Юлия Должанская, учительница, включена в топ-10 рейтинга Global Teacher Prize Ukraine-2021
Профессия учителя – это не только об отдаче, мы сами берем энергию от учеников!
28.09.2021 16:46

Юлия Должанская - учительница украинского языка и литературы в одной из частных школ Харькова - в этом году попала в топ-10 Global Teacher Prize Ukraine. Улыбчивая, энергичная, открытая, она ведет в свой класс. В коридоре слышится детское: "О, к Юлии Викторовне опять с камерой". Общаясь с ней, понимаешь – перед тобой педагог, для которого дистанционка не стала проблемой. И в обычных условиях Юлия преподает старшеклассникам, не боясь использовать смартфоны, и ежедневно проводит уроки с помощью мультимедийного оборудования. А еще создает разнообразный контент для обучающих приложений.

Укринформу учительница рассказала об особенностях работы в государственных и частных школах, поделились мыслями о реформировании образования и о том, нужны ли детям домашние задания.

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК - В КОМИКСАХ!

- Юлия, не могу не спросить: как оно – быть среди лучших?

- Это непередаваемые эмоции и новые знакомства с учителями из разных уголков Украины. Каждый по-своему особенный, у каждого есть свои «изюминки». Это сообщество, среда, в которой хочется быть! И это стимулирует быть лучше, развиваться.

Нас собирали, когда определили топ-50, каждый учитель, проведя небольшой мастер-класс, делился своими лайфхаками. Это было так классно! Я сидела и думала: да мне же надо все это записать, чтобы не забыть и тоже использовать в работе. Хоть включай диктофон или видео пиши (смеется). Я понимаю, как же было трудно жюри выбирать среди таких крутых коллег десятку, и я очень благодарна тем, кто читал мою анкету и нашел в ней что-то особенное.

- А дети как отреагировали на новость, что перед ними один из лучших учителей страны?

- Радовались, поздравляли. Говорили, что и так знали, что я самая лучшая. Я говорю, что действительно стараюсь делать для них чуточку больше, чем могу.

- А как вы пришли в учительское дело? Это был сознательный выбор?

– Я родилась в поселке Двуречная Харьковской области в учительской семье.  И мы с двоюродным братом тоже пошли в эту профессию, вполне обдуманно решили продолжать династию. Не скажу, что мечтала об этом прямо с раннего детства, но кукол учила, котят учила (смеется).

- В прошлом году вы были в топ-50 Global Teacher Prize Ukraine, в этом году - в десятке. Что именно оценило жюри в вашей работе?

- Пожалуй, мне помог карантин! Во время дистанционного обучения я очень много работала над усовершенствованием форм и методов работы, которые можно совместить во время смешанного обучения. Я делала разные видеоролики. Я писала контент для учебного приложении Erudito (программа для учащихся начальной школы, со 2 по 4 классы – авт.). Пыталась охватить школьную программу, чтобы создать текстовое наполнение для комиксов, анимации, игр, различных заданий для детей в смартфоне. Над комиксами мне особенно нравится работать, потому что информацию надо подать ярко, метко, чтобы ученикам действительно понравилось.

- Какие средства используете на уроках?

- В нашей школе в каждом классе есть мультимедийная доска. Учителя могут создать различные задания и демонстрировать учебный материал. Мне нравится и мобильный телефон использовать, например, для игр. Сегодня существует очень много разных полезных ресурсов. Но в то же время есть работа с учебниками, их никто не отменял. То есть, у учителя есть выбор, какие методы и средства использовать, и это очень хорошо для обучения.

Также я записываю для учеников короткие видео, они просматривают их дома, чтобы лучше запомнить материал или выполнить домашнее задание по этому ролику.

В ПОИСКАХ СЕМИНАРОВ ДЛЯ РАБОТЫ И РАЗВИТИЯ

- Раньше вы работали в государственной школе – довольно известной в Харькове гимназии, были завучем. Почему ушли в частную сферу?

- У меня было мало уроков и много бумажной работы. А я хотела работать именно в классе с детьми. Увидела объявление о вакансии. Подумала: "Почему бы и нет?" Отправила резюме, и меня приняли.

- Можете сравнить частное и государственное обучение? Наверное, и там, и там есть «подводные камни».

- Когда я перешла в частную школу, начала себя чувствовать как-то легче, может, даже увереннее. Потому что появилась возможность выбора, как именно проводить урок, что использовать. Интерактивные панели, гаджеты - это однозначно преимущество. Плюс - значительно меньшее количество учеников. У нас по уставу не может быть больше 15 детей в классе. В государственной школе я работала даже с 36 детьми. Но 15 – с одной стороны легче, а с другой – это уже индивидуальный подход. На самом деле, на подготовку уроков может уходить больше времени, чтобы каждому донести необходимый материал, каждому уделить несколько минут урока.

В конце концов, я думаю, что государственные школы, которые в основном консервативны и находятся в определенных рамках, вынуждены будут менять подходы. Конечно, частники их не вытеснят, и государственные учреждения должны быть всегда, но частные школы – это уже норма для Украины, на них есть спрос в обществе. Все понимают, что сфера государственного образования нуждается в реформировании и улучшении. Как учитель я могу дать детям гораздо больше именно в частной школе.

- Почему во многих школах до сих пор так боятся гаджетов? Собирают их в коробки, а не используют для обучения?

- Это зависит даже не от руководства школы, а в целом от органов управления, которые отвечают за образование. Это на уровне района, города. Я думаю, что постепенно ситуация изменится, и уже есть к этому тенденция.

- А что из школьной темы у вас лично вызывает реакцию: «Да сколько же еще это продлится?»

- О, наверное, я так скажу о бумажных школьных журналах! В нашей школе мы пользуемся электронным журналом и электронными дневниками. Дети и родители видят все оценки. Тему урока учитель выбирает в один клик, а не переписывает от руки. Но идет дублирование, потому что все равно мы не можем отказаться от бумажных журналов, поскольку это отчетность.

- И еще что касается изменений в системе образования. Кажется, у нас ни одна начатая реформа не была завершена. Двенадцатилетку вводили – отменяли. Меняются программы, добавляются новые предметы. Как считаете, на что сейчас надо обратить особое внимание?

- У нас есть хорошие изменения, например, НУШ (Новая украинская школа, – авт.). И очень важно не потерять этот правильный вектор. Потому что сама идея классная, может, что-то надо доработать, но важно не сворачивать с этого пути. Через год дети, которые четыре года учились по новой системе, придут в пятый класс, а там – все по-старому. И это вопрос переквалификации кадров. Нужно подготовить учителей старшей школы, чтобы они знали, как работать с этими детьми. Потому что у них другие подходы, в частности, к оцениванию. Я сейчас задумываюсь, где мне что-то послушать - семинары, вебинары - чтобы подготовиться. Уже есть первые курсы, я думаю, в ближайшее время их станет больше.

ДЕТЯМ НУЖНЫ ИНТЕРЕСНЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

- Юлия, качество учебников по вашим предметам устраивает?

- Довольно часто сталкиваюсь с тем, что ученики не знают определенных слов, или понимают их значение неправильно, соответственно – не понимают всего предложения. И мы на этом останавливаемся, разбираемся. Они, бывает, удивляются, у них языковые открытия. С одной стороны, дети узнают о новых словах, и это хорошо, с другой – для них часто неактуальны использованные текстовые отрывки. Поэтому нужно осовременивать те предложения, которые в учебниках даются для разбора. Но разные есть учебники. Есть выбор - и с чем работать на уроке, и что дополнительно скачать в Google Classroom. Я работаю так, что примерно 30% заданий и материалов – из учебника, а 70% – это предложения, тексты, упражнения, которые я подбираю из других источников.

- Дети, родители часто жалуются, что слишком много учителя задают. Как считаете, обязательно ли должно быть домашнее задание?

- Пожалуй, идеально, если бы его совсем не было. Но когда это старшая школа, 10-11 класс, идет подготовка к ВНО, то без закрепления дома будет очень сложно освоить тот объем материала, который нужно. Мы проводим уроки парами и таким образом уменьшаем общее количество домашних заданий, потому что ученикам ежедневно надо готовить меньше предметов. И опять же, я стараюсь давать креативные домашние задания, например, составить Kahoot (приложение для создания учебных тестов, игр и т.п., – авт.) или нарисовать комикс. Потому что, мне кажется, что проблема не в том, что есть домашнее задание и что его много, а в том, что ученики не хотят его выполнять, потому что им неинтересно. Просто упражнение из учебника - это скучно.

- Вы упомянули о ВНО, поэтому спрошу о вашем отношении к этой форме оценивания. Нередко преподаватели, особенно точных наук, говорят о его необъективности, формализованности.

- Я только «за» ВНО. Считаю, оно более честное, и все же это огромный шанс для многих детей из совершенно разных школ, разных регионов поступить в любой вуз. Я поступала, когда была другая система, и в самом начале мне пришлось выбирать между педагогическим университетом им. Сковороды и университетом им. Каразина, потому что экзамен был назначен на одно время. А сейчас дети могут выбрать несколько вузов, на несколько специальностей, податься в Киев, Львов, куда угодно.

- Напоследок спрошу совета. Есть ли у вас опыт, как предотвращать профессиональное выгорание? И немного - о дальнейших планах.

- Конечно, бывают проблемы, не без этого. Но есть психологические тренинги, разные курсы, самообразование. Сейчас очень много дистанционных курсов по эмоциональному интеллекту. И я их тоже прохожу периодически. Мне это нравится. На самом деле, профессия учителя – это не только отдача. Мы берем энергию от учеников. Если дети с удовольствием бегут на урок, у них светятся глаза, им все нравится, то чувствуешь – да, я на своем месте!

Что касается планов. Продолжу работать над созданием интересного контента для детей. Буду развивать видеорубрику "ВНО за 30 секунд". Это кратко изложенный основной материал, который будет удобно использовать для повторения правил. И в дальнейшем буду сотрудничать с Erudito.

Юлия Байрачная, Харьков

Фото Вячеслава Мадиевского

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-