Юлия Емшанова, психолог
Спорт – это волшебная таблетка, бесплатная, между прочим
Видео 29.07.2021 16:30

Все, о чем вы хотели спросить у психолога, мы сделали за вас:

В какой вид спорта отдать ребенка-забияку, а в какой – тихоню?
Нужно ли стремиться выработать у ребенка высокую самооценку, и как этого достичь?
Как наш мозг «подсаживают» на компьютерные игры и чем это чревато для нашей психики?
Родителям тяжело с подростками, а легко ли им с нами?
Почему молодежь любит свою апатию, и насколько важно ее вовремя из этого состояния вывести?
От чего возникают панические атаки, и какая первая «скорая помощь» при их приближении?

Об этом и о многом другом я поговорила с практикующим психологом, кандидатом наук, доцентом кафедры психологии и педагогики Национального университета физического воспитания и спорта Украины Юлией Емшановой.

- Юлия, сейчас иметь своего психолога – стало некой модной необходимостью. Мы и сами идем, и детей своих ведем (это кроме того, что и в садах, и в школах есть штатные психологи). Неужели современный ребенок уже с пеленок так эмоционально неустойчив, или это банально связано с тем, что родители не могут найти общий язык с ним и идут за волшебной таблеткой к вам?

- Во-первых, сейчас жизнь стала немножко другой – ее ритм изменился и дети испытывают на себе гораздо большее давление: информационный поток, чрезмерная занятость, постоянная «подключенность», они с этим не справляются.

Второй момент – это то, что родители сейчас мало времени общаются со своими детьми. Многие проблемы можно решить без похода к психологу, а просто поговорив. Я сейчас не имею в виду какие-то серьезные психологические отклонения в поведении детей. Ведь очень часто мамы и папы обращаются к нам не тогда, когда на самом деле видят какие-то нарушения, а когда не могут наладить общий язык с ребенком, когда им кажется, что ребенок ведет себя как-то «неадекватно», не так, как им хочется.

ВАЖНО ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ – НАПРИМЕР, КАЖДОДНЕВНЫЕ БЕСЕДЫ ПЕРЕД СНОМ

- То есть «неадекватное» поведение ребенка может быть просто не тем поведением, которое ожидают от него взрослые? Но ведь иногда «неадекватность» все же имеет более глубокие корни и тяжелые последствия. На что следует обратить внимание в первую очередь?

- Ну, например, вы видите, что ребенок полностью замкнулся – это уже сигнал, чтобы обратиться к специалистам. Или стал проявлять агрессию, которой раньше не было – это тоже сильный сигнал. 

Совершенно не обязательно со своим ребенком постоянно общаться в формате, когда вы его чему-то учите и что-то от него хотите

То есть, если появилось что-то, чего раньше не было, и это что-то негативно влияет на ваши отношения, на отношения ребенка со сверстниками – нужно обратиться к психологу, понять в чем проблема и заниматься ее решением.

На самом деле, ребенок замыкается постепенно, не так что – раз, и замкнулся – процесс отстранения происходит медленнее. Поэтому подчеркну важность роли общения родителей и детей: пусть это даже какие-то каждодневные беседы перед сном по десять минут о том, как прошел день, что случилось хорошего, а что плохого, что кого беспокоит. Совершенно не обязательно с ребенком постоянно общаться в формате, когда вы его чему-то учите, что-то от него хотите, выспрашиваете, давите – нет! 

- К сожалению, это распространенная ошибка родителей – наш первый «обязательный» вопрос: какие оценки в школе? А они не всегда могут быть хорошими, то есть мы, как-бы, сразу отбиваем охоту к дальнейшему разговору? Как лучше начинать беседу, чтобы расположить ребенка?

- Первый вопрос самый обычный: «Как дела?» – он, скорее всего, ответит: «Хорошо». Тогда разворачивайте беседу дальше: «А что хорошего?». Может, он расскажет про оценки – и это уже повод дальше поговорить о предмете, об учителе. Проявите живой интерес: «А с кем ты сейчас дружишь? С кем тебя за одну парту посадили?». Если родитель проявляет настоящий интерес, тогда ребенок будет с удовольствием рассказывать.

ФРАЗА: «Я ТАК И ЗНАЛА» ОЧЕНЬ РАЗДРАЖАЕТ РЕБЕНКА, И ОН СРАЗУ ЗАНИМАЕТ ОБОРОНИТЕЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ

- Существуют ли «запрещенные» речевые обороты? Например, наши любимые «я же говорила», «я так и знала», «как об стенку горохом» – по себе знаю, как иногда тяжело воздержаться от них.

- Я тоже как мама могу сказать, что очень тяжело (смеется), но надо удерживаться усилием воли, особенно, когда вы сами чувствуете, что это неуместно и может повлиять на чувства ребенка. Он же сам, скорее всего, переживает, что поступил неправильно или вас ослушался и получил результат не такой, на который рассчитывал и он, и вы.

Конечно, фразы типа «Я так и знала» очень раздражают ребенка – и он сразу занимает оборонительную позицию.

Есть техника правильного общения – когда мы общаемся от своих чувств. Например, не «ты меня расстроил», а «я расстроена твоим поведением». Вроде по смыслу то же самое, а у ребенка возникают совершенно другие эмоции и чувства.

То есть, когда мы говорим: «Ты делаешь беспорядок. Ты нарушаешь правила» – это сразу оборона, эту информацию он не принимает и сразу думает, как обороняться – может грубить, говорить какие-то неприятные вещи, чтобы себя защитить. Поэтому лучше применить концепцию от «Я», от своих чувств: «Я расстроена твоим поведением», а не «Ты опять вел себя плохо». «Я устала, поэтому у меня сейчас нет сил разговаривать», а не: «Отстань со своими вопросами». Тогда ребенку все понятно, тогда нет отчуждения, агрессии и раздражительности.

ВЫ МОЖЕТЕ ВЕСТИ С РЕБЕНКОМ ДРУЖЕСКИЕ БЕСЕДЫ, НО ОН ДОЛЖЕН ЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ЕСТЬ ДИСТАНЦИЯ – ВЫ МАМА, А НЕ ПОДРУГА

- В желании быть ближе с детьми нам, родителям, хочется с ними дружить. И на первый взгляд, это здорово, когда мама и сын лучшие друзья. Но ведь неизменно возникнет вопрос: если я для него друг, то кто для него мама?

- Конечно. На мой взгляд, нужно, чтобы между родителем и ребенком обязательно была дистанция. Вы можете вести задушевные дружеские беседы, вы должны доверять друг другу, но... ребенок должен чувствовать, что есть дистанция – вы мама, а не подруга. И то, как можно общаться с другом – совершенно неправильно в общении с бабушкой, дедушкой, мамой, папой.

Например, какие-то слова он не может использовать в присутствии взрослых, и нам, как родителям, тоже очень важно следить за своей дисциплиной, за своей речью. Тогда он чувствует дистанцию, и в случае, если он нарушает ее, необходимо показать ему либо своим поведением, либо словами, что так себя не ведут, что это неправильно и неуважительно.

- Есть деликатные вопросы, которые, с одной стороны, требуют нашего родительского внимания, а с другой – мы зачастую не знаем, когда и как начинать об этом говорить я имею в виду вопросы полового воспитания, темы предохранения от болезней, нежелательной беременности и т.п.

Когда начинать говорить с детьми об этом? Или подождать, пока они сами спросят?

- Вы совершенно правильно задали вопрос и совершенно правильно на него ответили – касаться этих тем нужно по запросу. Если вы получили вопрос от ребенка, если он проявляет интерес, то, конечно, нужно ему рассказывать, но на уровне его возраста, понятным языком и без особых подробностей, неуместных для его понимания. Потому что дети могут неправильно понять, испугаться, у них могут возникнуть негативные эмоции. Забегать с такой информацией наперед не стоит.

Сейчас есть специальная литература, интересные книжки с картинками для каждого возраста. Например, для детей 5-8 лет – «Я девочка», потом дальше – о периоде, как девочка превращается в девушку и т.д. Ребенок может смотреть эту книгу, брать что-то для себя интересное, а если что-то непонятно – подойти с вопросом к вам. Это очень облегчает жизнь родителям.

ПЕРВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ГОД – ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

- Есть ли пиковые возрастные психологические периоды, когда к ребенку стоит быть повнимательнее? Возможно, поход в 1-й класс?

Самые эмоционально насыщенные периоды у ребенка – когда он учится чему-то новому

- Если брать с раннего детства, то считается, что самые эмоционально насыщенные периоды у ребенка – когда он учится чему-то новому. Именно в момент освоения чего-то нового (учится ходить, учится говорить) он эмоционально менее стабилен, чем обычно. Поступление в школу – это тоже новый шаг: до этого он был в кругу семьи, в саду, а в школе – совсем другая дисциплина.

В этот период родителям надо больше времени уделять ребенку, поскольку ему нужно адаптироваться, социализироваться в новом обществе, занять свое место, научиться выстраивать отношении с учителями и одноклассниками.

Первый школьный год – это серьезный этап в жизни ребенка, и родителям очень важно беседовать, расспрашивать, узнавать как дела. Может быть, даже походить в школу, чтобы учитель высказал свое мнение – как ребенок себя чувствует, комфортно ли ему, с кем он дружит.

Именно в это время закладывается уверенность в себе внутри другого социума (не внутри своей семьи). Потому что мы, конечно, хвалим своих детей, чтобы поднять им самооценку, но ребенок приходит в школу и видит, что есть кто-то, кто (как ему кажется) быстрее решает задачи, или что-то на физкультуре лучше выполняет.

- Важное уточнение: а как хвалить, чтобы не перехвалить? Чтобы не было стресса – мама говорила, что я принцесса, а я…

- На самом деле, это вопрос формирования самооценки ребенка. Мы как родители можем его хвалить, но важно – как он себя чувствует.

Самооценка формируется из разных факторов, в том числе – и на базе каких-то знаний и умений, поэтому ребенку важно постоянно осваивать что-то новое. Когда у него получается и он слышит похвалу, он чувствует удовлетворение от того, что он что-то сделал – и тоже начинает себя гораздо больше ценить.

Еще один фактор – это преодоление маленьких препятствий и достижение маленьких целей. Мы, как родители, можем вместе с ребенком помогать ему ставить какие-то небольшие цели, помогать ему реализовываться. Если он их преодолевает, у него будет внутреннее чувство, что он молодец – и тогда мнение окружающих не будет его так сильно ранить и обижать. У него будет своя сформированная самооценка: я сделал маленький шажок вперед, я достиг здесь, я могу, я достоин.

- Нам хочется, чтобы у детей была высокая самооценка, поскольку общество это поощряет и приветствует, но как не перегнуть палку и вместо «высокой» не сформировать «завышенную» самооценку?

- Все зависит еще и от особенностей нервной системы ребенка. Мы все знаем, что есть люди более тревожные и менее тревожные. Так вот, более тревожные склонны перестраховываться, сомневаться в себе, и таких деток нужно больше поддерживать, хвалить, обязательно отмечать все хорошее, что они сделали.

Нам иногда кажется: ну, подумаешь, застелил кровать или помыл посуду – он же и так должен это делать. А важно похвалить и за это: «Ты молодец, мы понимаем, что тебе хотелось поиграть в приставку или посмотреть телевизор, а ты навел порядок, все убрал, мы очень рады», чтобы он чувствовал, что за какие-то свои правильные действия он получил похвалу. И к тревожным детям нужно это чаще применять.

- Подростковый этап тоже относится к пиковым по психологической сложности? И кстати, с какого возраста ребенок считается подростком?

- Считается, что подростковый возраст начинается с 12 лет и продолжается до 18-21 лет. Такой размытый период обусловливается тем, что в среднем первые гормональные изменения начинаются с 12 лет, а отделы головного мозга зреют и формируются до 21 года.

Поэтому, если считать по половому развитию, то подросток – наверное, до 17-18 лет. А если считать человека подростком до тех пор, пока у него полностью не сформировались все отделы головного мозга – это уже до 21-го.

Все мы разные, у всех эти процессы проходят по-разному, и вы правильно сказали, что самый серьезный жизненный кризис – именно в подростковом возрасте. На этот период приходится буря всего: гормональные изменения (мы живем, как диктуют наши гормоны), изменение внешности (девочки превращаются в девушек, мальчики – в юношей), ты растешь, у тебя меняется тело (это может тебе нравиться, а может – не нравиться) – это тоже стресс.

Также на этот период приходятся сложные вопросы с обучением, потому что ты вроде еще ментально ребенок, и тебе хочется иногда уходить от ответственности, не слушать родителей, но уже нужно принимать какие-то важнейшие для жизни решения по поводу поступления, выбора новой профессии. То есть, все наваливается в один период, а еще и совпадает с психологическим отделением от родителей. И это – один из самых сложных кризисов.

ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ ПРОИСХОДЯТ, КОГДА НЕРВНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ДОХОДИТ ДО КАКОГО-ТО ПРЕДЕЛА И ПСИХИКА НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ

- Вернемся к тревожности. Чрезмерной тревожности. А именно хочу расспросить вас о таком новомодном явлении, которое «косит» в основном молодежь и подростков – панические атаки. Насколько я понимаю, это не болезнь, а некое психическое состояние, до которого человек сам себя доводит?

- На самом деле, да. Сейчас не только молодежь, но и взрослые тоже с этим сталкиваются. Это очень часто происходит, когда нервное напряжение доходит до какого-то предела – и психика просто не справляется.

У каждого из нас могут быть какие-то не переработанные тревоги, какой-то постоянный раздражитель, и если не заниматься своим нервным состоянием, не успокаивать себя, не отвлекаться, а постоянно находиться в нем, то это может проявиться потом возникновением панических атак.

- Как эти панические атаки проходят? Какие основные симптомы?

- Становится тяжело дышать, человек чувствует, что ему не хватает кислорода, вдруг накатывает резкий страх, бросает в жар, человек вообще не понимает в чем дело, поднимается давление.

Чаще всего панические атаки происходят у людей ночью, потому что днем мы постоянно отвлекаемся на что-то, а вот ночью (особенно у тех, кто имеет проблемы со сном), когда человек, мучаясь от бессонницы, немножко дремлет – из бессознательного выходят все его тревоги.

КОГДА ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ ПАНИЧЕСКОЙ АТАКИ, НАЧИНАЙТЕ ДЕЛАТЬ ГЛУБОКИЙ ВДОХ И СЧИТАЙТЕ ДО 6, ПОТОМ – МЕДЛЕННЫЙ ВЫДОХ

- Есть какие-то техники, как вывести себя из состояния панической атаки?

- Лучше не допускать этого! То есть, когда ты чувствуешь, что находишься в таком нервном напряжении уже длительное время, обязательно нужно находить выход эмоциям. Например, заниматься спортом. Спорт является номером один в профилактике различных психических заболеваний и проблем (панические атаки сюда же относятся). Поэтому, однозначно – занятия спортом, чтение, прогулки, мышечная релаксация, массаж.

Первое, что нужно сделать, когда вы чувствуете приближение панической атаки – это начать дышать правильно. Потому что, находясь в стрессе, мы начинаем дышать очень поверхностно и часто. Мы этого даже не чувствуем, это происходит бессознательно.

То есть, когда вы чувствуете, что вот что-то сейчас приближается, вам становится нехорошо – начинайте делать глубокий вдох, считайте до 6, потом медленный глубокий выдох, тоже считайте до 6. Этим вы отвлекаетесь на счет и концентрируетесь на своем дыхании, что поможет не допустить приступ панической атаки. Эта техника, как скорая помощь, но главное – это узнать первопричину и работать с ней.

- Если паническая атака случается у ребенка, какие должны быть действия взрослого, чтобы ему помочь?

- Первые действия – понять, что привело к такому стрессу. Выяснить, что происходит в жизни ребенка, чтобы такой стресс накопился и проявлялся таким образом. Это большой сигнал – значит, что-то постоянно возбуждающе действует на его нервную систему, есть какое-то неудовлетворение, есть что-то, что не дает ему расслабиться.

Нужно обязательно понять, что? Понять причинно-следственные связи. И тогда полностью поменять ритм жизни. Может быть, сделать какой-то перерыв, каникулы или поменять отношение к ситуации.

Бывает, у студента учеба вызывает такой стресс, что приводит к паническим атакам. Если он тревожный, чрезмерно впечатлительный, хочет учиться только на «отлично» и каждая низкая оценка вводит его в состояние стресса, нужно пересмотреть взгляды на учебу. Это, скорее всего, нужно сделать со специалистом, родители здесь не помогут. Потому что ребенок сам себя загнал в такие рамки и мучается, не может из них выйти сам.

НУЖНО ОТЛИЧАТЬ НАСТОЯЩУЮ ДЕПРЕССИЮ, КОТОРУЮ ЛЕЧАТ ТОЛЬКО МЕДИКАМЕНТОЗНО, ОТ ПЛОХОГО НАСТРОЕНИЯ

- Проблема не только молодежи, но и старшего поколения – депрессии, которые нам настойчиво с телеэкранов предлагают лечить разными препаратами. Как распознать депрессию, и можно ли выйти из нее самостоятельно?

Молодежь любит свое апатичное настроение называть депрессией

- На самом деле, нужно отличать настоящую депрессию (которую возможно лечить только медикаментозно со специалистом) от плохого настроения или от апатии, которая может быть вызвана перенапряжением, фрустрацией. Молодежь любит свое апатичное настроение называть депрессией.

Фрустрация – это крайняя степень разочарования, когда ты ожидаешь чего-то одного, а у тебя получается совершенно другое. Тогда наступает апатия – нежелание что-либо делать, которое сопровождается вялостью, нежеланием общаться.

Есть много поводов, которые приводят к апатии у молодежи: неразделенные чувства, нежелание идти по тропе, которую тебе указывают родители. Ты можешь понимать, что они правильно рекомендуют, куда идти учится, но ты – назло им – не хочешь, или у тебя есть другие свои желания, но ты еще не можешь понять – насколько они правильные. Возникает некое несоответствие: ты любишь родителей и хочешь быть до сих пор послушным, но с другой стороны – у тебя есть свои желания, и ты хочешь сделать, как ты хочешь. Этот конфликт – твой личностный (сделать так, или сделать по-другому) – приводит к нервному перенапряжению и к такому апатичному состоянию.

- Иногда кажется, что им нравится пребывать в этой вечной апатии.

- Сначала это состояние им не нравится, но потом оно очень удобно – вроде, как у тебя меньше ответственности. Они часто ответственности боятся – и поэтому надолго задерживаются в этом состоянии.

- Как из него выходить?

- Я думаю, что тоже желательно обратиться к специалистам. Если это не просто ребенок два дня в плохом настроении, а апатия длится долгое время и мешает его учебе, общению с друзьями и близкими.

В этом возрасте всегда легче открыться людям, которые тебе не близкие, которые посмотрят на это абстрагировано, потому что родители действуют под силой своих эмоций к ребенку. Родителям иногда сложно объективно взглянуть на своего ребенка (который вот только был маленький), как на взрослого человека со своими желаниями, и это вызывает большое раздражение у молодых людей.

Поэтому специалист попытается объективно взглянуть на ситуацию, даст рекомендации, как родителям, так и молодому человеку, – как ему правильно выйти из этого состояния. Нельзя долго разрешать быть подростку в таком состоянии, нужно предпринимать меры – и родители должны первые это сделать.

РЕБЕНКУ-ЗАБИЯКЕ ПОДОЙДЕТ ЛЮБОЙ МИРОЛЮБИВЫЙ ВИД СПОРТА, КРОМЕ АГРЕССИВНЫХ ТАКИХ, КАК ЕДИНОБОРСТВА

- Все чаще взрослые жалуются на синдром эмоционального выгорания, бывает ли такое у подростков и детей?

- У взрослых эмоциональное выгорание реально встречается очень часто, если они занимаются одной профессией 10-15 лет, это может произойти. У детей это встречается не так часто, потому что у них постоянно меняется деятельность.

Когда ребенок занимается спортом, например, три года, а потом бросает, то вряд ли это эмоциональное выгорание. Скорее всего, он потерял к нему интерес. Это могут быть какие-то неуспехи, или изменился тренер, или он не выдерживает конкуренции.

Дети часто бросают, когда чувствуют, что кто-то их обходит. Вот они были лучшими, и тут вдруг кто-то вышел вперед. Но если вы видите, что желание по-прежнему есть, нужно просто изменить акценты. Значит, ребенок не на том фокусируется, он фокусируется только на результате, а не на процессе. Важно его переключить – и тогда опять появится желание заниматься этой деятельностью.

- Спортон очень разный, есть командные виды, есть одиночные – когда тебе самому приходится сражаться за победу. Как лучше определиться с видом спорта для ребенка в зависимости от его психологического склада характера? Вот если у тебя маленький забияка вырос, его в какой спорт лучше отдать?

- Мне понравился вопрос про забияк (смеется). Если ребенок – забияка, значит – он очень активный, а активность требует выхода, и нужно обязательно иметь, куда ее применить.

Поэтому, если ваш забияка – с признаками агрессии, то не нужно отдавать его в те виды спорта, которые воспитывают агрессию, например – в единоборства. Пусть занимается любым другим видом спорта.

Если это просто забияка – ему подойдет любой миролюбивый вид спорта. Но спорт – это обязательно, потому что если не давать выход его энергии в спорт, он найдет ей другое применение, возможно, менее полезное. Поэтому родителям лучше направить его в правильное русло.

В спорте есть такое понятие как отбор: ребенок пришел в команду, позанимался месяц, не нравится ему в командном виде – можно попробовать индивидуальные. Главное – пробовать и смотреть по конституции: если изначально у него нет гибкости и выворотности суставов, то на гимнастику его не возьмут, на плавании – тоже свои параметры. Поэтому смотрим на конституцию – и предлагаем ребенку выбор.

СЛОЖНОСТИ НА ТРЕНИРОВКЕ – ВЫПОЛНИТЬ ЭЛЕМЕНТ, ПЕРЕБОРОТЬ СЕБЯ – ПОВЫШАЮТ УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ

- Если ребенок очень стеснительный, а хочется развить в нем лидерские качества, спорт может помочь?

- На самом деле, спорт всегда повышает уверенность в своих силах. Лидерские качества, все-таки, заложены больше темпераментом – есть люди, уверенные в себе, но они не стремятся быть лидерами, а есть те, кому это обязательно необходимо для самоутверждения.

Безусловно, спорт важен потому, что ребенок, во-первых, работает на результат, во-вторых – чувствует, что он не такой как все (потому что у него есть определенное дело, которым он занимается), и в-третьих – сталкивается с постоянными сложностями на тренировке: выполнить какой-то сложный элемент, перебороть себя, придерживаться режима. Постоянное преодоление повышает уровень самооценки у детей.

- А еще, загружая ребенка занятиями в спортивных секциях, вы отвлекаете его от гаджетов! Ведь с самого младенчества наши дети «прилипают» к экранам смартфонов и начинают жить виртуальной жизнью. Может с этим пора смириться?..

- На самом деле, этот вопрос – очень важный в наше время, и сейчас буду раскладывать все по полочкам. Гаджеты действуют возбуждающе на нервную систему – мозг сталкивается с постоянной обработкой информации. Раньше с ребенком пришел в поликлинику – и сидишь в очереди. Он может сидеть, ничего не делать или какой-то журнал разглядывать, а сейчас – он просматривает свой телефон, и там на него льется постоянный поток информации! Нам кажется, что это мелочи – реклама, кто-то что-то написал, что-то где-то произошло, какая-то новость – а на самом деле мозг постоянно подключен, он постоянно это обрабатывает, работает. Напряжение у мозга сейчас гораздо больше, да и синее излучение экранов очень негативно влияет на нервную систему.

СЕЙЧАС НА ПЕРВОЕ МЕСТО У ДЕТОК ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВЫШЕЛ СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

- Есть мнение, что постоянное «сидение» в гаджетах влияет на агрессивность детей. Почему это происходит?

- Сейчас действительно чаще обращаются к психологам с жалобами на агрессивность детей. И это в том числе потому, что дети играют в игры в гаджетах – планшетах, компьютерах, телефонах.

Происходит это так: когда мы играем в какую-то спортивную игру, у нас появляются эмоции и выделяются гормоны – адреналин, кортизол и т.д. Весь этот букет гормонов способствует наилучшему выполнению спортивных заданий: у тебя ускоряется реакция, становятся лучше концентрация, внимание, скорость, ты работаешь на максимуме. Когда мы реально занимаемся спортом, через движение мы все эти гормоны «выбегиваем», они имеют выход через физическую нагрузку.

Когда ребенок играет в гаджете, то для мозга нет разницы – он реально бегает или «бегает» в компьютере – происходит тот же выброс гормонов, которые никуда не выходят, ребенок сидит. И когда это происходит каждый день, накапливается уровень агрессии, наступает перегрузка нервной системы. Мы видим у малышей апатии, проблемы со сном, дети не высыпаются, становятся невнимательными, развивается синдром дефицита внимания (который сейчас вышел на первое место у деток школьного возраста, хотя раньше статистика показывала его гораздо меньше), дети не могут сконцентрироваться на каких-то простых вещах, например – на учебе.

Это все – психическая нагрузка, которая вызвана постоянными играми и постоянным подключением к информационному потоку.

ДЕТИ ПОДСАЖИВАЮТСЯ НА КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ПОСТОЯННАЯ СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ

- К сожалению, очень часто отобрать у ребенка телефон становится большой проблемой, и эта зависимость просто пугает….

- Дети активно подсаживаются на компьютерные игры, потому что их разрабатывали знающие люди! Это же постоянная система поощрения – вот, ты прошел уровень – заработал бонус.

И эти условные «сундучки», «монетки» или «сердечки» вызывают у нас в головном мозге всплеск гормонов – и все! Ты уже к этому подключен и постоянно ждешь следующего иллюзорного поощрения – проходишь игру, чтобы тебя поощрили.

Важно говорить с ребенком по поводу этого быстрого удовлетворения желания, объяснять ему, что нужно находиться в моменте, наслаждаться настоящим днем. С помощью беседы немножко останавливать этот ритм. Потому что не только дети, но и взрослые в последнее время перестали слышать пение птиц, обращать внимание на деревья.

Надо начинать учиться с детства получать удовольствие от настоящего момента, и обращать внимание на какие-то интересные, приятные мелкие вещи, тогда это входит в привычку. А для этого родителю важно вечером перед сном в спокойной атмосфере подойти к ребенку, не задавать ни одного вопроса по поводу уроков, а просто поговорить.

СПОРТ – ЭТО ВООБЩЕ КАК ВОЛШЕБНАЯ ТАБЛЕТКА, БЕСПЛАТНАЯ, МЕЖДУ ПРОЧИМ

- То есть, благодаря общению и спорту, можно наладить психологическую атмосферу внутри своей семьи и комфортно общаться с окружающим миром?

- Да, спорт имеет очень позитивное влияние на психику и нервную систему – как у детей, так и у взрослых. Он снимает часть стресса, который мы получаем в повседневной жизни, а без стресса – никак нельзя (улыбается). Есть стресс острый – это когда в пробку попал и на 5 минут куда-то опаздываешь, а есть – постоянный – это неприятности, которые происходят, но ты никак не можешь на них повлиять.

И вот как раз спорт – это вообще волшебная таблетка, бесплатная, между прочим. Потому что, когда ты занимаешься спортом и выходишь на определенную частоту сердечных сокращений, – в тебя впрыскиваются гормоны счастья и создают настроение. Ты начинаешь более оптимистично смотреть на мир, у тебя появляется энергия, силы, желание что-то делать.

Например, когда очень устаешь на работе, приходишь домой и чувствуешь – ногой не могу пошевелить, разговаривать с детьми или с мужем просто сил нет, а хочется сесть и чтобы тебя никто не трогал – лучшая рекомендация – сделать пробежку 30 минут. Вы сбросите все эмоции, которые накопились за день, перезагрузитесь, получите море позитивных эмоций и энергии!

Это может быть не обязательно пробежка, может быть просто ходьба в хорошем темпе – вы придете домой совершенно в другом настроении, и ваш вечер в семье пройдет совершенно с другими ощущениями.

Любовь Базив. Киев

Фото: Евгений Котенко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-