Что такое элита страны?

Что такое элита страны?

Укринформ
Анализируя элиты, обращаясь к элитам…

Возможно, это та часть ее граждан, которая в данной общественной конфигурации устроилась наиболее комфортно, получая, аккумулируя и распоряжаясь основными выгодами от ее жизнедеятельности?

Возможно, это тот, кто имеет авторитет, к кому прислушиваются, кто если не формирует, то влияет на общественное мнение?

Или, это люди со связями, унаследовавшие статус и положение?

А возможно, это те, что принимает в стране значимые для ее дальнейшей судьбы решения?

Возможно, элита – это, по крайней мере, по их мнению, – все вышеперечисленные. Однако, мне кажется, нет. Выгоды и блага получать и перераспределять может и грабитель или оккупант, влиять на общественное мнение, по крайней мере какое-то время, может иметь пустой как шаманский бубен «эксперт» из соцсети, а решения о будущем страны могут приниматься за ее пределами, если этой самой элиты в стране нет, либо те, кто себя элитой считает занимаются ее грабежом и самонасыщением.

ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ЭЛИТА СТРАНЫ?

Убежден, что элитой страны являются те люди, которые идентифицируют себя со своей страной, неся и разделяя ответственность за нее на деле, а не на словах. Они занимают разное положение, у них разный уровень достатка, они выполняют разную работу. Это врач в районной больнице, который не уезжает в Польшу, несмотря на кратно большую зарплату; учитель с 50-летним стажем, которого просят вернуться, чтобы читать математику на пенсии; девочка, одна, без родителей, воспитывающая семью братьев и сестер; бизнесмен, вопреки здравому смыслу, не увольняющий сотрудников в кризис; это даже отец, каждый день занимающийся уроками с детьми, вместо распивания пива на диване. Это люди, которые без ложного пафоса делают то, что должны, потому… потому что иначе не могут. Делать, что должен, вопреки моде, трендам, бреду соцсетей и навязываемым стереотипам телевидения, жить своим умом, а значит быть личностью – это признак элиты. Элиты, которая никогда не будет толпой. Элиты, которая никогда не выйдет на улицу участвовать в очередной революции не потому, что любит власть, а потому что понимает, что ущерб его стране и его семье от любой революции огромен, и помнит, что в результате революции к власти нередко приходят подонки.

Ответственность перед своей страной, неразделимость себя с ней, да и вообще наличие своей страны в системе ценностей человека – это принадлежность его к элите. Это не просто стыд от того, что твою страну воспринимают на продвинутом Западе как недалекую Петру из «Эмели в Париже», это каждодневное действенное доказывание того, что это не так. Не им – себе. Это ни с чем не сравнимое удовольствие от ответа на предложение взятки верещагинским «я мзду не беру». Это и есть элитарность.

Это неприятие до рвоты мило опущенных глаз в стыдливой всепризнающей улыбке в ответ на констатацию иностранцем: «У вас воруют». Стыд за них: за тех, кто ворует, и тех, кто опускает глаза в признаваемой второсортности твоего народа перед русскими и американцами, китайцами и европейцами, перед неоднократно побежденными нами в прошлом поляками и немцами, даже перед бежавшей из своей страны диаспорой, – это унижение, которое ты воспринимаешь как собственное: «НЕТ! У нас воруют не больше, чем у вас, да есть несколько десятков подонков, которых мы гоним в шею, как вы когда-то. Только вам понадобилось для этого 300 лет, а мы справимся за 30». Это тоже элитарность.

Это разрывающее тебя изнутри раздражение, подмывающее дать в рожу подонку, хвастливо обсуждающему за рюмкой чая с приятелями новые схемы воровства налогов или бюджетных (народных) денег. И это понимание, глубокое ощущение того, что кроме сырокопченой колбасы, сыра Рошфор и поездки на Лазурку существуют цели и ценности несоизмеримо важнее – цели и ценности, которые и превращают тебя из животного куска мяса в человека в личность. И это – элитарность.

Твоя страна существует как ценность только постольку, поскольку она создается и воссоздается в тебе каждый день, каждую минуту. Она существует такой, какой делаешь ее ты: не важно, во власти ты, в оппозиции, месишь ты тесто или кладешь кирпич – твое сознание и воля создают и воссоздают твою страну ежеминутно. Или не создают. И если таких как ты, любящих, ценящих свою страну выше своих личных интересов достаточно – страна существует и развивается. Существует и развивается настолько успешной, насколько успешной ее делают те, кто в нее верит. Они, эти люди – и есть элита страны.

А вы все: олигархи, бизнесмены, активисты, политики, журналисты, вороватые чиновники, блогеры: те, кто в силу своего труда, таланта, умственных способностей, или, что несоизмеримо чаще, – удачи, хитрости, беспринципности, Божьего промысла или дьявольского отрицательного отбора попали в ограниченное число людей – граждан нашей страны, в большей либо в меньшей степени влияющих на ее будущее. Далеко не все из вас служат вашей стране кровью, мало кто налогами и практически никто – молитвой. Поэтому нет, вы в подавляющем большинстве своем не элита этой страны, хотя, возможно, и считаете себя таковыми.

Вы не живете этой страной, это страна для вас чужая. Она не цель, она средство. А Родина не может быть средством.

Это вы, поднимая бокалы с редким и дорогим французским вином, козыряете новыми схемами присвоения народной собственности, вы оцениваете собственную порядочность количеством пока еще непреданных друзей, а друг друга количеством и уровнем связей, недвижимости в Европе, и в лучшем случае – подачек на дорогу/церковь/лечение/ремонт водопровода, которые вы почему-то считаете благотворительностью, хотя платите их не сверх, а вместо лишь части налогов, от которых уклоняетесь в полной мере. Ваша свобода – иллюзорна. Человечность наиграна. Ваша самореализация ограничена жесткими рамками. Вы врете себе, течете по течению, не сопротивляясь, растворяясь в нем. Ваш мир – мир пустых знаков, символов якобы успеха и благосостояния, и в этом мире нет вас самих. Вы можете ответить своему трехлетнему сыну: зачем вы живете? Мы же все ищем ответ на этот вопрос? Но сыну ответить на этот вопрос нечестно нельзя, никак не получается.

Неужели вы живете ради строчки в Форбс, дачи на Канарах, очередной тысячи подписчиков, двадцатки в пухлом конверте, рейтинга следующей недели? Вы же умные люди, вы понимаете, это все знаки, символы потребительского мира, – дурная бесполезность удобств, не имеющая вне ее замкнутого, порочного круга никакой ценности. Никакой, в отличие от вашего трехлетнего сына, от вашего имени, дома и вашей страны. Так случилось, что именно вам Господь дал субъектность в определении будущего других людей вашей страны, дарованной нам Богом в 1990-х слишком просто, чтобы на самом деле осознать ее ценность.

Почему вы с таким упорством отказываетесь от уникальной для нашего поколения чести и миссии стать элитой, наполнив свою жизнь ответственностью за свою страну, настоящим смыслом? Почему вы не хотите даже попробовать изменить ход Истории, изменив себя? Пускай исходя из банального эгоизма обеспечить будущее своим детям в своей стране, а не там, где они будут, как и вы, всегда чужаками, как бы вы не пытались себя обмануть. Почему бы вам по примеру пусть и не многих простых, не обремененных славой, деньгами, перешедшими в стадию активов, сограждан: военных, медиков, рабочих, не разорвать порочных круг личного обогащения любым способом, чтобы посвятить себя чему-то на самом деле важному и настоящему, оставить после себя что-то, что нельзя забыть, съесть, украсть?

Перед ужасом внезапно явившего вам в темноте спальни, вырывающего из вечного бега, чувства смерти, ответьте себе – зачем вы живете? По-честному. Не кем-то выдуманной глупостью, а своей головой. В чем ваш смысл?

Свобода человека – это способность самому быть источником порождаемых мыслей, а не мыслить нечто, что мыслиться вне нас. Стендаль говорил, что вся проблема жизни человека состоит в том, чтобы нагрузить свой корабль таким внутренним балластом, чтобы потом не зависеть ни от каких внешних бурь. Он говорил о смысле и цели.

Смысле и цели, которые могут и должны прийти на смену череде удачных и неудачных попыток украсть, обмануть, постоянной борьбы всех против всех за власть, влияние, деньги, активы, – объединению на основе единой как воздух нужной для всех цели и ценности – своей страны, которая должна, обязана нашими усилиями стать успешной. Почему мы (я отношу этот вопрос в равной степени и к себе) отвергаем преподносимую нами судьбой роль отцов-основателей процветающей свободной страны, животному желанию урвать и свалить? Этого шанса лишены все современные нам поколения развитых стран. Почему мы предпочитаем доверию к соседу и великодушию, т.е. способности принять и вместить иное, не дрогнув, войну с таким же, как ты. Почему нам всегда ближе иностранец, чем сосед? Разве мы не понимаем элементарных вещей, знакомых нашим трехлетним детям из детских сказок? Когда мы потеряли связь с накопленной тысячелетиями народной мудростью?

Ставя свои интересы над интересами своей страны, пренебрегая, даже брезгуя общим в пользу частного, мы крадем у себя же. Мы разделяем общество, а не разделяем в обществе те цели и ценности, которые его объединяют. Мы принимаем без осуждения правила, которые навязывает нам отрицательный отбор. Практика показывает, что такое общество может существовать какое-то время. Но точно без будущего, точно без шанса на успех и точно – ведомое не элитой.

Дискуссия во благо – открытое обсуждение любых проблем между равными людьми – это основа и доверия, и развития. Однако, эта дискуссия должна быть о подходах, о решениях, а не о личностях и о том, как сбить политического конкурента, как ослабить власть, пусть даже ослабляя страну в целом. В любой дискуссии должны быть те линии, за которые нельзя заходить, и определятся они должны интересами страны в целом. И самое главное – в любой дискуссии мы должны ставить интересы общества в целом выше интересов отдельных людей либо даже групп, тогда она не будет нас разъединять. Открытая, свободная дискуссия о проблемах, а не лицах на основе доверия и уважения – это и есть демократия.

Мы все должны признать, что основа любой цивилизации – это порядок – не тот, который вводит авторитарный властитель с возможностью его изменения. И точно не тот, который существует у нас, как обширная практика применения закона во зло, искажения закона применением, а уважение к праву, его принципам со стороны всех – и власти, и общества, и бизнеса, признание за правом высшей ценности. Порядок невозможен без уничтожения коррупции, разъедающей его изнутри. Поэтому всех воров на госслужбе надо гнать в шею. Порядок – это и есть верховенство права.

Мы должны признать, что успех страны – следствие не одного десятилетия последовательной экономической политики. Политики поддерживаемой не зависимо от смены политических сил у руля государства. Политики, которая состоит не во внедрении каких-либо -измов – экономических теорий и экспериментов, не в диком популизме на угоду толпы, не резких шатаниях из стороны в сторону, а в прагматичном следовании лучшим практикам разных стран мира, активно влияющих на развитие собственных экономик. Такой подход к экономике – это и есть экономический прагматизм.

Мы должны общим, разделенным всеми мыслящими личностями усилием воли осознать, даже почувствовать, что наша страна, наше доверие, наш общественный консенсус – это Res Publica – общее дело, за которое надо жить и за которое стоит умереть. Мы должны воссоздавать это общее дело в себе каждый день, каждую минуту, держа их внутренним напряжением, мы должны каждый день воспитывать это у своих детей.

Если мы конечно причисляем себя к элите либо хотя бы хотим ею стать.

Даниил Гетманцев

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-