Павел Виктор, заслуженный учитель Украины, лауреат конкурса Global Teacher Prize Ukraine
Мои уроки учат людей системно мыслить и действовать
10.11.2021 18:19

Преподаватель физики Ришельевского научного лицея Павел Виктор одержал победу в номинации "Выбор украинцев" национального конкурса Global Teacher Prize Ukraine-2021, став, по сути, символом перемен в системе образования. Он сумел сделать знания по физике доступными для сотен тысяч пользователей YouTube-канала. При просмотре видеоуроков обладателя «Серебряной кнопки» YouTube зрители нередко воспринимают себя учениками физического класса лицея.

Вскоре после награждения высшей образовательной премией корреспонденты Укринформа встретились с одесским педагогом-физиком.

- Павел Андреевич, как вы выбрали свою специальность?

- Скажу так: у меня не было проблем с выбором профессии. Отец, Андрей Антонович, преподавал в школе физику, а мама, Варвара Юльевна – английский язык. Я просто пошел по их стопам. Может, потому, что иногда бывал на уроках отца в далеком Сыктывкаре, куда его, как члена семьи немцев из Верхней Силезии, принудительно вывезли в 1940-х годах. Не раз видел и восхищался тем, как он ставил интересные демонстрационные эксперименты. А впоследствии, когда сам стал учителем, иногда ловил себя на мысли, что делаю, например, установку для демонстрации теплового расширения твердого тела такую же, как когда-то отец. Мне кажется, что так более доходчиво раскрываю тему, и такую паровую машину можно сделать у себя дома. Хотя сейчас существуют стандартные заводские приборы для кабинетов физики.

Получал высшее образование уже в Одессе, куда семья вернулась аж в 1963 году. Собственно, мы всегда помнили, что здесь наши корни. В свое время дедушка работал в катакомбах под Шкодовой горой, прадед – рыбак из Дофиновки, отец был учеником столяра. И полученные в юности навыки позже пригодились в ссылке в Коми АССР: всю мебель в нашей квартире он сделал своими руками. Так же изготавливал различные приборы, готовясь к урокам физики в сыктывкарской школе. Хорошо знал радиоэлектронику, даже снимал фильмы, причем – собственноручно сделанной камерой, которая приводилась в действие двигателем от механической бритвы. Изображения на пленках, конечно, плохо видны, но сохранились: я их оцифровал и храню как память. Поэтому можно сказать: у отца я многое перенял, и не только из научных увлечений…

- У вас, как выпускника физфака Одесского университета, успешно складывалась научная карьера. Перспективный аспирант, далее – кандидат физико-математических наук, доцент, который вел курс атомной физики. И вдруг - переход на преподавательскую работу в среднее учебное заведение. Со стороны все выглядит странно, не так ли?

Со студентами проще: завершил чтение курса лекций, они сдали экзамены. А с детьми все иначе: это маленькая вселенная, в которой надо не только физику знать, но и уметь общаться

- Помню, заведующий нашей кафедрой тоже очень удивился: "Вы понимаете, что на ступеньку ниже спускаетесь?" Но я не изменил решение о переходе на преподавание в базовой школе, которая впоследствии получила статус научного лицея. И сейчас считаю, что был прав. На самом деле, я на несколько ступенек вверх поднялся. Потому что приобрел умение не только преподавать свой курс, но и общаться с лицеистами. Со студентами было проще: завершил чтение курса лекций, они сдали экзамены и перешли к освоению другого курса. А с детьми все иначе, это маленькая вселенная, в которой надо не только в совершенстве физику знать, но и уметь общаться. Я это почувствовал еще тогда, когда меня, университетского преподавателя, пригласили выступить в летней школе Малой академии наук Украины. И главное: все, что я умею, здесь пригодится. Увлечение туризмом, многодневными велосипедными экспедициями, музыкой, киносъемкой, а в последние годы – и видеосъемкой и размещением видеороликов в YouTube. Все это вызывает у молодежи живой интерес. В университете, конечно, все это я не мог реализовать.

- Нашлось ли практическое применение вашей диссертации «Некоторые особенности фотопроводимости неоднородных монокристаллов сульфида кадмия», посвященной физике полупроводников?

В университете не хватает современного оборудования для реализации идей и проектов ученых. Только если бы я был физиком-теоретиком, была бы перспектива. Но я физик-экспериментатор

- Я бы сказал так: это был качественно реализованный научный проект. Работа над диссертацией и ее защита показали уровень научной подготовки, однако практического применения не получили. И это, кстати, было одной из причин моего перехода с кафедры в лицей. Фактически и тогда не было, и сейчас, к сожалению, в университете не хватает современного оборудования для реализации идей и проектов ученых. Только в том случае, если бы я был физиком-теоретиком, была бы перспектива. Но я физик-экспериментатор…

- А что стало импульсом для того, чтобы разместить на YouTube свой углубленный курс физики для специализированных физико-математических школ?

- Все началось спонтанно больше десяти лет назад, когда в учебных заведениях тоже был введен карантин – тогда из-за эпидемии гриппа. Некоторые ученики, которые из-за болезни оставались дома, попросили меня включить Skype, чтобы виртуально присутствовать на уроках. Мы как раз проходили сложную тему по механике: соударение двух тел. Для овладения ею нужно знать законы сохранения энергии, сохранения импульса и другие. И я решил организовать для своих учеников дистанционное обучение – через трансляцию нескольких уроков в Skype. Лицеисты их посмотрели, сделали конспекты и позже успешно выполнили контрольные работы. Словом, я убедился, что это работает. А потом ученики, которые болели, снова обратились с просьбой, чтобы я включил трансляцию уроков. Сделав это, я убедился, что вся классная доска в картинку не вмещается и звук не очень качественный.

Во время следующей эпидемии я увидел, что в Виннице организовали прямые трансляции с уроков физики. Вот мы в лицее тоже подумали: а не сделать ли и нам дистанционное обучение? Пообщался с тогдашним директором Овидиопольского учебно-воспитательного комплекса Сергеем Колебошиным (ныне народный депутат Украины – авт.) и создали вдвоем программу дистанционного обучения «Osvita-online». Применение технологии видеомоста обеспечило общение в интерактивном режиме между преподавателями и учениками двух учебных заведений, что способствовало лучшему усвоению сложных тем углубленного курса физики.

- А как отнеслись к вашим экспериментам дирекция и попечительский совет лицея?

При изучении в 2014 году курса ядерной физики я начал прямые трансляции из лицея, а вскоре выяснилось, что среди зрителей – преподавателей даже больше, чем учеников

- Поддержали инициативу относительно трансляции моих уроков на YouTube-канале. Потому что это, собственно, открывало возможность лицеистам лучше освоить углубленный курс физики 7-11 классов. Также решено было установить в физкабинете две видеокамеры и профессиональный видеомикшер. И при изучении в 2014 году курса ядерной физики я начал прямые трансляции из лицея, оставляя видеозаписи на канале. Причем вскоре выяснилось, что среди зрителей – преподавателей физики даже больше (Павел Андреевич улыбается), чем учеников средних учебных заведений.

В то же время стало понятно, что обратная связь во время онлайн-трансляции урока, в отличие от видеомоста, невозможна. Во-первых, я не могу отвечать на вопросы зрителей, потому что должен вести урок, а во-вторых, при общении возникает примерно 1-минутная задержка…

На протяжении нескольких лет выложил 720 уроков курса по физике на YouTube-канале, на который подписались 825 тыс. человек. А общее количество просмотров превысило 40 млн

Учитывая это, решил записывать уроки на жесткий диск и сразу после записи заливать на YouTube. На протяжении нескольких лет выложил 720 уроков курса по физике на YouTube-канале, на который подписались 825 тысяч человек. А общее количество просмотров уже превысило 40 миллионов.

Впрочем, и сейчас работу не прекращаю, потому что ученикам нужно успешно сдать тесты внешнего независимого тестирования по физике. И с октября веду видеозаписи занятий по подготовке к ВНО.

- Лицеисты при этом находятся в классе?

- Да, мне приятно, что они проявляют интерес. А с другой стороны, когда ты сам ведешь видеозапись, это труднее – неуверенно себя чувствуешь и рискуешь допустить ошибки. Вместе с учениками получается лучше, потому что мы сотрудничаем. И качество работы выше.

Помню, был случай, когда я допустил ошибку на уроке. Один из учеников ее заметил. На следующем уроке я построил на этой ошибке новое задание, а в дальнейшем мы вдвоем стали авторами его решения. Все это видели ученики, которые присутствовали на том уроке. И убедились, что я не боюсь признать ошибку и исправить ее, что способствует поддержанию атмосферы доверия между нами. Я не люблю ошибаться, но не считаю это трагедией, скорее - это толчок для развития.

- Благодаря YouTube-каналу я тоже побывал на нескольких ваших уроках. И сложилось такое впечатление, будто находился в студенческой аудитории, где все 90 минут идет напряженный диалог: преподаватель – студенты. Это ваш стиль раскрытия темы урока - использование интерактивных методов, которые побуждают присутствующих к совместному мышлению?

- Мой урок – это серия вопросов, обращенных к каждому из присутствующих в аудитории. Когда я даю новые знания, время от времени обращаюсь к кому-то из учеников напрямую: если не может ответить, активизирует усилия присутствующих к совместному поиску. В итоге возникает эффект совместного мышления, появляются новые знания и формируются выводы.

Что касается оценки знаний, то я никогда не делаю этого во время урока. Те, к кому я обращаюсь, знают, что оценок за их ответы сразу же не будет – выставляю их после выполнения контрольной, лабораторной работы или физического диктанта. Кстати, это облегчает адаптацию наших выпускников к системе оценивания знаний в вузах.

- А как вы относитесь к репетиторству, к чему побуждает многих учителей невысокая зарплата?

- Мой видеокурс физики бесплатный. Так же не практикую репетиторство со своими учениками. Любой может зайти на видеоурок моего физического класса – безо всяких проблем. Хочу добавить: я все так настроил на своем канале, что и реклама во время видеоуроков не появляется.

- В последние годы продолжаются дискуссии по поводу того, что у школьников падает интерес к получению глубоких и системных знаний. Вы замечаете такие изменения?

Физика – основа технологий. Она сейчас в Украине в упадке, потому что требует новейшего экспериментального оборудования. Мы его не закупаем, а на спичечных коробках нельзя совершенствовать технологии

- Поскольку работаю в научном лицее при национальном университете, не берусь точно судить о ситуации в обычных средних школах. Хотя некоторые изменения тоже замечаю. Если сравнить настроения учеников, которым я преподавал физику в 1995 году, с нынешними, можно сказать: тогда класс был более однородным, и заинтересованность в высоком уровне знаний неуклонно росла примерно до 2005-2008 годов. А после этого – началось расслоение: часть учеников стараются, как и раньше, глубоко усвоить содержание курса, но все больше становится тех, которые не проявляют такой заинтересованности. Так выглядит – родителям приятно, что сын или дочь учится в Ришельевском лицее. Вот и отправляют детей в наше учреждение, потому что это престижно. Но в то же время хочу подчеркнуть: есть у нас очень талантливые ученики, которые получают золотые и серебряные медали не только на областных или всеукраинских олимпиадах, но и на международных. Например, недавно один из таких моих учеников Роман Солецкий стал золотым призером Международной физической олимпиады в Джокьякарте.

- Многие выпускники лицея продолжают образование на физфаке университета?

- Нет уже физфака в университете им. Ильи Мечникова, объединили его с механико-математическим факультетом и уменьшили объем подготовки специалистов-физиков. Но я уверен: полученные в лицее знания по физике, математике, другим предметам позволяют нашим выпускникам успешно конкурировать с ровесниками при поступлении в вузы, продолжить образование и самореализоваться.

- Но ведь физика – своего рода платформа технического прогресса страны, а сокращение объемов подготовки специалистов-физиков может привести к сокращению части наукоемких технологий и ухудшению состояния экономики.

Изучать общую физику нужно обязательно, потому что она формирует у людей особое мышление

- Бесспорно, физика – основа технологий. В упадке она сейчас в Украине из-за того, что это очень дорогостоящее дело, которое требует новейшей аппаратуры, экспериментального оборудования. Причем чем дальше, тем сложнее. У нас его нет и мы его не закупаем, а на спичечных коробках нельзя совершенствовать технологии. Поэтому и выезжают перспективные физики из Украины. Вот, например, недавно один из моих талантливых учеников Андрей Соколов переехал вскоре после окончания физфака в Ирландию, где успешно работает в сфере развития наукоемких технологий.

Хочу заметить, что изучать общую физику нужно обязательно, потому что она формирует у людей особое мышление. В отличие от математики, где известно, что дано и что нужно определить, в физике нет точно сформулированных условий задачи, которую предстоит решить. Каждый ставит ее перед собой и так или иначе решает. Умение ставить задачи – это также умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Вот мои уроки и учат людей системно мыслить и успешно действовать, особенно в таких сферах, как IT-технологии, инжиниринг, архитектура, финансовая математика и другие. Причем как в Украине, так и за рубежом.

- В комментариях под вашими уроками на YouTube-канале некоторые пользователи высказывают диаметрально противоположные оценки. Как вы на это реагируете?

Для меня образцом служения науке является выдающийся английский физик-теоретик Стивен Хокинг

- Да, есть комментарии, где люди выражают мне благодарность за работу. Другие после просмотра урока задают различные вопросы по физике, на которые в основном отвечаю. Причем на некоторые сложные даю ответы после подготовки. Впрочем, есть и пользователи, которые отрицают важность физики или твердят, что теории Эйнштейна или Ньютона ничего не стоят и тому подобное. Такого рода отзывы просто удаляю, потому что они могут сбить кого-то из неопытных пользователей.

- Павел Андреевич, а кто из великих физиков оказал на вас наибольшее влияние?

Идея уменьшить требования к школьникам, облегчить им жизнь - имеет как положительную, так и отрицательную стороны

- Для меня образцом служения науке является выдающийся английский физик-теоретик, директор по исследованиям Центра теоретической космологии Кембриджского университета Стивен Хокинг. Несмотря на тяжелое заболевание, ученый упорно работал почти до последних дней жизни. Он показал, что самое главное в человеке – это его разум, все остальное – вторичное. И счастье, когда это вторичное хорошо функционирует. Впрочем, профессор Хокинг, который в последние десятилетия был своеобразным олицетворением «мозга», собственным примером доказал, что и в таком состоянии можно продуктивно работать.

- Как вы оцениваете реформирование украинской школы, которая адаптирует учебные программы к новым вызовам времени?

Когда старшеклассники в Японии или Корее сдают экзамены, подобно нашему ВНО, там настолько высокое напряжение, что даже транспорт перестает ходить

- Мне кажется, что идея уменьшить требования к школьникам, облегчить им жизнь – имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Давайте сравним требования к обучению в таких европейских странах, как Нидерланды или Финляндия, и азиатских – в Японии, Сингапуре или Южной Корее. Все чаще,  например, южнокорейские школьники становятся серебряными и золотыми призерами международных олимпиад. Потому что школьные учебные программы стран Восточной Азии предусматривают получение качественного образования, мотивируется ответственное отношение школьников и их родителей к обучению. Когда старшеклассники в Японии или Корее сдают экзамены, подобно нашему ВНО, там настолько высокое напряжение, что даже транспорт перестает ходить, чтобы создать школьникам все условия для подтверждения уровня приобретенных знаний.

В то же время в европейских странах, где достигнут высокий уровень благосостояния, требования к обучению в школьных системах несколько занижены. Оценки первоклассникам не ставят, чтобы они не испытали стресса, уменьшены требования к качеству знаний и учеников старших классов. Не потому ли ученики и выпускники муниципальных образовательных учреждений часто уступают своим уровнем знаний восточно-азиатским ровесникам. По моему мнению, стоит учитывать все «за» и «против» в организации системы образования, чтобы выпускники наших школ и специализированных учебных заведений могли стать высококвалифицированными специалистами, способными развивать конкурентные технологии и успешно самореализоваться в жизни.

Михаил Аксанюк, Одесса

Фото Нины Ляшонок

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-