Илья Гельфгат, Герой Украины, учитель физики Харьковского физико-математического лицея
Понимание точных наук помогает сконструировать собственную жизнь
31.08.2021 15:16

Во время торжеств по случаю 30-летия Независимости Украины президент Владимир Зеленский присвоил звание Героя Украины с вручением ордена Державы учителю физики коммунального учреждения "Харьковский физико-математический лицей №27 Харьковского горсовета Харьковской области» Илье Гельфгату за выдающиеся личные заслуги перед Украиной в развитии образования, внедрение инновационных методов обучения, многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность.

В этом году Илье Марковичу Гельфгату исполнилось 70 лет. Он харьковчанин, здесь родился, учился и вот уже 46 лет работает учителем физики, причем две трети этого срока – в упомянутом лицее.

Созданный 30 лет назад на базе первой в Харькове физико-математической школы, учрежденной по инициативе группы профессоров Харьковского государственного университета (ныне национальный университет имени Каразина), лицей №27 является одним из лучших профильных учебных заведений Украины, где готовят будущих специалистов в области точных наук.

Однако сам Илья Гельфгат, с которым корреспондент Укринформа встретилась в университете имени Каразина (там он тоже проводит занятия со школьниками как преподаватель здешнего Центра довузовского образования) оценивает ситуацию скромнее: "За все годы работы учителем физики я понял, что моя задача – научить детей любить науку, которая объясняет окружающий нас мир. И пусть не все из них станут учеными, но понимание точных наук поможет им, не побоюсь этого слова, сконструировать свою собственную жизнь".

ПОНИМАНИЕ ТОЧНЫХ НАУК ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ СКОНСТРУИРОВАТЬ СОБСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ

- Откуда у вас такая приверженность к точным наукам? Вы из семьи ученых?

- Я из семьи технарей. Отец много лет работал начальником цеха, а затем – главным технологом Харьковского вагоноремонтного завода, мама – инженером-конструктором Центрального конструкторского бюро "Строммашина". Учился в обычной харьковской школе №13, где были хорошие учителя по физике и математике. Бывало, и в олимпиадах участвовал, был призером Республиканской олимпиады юных физиков, страшно сказать – 1966 года. Награду не сохранил, это была книжка: справочник по физике, на тот момент мне совершенно непонятный. Наверное, тогда же и заинтересовался физикой. Это определило выбор профессии. Окончил физфак университета имени Каразина, отслужил в армии –  в войсках ПВО, где, к слову, научился организовывать коллективную работу – и сразу после этого пошел в школу учителем. Не думал, что на всю жизнь. А теперь, как говорится, уже не могу оторваться. И хотя защитил кандидатскую диссертацию по теме, связанной с теоретической физикой, в науку уходить не собираюсь. Моя наука –  школа, каждый ученик по-своему интересен.

- Речь ведь о самых способных?

- Надо уметь работать со всеми, причем в течение нескольких лет, тогда можно ожидать результата. Но, конечно, больше общаешься с теми детьми, у которых видны перспективы. Как их отличить? Хороший учитель это определяет по многим признакам, да хоть по глазам, где отражается интерес к предмету. Иногда выбираю просто интуитивно: мы друг друга слышим и понимаем, я учу их, а они – меня. Иной раз такой вопрос зададут, что в тупик поставят, но я на то и учитель, чтоб и самому разобраться, и их научить. При этом убежден, что ставить крест на "неперспективном" ученике нельзя. Можно ошибиться, а это уже серьезные последствия для молодого человека. Бывают и сюрпризы: один из моих учеников, возможности которого в 8 классе многие учителя-коллеги оценивали очень невысоко, вдруг после 11 класса завоевал золотую медаль Международной физической олимпиады!

- Наверное, в вашем лицее к таким сюрпризам привыкли, а насколько выпускники готовы к поступлению в вуз?

- На 100%, и это стало правилом. Если говорить о физике, то в этом году были и две оценки по 200 баллов, и 10 оценок по 198-199 баллов. Только уточню, что речь идет об учениках моих коллег – у меня в этом году не было выпускного класса. Есть некоторый уровень, ниже которого лицей не может опуститься. Наши выпускники получили право учиться в любом вузе, и не только харьковском. Очень хотелось бы сказать, что большинство поступили в университет имени Каразина, где действуют сразу три факультета, связанных с физикой –  физфак, физтех и радиофак. Но, увы, в последние годы окончательный выбор в пользу физики делают немногие…

- Трудно учиться в вашем лицее?

- Нелегко. У нас серьезный подход к преподаванию физики и математики, есть свои отработанные методики. Во всяком случае, на первом курсе университета наши выпускники чувствуют себя достаточно уверенно. А начинаем с простейшего. Помнится, однажды в 5 классе после урока природоведения, как мне казалось, очень понятного детям, на вопрос: "Чем отличаются звезды от планет?" – я получил ошеломляющий ответ: "Планеты круглые, а звезды пятиконечные". Бывало всякое...

САМОЕ ТРУДНОЕ – РЕФОРМЫ, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ЖИЗНЬ УЧЕНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ

Школа невозможна без учителя, а выпускников педвузов можно увидеть за прилавками рынка «Барабашово»

- Учиться всегда нелегко, а учить?

- За годы моей работы самыми трудными, хотя и привычными, оказались постоянные "реформы" образования – те, которые одинаково осложняют жизнь и учителям, и ученикам. Бывало, что реформы носили возвратно-поступательный характер, связанный, в том числе, со сменой власти. Вокруг этих реформ было много лишних разговоров, а главный вопрос оставался в тени. Этот главный вопрос состоит в том, что школа невозможна без учителя. Одно лишь сравнение: с началом пандемии "вдруг" выяснилось, как плохо без достаточного количества квалифицированных врачей.

Поступление в педвузы сегодня возможно и при позорно низком балле ЗНО

С учителями ситуация уже сегодня сложная, даже катастрофическая. Не секрет, что многих выпускников педагогических вузов можно увидеть и за прилавками нашего знаменитого вещевого рынка "Барабашово", и в других далеких от школы местах. Поступление в педвузы сегодня возможно и при позорно низком балле ЗНО. Если так будет продолжаться, то через 15-20 лет новые учителя даже не сумеют прочитать очередную реформаторскую программу.

В школе есть и другие проблемы. Так, психологи давно установили, что ученик может в течение семестра качественно и без перенапряжения изучать пять-шесть предметов. А у нас на ученика в семестре приходится около пятнадцати. Что ж, многие дети решают проблему просто: учат всего несколько предметов, а то и ничего не учат…

Кстати, попытки оправдать низкие результаты ЗНО влиянием дистанционного обучения считаю недобросовестными, если не говорить о сельских школах, где, действительно, могут быть серьезные проблемы со связью и техническим оснащением. В Харькове же эффективно налаженный учебный процесс может продолжаться и в дистанционном режиме, пусть с определенными потерями. Имею в виду то, что у физиков главные проблемы связаны с проведением экспериментов и контролем результатов обучения. Предупреждая ваш вопрос о сути экспериментов, скажу, что описать коротко и внятно хоть какой-то из них не берусь, это всё равно, что описать словами арию оперного певца. Короче, в дистанционном обучении есть смысл, особенно с учетом определенной ситуации.

- То есть, для учителя сегодня есть и работа, и зарплата. Кстати, вы довольны своей зарплатой?

- Совершенно ясно, что зарплату учителю нужно увеличивать. Понемногу это уже делается, но люди устали ждать. Правда, тут вспоминается некий исторический анекдот: когда королева Великобритании пообещала ученому увеличить его малую зарплату, он возразил: "Ваше величество, не делайте этого, ваши придворные меня выживут!" Если таки повысят зарплату, не повалят ли в школу "преподаватели" с рынков?

- Вся ваша жизнь – лицей и ученики. А что за пределами? Бывают ли физики лириками?

- Безусловно, бывают. Например, известный наш земляк, физик, академик АН Украины, организатор и директор Физико-технического института низких температур Борис Веркин принимал самое активное участие в организации в Харькове масштабных культурных мероприятий, в частности, – международного фестиваля классической музыки "Харьковские ассамблеи", которым руководит его дочь, народная артистка Украины, профессор Харьковского национального университета искусств имени Котляревского Татьяна Веркина.

Мои достижения в этом плане намного скромнее. Люблю читать, иногда перечитываю классику, частенько –  детективы. Когда-то вместе с учениками сплавлялись на байдарках по рекам Украины. Но должен признать, что свободное время в основном уходит на подготовку к урокам: одних задач сколько нужно придумать! Спрашиваете, сколько? Перечислить все просто не могу. Давайте ограничимся действующими учебниками и сборниками задач (у наших пособий не очень длинный век), перечислить все предыдущие версии, проработавшие по 5-10 лет, я не могу. (Сегодня в активе у Ильи Марковича 5 “работающих” сборников, в каждом из них –  несколько сотен задач, 3 учебника, программа по физике для 10-11 классов, все эти материалы созданы им лично или же в соавторстве, – ред.)

ОБРАЗОВАНИЕ НЕ СВЯЗАНО С СЕГОДНЯШНИМ УРОВНЕМ БЛАГОСОСТОЯНИЯ, А С ТЕМ, ЧТО БУДЕТ ЛЕТ ЧЕРЕЗ 15

- Есть у вас свой образец, кумир в мире науки? С кого молодым брать пример? Кстати, я вычитала в сети, что многие ученики берут пример именно с вас. Один из них признался, что истинный интерес к физике у него возник после того, как вы назвали физику наукой предположений.

- Знаю. К слову, этот выпускник добился успехов в другой сфере знания. Что касается кумиров, то их я назвать не могу. А пример можно брать с очень многих людей. При наличии времени стараюсь рассказать о великих ученых разных времен и народов. Как не вспомнить итальянца Галилео Галилея – физика, механика, астронома, философа XVI века, или англичанина Майкла Фарадея, открывшего в XIX веке электромагнитную индукцию и создавшего первую модель электродвигателя. Достижения науки –  это свидетельство интеллектуального развития общества. И школа имеет к этому развитию самое непосредственное отношение.

* * *

Как рассказали корреспонденту Укринформа в Харьковском физико-математическом лицее №27, учитель Илья Гельгафт подготовил несколько десятков призеров и победителей всевозможных олимпиад, а 16 его учеников стали победителями олимпиад международного уровня: "Илья Маркович возглавляет в лицее кафедру учителей физики, проводит методические семинары для коллег из Харькова и области, организует местные олимпиады – ищет потенциальных участников для масштабных интеллектуальных турниров. Что касается личных рекордов, то в 2018 году сразу пять его учеников получили по 200 баллов в ходе ЗНО по физике".

Илья Гельфгат автор или соавтор ряда учебников и учебных пособий. Так, гриф Министерства образования и науки Украины имеют его учебники для 9-11 классов и сборники задач (в соавторстве с заслуженным учителем Украины Игорем Ненашевым, в свое время – главным редактором методического журнала для учителей "Физика в школах Украины") для 7-11 классов. В числе выпускников Ильи Марковича – кандидаты наук, преподаватели вузов и руководители предприятий. Есть и школьные учителя. Его ученики работают не только в Украине, но и в США, а также в странах Европы и Азии.

Илья Гельфгат награжден орденом "За заслуги" трех степеней, нагрудным знаком "Отличник народного образования". Он - Заслуженный учитель Украины и Почетный гражданин города Харькова. Это ему принадлежат сказанные на одной из конференций слова: "Образование не связано с сегодняшним уровнем благосостояния. Оно связано с тем экономическим уровнем, который будет через 10-15 лет".

Светлана Лигостаева, Харьков
Фото Вячеслава Мадиевского

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-