Святослав Шевчук, предстоятель УГКЦ
Не следует давать политикам проповедовать христианскую идею, потому что они ее запятнают
12.01.2022 18:08

Мне кажется, что никогда так ярко не проявляется идентичность украинцев, как во время визита духовных лидеров, к какой бы христианской деноминации они ни принадлежали.

Здесь раскрываются и наша готовность вместе молиться, даже если приходится для этого преодолевать сотни километров, и открытость, и гостеприимство. Это происходит не так часто, впрочем, эти визиты и запоминаются, и переосмысливаются - и обществом в целом, и клиром, и учеными.

По ощущениям, 2022 год тоже будет годом интересной встречи. В Украину из Апостольской Столицы должен приехать Папа Римский Франциск. Прогнозируем, что этот визит будет отличаться от того, который совершил покойный Папа Иоанн Павел Второй. За двадцать лет многое изменилось, мы многое поняли о себе, религиозное сознание украинцев сегодня уже куда более зрелое. Но визит первого лица - это всегда геополитика. И начинается он задолго до того, как назначена его дата. Именно поэтому встречу с предстоятелем Украинской греко-католической церкви блаженнейшим Святославом мы начали темой предстоящего визита.

СВЯТЕЙШИЙ ОТЕЦ ОЧЕНЬ ХОРОШО ИНФОРМИРОВАН О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В УКРАИНЕ

- Ваше Блаженство, недавно апостольский нунций вновь подтвердил, что летом ожидается приезд Папы Франциска.

Паралельно готовится встреча святейшего Отца с патриархом Кириллом, который вряд ли пошел бы на это без согласования с Путиным.

В связи с этим – вопрос. Нужна ли такая встреча Святому престолу, если движения Кирилла – лишь часть внешнеполитических маневров Путина. Что может хотеть Кирилл во время этой встречи от Рима?

- Видите ли, из всего того, о чем вы спрашиваете, многого мы не знаем. Во-первых, мы не знаем, как и когда состоится вторая (по счету) встреча между Папой Франциском и Патриархом Кириллом. Мы не знаем, как и когда состоится визит Святейшего отца в Украину. (Хотелось, чтобы он состоялся как можно скорее, возможно, даже в этом году). Поэтому мы будем очень гипотетически рассуждать об этих возможностях и этих событиях.

Я думаю, что любая встреча полезна, поэтому очередная встреча между Папой Франциском и Патриархом Кириллом, она сама по себе была бы хорошей, как по мне. Абстрагируясь от того, насколько, скажем так, другая сторона свободна-несвободна в своих сугубо религиозных каких-то рассуждениях или общениях, встреча – это на сегодня едва ли не единственный инструмент для того, чтобы избегать конфронтации. Встреча, диалог – это едва ли не единственная альтернатива для войны. Если мы сегодня хотим, чтобы в мире, среди христиан мы двигались по дороге все же примирения, уменьшения наших различных напряжений, конфронтаций, этого нельзя до конца постичь, не разговаривая между собой. Если мы, например, сравним интенсивность встреч Папы Франциска с руководителями других церквей, с тем же Вселенским Патриархом Варфоломеем, для них встречи – это рабочий момент. Его Святейшество Патриарх Варфоломей бывает в Риме по несколько раз в год, и это уже не какое-то чрезвычайное событие. Это инструмент, способ общаться, выстраивать какие-то совместные действия. Вспомним, в этом году плодом такого экуменического общения была декларация между Папой Франциском, Вселенским Патриархом и главой англиканской церкви Архиепископом Кентерберийским относительно экологии и защиты окружающей среды. Это был очень мощный месседж и призыв.

До сих пор со стороны Московского патриархата всегда было предубеждение к таким встречам, мы видим, что всегда выставлялись какие-то условия – сначала одно, второе, третье должно произойти, чтобы она состоялась. Я думаю, что такого рода, я бы сказал, тактика – она понемногу начинает отходить на задний план. И поэтому я сам лично все же думаю, что это хорошо, что такие встречи будут происходить.

- Папа не перейдет красные линии в разговоре об Украине? 

- Не думаю. Святейший отец очень хорошо осведомлен о том, что происходит в Украине, у нас очень интенсивное общение и с ним лично, и со, скажем так, дипломатическими структурами апостольской столицы. И я бы не боялся, чтобы кто-то инструментализировал эту встречу до какой-то узко политической цели. Мы не знаем, какой будет адженда, но я бы надеялся, даже хотел, чтобы тема Украины не была пропущена, потому что эта тема сегодня находится в центре внимания всего мирового сообщества. Здесь у нас, в Украине, мы затрагиваем такие нервы международного права и многих других отношений, которые невозможно обойти. Меня беспокоило, что до недавнего времени наша война на Донбассе превращалась в замалчиваемую войну, о ней уже больше не писали газеты, это уже не было новостью в таком журналистском смысле этого слова. Единственный, кто об этом постоянно упоминал, – это был Папа Франциск, при разных случаях. И я помню, после каждого такого произнесения молитвы за мир в Украине – многие журналисты потом меня разыскивали и спрашивали: объясните, почему Папа об этом вспоминает, что там у вас в Украине происходит? И это дало нам возможность ломать эту молчанку, которая была специально навязана. А со стороны апостольской столицы было постоянное внимание к нашей боли, нашим потребностям, в частности, относительно гуманитарных вопросов, вопросов освобождения заложников, военнопленных, политических заключенных, то есть, это такие были темы, которые постоянно стояли на повестке дня. Очевидно, что церковная дипломатия, у нее немножко другой характер, чем у светской дипломатии, целью церковной дипломатии всегда является миротворческая миссия.

- Так вы думаете, что заблудший брат с Чистых прудов услышит слова Папы?

- Не знаю, но думаю, что даже с воспитательной целью такая встреча будет хорошей. Помните, как после предыдущей встречи в Гаване даже внутри Русской православной церкви были очень критические высказывания в сторону патриарха, даже были некоторые епископы, в том числе даже на территории Украины, которые публично отказывались поминать в Божественной литургии патриарха, это очень серьезный жест, а между тем – ничего чрезвычайного не произошло. Я думаю, что вторая встреча, она только подтвердит то, что нам между собой надо и в Украине встречаться. Она будет иметь, я бы сказал, воспитательную цель и показывать хороший пример общения, которое мы можем здесь развивать тоже и на нашем локальном уровне.

То есть, говорить надо со всеми, кто готов слушать, и думаю, что это единственная альтернатива тому, что мы называем конфронтацией.

- У кого-то из российских наблюдателей было замечание: мол, Кирилл хочет встретиться с Папой потому, что эти контакты перетянула на себя Вселенская патриархия. Как вы это прокомментируете?

- Я не знаю, я не могу вам этого сказать, но видите, как хороший пример все же завоевывает сердца, поэтому, пусть побольше будет таких встреч. Потому что когда мы между собой встречаемся, мы ломаем стены предубеждения, стены какого-то разделения, и я просто верю, что диалог возможен и необходим.

ПРЕДСТАВЬТЕ, КАКОЙ БУДЕТ ШОК ДЛЯ МНОГИХ, ЕСЛИ ПАПА ЗАХОЧЕТ ПОСЕТИТЬ РОМОВ В КИЕВЕ

- Как будет формироваться адженда для приезда Папы Франциска в Украину?

- Мы еще не знаем, очень много, скажем так, неизвестных. Но мы совместно с Римско-католическим епископатом как-то уже просто вспоминали, как формировалась повестка дня визита Папы Иоанна Павла II. Поскольку мы понимаем, что каждые последующие визиты всегда будут оцениваться уровнем предыдущих. И здесь необходимо понимать, что визит Папы отличается от визитов глав светских государств, визит Папы – это всегда паломничество, порой мы упускаем из виду его полное название – это Апостольский визит.

Я вспоминаю, когда Папа Иоанн Павел II приехал в Киев, он сказал: я паломник мира. Он приехал как паломник поклониться святыням этой земли, колыбели христианства во всей Восточной Европе. И своим визитом Папа с собой привозит внимание и молитву всего сообщества, Вселенской церкви со всего мира. Вместе с ним приезжают очень много разных лиц, которые прямо начинают интересоваться, что это за страна, что это за народ, к которым Папа поехал. Я помню, что в контексте визита Иоанна Павла ІІ (я был преподавателем богословия в католическом университете, был вице-ректором семинарии), прежде чем тот визит начался, у нас были двухдневные международные конференции в Папском Григорианском университете в Риме и в Папском Восточном ориентальном институте. Потому что мировая интеллектуальная элита хотела услышать: какова эта церковь в Украине, римско-католическая, греко-католическая, почему Папа туда едет, каково это постсоветское общество. Поэтому это всегда очень полезное духовное событие. Оно потом плодоносит на протяжении очень многих лет, и это привлечение внимания к нам, признание нашей субъектности, признание нашей государственности, нашей суверенности, независимости, то, что так нам необходимо сейчас, на данном этапе нашего государственного национального бытия.

Следующим аспектом визита Иоанна Павла II было то, что Папа приехал не только к католикам, Папа приехал ко всей Украине. Мы вспоминаем, что была встреча со Всеукраинским советом церквей, была встреча с деятелями науки, культуры, интеллектуалами Украины. То есть, был диалог на очень глубоком и высоком уровне. Тогда даже те, кто, возможно, не верил в Бога или не считал себя членом нашей церкви, они действительно восприняли Папу как огромного морального авторитета. Назвали Иоанна Павла II величайшим гуманистом ХХ века. Его личность, его месседжи, которые он привез, вызвали колоссальный интерес.

Я в этом году вернулся к тем проповедям, тем речам Папы, потому что это было двадцатилетие визита. Я просто вдохновился еще раз, читая их. Папа, обращаясь к политикам, к деятелям культуры, даже к нашим тогдашним неоолигархам, говорил такие пророческие слова, и если бы тогда они его услышали и действительно, скажем так, шли по его указаниям, возможно, Украина была бы сегодня совершенно другой.

Папа Иоанн Павел II чувствовал своей личной миссией задачу уврачевать раны, в том числе раны, которые где-то еще болят у европейских народов после Второй мировой войны. И вот он пытался этот бальзам взаимного прощения излить на тело украинского народа. Например, он посетил в Киеве Бабий Яр. Он посетил Быковню, жертв сталинских репрессий. Он посетил мемориальные места во Львове, он много сказал на тему польско-украинского примирения. В этом контексте я помню, я присутствовал при этом, как в начале литургии мой предшественник Блаженнейший Любомир Гузар перед Папой попросил прощения у всех народов, которым украинцы на протяжении своей истории нанесли обиды или раны. Это действительно был момент исцеления памяти. Но это было что-то очень присущее именно Папе Ивану Павлу II.

У Папы Франциска другая чувствительность, у него чувствительность к маргинализированным, к бедным, к отвергнутым. Например, когда он приезжал в Словакию, он захотел посетить ромское поселение в Кошице для того, чтобы показать какое-то особое внимание к тем, кого то общество маргинализирует. Вы себе представьте, какой будет шок для многих, когда Папа захочет посетить ромов в Киеве. Но это такое, что присуще личности Папы Франциска.

У Папы особая чувствительность к проблемам экологии. Мы уже упоминали сегодня вопрос ран войны, которые сегодня Украина переживает – не знаю, возможно, Папа захочет поехать на восток. Увидим, какими будут просьбы Святейшего Отца. Но, видите, личная чувствительность сегодняшнего Вселенского архиерея, она созвучна с теми нашими болями и страданиями, которые переживает украинский народ сегодня.

- Даты визита еще не определили?

- Мы хотели знать уже, потому что я тоже, общаясь в Ватикане, подчеркивал, что нам в Украине необходимо как можно раньше знать для того, чтобы лучше приготовиться. Потому что Украина - это огромная страна с многочисленным населением, с огромными пространствами, чтобы лучше приготовить все те события, нам нужно время. На данный момент я ничего вам не могу сказать, потому что даты не определены, визит пока не анонсирован. Но мы учитываем все те моменты, те акценты и надеемся, что будет общий оргкомитет вместе с римско-католической церковью и будем готовить этот визит, чтобы он состоялся как можно лучше.

- Папа и дальше живет не во дворце, а в доме Святой Марты?

- Да.

- Ходит в кроссовках?

- У него такая особенная обувь с супинаторами, некоторым кажется, что это кроссовки, а это ортопедическая обувь.

- О католиках в мире. Могу ошибаться, но мне кажется, что очень заметным скандалом прошлого года стало то, что немецкие священники, вопреки воле святого Престола, заявили, что они будут благословлять ЛГБТ-браки. Имеет ли эта ситуация, которой предрекали едва ли не судьбу второй Реформации, финал?

- Нет никаких, я бы сказал, апокалиптических сценариев, очевидно, что по запросу епископатов разных стран Конгрегация доктрины веры издала разъяснение на тему таких благословений и была четко очерчена неизменная позиция католической церкви относительно того, что супружество, которое может получить таинство брака, таинство брака в церкви – это брак между мужчиной и женщиной, и здесь церковь не властна что-либо другое сказать, потому что такой брак установила не церковь, не человек, а брак как союз мужчины и женщины является союзом, который установил сам Творец. И в церковных категориях мышления, в частности, католической церкви, есть понятие Божьего права и человеческого права. То есть то, что было установлено церковью, например, календарь или какие-то другие вещи, это можно изменять в соответствии с обстоятельствами, с потребностями. А то, что было установлено Богом, нельзя изменить.

Я вспоминаю еще одну дискуссию, я тогда был студентом в Риме, некоторые прогрессисты, как мы их тогда называли, реинтерпретируют уже определенные жесты Иисуса Христа на Тайной Вечере, и говорили: ну, знаете, может, сегодня не стоит на Евхаристии употреблять хлеб и вино, потому что для многих культур это не традиционные продукты, можно брать рис, какое-то другое блюдо, которое свойственно тому народу и культуре. И тогда был дан запрос, припоминаю, тоже к Конгрегации доктрины веры - как поступать: возможно это или нет, если употреблять такой вот элемент для служения этого таинства, будет ли таинство действительным.

И ответ был очень четкий и ясный. Нет, потому что это Христос взял хлеб и вино, и давая хлеб, сказал: «Это есть Тело мое», давая вино, сказал: «Это есть Кровь моя». Кто может изменить? Никто не чувствует компетенции, понимаете, чтобы такого типа божественную установку каким-то образом, я бы сказал, видоизменять.

Нечто подобное можно сказать и о таинстве брака и других таинствах, которые совершает сегодня церковь.

- Вы знаете, устами православной скажу: если 300 немцев ушли из-за желания благословлять браки ЛГБТ, - это еще и не раскол, если брать... мировую революцию. Но ушли ли они из церкви, или нет, пристали ли они на волю Святого престола, или нет?

- Я до конца не знаю, как это закончилось. Но здесь тоже существует разница между благословением и уделением Таинства. Это была такая дискуссия, когда подходит к тебе человек: «Благословите меня!» – но ведь не спрашивается, грешник ты или святой, правда? Священник благословляет. Поэтому здесь на таком уровне была дискуссия. Но если речь идет об уделении святого таинства брака, супружества, то в таком случае доктрина церкви неизменна.

КОНСЕРВАТОР, БОЯЩИЙСЯ ИЗМЕНЕНИЙ, ДЕЙСТВУЕТ ДЕСТРУКТИВНО, А ЕСЛИ ПРОГРЕССИСТ НЕ УЧИТЫВАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, ТО ЕГО РЕФОРМАТОРСТВО - ЭТО НЕ РЕФОРМАТОРСТВО, А МУТАЦИЯ

- Мы в Украине гордимся тем, что присоединились к семье европейских народов, строим демократию. Но в тех странах, которые мы считаем примером для подражания, существует серьезное напряжение между либералами и людьми, которые постулируют христианские ценности. Хотелось бы услышать ваши рефлексии о вызовах, стоящих перед христианской этикой. С одной стороны, мы должны быть открытыми и страждущими, с другой – неконтролируемый поток миграции может приводить к упадку христианской цивилизации. Где провести ту грань между состраданием и самосохранением нашей цивилизации?

- Давайте сначала поговорим о либералах и консерваторах. Это очень интересная тема. Я бы не говорил о либералах, я бы говорил о прогрессистах и консерваторах. Потому что слово "либерал" может иметь разное значение. Вот в каждой культуре всегда есть те, которые боятся изменений, и те, которые хотят изменений, к ним открыты. Так было в ранней церкви, так было потом в разных эпохах истории европейской цивилизации, в истории церковной жизни. Я думаю, что правда всегда где-то посередине. Поэтому консерватор, который боится изменений, действует деструктивно. Так же прогрессист, который не обращает внимания на определенные ценности, он просто срывается с какого-то корня и тогда его реформаторство, собственно, уже не является реформаторством, это мутация чего-то, что становится другим, не похожим на то, что было когда-то.

Поэтому я думаю, что сегодня церковь, с одной стороны, должна быть носителем вечных традиционных ценностей, но с другой стороны – быть современной в том, как она их коммуницирует миру. Потому что мир меняется, мы не можем с современным человеком говорить на греческом языке, потому что, очевидно, тогда это сокровище духовное, оно будет подобно чемоданчику без ручки. И в таком случае будет соблазн это отвергнуть и оставить в прошлом.

В этом заключается также смысл духовного образования. Мы стараемся то, чем церковь была богата всегда, сделать доступным для новых поколений, сделать так, чтобы это сокровище можно было использовать сегодня.

Поэтому такое напряжение всегда существовало, оно полезное, но есть свои правила, как двигаться вперед. Поэтому, я бы сказал, я за здоровое осовременивание.

Есть такое понятие Ecclesia semper reformanda. Церковь - всегда в состоянии реформы. То, что необходимо менять, нужно менять. Но существуют какие-то вечные ценности, которые мы просто призваны коммуницировать. Христово Евангелие мы должны донести до современного человека – мы не хозяева этого слова, а служители.

АНДРЕЙ ШЕПТИЦКИЙ ЛИЧНО НА КОНЕ ОБЪЕХАЛ ДЖУНГЛИ АРГЕНТИНЫ И БРАЗИЛИИ, ПОСЕЩАЯ КОЛОНИИ ПОСЕЛЕНЦЕВ ИЗ УКРАИНЫ

Теперь что касается мигрантов. Это довольно сложный вопрос. Мы понимаем, что сегодня порой есть соблазн для некоторых, я бы сказал, современных политических режимов использовать мигрантов в качестве определенного оружия. То, что мы видим на белорусско-польской границе – искусственная миграция, которая срывает людей со своих корней, со своей страны и ведет их в другие общества. Но с другой стороны, мы должны понимать, что живем в мире, который переходит от статического общества к динамичному обществу.

Мы тоже мигранты. Мы по всему миру. И это тоже имеет свои положительные стороны и свои вызовы. Наша церковь пережила уже 4 волны глобализации - именно из-за наших мигрантов. Именно из-за того, что наши мигранты еще в конце 19 века разнесли нашу церковь от Канады, Америки, Бразилии, Аргентины и Австралии до Зеленого Клина. А теперь - Арабские Эмираты, Южная Африка. Мы стали глобальной церковью. Тогда шли наши монахи, наши священники, сестры-монахини за своими людьми и таким образом создали структуры по всему миру. То есть, еще мой предшественник, праведный митрополит Андрей Шептицкий впервые осознал, что он не только локальный пастырь какой-то Галицкой провинции тогдашней Галичины. Его обязанность - заботиться о людях, которые выехали, по всему миру.

Вот в этом, 2022 году, мы будем отмечать 100-летие его продолжительного визита в Латинскую Америку, где он лично на коне объехал джунгли Аргентины и Бразилии, посещая колонии поселенцев, приехавших туда из Украины. И благодаря тому, что те общины сохранились, получили свою иерархию, и сегодня это неотъемлемая часть украинского мира. Поэтому у этого явления разные аспекты. Очевидно, когда мы говорим о вызове мигрантов, которые будут приезжать к нам, мы должны быть к этому готовы. Мы до конца ни психологически, ни социально к этому не готовы.

- Да если бы всех крестить еще на въезде в Украину...

- Знаете, я думаю: чему нас сегодня учит Папа Франциск? Он учит видеть в тех мигрантах не опасность, от которой нужно защищаться, а людей, которым нужно послужить. Почему? Потому что судьба мигранта - это судьба каждого человека в этом мире. Говорит апостол Павел, что мы здесь, на земле, не имеем постоянного пристанища. Мы - граждане небесной родины, а здесь мы странники. Поэтому, если речь идет о феномене миграции как таковом, действительно, он является вызовом для украинского народа. Но когда речь идет о мигрантах, которые в Украину приезжали, – это будет вызов для нашего государства. И мы сегодня должны к нему готовиться. И если другие народы гостеприимны к нам, и мы должны быть гостеприимны к тем, кто к нам приезжает.

Мы праздновали Рождество. Христос с самого начала своего рождения был мигрантом. Не все готовы были открыть ему дверь своего дома, поэтому Он родился в пещере. Сразу должен был бежать с семьей в Египет, потому что Его царь Ирод хотел уничтожить. Потом, опять же, из Египта вернулись домой, тоже Иосиф искал безопасное место, где можно поселиться. Поэтому, если сам Бог был мигрантом, это призыв и для нас всех для того, чтобы мы росли в нашей человечности.

ПОЛОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ - ЭТО ЧТО-ТО ОЧЕНЬ ГЛУБОКО ВНУТРЕННЕЕ, КОТОРОЕ ОЗНАЧАЕТ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО - ЕГО ТЕЛЕСНОСТЬ, ЕГО ПСИХИКУ, ДАЖЕ ЕГО ДУХОВНОСТЬ

- С одной стороны, западная либеральная идеология выступает за свободу личности, равенство в правах сексуальных меньшинств, но порой это приводит к кризису здравого смысла, дискриминации христианской традиции. 

- Это одна из болезненных тем современного общества или современной культуры, которая является сложной и многоплановой. Я бы здесь хотел, возможно, так - только начать размышлять относительно определенных принципов.

Очевидно, что мы должны исходить из принципа достоинства каждого человека и уважения к каждому человеку, независимо от того, какое у тебя представление о себе самом, о своем поле, какая у тебя политическая и религиозная, этническая принадлежность и др.

Прежде всего, мы - люди, и сам факт, что мы имеем достоинство человеческой личности, требует уважения. Вторая вещь – уважение к человеку требует абсолютного отвержения насилия, исходя из любой мотивации. То есть, применять насилие по отношению к другому лицу и оправдывать насилие как инструмент достижения любой цели неприемлемо.

А когда речь идет о дискуссиях относительно половой принадлежности, а затем половой роли, очевидно, что здесь мы переходим на совершенно другой уровень разговора и дискуссий, уважая всех.

Мы, как христиане, верим, что Господь Бог сотворил человека мужчиной и женщиной. Существует два пола, и каждый из нас с рождения является либо мужчиной, либо женщиной. Это записано в нашей ДНК. И человек призван открыть смысл своей половой принадлежности и эту тайну реализовать. Не отвергнуть, не репрессировать, а осуществить ее, реализовать.

Мы, как христиане, верим, что половая принадлежность – это что-то очень глубоко внутреннее, которое означает все человеческое существо – его телесность, его психику, даже его духовность. В то же время, когда мы говорим сегодня о гендере как социальной роли - это что-то внешнее, что-то переменное, что-то изменчивое. Что-то, что относится к конструкции моего сознания, моего воображения, моего самовосприятия и др. Я думаю, что будущее человека, будущее общества, будущее государства зависит от того, сумеем ли мы различать общественную роль и человеческую половую принадлежность.

Действительно ли мы будем понимать, что достоинство человека означает также и достойное отношение к его половой принадлежности. И мы не сможем до конца понять это таинство рождения и воспитания ребенка без ценности семьи как плодотворного, неразрывного союза мужчины и женщины. Потому что эта клетка, базовая клетка общества - это определенная стабильность, определенный фундамент в любом человеческом обществе, независимо от религиозной и этнической принадлежности.

Если разного рода современные философии, идеологии приведут к эрозии семьи как традиционного союза мужчины и женщины, человек в будущем будет очень уязвим. Один из плодов современного исследования: если ребенок до 7 лет воспитывается в семье, где есть папа и мама, он менее подвержен опасности манипуляций. А это очень важно для того, чтобы мы, как человечество, были не только объектом чьих-то инструментализаций или манипуляций, а были субъектами, которые строят свое будущее.

Современные философии уже по-другому смотрят на человека. Но вот христианские видения, видение, которое абсолютно общее не только для христиан различных конфессий, но и так же для иудеев и мусульман. Это что-то, что действительно пытается сохранить достоинство человека, достоинство личности. Очевидно, мы, как христиане, ни в коем случае не можем оправдывать насилие по отношению к тем, кто думает иначе. Но, я думаю, мы имеем право отстаивать свою мировоззренческую позицию.

У НАС МНОГО ЗАКОСТЕНЕЛЫХ КОНСЕРВАТОРОВ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТ КАЛЕНДАРЬ ЧАСТЬЮ ИДЕНТИЧНОСТИ СВОЕЙ КОНФЕССИИ 

- Если говорить о наших актуальных вопросах. Как нам синхронизировать усилия католиков и православных относительно внедрения новоюлианского – григорианского календаря?

- Я бы сказал, нам стоит синхронизировать любые другие виды сотрудничества (улыбается). Я вам искренне скажу, я еще до конца не доволен нашими формами и уровнем сотрудничества в целом как таковым. Я думаю, что вопрос календаря для Украины на сегодня, действительно, он пока разделяет. Потому что это не вопрос даты Рождества или даты других праздников, здесь проблема в отношении людей к этой проблеме. У нас очень много, я бы сказал, таких закостенелых консерваторов, которые считают календарь частью идентичности своей конфессии. И если бы кто-то осмелился реформировать календарь, у них закрадывается тогда подозрение, настоящая ли это в таком случае церковь. Традиционалисты такого типа присутствуют во всех конфессиях. И я думаю, что пока хорошо, что хотя бы мы все празднуем вместе в один день Рождество и Пасху в Украине. Это хоть какая-то стартовая площадка для следующих вещей.

Не все православные знают, что греко-католики празднуют праздники по юлианскому календарю. И мы со своей стороны стараемся действительно воспитывать своих верующих, потому что на братьев православных мы не имеем такого влияния. Из года в год количество людей, которые убеждены в том, что реформа календаря необходима, растет. У нас еще нет критического количества, которое бы позволило нам сделать уже определенные формальные шаги, но оно понемногу растет. Знаете, благодаря чему? Благодаря тому, что мы являемся глобальной церковью, благодаря тому, что у наших семей есть родные и близкие сегодня, которые живут в разных странах мира. И, например, когда дети празднуют по григорианскому календарю, а папа и мама – по юлианскому, это ставит вопрос перед семьей: как нам быть? Это уже не искусственный вопрос, который набрасывает священник или епископ. Это вопрос, который задает себе семья - как нам быть.

Я вспоминаю такую вещь: когда я приехал в Рим студентом, наш приход «Серия и Вакха» был по григорианскому календарю. Когда начали приезжать первые мигранты из Украины в 1990-х годах, приход сменил календарь, и мы перешли с григорианского на юлианский.

- Почему?

- Потому что наши люди не праздновали в своих семьях Рождество 25 декабря. Они работали. Нечто подобное я увидел в Греции. Я, когда приехал как первый священник для того, чтобы формировать наш приход в Афинах (приехал 25 декабря, потому что я знал, что православные греки празднуют 25 декабря), то увидел, что наши люди в православной Греции не праздновали 25 декабря. И тогда мы начали формировать приход по юлианскому календарю.

Теперь наши общины начали меняться. То есть, это уже не общины временных мигрантов, которые приехали на заработки, это уже настоящие диаспоры – люди, которые там женились, вышли замуж, родили детей. Сегодня у нас даже есть потребность в использовании итальянского языка, особенно для катехизации этих детей. И перед той общиной встает другой большой вопрос - ассимиляции. Если бы наша церковь не отреагировала на нужды общины и не перешла на григорианский календарь, просто наши люди ассимилировались бы и потеряли бы свои украинские корни.

Жизнь требует изменений. У нас в Украине нет таких вызовов, нет таких проблем. Но, опять же, то глобальное измерение нашей церкви стимулирует развитие нового сознания, что изменение календаря ко времени. Я надеюсь, что мы будем к этому двигаться. Но, опять же, мы чувствуем, что просто не в состоянии будем провести эффективную календарную реформу сами. Поэтому мы хотим это вместе с нашими православными братьями сделать.

ЕСЛИ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ЭТИКУ РОМАНА, КОТОРЫЙ ПРИПИСЫВАЮТ СУРКОВУ, И КОТОРАЯ ТАМ ПРОЕКТИРУЕТСЯ, ОНА АНТИХРИСТИАНСКАЯ ПО СВОЕЙ СУТИ

- РПЦ сейчас претендует на роль глобального духовного лидера, опираясь на власть России, которая, в свою очередь, пытается позиционировать себя едва ли не как главную хранительницу консервативных ценностей. Вы видите в этом угрозу?

- Я не вижу до конца истину всех этих утверждений. Я не буду говорить о роли Русской православной церкви, на которую она претендует. Но разве традиционные христианские ценности являются фундаментом политики Российской Федерации? Ведь, если углубиться в определенные философские постулаты, которые лежат в основе геополитических различных рассуждений и движений, там постулаты совершенно иные. И то, что на самом деле происходит, это инструментализация так называемых христианских ценностей с политической целью. Это мое впечатление. И очевидно, что это мотивировано определенными целями.

Вот я очень хорошо помню, как эти дискуссии о европейских устремлениях украинского народа, которые начались еще при Януковиче, а затем продолжились после Революции достоинства, столкнулись с такой пропагандисткой моделью, что, мол, Европа=дехристианизация. А вот "русский мир", мол, русский лагерь означает сохранение традиционных ценностей – либо вы остаетесь здесь, либо вы теряете свои христианские ценности. Я думаю, что это было совершенно искусственное противопоставление между христианской идентичностью и европейской идентичностью. Очевидно, что порой с политической целью хотим выдавать желаемое за действительное.

Я еще когда-то как моралист изучал определенные тексты, которые продуцировала российская элита, в частности в начале 2000-х годов. И помните, такой был текст под названием "Околоноля", который приписывали господину Суркову. Если проанализировать ту этику, которая там проектируется, она антихристианская по своей сути. Там все человечество делится на две категории – юзерс и лузерс. Либо ты используешь других, либо другие используют тебя.

Это уже когда-то было в истории человечества в философии гностиков, когда люди онтологически были поделены по своему достоинству на разные категории. Что здесь христианского?

Даже если кто-то будет использовать христианские ценности для того, чтобы достигать целей, поставленных такой философией, - это будет уничтожение любых ценностей.

Я, как христианин, действительно понимаю, что мы должны эти смыслы, эти ценности сегодня помочь внести в новую культуру, которая формируется на наших глазах. Мы должны к этому стремиться. И церковь не может позволить себе отдать эти смыслы в руки политиков или государства. Мы не можем переложить на плечи политиков задачу проповедовать христианские ценности. Если какая-нибудь церковь, даже та, которая исповедует византийскую модель симфонии между государством и церковью, в современном мире будет хотеть, чтобы государство играло роль пропагатора или хранительницы христианских ценностей, – это уничтожит такую церковь.

Мы должны, как церкви и христиане, сами приступить к работе. Сами жить этими ценностями и не давать политикам проповедовать христианскую идею в современном мире, потому что они – либо так, либо этак – ее запятнают. То есть, мы являемся учениками Христовыми и это наша святая задача – донести до современного человека полноту света Христового Евангелия.

- Политик должен проповедовать только образом жизни христианской.

- Абсолютно.

- Вопрос на две строчки. Украинский религиозный ландшафт вас устраивает? Что так? Что не так? 

- В чем-то – да, в чем-то - нет. Что меня устраивает, за что мы благодарим Господа Бога? За религиозную свободу. Вот мы в независимой Украине утешаемся религиозной свободой. Более того, каждая новая власть, которая приходит, начинает понимать, что государственно-церковные отношения, их здоровое развитие является залогом здорового развития украинского государства и нашего общества. Даже когда мы видим, что в первой каденции некоторые президенты считают себя очень могущественными и где-то так, знаете, маргинализируют церкви, то во второй половине каждой президентской каденции этот диалог с религиозной средой всегда приобретает новую динамику, или политики понимают, что без гражданского общества и церквей, которые являются наиболее структурированной частью гражданского общества, им самим, своими силами успеха не достичь.

Что меня не удовлетворяет? Что мы, христиане, между собой разделены, что мы как дети единой Киевской церкви – сегодня разделены на разные конфессии. Мы видим, что сегодня даже православный мир делится на конфессии, прерывая евхаристическое сопричастие между собой. И такого рода атомизация, деление не может нас радовать. И мы, как восточная католическая церковь, считаем частью своей идентичности работу над единством между христианами.

- Последнее. После праздников приходят будни. Очень непростые для обычного человека. Как сохранить веру в наше время? Как ее найти для тех, у кого ее нет?

- Надо верить не только в праздники. Надо жить с верой каждый день. Христос родился для того, чтобы все время быть с нами. Он никогда не обещал своим ученикам, что вот, если вы в меня поверите, вам будет все очень легко. Нет. Но Он обещал всегда быть рядом. В самых тяжелых обстоятельствах Он вместе с нами. И Он - тот, кто всегда даст силы для того, чтобы любые трудности благодаря Его присутствию пережить. Поэтому и хочу пожелать, чтобы вы открывали каждый день присутствие живого Бога рядом и вместе с ним за руку путешествовали по тропам вашей жизни.

Лана Самохвалова, Киев

Фото: Елена Худякова

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-