23 сентября. Памятные даты

23 сентября. Памятные даты

Укринформ
Сегодня, по инициативе ООН, отмечается Международный день жестовых языков

Предложение о провозглашении Международного дня жестовых языков поступило от Всемирной федерации глухих - организации, которая в настоящее время объединяет 135 национальных ассоциаций глухих и защищает права около 70 млн глухих по всему миру.

Дата 23 сентября была выбрана в ознаменование создания Всемирной федерации глухих в 1951 году. С тех пор эта организация занимается сохранением жестовых языков и защитой прав глухих.

Жестовые языки - это полноценные естественные языки, отличающиеся от разговорных языков. Существует также международный язык жестов, используемый глухими людьми на международных встречах, а также во время поездок и личного общения. Он считается основной формой жестового языка, не такой сложный, как природные жестовые языки знаков и имеет ограниченный лексикон.

События дня:

23 сентября 1648 года украинские войска под руководством Богдана Хмельницкого одержали триумфальную победу над польской шляхтой в трехдневной битве под Пилявцами.

Мирослав Добрянський «Битва під Пилявцями» (2008)
Мирослав Добрянский «Битва под Пилявцами» (2008)

Пилявцы стали очередной победой украинского войска после битвы под Желтыми Водами и Корсунской битвы (обе состоялись в мае 1648 года).

Битва началась 11 сентября и сначала поляки вроде бы начали побеждать, но достаточно скоро тридцатитысячная украинское казацко-крестьянское войско с помощью четырёхтысячного отряда крымских татар разгромило поляков. Особенно отличились отряды под руководством Максима Кривоноса и Ивана Черноты. Огромный польский лагерь со всем добром, а главное артиллерией (почти 100 орудий), достались победителям. После этой победы украинцы двинулись на Львов. Максим Кривонос захватил Высокий Замок, но уничтожать величественный город Хмельницкий не захотел. Как пишет тогдашний историк – «пожалел найпервейший город на Руси». Напуганные горожане откупились, заплатив более полумиллиона злотых, а казаки двинулись дальше. В Варшаве между тем выбрали короля. Им стал Ян Казимир, которого признал и Хмельницкий. Установилось короткое перемирие, которое закончилось уже летом следующего 1649 года. Впереди были Зборов, Берестечко, победная битва под Батогом...

В этот день родились

в Украине…

Соломія Крушельницька
Соломия Крушельницкая

Соломия Крушельницкая (1872-1952), всемирно известная певица, обладательница лирико-драматического сопрано.

Примадонна европейской оперной сцены Соломия Крушельницкая  появилась на свет в селе Белявинцы на Тернопольщине в семье местного священника. С детства проявляла способности к пению. Училась в Тернопольской школе общества «Друзья музыки» и в Тернопольской классической гимназии. В 19 лет поступила во Львовскую консерваторию. Первый оперный дебют молодой певицы состоялся 15 апреля 1893 года - Крушельницкая пела партию Леоноры в опере итальянского композитора Гаэтано Доницетти «Фаворитка» на сцене Львовского городского театра Скарбека. После окончания консерватории ее приглашают петь в польскую оперу, но она едет совершенствовать вокальное искусство в Италию. Крушельницкая - исполнительница более 60 оперных партий. Она пела на сценах ведущих театров мира, в частности в Одессе, Варшаве, Петербурге, Париже («Гранд-опера»), Неаполе, Риме, Милане («Ла Скала»), Каире и др. При жизни певицы была осуществлена 31 запись ее голоса на грампластинки. Фонозаписи сделаны в Варшаве, Милане и Чикаго. Петь с ней на одной сцене считали за честь Энрико Карузо, Титта Руффо, Федор Шаляпин. Итальянский композитор Джакомо Пуччини подарил певице свой портрет с надписью «Самой прекрасной и очаровательной Баттерфляй» (собственно, именно Крушельницкая спасла эту оперу от провала). В 1910 году Крушельницкая вышла замуж за известного итальянского адвоката, мэра города Виареджо Чезаре Риччони - аристократа, тонкого знатока музыки. Супруги жили на вилле, которую назвали «Саломея». В 1920 году, в зените славы, Крушельницкая завершает оперную карьеру и всю свою дальнейшую жизнь посвящает исключительно камерной музыке и педагогической деятельности. После смерти мужа в 1938 году певица едет на родину, но начинается война, Западная Украина отходит к СССР, и у певицы нет возможности вернуться в Италию. По сути, она становится заложницей большевистского режима. Доживала свой век Соломия Крушельницкая вместе с сестрой Анной во Львове, в квартире некогда своего дома - советская власть национализировала его, оставив певице несколько комнат. Преподавала в местной консерватории. Советское гражданство получила только после того, как переписала виллу в Виареджо в пользу государства. Имение, где в любви и согласии прожила Соломия Амвросиевна с мужем более четверти века, продали, отдав владелице лишь небольшую часть выторгованного. В характеристике на певицу, предоставленной директором консерватории в обком партии в 1948 году, в частности, говорилось: «Бывшая знаменитость. В общественной жизни консерватории никакого участия не принимает. Как педагог потеряла необходимый для преподавателя уровень. Как воспитатель - аполитична. Желательно перевод на пенсию». Но в обкоме решили, что списывать в тираж «бывшую знаменитость» еще рано. За три года до смерти, 77-летняя примадонна отпела в филармонии прощальный концерт. Звание профессора Львовской консерватории ей дали за месяц до смерти. Похоронена Соломия Крушельницкая на Лычаковском кладбище, недалеко от могилы Ивана Франко, с которым при жизни была в приятельских отношениях.

Аркадій Казка
Аркадий Казка

Аркадий Казка (1890-1929), поэт, переводчик.

Родился в украинском городе Седнев, который в то время входил в состав Черниговской губернии, в многодетной семье сельского сапожника.

Учился в Киевском коммерческом институте (ныне - Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана), однако не окончил из-за отсутствия денег. Вернулся в Чернигов, работал чертежником в земской управе. Впоследствии учительствовал в селах Киевщины, Днепровщины, в Одессе – преподавал пение и украинский язык.

Ночью 10 сентября 1929 года Казку арестовали по делу СВУ (дело о мифической антисоветской организации «Союз Освобождения Украины» («Союз Визволення України»)), отправили в одесскую тюрьму. Вел себя на допросах достойно, никого не оговорил. Кроме того, последовательно разговаривал на украинском языке, чем дополнительно раздражал допросчиков. Доведен следователем НКВД Григоренко до самоубийства (23 ноября повесился, по другим данным — убит в камере следственного отдела НКВД СССР).

Более 35 лет творчество Аркадия Казки было под запретом, как и наследие всех казненных и репрессированных по делу СВУ.

Литературную деятельность поэт начал еще до 1917 года с переводов западноевропейских и российских произведений. В УССР свои стихи и поэмы печатал в журналах.

Творческой манере Аркадия Казки свойственны тяжелые "железные" ритмы, обусловливающие определенную "прозаизацию" языка и монументальность стихов. Особенности ритмики поэта наиболее ярко проявились в поздних поэмах «Великдень» (1925), «Стежка» (1926—1927), «Сон старого кобзаря» (1927—1928), «Він іде» (1928-1929), которые до сих пор интересны своими открытиями в фонетике.

В начале 60-х Павел Тычина мечтал издать сборник Казки, который был его другом. Но первые стихи в 1965 году опубликовал не он, а его ученик Василий Мысик в сборнике «День поезії».

Володимир Кубійович
Владимир Кубийович

Владимир Кубийович (1900-1985), историк, географ, энциклопедист, организатор издания и главный редактор «Енциклопедії українознавства» и фундаментального труда «Географія українських і сумежних земель».

Родился на Западной Лемковщине в украинско-польской семье.

В своих исследованиях польско-украинских окраин Владимир Кубийович последовательно отстаивал украинские геополитические интересы и вел научную дискуссию с польскими учеными, которых обвинял в умышленном подлоге статистических данных в исследованиях.

Автор более 80 научных работ по географии Украины. Наиболее ценный вклад ученого в украинистику – это инициирование, редактирование и издание «Енциклопедії українознавства» (Париж - Нью-Йорк, 1955-1984) и «Encyclopedia of Ukraine» (Торонто, Баффало, Лондон, 1984-1985).

В начале 1990-х трехтомная общая часть «Енциклопедії українознавства» была издана репринтом в Киеве и стала очень ценным источником информации для украинцев, которые раньше имели дело лишь с советской версией сведений о себе и своей стране.

Олександр Івченко
Александр Ивченко

Александр Ивченко (1903-1968), авиаконструктор, руководитель разработки поршневых, позже газотурбинных двигателей для многих типов самолетов.

Родился на Запорожчине в семье рабочего-литейщика. Подростком начал работать на заводе – тоже литейщиком.

В 1930 поступил в механико-машиностроительный институт в Харькове (ныне - НТУ «Харьковский политехнический институт»). После его окончания пошел работать на Запорожский моторостроительный завод (ныне - «Мотор-Сич»).

С началом Второй мировой войны предприятие, на котором Ивченко был уже заместителем главного конструктора, эвакуировали в Омск. Там Александр Ивченко и создал свои первые авиационные моторы. Самый известный из них — поршневой АШ-82ФН с воздушным охлаждением мощностью 1850 лошадиных сил. Он устанавливался на фронтовой бомбардировщик Ту-2 и на истребители Ла-5 и Ла-7.

После войны с семьей вернулся в Украину, возрождал в Запорожье свой завод и конструкторское бюро. В 1948 году произошло знаковое в его судьбе событие — знакомство с авиаконструктором Олегом Антоновым. С тех пор на всех без исключения антоновских пассажирских и транспортных самолетах стоят ивченковские турбовинтовые и турбореактивные двигатели.

Самые знаменитые из них - турбовинтовые АИ-20 мощностью 4 тысячи лошадиных сил. Еще в конце 1950-х они подняли на крыло 100-местный пассажирский Ан-10 «Украина» и транспортный Ан-12, который летает до сих пор.

В середине 1960-х Олег Антонов создал самый большой в мире турбовинтовой транспортный самолет Ан-22 «Антей», способный поднять на восьмикилометровую высоту груз весом до 100 тонн. Он и сегодня в строю. Специально для этого великана Александр Ивченко создал уникальный двигатель мощностью 12 тысяч лошадиных сил.

Под руководством академика были также созданы двигатели для кораблей на подводных крыльях «Буревестник» и «Тайфун», судна на воздушной подушке «Сормович».

А еще, пожалуй, каждый человек, даже очень далекий от авиации, хоть раз в жизни держал в руках изобретение Ивченко – в 1950-х он сконструировал мотобензопилу «Дружба».

Игорь Блажков (1936), выдающийся дирижер, который возрождал малоизвестные произведения и был первым исполнителем произведений многих современных композиторов. Был дирижером Государственного симфонического оркестра Украины.

Родился в Киеве. Окончил дирижерский факультет Киевской консерватории (1959) и в том же году стал дипломантом республиканского конкурса дирижеров.

С самого начала зарекомендовал себя как исполнитель забытых, малоизвестных произведений. В частности, после почти 30-летнего перерыва исполнил вторую и третью симфонии Дмитрия Шостаковича.

В 1969-1976 годах возглавлял Киевский камерный оркестр, исполнял многочисленные произведения композиторов разных эпох и стран — от барокко до современных украинских. Практически в каждом концерте коллектива были произведения, помеченные: «в Киеве исполняется впервые», «в СССР исполняется впервые» или просто «исполняется впервые».

С 1983 года руководил камерным оркестром «Перпетуум мобиле» Союза композиторов Украины, с которым исполнял многочисленные редкие и забытые произведения, в том числе из архивных материалов собрания Берлинской Певческой академии, вывезенного из Германии после Второй мировой войны.

За исполнение авангардной музыки (Арнольда Шенберга, Антона Веберна, Эдгара Вареза, Чарлза Айвза, Валентина Сильвестрова, Андрея Волконского, Николая Каретникова и др.) имел многочисленные неприятности с властью.

Когда между Германией и Украиной начались переговоры о реституции нотной коллекции Берлинской певческой академии, над изучением и озвучиванием которой дирижер проработал более тридцати лет, Игорь Блажков уехал вслед за своей любимой музыкой.

Впрочем, и после этого Игорь Блажков давал концерты в Украине, каждый из которых становился значительным событием в музыкальной жизни страны.

Олег Шупляк (1967), художник, известный картинами с «двойным смыслом».

Родился на Тернопольщине. Окончил архитектурный факультет Львовского политехнического института.

Работает в различных направлениях живописи, однако широкую известность ему принесла серия «Картин с двойным смыслом» - авторское название картин-иллюзий с двойным смыслом.

Смотреть работы автора - здесь.

Юрий Верес (1977), музыкант, вокалист, автор песен, лидер группы «Кам’яний гість».

Родился в Киеве. В 1998 году вместе с Геннадием Барабашем создал группу «Кам’яний гість».

В 2001 году Юрий Верес стал одним из организаторов концертного цикла Рок-легенды, в рамках которого состоялись концерты памяти легендарных музыкантов — Виктора Цоя (г. Киев, 2000), Джимми Хендрикса (г. Киев, 2000), Джима Моррисона (г. Киев, 2002) и Фредди Меркьюри (г. Киев, 2003).

Группа «Кам’яний гість» выпустила несколько альбомов: «60/70», «Там, за горами», «70/80», «Плине час».

На дисках «60/70» и «70/80» звучат украинские перепевы легендарных рок-групп 60-х и 80-х годов. Юрий Верес - автор почти всех переводов песен, которые звучат в альбомах.

Дайджест альбома «60/70»: https://www.youtube.com/watch?v=Zwh7wGtZx_g

Дайджест альбома «Плине час»: https://www.youtube.com/watch?v=U1Rpkx10G5Y

Послушать украинизированные версии западных рок-хитов:

https://www.youtube.com/watch?v=LneEFLYpz_M

https://www.youtube.com/watch?v=YeKEXArWx7M

... и в мире

Роми Шнайдер (1938-1982), австрийская киноактриса, звезда европейского кинематографа.

Снималась в фильмах «Процесс», «Людвиг», «Бассейн», «Простая история», «Сезар и Розали», «Мадо» и др. Была найдена мертвой в своей парижской квартире за несколько дней до премьеры фильма «Прохожий из Сан-Суси», в котором Шнайдер сыграла одну из главных ролей. Актрисе было всего 43 года. Официальная версия смерти - сердечный приступ, но ходили слухи, будто актриса покончила с собой. За год до этого в жизни Роми произошла страшная трагедия - погиб ее сын Давид (парень перелезал высокий забор виллы, но потерял равновесие и упал прямо на острые металлические стержни). Перед тем покончил жизнь самоубийством отец Давида (немецкий актер и режиссер Гарри Мейен); да и сама Роми Шнайдер в 1963 году пыталась покончить с собой, тяжело переживая разрыв отношений с Аленом Делоном. Именно Ален Делон взял на себя все расходы, связанные с похоронами Роми Шнайдер. «Роми вовремя умерла... Она пережила столько горя, но она все равно бы не пережила собственной старости...», - сказал Делон во время траурной церемонии прощания с покойной и положил в гроб женщины, которую когда-то любил, букет красных роз. Точно такой же, как и в далеком 1958 году, во время их первой встречи, накануне съемок первого совместного фильма «Кристина», когда 23-летний Делон встречал возле трапа самолета 20-летнюю австрийскую актрису Роми Шнайдер.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-