Афанасий, архиепископ Харьковский и Изюмский ПЦУ
Когда приезжали паломники, я варил ведро полтавского борща
03.09.2021 16:27

Мы очень мало знаем о том, как создавалась Украинская Церковь в новейшее время. Наши епископы не очень многословны относительно первого периода служения, а верующие настолько благодарны за Томос, что и не вспоминают трудные времена становления. А между тем история автокефалии в постсоветский период сложна и порой трагична. Владыка Афанасий - архиепископ Харьковский и Изюмский – с девяностых годов боролся за автокефалию украинского православия.

Он – основатель и редактор одного из первых духовных изданий в Украине, писатель и журналист. Его стараниями открываются монастыри.

Автокефальная церковь на территориях, где привыкла господствовать Москва, – это искусство маленьких шагов и вера. Это возможность делать то, что можешь, даже когда цель кажется недостижимой. О маленьких шагах, которые позволили состояться автокефалии, мы говорим с владыкой Афанасием.

ПАСЕЧНИК - ТРЕНЕР ХОККЕЯ НА ТРАВЕ - ЖУРНАЛИСТ

- Владыка, я почитала вашу биографию. Вы и писатель, и журналист, и учитель, и спортивный инструктор. Кстати, о спорте. Инструктором какого вида спорта вы были?

- Непосредственно инструктором я не работал, потому что мое основное место работы было - пасечник в колхозе. А вот тренером по хоккею на траве – да, а между областными или республиканскими турнирами это был еще и футбол и хоккей на льду, потому что ребят надо было постоянно держать в соответствующей форме. Хоть я и не был спортсменом (у меня больное сердце), это, правда, не помешало мне два года отслужить в армии – сам настоял, чтобы не комиссовали из сержантской школы. Именно из-за сердца и оказался на районном стадионе. Намеревался заняться оздоровительным бегом.

А после армии – пять лет районного радиовещания: и корреспондент, и редактор, и диктор в одном лице.

Потом так сложились обстоятельства, что я хотел сменить место работы, но в Решетиловке райком, чтобы задержать на радио, все сделал, чтобы меня не взяли ни в одну из организаций. Однако карьера никогда не была в моей жизни определяющей. И я устроился пасечником в соседнем хозяйстве. Проработал почти двадцать лет. Во второй половине этого периода я и появился на стадионе, не будучи спортсменом, хотя был заядлым болельщиком по футболу и хоккею на льду.

Непосредственно бегом не занялся, но получил нагрузки гораздо большие. Тогда как раз по телевизору показывали чемпионат мира по хоккею на траве. Поэтому и начал с этого вида спорта – и сам клюшки в руках не держал, и мальчишки не видели ее в глаза. Овладевали вместе. Что главное в тренерской работе? Правильно организовать тренировочный процесс, организовать игру и объединить команду в единое целое. Это, кстати, соответствует и организационной работе в епархии.

- То есть любительский спорт способен приносить плоды, если с полной отдачей им заниматься!

- Хорошие плоды приносит любая деятельность, если к ней относиться серьезно и отдавать все свои усилия. Спорт поддерживал мое здоровье, объединял молодежь. Несмотря на такую занятость, я написал и издал две книги рассказов и повестей «Жива роса» и «Осіння горішина». Под конец, когда я приезжал на тренировку, то меня ждало больше десятка групп детей старшего возраста, среднего и совсем маленькие. Я занимался их воспитанием – проверял успеваемость в учебе, встречался с родителями и т.д. А потом поменялся руководитель районного спортивного общества, и все «благополучно» умерло.

- Интернет пишет, что вы создали первую в Украине церковную газету.

- Не знаю, первую ли, но в 1990 году основал частную еженедельную газету «Добродій», она собирала более шести тысяч абонентов! Со временем в издании уже размещались преимущественно материалы на духовные темы, с помощью газеты способствовали развитию Киевского патриархата в Полтавской области (были годы, когда тираж подписки достигал более 9 тысяч абонентов – третий по количеству тираж в области). Когда с постоянным издателем и сотрудником газеты Василием Бондарцом (впоследствии игуменом Антонием) стали послушниками Феодосиевского мужского монастыря в Киеве, то начали выдавать «Добродія» уже полностью как духовно-церковное издание.

- Таким большим был спрос на духовную литературу?

- Особенно в девяностых годах! Еще держалось в начале двухтысячных, а потом как-то резко тираж начал сокращаться. В этой газете были переведены на украинский язык и опубликованы на ее страницах большое количество молитв, акафистов, жизней святых отцов и др. Вообще, с помощью «Добродія» очень большое количество людей обратились в православную веру и преимущественно стали верующими Киевского патриархата.

Чуть позже у меня была авторская ежемесячная программа с таким же названием на полтавском радио. Это была достаточно популярная передача. Сейчас я главный редактор литературного журнала «Полтавська криниця» (тысяча экземпляров). Два года назад, к своему юбилею – 65-летию, издал ранее напечатные рассказы и повести, собранные в одном томе. Блаженнейший митрополит Епифаний участвовал в вечере-праздновании моего юбилея.

КАК "ЗАХОЖАНИН" СТАЛ МОНАХОМ И АРХИЕПИСКОПОМ

- В монастырь вы пришли довольно поздно, как для монашеских традиций. В 50 лет. И дальше был стремительный рост: монах – епископ – архиепископ. Что было до 50-ти. Вы были верующим человеком? Или у вас было внезапное озарение? Или постепенное обращение?

- В монашество приходят в любом возрасте. Мое обращение было постепенным. У нас в районе не было ни одной церкви! Единственный район в Украине, где все церкви были разрушены (а в самой Решетиловке их действовало семь). Когда приезжал в Полтаву, то заходил в Макаровскую церковь, но был «захожанином». Когда с 1982 года часто стал наведываться в Киев, то обязательно ходил во Владимирский собор на литургии, всегда посещал пещеры Киево-Печерской лавры.

На заре автокефального движения был пасечником, писал прозу, которую считали антисоветской, с цензурными преградами издавал книги. А национально-сознательным стал не тогда, когда это уже было разрешено в независимой Украине, а еще в школьные годы.

Я создал общину Киевского патриархата в Решетиловке (это была целая эпопея) в 1999 году, тогда же и службы начались.

В то время я по неделе, а то и больше жил послушником в Выдубицком мужском монастыре, затем окончательно решил принять монашество. Это произошло позже в Житомире. В 2005 году в декабре в с. Белки Попельнянского района сначала стал настоятелем местного прихода, а впоследствии основал мужской монастырь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда я туда пришел, то в церкви не было ничего, даже богослужебной литературы. Уже с весны стали приезжать на богослужения жители Житомира и области, киевляне, полтавчане. Часто по целому автобусу. После литургии и молебна всегда происходила трапеза – я варил ведро полтавского борща (а готовлю вкусно), другие готовили блюда, люди привозили что-то с собой. Садилось за стол до 60 паломников. Это удивительное было время.

- Расскажите о своем служении игуменом в Житомирском монастыре. В этом полесском крае не сильно выражены проукраинские настроения. Несмотря на Голодомор, Полесье - красное. Как там воспринимали украинский монастырь?

- Не знаю, насколько Житомирщина красная, потому что к нам приезжали украинцы по духу, и такими же были сельские жители, которые нас поддерживали. Хозяйство недорого продало половину конторы, а немалое, фактически новое общежитие с кроватями, матрацами и постельным (там останавливались паломники), что рядом, – вообще пожертвовали монастырю. Чуть в стороне, возле озера, стояла большая старинная деревянная церковь. Но обстоятельства сложились так, что я перешел в УАПЦ в июне 2009 года. Через два месяца предстоятель УАПЦ, блаженной памяти митрополит Мефодий и Архиерейский собор определили меня епископом на Харьковско-Полтавскую кафедру. Епископская хиротония состоялась в ноябре этого же года в храме Николая Набережного в Киеве.

Получил епархию с одним действующим приходом и с одним священником. Поэтому пришлось развивать епархию, считай, на голом месте. Но, как видите, так или иначе, но справился с поставленной задачей.

Можно ли было сделать больше? Вопрос риторический. Слишком мощное пророссийское засилье в наших краях, особенно на Харьковщине. С одной стороны, сильное сопротивление властей на местах, а с другой – какая-то мазохистская вера людей московским батюшкам. Хотя, мне кажется, что люди старшего возраста просто ностальгируют по Советскому Союзу, который олицетворяется с Россией.

НА ВСТРЕЧУ СО МНОЙ МП ПРИГНАЛ ТИТУШЕК С АРМАТУРОЙ

- Был ли опыт общения с УПЦ МП?

- Это "общение" с МП продолжается по сей день, особенно на Харьковщине. Года три назад в Змиеве в городском доме культуры организовали мою встречу с общественностью города – там начал действовать наш приход. Священник Московского патриархата и пророссийские горожане организовали провокацию – привезли несколько десятков молодых людей в спортивных костюмах и характерной внешности. В нижнем храме новопостроенной церкви их «причастили» и раздали куски арматуры (они группировались тремя группами по периметру церковной ограды напротив). Привлекли также детей, чтобы они зашли среди наших людей, а молодые люди в это время должны были на нас напасть и устроить бойню под видом защиты детей. Все было бы снято на видео и смонтировали бы фильм о том, какие бандиты и преступники автокефалы, что даже детей не пожалели.

Но вмешались из Харькова органы, которые обязаны предупреждать подобные события, и к завершению встречи молодые люди исчезли. Поэтому было противостояние со стороны МП тогда, никуда оно не делось и теперь.

- Изменил ли Томос ситуацию Церкви в регионе?

- Кардинально Томос ситуацию Церкви в нашем регионе не изменил, особенно на Слобожанщине. Прежде всего потому, что нет священнических кадров. Значительная часть жителей райцентров, поселков и сел, также городов, хотят иметь украинскую Церковь, тем более сейчас, после получения нами Томоса, но у нас некого ставить настоятелями.

И хоть и медленными шагами, но мы развиваемся, потому что находятся неравнодушные люди, которые поддерживают и помогают. Хотя с поддержкой приходов УПЦ МП, то есть РПЦвУ, сравнить нельзя. Там находится фактически весь бизнес. А мы получаем крохи. В основном прихожане все делают за счет своих небольших денег.

Кстати, такая же ситуация и в Полтаве. Но в Полтаве мы сумели приобрести небольшой участок на самой окраине города (за нами уже степь), и с тяжелым трудом строим небольшой храм. Вот такой у нас кафедральный «собор»!

- Вы участвовали в объединительном Соборе, а после него вы почувствовали единство между архиереями, ведь вы из разных конфессий, между которыми не всегда был мир?

- Единство между всеми епископами, независимо от конфессии, к которой каждый из нас принадлежал до объединения, я почувствовал уже в январе 2019 года, когда мы все собрались в Михайловском Златоверхом монастыре в соборе на богослужение по случаю получения Томоса. Было такое впечатление, что мы всегда находились в одной церкви. Разговоры наших противников о каких-то противостояниях не соответствуют действительности.

- Как продолжается перерегистрация приходов?

- Перерегистрацию приходов приостановил ковид. Сейчас проходят сборы в приходах, документы первых нескольких приходов поданы в ОГА, две общины на Полтавщине уже перерегистрированы (здесь не возникает проблем с ОГА). Надеюсь, что к концу года в основном этот процесс завершится.

Однако сталкиваемся с определенными проблемами в Харьковской ОГА, где в соответствующем отделе пытаются вносить свои поправки в разработанный юристами Киевской митрополии образец Устава прихода, который принимают на общем собрании религиозных общин. Оказывается, что работник отдела лучше знает законодательство, чем юристы одной из ведущих юридических фирм Украины.

- Вы в книгах пишете о, условно скажем, "маленьком человеке" или "сельском человеке". Литература - это литература. А как, по-вашему, должна ли Церковь реагировать на события общественно-политического значения, на такие вещи, как, например, приватизация земли, аграрные законы?

- Церковь не должна молчать! Если бы церковь стояла, скажем, в стороне от Майдана, защиты Украины от российской агрессии? А вопросы образования, искусственного прерывания беременности, ЛГБТ, или же – пьянства, наркомании, вообще вседозволенности, которая разрушает человека как личность, превращая в бездумного потребителя и т.д.? Церковь - это украинцы. Она живет не только церковной жизнью, но и вынуждена реагировать на происходящие в обществе процессы, выражая свою позицию по тем или иным вопросам общенациональной и государственной жизни.

И с продажей земли есть определенные риски. Я уже неоднократно писал о том, что украинскую нацию создала многотысячелетняя земледельческая цивилизация, которая дала язык, песню, быт, обычаи, традиции и все остальное, что существенно отличает нас от других народов. Село и так разрушено до "основания...", и, не дай Бог, землю "растащат". Лишимся почвы, на которой украинцы твердо стояли, несмотря на отсутствие государственности. Больше всего пострадает язык, потому что раньше город существенно пополнялся сельской молодежью, носителем чистого и богатого языка, а потеряв это пополнение, город загомонит уже не на украинском языке, а на чем-то искусственно выдуманном.

- Я увидела в ваших статусах очень трепетное отношение к языковому вопросу. На каком, по вашему мнению, языке должно происходить богослужение: только на украинском языке или также на других?

- Богослужебный язык Украинской Церкви, конечно же, должен быть украинский, но в тех из приходов, которые переходят в ПЦУ, скажем, на Юге и Востоке, и даже на той же Слобожанщине, по желанию прихожан, тем более, если переходит с общиной МП и священник, которому сразу перейти на украинский язык в служении трудно, богослужение определенное время может совершаться на церковнославянском языке.

Лана Самохвалова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-