Как Революция Достоинства изменила Украину: 10 достижений

Как Революция Достоинства изменила Украину: 10 достижений

Укринформ
События 2013-2014 годов дали огромный толчок к развитию Украинского государства

Большое лучше видится на расстоянии. Так же и с оценками Революции Достоинства: ее важность в истории Украины можно оценить только со временем. А время только подтверждает: события 2013-2014 годов хоть и были трагическими, но вовсе не напрасными. Ведь они дали прочный толчок к развитию Украины. И сейчас главная задача – не останавливаться.

За эти годы Украина прошла огромный путь, начала не одну реформу и усилила свои позиции в мире. Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности собрал десять знаковых достижений, которые стали возможными благодаря Революции Достоинства.

Наиболее яркой иллюстрацией того, чего избежала Украина благодаря Революции Достоинства, является судьба Беларуси. На протяжении многих лет наша северная соседка выполняла роль манящей витрины тесных союзных отношений с Россией: мол, примите их и получите дешевый газ, «порядок» и «стабильность». Какую цену пришлось заплатить Беларуси за эти бонусы? В первую очередь, это привело к маргинализации национальной культуры, языка, идентичности. Вслед за ними исчезли права и свободы. Ясно лишь одно: пророссийская диктатура завела Беларусь в тупик.

Попытка превратить Украину в пророссийскую диктатуру – именно то, против чего восстало украинское общество в 2013-2014 годах. Местью за этот выбор украинцев стала агрессия России, которая продолжается до сих пор. Однако, несмотря на оккупацию части территории, страшные человеческие жертвы и огромные материальные потери, Украина не только не сломалась. Она прошла впечатляющий путь преобразований в различных отраслях.

Не все надежды и стремления, с которыми люди выходили на Майдан, удалось реализовать. И все же самоощущение украинцев свидетельствует о глубоких, коренных изменениях: если в 2012 году только чуть более 40% граждан гордились своей принадлежностью к Украине, в 2021 году таких уже более 70%. Рост этого значения резко пошел вверх именно с 2013 года.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ДЕМОКРАТИИ

С демократией Виктора Януковича объединяло только то, что он пришел к власти демократическим путем. Дальше Янукович уже действовал как по учебнику для начинающего диктатора: максимально расширить собственные полномочия, бросить оппонентов за решетку, подмять под себя все ветви власти, мошенничать на выборах, ограничить свободу слова и собраний, применить грубую силу.

Да, он не успел построить эффективную авторитарную систему, но очень старался. А нечто общее было даже с какими-нибудь латиноамериканскими диктаторами – например, тяга к роскоши, собственные незаконные штурмовые группы для борьбы со своими противниками во время массовых мероприятий.

Януковичу было мало тех полномочий, с которыми его избрал народ Украины. 30 сентября 2010 года, в угоду новой власти, Конституционный Суд вернул редакцию основного закона 1996 года, утвердив президентско-парламентскую форму правления вместо парламентско-президентской. Таким образом, Янукович сломал выстроенную ранее систему сдержек и противовесов. Только благодаря победе Майдана удалось вернуть президентскую должность в рамки, которые были определены компромиссом 2004 года.

Ганне Северінсен
Ханне Северинсен

Бывшая содокладчица ПАСЕ по Украине Ханне Северинсен уже в апреле 2010 года, спустя два месяца после избрания Януковича президентом, была поражена скоростью свертывания демократии в Украине. В октябре того года эксперты уже говорили о переходе Украины к "квазимонархии". А в 2012 году международная неправительственная правозащитная организация Freedom House констатировала, что власть централизована в руках одной семьи, а Янукович проводит в Украине «путинизацию».

Нынешняя Украина, даже при всех ограничениях, которые накладывает на нее необходимость отражения враждебной агрессии, демонстрирует устойчивое демократическое продвижение.

По итогам 2020 года Украина заняла 79-е место из 167 стран по индексу демократии, который разработал британский центр The Economist Intelligence Unit. В 2020 году индекс демократии в Украине оценили с показателем в 5,81, что все еще оставляет ее среди стран с «гибридным режимом», но является лучшими показателями с 2010 года.

УСИЛЕНИЕ РОЛИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

За годы после Революции Достоинства в Украине были проведены с разной степенью успешности реформы полиции, системы образования, медицины, газового и банковского сектора, пенсионная, налоговая и так далее. Ремонтируются и строятся дороги, динамично растут сельское хозяйство и IT-индустрия.

"Несмотря на чрезвычайно сложную ситуацию, Украина не испытала коллапса. Вместо этого она стала на амбициозный путь структурных реформ... И у нее есть основания гордиться своими достижениями. Некоторые строительные блоки, необходимые для создания демократического, зрелого и процветающего общества, уже установлены, поэтому мы остаемся оптимистами, уверенными в том, что Украина успешно реализует остальные пункты реформаторской повестки дня и станет успешной страной", – к такому выводу пришел VoxUkraine, который занимается мониторингом и анализом реформ.

Среди успехов стоит отдельно выделить формирование сильного гражданского общества, которое было участником или даже инициатором положительных изменений за последние годы. Оно влияет на повестку дня государства, контролирует деятельность власти, а также формирует собственные предложения реформ.

Еще очень важно, что гражданское общество снизу создает более комфортную среду обитания для всех. Что должно стать фундаментом сильного, в европейском смысле этого слова, государства.

"Сохраняется ощущение взаимоподдержки, готовность помочь, включиться в ситуацию, выручить. Несмотря на усталость и разочарование, несмотря на непростую ситуацию, связанную с войной, общество не сдается, наоборот – создается впечатление, что оно формируется под этим прессом, становится сильнее и вместе с тем – человечнее", – отметил поэт и общественный деятель Сергей Жадан.

Сергій Жадан
Сергей Жадан

УКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

На пути к евроинтеграции Украина не теряет своей национальной идентичности, а наоборот – усиливает ее.

Как свидетельствуют данные социологического исследования, 73% украинцев считают украинский язык родным. Общаются дома преимущественно на украинском языке 53%, на русском – 29% граждан Украины.

66% украинцев считают, что государство должно способствовать дальнейшей реализации закона о языке во всех сферах. Поддержка закона о языке преобладает во всех регионах Украины – от 88% на западе до 53% на юге. 2/3 украинцев считают, что доля украинского языка на телевидении должна составлять не менее 75%.

"Появилось то, что, пожалуй, можно назвать государственной культурной политикой. Появление Украинского института и Института книги, деятельность культурного фонда, финансовая поддержка кинопроизводства, поддержка библиотек, форматирование теле- и радиоэфира с учетом собственных интересов – это может дать свой результат», – говорил поэт и общественный активист Сергей Жадан.

Благоприятное законодательство и государственная поддержка вызвали бум украинского кинопроизводства. Ежегодно в прокат выходят десятки украинских фильмов, установлены новые рекорды посещаемости и кассовых сборов украинских кинолент.

«Культурным очищением» можно считать декоммунизацию, которая привела к уборке монументов Ленина и других деятелей коммунистического режима, а также к изменению названий многих населенных пунктов, улиц и других объектов топонимики.

Украинское государство решительно поддержало крымскотатарский народ, переживший ужасы сталинской депортации, а теперь оказавшийся под российской оккупацией. 20 марта 2014 года парламент признал Курултай высшим представительным органом крымских татар, а Меджлис – его исполнительным органом. 1 июля 2021 года принят Закон «О коренных народах Украины», который признает этот статус за крымскими татарами.

Православная церковь Украины официально избавилась от зависимости от Московского патриархата, в которой она находилась более 300 лет. Она получила Томос об автокефалии, заняв свое место в диптихе – официальном перечне православных автокефальных и автономных церквей.

СПОСОБНОСТЬ ЗАЩИЩАТЬСЯ

Не по собственной воле Украине приходится отстаивать свой цивилизационный выбор, в частности с оружием в руках. И она умеет это делать.

"В начале войны на востоке Украины в 2014 году украинская армия была настолько плохо оснащена, что обычные граждане вязали носки, жертвовали металлолом и даже вместе покупали танк для солдат на передовой", – писало информационное агентство Reuters.

После многолетних разрушительных процессов, а также потери значительного количества техники в оккупированном Крыму и во время войны на Донбассе, украинская армия повысила уровень боевой подготовки, получила вооружение украинского и западного производства и 25-е место в мировом рейтинге военной силы.

ВНЕДРЕНИЕ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

Необходимость федерализации Украины была одной из непременных тем российской пропаганды. Мол, местные интересы не учитываются центром в унитарном государстве. На самом деле, Кремль имел в виду регионализацию Украины как предпосылку ее дезинтеграции. Но после победы Майдана мы пошли другим путем – децентрализации.

Казалось бы, российская агрессия наоборот – провоцирует к максимальному сосредоточению власти в центре, к сворачиванию прав громад и полномочий местных администраций. Но нет, одним из ярких примеров развития Украины после Майдана как демократического правового государства стало введение реформы по децентрализации власти.

Некоторые фундаментальные недостатки в системе государственного управления, которые существовали до Революции Достоинства, привели к утверждению крайне централизованного государства, где региональные элиты обменивали лояльность на высшие субсидии из центра.

Реформа децентрализации была направлена на изменение этой системы, предоставляя местным властям больше финансовой автономии и больше ответственности за ежедневные проблемы своих громад. Как следствие должна была возрасти ответственность местных руководящих органов перед общественностью.

С 2014 по 2020 год собственные доходы местных бюджетов выросли в четыре раза. В 2018 году местные бюджеты впервые суммарно превысили центральный госбюджет и составили 52% консолидированного бюджета Украины.

ПРОЗРАЧНОСТЬ ЗАКУПОК

Система государственных закупок считалась одним из основных источников коррупции и расточительства в Украине до Евромайдана. Реформа этого сектора началась в 2014 году и ввела ряд законодательных и институциональных изменений, а также техническую модернизацию и введение в действие новой системы электронных закупок ProZorro.

Эта реформа отличается тем, что ее начали, разработали и внедрили активисты от бизнеса и гражданского общества, которым удалось создать широкую коалицию поддержки среди политиков, международного сообщества и других заинтересованных сторон для законной реализации реформы на национальном уровне. Реформа ставила пять целей, большинство из которых были достигнуты.

Новая система уменьшила возможности для коррупции со стороны правительства. Предприятия получили лучший доступ к государственным тендерам. Реформа создала инструменты, с помощью которых гражданское общество и бизнес могут удерживать подотчетность государственных закупок.

Система электронных тендерных закупок ProZorro признана одной из лучших в мире и стала примером для многих стран. Ежегодно она позволяет экономить десятки миллиардов гривень бюджетных средств.

ОТКРЫТОСТЬ ДАННЫХ

Электронные декларации об имуществе и доходах должностных лиц, свободный доступ к реестрам имущества и недвижимости, открытость архивов советских органов безопасности, поименные голосования в местных советах, единый портал государственных финансов, где каждый может видеть все бюджетные транзакции, сделали Украину одним из мировых лидеров по открытости данных.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ЕВРОПЕЙСКИЙ ПУТЬ

Украина заключила Соглашение об Ассоциации с ЕС, которое определило цивилизационный выбор и открыло для украинских товаров самый большой в мире рынок. Отказавшись от внеблокового статуса, Украина закрепила курс на вступление в ЕС и НАТО в Конституции. Для страны в целом переход от российского поля тяготения к европейскому стал свершившимся и необратимым.

Европейский Союз теперь является главным торговым партнером Украины. Доля рынка ЕС в экспорте Украины составляет 40% от всего объема торговли Украины. Несмотря на распространенный миф, Украина не является «сырьевым придатком» ЕС: 49% украинского экспорта – это переработанные товары.

Европа - наиболее развитый континент мира. В 10-ку стран, которые могут похвастаться самыми высокими стандартами жизни в мире, входят сразу семь европейских стран. ЕС в целом является второй по богатству и второй по величине экономикой мира после США. Ориентация на Европу – это ориентация на лучших.

УКРАИНА ЗАНЯЛА ПОЧЕТНОЕ МЕСТО В МИРЕ

Украина оказалась на передовой войны Путина против всего цивилизованного мира, отметил Юрий Шулипа, директор Международного союза «Институт национальной политики». И благодаря тому, что она выстояла, смогла дать ему отпор, резко возросло ее международное значение. Украина начала реально влиять на международную политику. Быть ее субъектом, а не только объектом. Об этом свидетельствует уровень международной поддержки нашей страны, высокое место Украины в повестке дня Европейского Союза и США.

УКРАИНСКИЙ ПАСПОРТ СТАЛ СИЛЬНЫМ

Это уже вишенка на торте, но также – и о месте Украины в мире. Сила паспорта оценивается по количеству безвизовых режимов между теми или иными странами. Подписание соглашения о безвизовом режиме Украины с ЕС состоялось в Страсбурге 17 мая 2017 года. Это событие мгновенно отразилось на рейтинговых позициях Украины, и уже в 2018-м число стран, в которые украинцы могли въехать без виз, увеличилось сразу на 46 направлений и составляло 128. На сегодня паспорт для выезда за границу позволяет гражданам Украины посещать без визы или с визой после прибытия 136 стран мира. В целом за 10 лет Украина увеличила показатель безвизовых направлений почти вдвое.

РЕВОЛЮЦИЯ ДОСТОИНСТВА - ЦЕНА ЗА ДЕМОКРАТИЮ И СВОБОДУ

В феврале этого года Верховная Рада приняла постановление, которое определило Революцию Достоинства одним из ключевых моментов государственного строительства Украины и выразителем национальной идеи свободы.

Согласно этому постановлению, в частности:

● Украина заплатила высокую цену за освобождение от диктатуры и свой выбор – быть частью Европы. Герои Небесной Сотни - украинцы и иностранцы, отдали жизнь во время Революции Достоинства, защищая идеалы демократии, отстаивая права и свободы человека, европейское будущее.

● Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаны Конституцией наивысшей ценностью. Акты унижения человеческого достоинства, которые происходили в самом сердце Украины – на Майдане в Киеве, а также в других местах столицы и разных городов, поселков и сел по всей стране, не должны повториться.

● Узурпация власти одной из ее ветвей, партией или отдельным должностным лицом является абсолютно недопустимым явлением, что влечет долговременные тяжелые последствия.

● Мирные собрания - очень действенный инструмент общественного контроля за институтами публичной власти, а безопасность участников мирных собраний всех видов и форм, в частности одновременных контрсобраний и спонтанных собраний, как и их право выражать свое мнение, должны быть защищены государством.

● Государство или отдельные должностные лица не могут своевольно ограничивать свободу собраний. Случаи, когда свобода собраний может быть ограничена, предусмотрены Конституцией и не могут толковаться расширенно.

● Европейские ценности, за которые отдали свои жизни Герои Небесной Сотни, – достоинство, демократия, равенство и верховенство права, – необходимы для нормального функционирования общества. Рада последовательно стоит и будет стоять на позициях утверждения этих ценностей во всех сферах общественной жизни.

Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-