Покрова. Вечные традиции украинцев. С древних времен до современности

Покрова. Вечные традиции украинцев. С древних времен до современности

Укринформ
«Молюся нашій пресвятій Покрові. Благослови і пера, і шаблі!..» (Лина Костенко, «Берестечко»)

Отшумело лето, впереди зима. И как подарок, среди щедрой барочной осени - праздник Покрова Пресвятой Богородицы - один из самых любимых праздников украинцев. С ним связано немало традиций, как очень старых, так и новых, основанных в наше время. Он посвящен Пречистой Богоматери, словно укрывающей всех своим покровом - Украину, народ, воинство, власти, церковь, оберегая от видимых и невидимых бед. Одним словом, Покрова - праздник для всех.

Откуда и когда появился этот праздник

Традиция празднования Покрова возникла в X веке. Обычно любое христианский праздник берет начало из Евангелия, но Покров в Священном Писании не упоминается. Зато есть древняя легенда о том, что когда древний Царьград (Константинополь) был окружен врагами, Богородица будто укрыла своим омофором горожан, молившихся во Влахернском храме. Свидетелями чудесного видения были святой юродивый Андрей и его ученик Епифаний. Это видение стало предвестникома победы - вскоре враг отступил, и все были спасены. С тех пор Покрова ассоциируется с покровительством и защитой.

Самые известные украинские храмы, посвященные Покрове

Покрова была среди любимых праздников, поэтому в Украине было множество храмов, названных в честь Богородицы Покровы. Сейчас их в Украине более 200; больше всего - на Тернопольщине.

Церква-фортеця у Сутківцях
Церковь-крепость в Суткивцах

Древнее всех и самая знаменитая - церковь Покрова ХV века в селе Сутковцы на Хмельнитчине. Это уникальное сооружение - одновременно и храм, и крепость; к тому же, она еще и музей.

Покровський собор у Харкові
Покровский собор в Харькове

В Харькове - Покровский собор - самое старое здание города (1689), сохранившееся до наших дней. Построенное еще казаками; удивительно изящное и элегантное сооружение. «Нет в украинской каменной архитектуре другого такого здания, где бы прием высотного раскрытия внутреннего пространства был осуществлен с таким блеском», - отметил известный исследователь украинского зодчества Григорий Лонгвин.

Свято-Покровський кафедральний собор в Охтирці
Свято-Покровский кафедральный собор в Ахтырке

Свято-Покровский кафедральный собор (1768) в Ахтырке - историко-архитектурный памятник национального значения. Эталонный образец украинского барокко для Слободской Украины. Проект собора разрабатывали в мастерской Бартоломео Растрелли.

Свято-Покровська церква (Плішивець)
Свято-Покровская церковь (Плешивец)

Свято-Покровская церковь (1906) в селе Плешивец Гадячского района Полтавской области. Абсолютно уникальное сооружение - девятикупольный каменный храм в стиле подражания украинского барокко, построенный по проекту московского архитектора Ивана Кузнецова. К появлению этого храма приложил руку и известный исследователь запорожского казачества Дмитрий Яворницкий. Во время немецко-советской войны в здание попало семь снарядов, но храм выстоял.

Свято-Покровський кафедральний собор у Рівному
Свято-Покровский кафедральный собор в Ровно

13-купольный Покровский собор в Ровно (2001) – украшение города и один из самых высоких храмов Украины. Его высота - 55 м.

Покрова в литературе

Праздник Покрова упоминается в произведениях многих украинских писателей:

«После Покрова Кайдашиха вытащила из сундука два свитка полотна: один древний, толстого и нехорошо отбеленного полотна, а второй - тонкого, красивого, напряденного вдвоем с Матреной. Кайдашиха покроила толстое полотно на рубашки для старого Кайдаша, для Карпа, Лаврина и Мотри, а себе отрезала тонкого полотна на три рубашки и сразу спрятала свиток в сундук...» (Иван Нечуй-Левицкий, «Кайдашева семья»)

«Отдали Остапа в москали перед Покровом…» (Панас Мирный, «Хіба ревуть воли, як ясла повні?»)

«За неделю до Покрова мы справились  сработой. Дальше уже и работа домашняя, легче было бы, но меня беда постигла. После Покрова пошли дожди, густые-прегустые и холодные, осенние дожди...» (Панас Мирный, «Бес попутал»)

Покрова в украинской иконографии и изобразительном искусстве

Самая древняя икона Покровы в Украине находится в Национальном художественном музе. Это образ из Восточной Галичины и датируется он ХIV веком.

Во времена Гетманщины, в эпоху «казацкого барокко» появился новый тип иконы – "Казацкая Покрова", на которой обычно изображали Богородицу, берущую под свой омофор известных украинских властителей, гетманов, казацких старшин, церковных деятелей и других. Этих образов сохранилось не так уж много - чуть больше десятка. На них можно увидеть, в частности, Богдана Хмельницкого, Ивана Сулиму, Ивана Мазепу, Петра Калнышевского и других важных лиц.

Чрезвычайно интересна фреска «Казацкая Покрова» в церкви отцов василиан в Жовкве на Львовщине. Ее создал в середине 30-х годов Юлиан Буцманюк. На фреске под омофором Богородицы изображен фактически «Акт Злуки» - виды Львова и Киева; политических деятелей Лево- и Правобережной Украины, в частности Симона Петлюры, Михаила Грушевского, Костя Левицкого, Евгения Петрушевича (там даже Павел Скоропадский) и др. В центре - митрополит Андрей Шептицкий в окружении епископов и братьев-василивн. У ног митрополита - женщина в порванной вышиванке, горюющая над умершим сыном – символ Голодомора.

Российско-украинская война внесла свои крорективы в украинскую иконографию. Пример – икона "Покрова воинская" (2017). На ней изображены Украинские защитники разных времен, от равноапостольного князя Владимира Великого и гетмана Константина Острожского до украинских военнослужащих нашего времени, которые защищают Украину от российского агрессора. Автор - художник и иконописец Юрий Никитин.

Можно также вспомнить масштабное историческое полотно "Державотворення" (2001) на втором этаже Верховной Рады Украины художника Алексея Кулакова; где над украинскими государственными, культурными, литературными и даже мифическими мужами (женщин там мало) тоже изображена Богородица Покрова с сонмом святых. Вверху омофор Богородицы, а внизу - другая святыня - украинский флаг. И рушник. Тоже сакральный для украинцев предмет...

Скромная акварель Тараса Шевченко «Церковь Покрова в Переяславе», выполненная в 1845 году - известное художественное произведение Кобзаря.

Зліва внизу чорнилом напис рукою Шевченка: въ Переяславе, нижче олівцем: церковь Покрова построена 1709 [полковникомъ Мировичемъ]
Слева внизу чернилом надпись рукой Шевченко: Въ Переяславе. Ниже карандашом: церковь Покрова построена 1709 [полковникомъ Мировичемъ]

Опанас Заливаха, известный украинский живописец, шестидесятник, перед эмиграцией писательницы и ученой Веры Вовк на Запад подарил ей небольшую собственноручно написанную иконку Покрова Божией Матери. Она на долгие годы стала ее оберегом на чужбине.

Традиции

На Покрова нужно было обязательно:

  • сходить в церковь.
  • Побывать на ярмарке. Покровские ярмарки в Украине в древности были богатые, ароматные, яркие и веселые. «Привезли нас в Полтаву, а там народу, как вот в Покров на ярмарке: шилом никуда ткнуть...» (Григорий Тютюнник, «Вир»)
  • На Покров входили в новый дом - справляли новоселье.
  • Накрыть щедрый стол; угостить нуждающихся. Напиваться и ругаться в этот день было грехом.
  • На Покров следовало обязательно справить женщине новый хороший платок. Подарить мог и муж, а могла и сама женщина себе купить - украинки были достаточно независимыми в финансовом плане. Платок был вещью знаковой, эстетической, магической, а также и оберегом. Он подчеркивал сословную принадлежность женщины, а также венчалаобраз, делал его целостным, завершенным. Особенно ценились платки из шелка и шерсти.
  • Большим платком покрывали молодоженов: «Я тебя, сестронько (братик) покрываю, счастьем-здоровьем наделяю». Покрывать голову молодой жены называлось «завивать в серпанок».
  • головной убор Богородицы называется омофором.

Кто чтил Покрову

Чтило Богородицу-Покрову украинское войско – запорожские казаки. Перед походом служили молебен Пресвятой, а вернувшись из похода, Ее благодарили. Становились на колени и молились: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молитв наших во время печали не отринь, но из беды вызволяй нас, единственная Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас». Главная сечевая церковь всегда была в честь Покровы.

«Як покидали запорожці

Великий Луг і матір Січ,

Взяли с собою Матер Божу,

А більш нічого не взяли…»

(Тарас Шевченко, "Иржавец")

На Покрову, на казацкой раде запорожские казаки выбирали гетмана, а затем отправлялись на зимовку по своим хуторам и зимовках. На Сечи оставался только постоянный гарнизон.

Чумаки после Покрова никуда не ездили. На праздник следовало уже оставаться дома: «После Покрова сиди, чумак, дома».

Крестьяне и мещане ждали этот праздник с особым нетерпением, ведь с 14 октября начинали справлять свадьбы. Это был период, когда массово женили детей.

"Сваты". Николай Пимоненко

Женщины. Девушки надеялись выйти замуж. О том и молились: «Свята Покрівонько, покрий мені голівоньку – хоч кленовиньким листочком, хоч біленьким платочком». Женщины молились за мужей и детей; за порядок в семье. Даже сегодня, придя в Киеве в Покровский монастырь, можно увидеть сотни девушек и молодых женщин, которые идут и идут к Пречистой, неся ей какие-то заветные свои желания.

Молодежь. После Покрова начинались свадебные гуляния, а также вечерницы (в некоторых регионах - с Николая, 19 декабря). Церковники считали вечерницы рассадником разврата и были даже попытки их запретить. Но не получилось.

Монахи и монашки. Они считали Богородицу Матерью, которая берет их под свой покров, на службу своему Сыну.

А еще...

Покрова была последним праздником, незримой линией, которая разделяла лето от зимы, тепло от холода. На Покров в южных районах Украины заканчивался срок у наемных работников, в Карпатах возвращались с полонин пастушьи стада.

На Покров, так же как и сейчас, украинцы начинали топить в домах – «загоняти в хату тепло».

Новая традиция: на Покрова происходит (обычно на следующий день, 15 октября) знаменитая акция спудеев Киево-Могилянской академии «Чистый Сковорода» - студенты моют бронзовый памятник Сковороде на Контрактовой площади.

С 1999 года на Покрова отмечается День украинского казачества.

С 2015 года Покров стал государственным праздником - Днем защитника и защитниц Украины и официальным выходным. Поэтому это тоже новая традиция.

И, наконец, заговоры: «Укрий, Покрово, од духа злого і чоловіка такого!»

А еще замечайте: какая погода на Покрова, такой будет и зима.  

Марко Назаренко, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-