финансовой поддержки.

- Упоминая коронавирус, вы затронули тему сотрудничества с громадами. Сейчас у некоторых - бюджеты больше областного, и снизу вверх на облсовет, который может что-то выделить, они уже не смотрят. Как вы строите с ними отношения?

- Убежден, что смотреть громады должны вперед – на перспективу. Понимать, чего они хотят и чувствовать, что у них для этого есть ресурсы. Децентрализация такие возможности громадам дала. Но есть и определенные угрозы. В частности, уже упомянутое торможение разграничения полномочий между советами и госадминистрациями.

С другой стороны, громады наделены определенными финансовыми ресурсами, но за последние год-полтора получили дополнительную нагрузку на собственные поступления. Расходная часть бюджетов начинает увеличиваться, поскольку идет передача различных объектов, которые ранее финансировались из госбюджета, в громады.

Несмотря на это, у наших громад в основном реальные возможности развиваться. Облсовет занимает принципиальную позицию - мы должны им помогать и создавать для этого дополнительные механизмы. Один из таких инструментов - это конкурс областного совета "Комфортные громады", и он очень одобрительно оценен. Об этом свидетельствует активность громад и количество поданых на конкурс проектов. При формировании бюджета на этот год на финансирование конкурса было выделено 20 млн грн. Это на 5 миллионов больше, чем в предыдущие годы. Для нас было важно дать доступ к этим средствам абсолютно всем. И тем, у кого большие поступления в бюджеты, и вновь созданным громадам, где все только начинается. Поэтому мы снизили долю громад в софинансировании проектов с 75% до 50%.

К тому же, формируя положение о конкурсе, мы тесно контактировали с громадами, чтобы понять, что для них важно. В результате конкурс имеет целый ряд направлений. Это и создание мест комфортного отдыха и досуга, безопасность на улицах за счет установки онлайн- видеонаблюдения, проекты в сфере здравоохранения, культуры, инфраструктуры…

После завершения децентрализации работа совета потребует больше опытных кадров, для них держим в аппарате вакансии

В этом году процесс отбора и определения победителей завершен. Мы вручили дипломы 70 победителям и подписали с ними соглашения о сотрудничестве.

Не менее важен вопрос ремонтов коммунальных дорог: увеличено финансирование из дорожной субвенции на государственные дороги местного значения с 5% до 20%. Этот инструмент также очень одобрительно восприняли громады. Сумма заявленных ими проектов достигает почти миллиарда! Это произошло потому, что вместо 50% софинансирования (как требовалось ранее, в зависимости от категории дорог), оно теперь составляет 10-15%. То есть даже небольшая громада может себе позволить стать участником и победителем в этом конкурсе. В этом году на «дорожные» проекты выделяется 200 млн грн из областного бюджета. Это, кстати, было одним из первых решений областного совета нынешнего созыва.

Вообще, у нас с громадами очень хорошее сотрудничество. Работники аппарата облсовета им постоянно помогают в различных вопросах.

- Кстати, об аппарате. Активисты и СМИ остро критиковали вас за его увеличение едва ли не вдвое. Для чего это было сделано и заработал ли от этого облсовет лучше?

Большинство, и те, кто называет себя оппозицией, - работают консолидированно как в комиссиях, так и в сессионном зале

- Мы говорим не об аппарате, а об увеличении штатной численности. Когда мы начинали работу, то знали, что после завершения децентрализации функции совета потребует достаточного количества опытных кадров. Более того, в формате, в котором совет работал раньше, мы работать не хотим и не будем. Мы работаем с новым качеством. А для этого должны быть профессиональные люди, которые уже сегодня обеспечили нам возможность работать эффективно. Сейчас в аппарате есть вакансии, которые мы пока не заполняем.

Депутаты облсовета работают с планшетами, и только на бумаге экономим по 10-15 тыс. гривень на каждой сессии

В частности, теперь каждый проект решения, который выносится на пленарные заседания, исследуют специалисты облсовета по профильным направлениям. Они изучают вопросы и готовят материалы на заседания профильных комиссий. Количество таких комиссий мы снизили с 13 до 7. Вместе с тем увеличили количество сессий – проводим их ежемесячно. Поэтому вопросы, которые требуют неотложного решения, в "длинном ящике" больше не лежат. А еще качественный состав депутатов облсовета восьмого созыва - очень высокий. Все фракции – и большинство, и те, кто называет себя оппозицией, – работают консолидированно и результативно. Причем как в комиссиях, которые состоят из депутатов разных фракций, так и в сессионном зале.

Не вижу проблемы в увеличении количества работников: можно сэкономить и потерять, а можно потратить и заработать

К тому же есть возможность выполнять возложенные на нас обязанности, экономя средства. Мы отказались от бумажного обеспечения работы сессии. Заранее присылаем депутатам на электронную почту все материалы, а также заблаговременно освещаем их на официальном сайте. Депутаты работают с планшетами, и только на бумаге экономим по 10-15 тыс. гривень на каждой сессии.

Поэтому я не вижу проблемы в увеличении количества работников. Можно сэкономить и потерять, а можно потратить и заработать.

- Большинство в облсовете, о котором вы упоминали, – это депутаты от партии «УСГ», 40 из 84. В облсовете есть еще 5 фракций, но председатель и три из четырех заместителей – именно из этой политической силы. Есть ли у депутатов из других партий возможность в такой ситуации отстоять свою точку зрения при принятии решений, или голосование - это "турборежим" по-винницки?

- Инструментов, чтобы донести и отстоять свою позицию, у депутатов более чем достаточно. Это и их право инициативы, и подача проектов решений, и участие в работе профильных комиссий. И они в них действительно активно работают. Мы исповедуем принцип: не делить депутатов по политической принадлежности, а вместе нести ответственность перед людьми. Это значит, что мы ответственно относимся к каждому решению и к каждому вопросу. Если работать «без политики», все вопросы должны обсуждаться в комиссиях, а на сессию выносятся уже согласованные, качественно сформированные решения без лишнего пиара, который не дает никаких результатов. Я убежден, что он не обеспечивает и политических дивидендов.

Именно поэтому пленарные заседания облсовета теперь проходят быстро. И это не «турборежим», а слаженная работа в сессионном зале.

- Председатель Винницкого облсовета - экс=прокурор области, а среди заместителей есть даже бывшие вице-премьер и заместитель председателя ОГА. В аппарате – люди с опытом руководства департаментами облгосадминистрации. Не идет ли речь о формировании какого-то "теневого кабинета" в противовес ОГА? Вы не пытаетесь перебрать на себя их функции?

- Отношения с ОГА у нас ровные, рабочие, есть взаимодействие и понимание. А такой кадровый состав руководства облсовета, департаментов и отделов, я считаю, это плюс, а не минус. Это то, к чему мы должны стремиться: ответственные позиции должны занимать профессиональные люди. Потому что на них возложена задача обеспечивать не только качественные условия проживания людей, но и ответственность за развитие бизнеса, инфраструктуры. Понимание проблематики обеспечит качественные решения, которые будут рассматриваться сначала в профильных комиссиях, а затем - и в сессионном зале.

Более того, у нас не только в руководстве люди профессиональные и опытные, но и депутатский корпус – мощный. Это педагоги, медики, производственники, аграрии, управленцы (например, бывший председатель облгосадминистрации). Это и обеспечивает понимание возложенной на нас ответственности.

Антонина Мних, Винница

Фото Александра Лапина

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-