Киевский эфир: Радио, которое (не) хочется слушать

Киевский эфир: Радио, которое (не) хочется слушать

Укринформ
Только в начале 2022 года в киевском эфире появилась станция, транслирующая классику. В целом же наш эфир поражает однообразием. Это навсегда так?

Уже много лет украинское FM-радиовещание переживает что-то вроде «эпохи застоя»: проверенную десятилетиями музыку миксуют с интернет-новостями, на том и конец. Если сравнить радиоэфир, скажем, Киева с Европой – с Москвой даже – то окажется, что столица Украины выглядит жалко. Вообще нет нишевых специализированных форматов – культура, спорт, дача, домашнее хозяйство, дети... Нет НИ ОДНОЙ репортажной станции. Разговорное радио – "аж" 2 (два) канала. Музыка – 90% попса. Да, любителей той же классики меньше, чем поклонников музыкальной «жвачки», но они есть, их тоже много – почему их интересы проигнорированы медиа-рынком столицы? И это касается не только FM-диапазона, но и онлайн-вещания. Может, делать нишевый продукт невыгодно? Но ведь другим это удается.

В начале 2022 года в Киеве наконец-то на волне 92.4 заработало Classic Radio. Но пока – это только исключение, подтверждающее неприятное правило. Почему с радиовещанием в Украине сложилась такая ситуация и насколько реально у нас поставить в эфир один из многих востребованных радиоформатов?

Украинскому радиовещанию безразличны слушатели?

На сайте Online Radio Box представлены едва ли не все радиостанции разных стран мира. И как там? К примеру, в Лондоне мы насчитали 17 станций, где транслируется классическая музыка (из них четыре в FM); 5 сугубо разговорных каналов (всего до ста радиоканалов - одновременно разговорные, новостные и музыкальные). Из уникального – в Британии есть интернет-радио птичьего пения Birdsong Radio, а еще радио азиатской и индийской общин – восемь вещателей!

В Париже мы насчитали 13 радиостанций классической музыки и 3 исключительно разговорных станции, больше 60 разговорно-информационных и музыкальных. А еще мы заметили, что у них много каналов о культуре – 11, из которых четыре в FM.

В ближайшей к нам Праге радиовещание тоже не ограничивается попсой. Мы насчитали 3 радиоканала классической музыки, из них два в FM, 19 разговорно-информационных (три из них в FM). А еще у пражан есть отдельные интернет-радиостанции, посвященные чтению (RADIO POVÍDKA и Radio Pohádka).

А какая же ситуация в Киеве? В столице Украины ту же классическую музыку слышим на 7 радиостанциях. Из них всего два в FM. Первая – Светлое радио "Эммануил" на частоте 67,28 FM в г. Киеве. Формат – религиозная тематика, поэтому есть классическая музыка: классики, как известно, в большинстве своем духовную музыку и писали. Вторая FM-радиостанция классической музыки – киевское Classic Radio, которое появилось на частоте 92,4 совсем недавно – только в начале 2022 года. Ну, мы долго ждали, поэтому здесь выразим осторожный оптимизм. К примеру, 13 января в 15:43 мы услышали, наконец, в киевском эфире на Classic Radio «Ave Maria» Франса Шуберта, в 16:30 – Антонио Вивальди «Chamber Concerto In D Major», а в 16:25 – «Concerto For Flute, Harp And Orchestra In C Major» Вольфганга Амадея Моцарта...

Не впізнали? Зліва направо: Людвиг ван Бетховен, Антоніо Вівальді, Вольфганг Амадей Моцарт. Колаж автора
Не узнали? Слева направо: Людвиг ван Бетховен, Антонио Вивальди, Вольфганг Амадей Моцарт. Коллаж автора

Впрочем, классической музыкой и вообще – музыкой – проблема далеко не ограничивается. Разговорно-информационных каналов мы насчитали в Киеве 12, из которых только Радио НВ и UA: Украинское радио работают в FM диапазоне. Остальные – почти все, за исключением, скажем, радио-Рокс, радио-Релакс и радио Лаундж – похожи, как цыплята из инкубатора, отличить их невозможно. Похоже, что украинское радио остановилось в развитии где-то на зачаточном этапе.

Есть ли альтернативы? Да, но их мало. Отличный от других продукт слышим на радио «SKOVORODA» (только современная музыка и аналитика), радио «Аристократы» (музыка и подкасты) и Old Fashioned Radio (популяризирует джаз 24/7, имеет разговорные программы). Но в FM-эфире их нет, и потому, что это все онлайн-радио, о них знает не так много народа.

За рубежом «другие форматы» – обязательная составная общественного вещания

Мы связались с пражским радио «Classic Praha» и попытались выяснить, как в Чехии регулируют радиопространство. Радиостанция работает в FM-диапазоне, основные жанры – классическая музыка, опера и саундтреки из фильмов, вещание 24/7, а ток-шоу можно услышать дважды в неделю. В Чехии хорошо развито общественное радиовещание. Например, у них есть большая компания Чешское радио (в оригинале Český rozhlas) – целая сеть радиоканалов: 11 национального уровня (среди них культурный, спортивный, разговорный есть в FM) и 14 местного. Пусть некоторые каналы доступны только в Интернете, но слушателям дали выбор, что слушать. И это только общественное радиовещание, а ведь есть и коммерческие радиостанции о культуре, спорте и и прочем.

Во Франции есть подобная «Чешскому радио» компания национального радиовещания – «Radio France», и она также имеет FM-подразделения: France Inter (общее радиовещание), France Culture (о культуре), France Musique (музыка) и France Bleu (распределен по регионам).

Украинским аналогом этих французских и чешских сетей может быть только UA: Украинское радио с тремя каналами, и то, не везде их можно послушать.

Украинское радио – не столько о медиа, сколько о бизнесе

Укринформ провел небольшое иследование среди пользователей Telegram, чтобы выяснить, довольны ли они украинским радиовещанием. Конечно, опрос не репрезентативный, но некоторые тенденции все же освещает. Количество опрошенных – 117 человек, варианты ответов были следующими:

1) Все отлично, есть что послушать;

2) Нечего слушать! Хотим нового формата (классика, детское радио, аудиокниги и т.п.).

Итак, 47,9% опрошенных (56 человек, почти половина) недовольны украинским радиоэфиром. Остальных 52,1% (61 человека), очевидно, все удовлетворяет или им просто безразлично, что слушать "фоном". Но ведь не все слушатели включают радио, чтобы заполнить тишину. Кому-то нужны и эмоции.

В законодательстве Украины прописано, что во время конкурсов на выдачу лицензий Нацсовет должен учитывать информационные потребности граждан. Однако, к сожалению, FM-пространство продолжают занимать однотипные радиостанции, а интересы широкой аудитории, похоже, не учитываются.

Мы пообщались с Артемом Галицким, исполнительным продюсером и основателем независимой «странствующей» (студия постоянно меняет локацию) интернет-радиостанции «SKOVORODA». Это одна из немногих радиостанций, где регулярно говорят на жизненно важные темы, не читая новости из интернета, дискутируют и ставят новую, непроверенную музыку 24/7. До пандемии на этом радио было полноценное утреннее и дневное шоу по три часа и вечерние по два (образовательные, информационные программы).

Артем Галицкий комментирует работу своего радио так: «В пандемию достаточное количество информации собирать стало нереально, поэтому радио перешло на подкасты, которые вполне «трендовы» для Украины. Фактически все наши эфиры тематические и связанные с событиями, с которых мы «эфирим» вживую. В общем разговоров у нас не много. Обычно несколько часов в неделю. Фактически, всю длинную по времени форму мы перенесли из эфира на подкаст-платформы», – говорит основатель странствующего радио.

Почему у нас FM-радио так однообразно? По мнению Артема, все потому, что украинское радио служит исключительно интересам владельцев: «Формат радио в Украине искажен: если во всем мире радио – это прежде всего средство массовой информации и распространения актуальной музыки, то в Украине – это бизнес-проекты, призванные обеспечивать интересы собственников. В бизнесе риски не допустимы, поэтому если есть модели, работающие десятилетиями, то для чего рисковать? А ты когда, скажем, в машине слушаешь радио, не можешь сразу понять, какую станцию ​​слушаешь. Они все похожи, плюс у всех довольно старая музыка, потому что рисковать никто не хочет. Нововыходящий трек должен отстояться год или больше, прежде чем его запустят в ротацию. Вот если на радио «SKOVORODA» новая песня звучит слишком часто, нашей аудитории уже это не нравится. На ФМ по-другому, потому что это фон», – говорит исполнительный продюсер радио «SKOVORODA».

Кто подставит плечо радистам-энтузиастам?

Команда інтернет-радіо «SKOVORODA» після вручення грамоти Нацради
Команда интернет-радио «SKOVORODA» после вручения грамоты Нацсовета

Мы спросили Артема Галицкого о шансах украинских интернет-радиостанций выйти в FM-диапазон. По его мнению, состояние украинского радиовещания - результат бизнес-деятельности: «В 2020 году у нас появились радио «JAZZ» и радио «Miami», на котором звучит хип-хоп. Они несколько отошли от привычного формата, и это скорее инвестиция в будущее, чем бизнес-проект. Но пока, как в Европе у нас быть не может, и это, наверное, ответ всей радийной составляющей медиа-бизнеса. Открыть в Украине новую FM-ку – это дорого. Чтобы создать какую-то нишевую станцию, человек, во-первых, должен быть фанатом своего дела, во-вторых, иметь большое желание изменить что-то на рынке, в-третьих, иметь много денег и быть готовым попрощаться с ними, в случае чего», – говорит основатель радио "SKOVORODA".

Артем Галицкий продолжает: «Мы создали радио «SKOVORODA» в онлайн-формате, потому что в плане инвестиций и старта он суперэкономичен. Нашей аудитории не сложно нас слушать, у нас есть удобные приложения. Когда за первый год нашей деятельности Нацсовет наградил нас грамотой за вклад в радиовещание, мы думали выйти в FM, чтобы охватить большую аудиторию. Но все же это нам пока не по карману. Инструменты регулирования FM-пространства в Украине слишком бюрократические».

Этот же вопрос прокомментировала и Оксана Шавель, маркетинг-директор TAVR media. По ее мнению, нишевые радиостанции будут появляться с ростом объемов рекламы: «Нишевые форматы хорошо приживаются в крупных городах, где больше рекламных рынков. Потому что, разумеется, радио выживает только за счет рекламы, а в маленьких городах с небольшим охватом слушателей это может быть проблематично. С ростом рекламного рынка в Украине, возможно, будет расти число форматов», – комментирует Оксана Шавель.

Узнать приблизительную стоимость полноценной работы FM-радиостанции мы не смогли, на радио «SKOVORODA» эту цифру нам описали как космическую. Но сначала нужно получить частоту на FM-диапазоне: принять участие в конкурсе, внести примерно 150 000 грн (узнаем от радио «SKOVORODA»), которые сгорят в случае проигрыша, а затем оплатить лицензию. На официальном сайте Нацсовета в разделе "Конкурсная лицензия" мы попытались рассчитать приблизительную стоимость лицензии на FM-радио. Для подсчета на специальном калькуляторе базового лицензионного сбора мы взяли мощность передатчика 2 кВт (мощность радиостанции «ПЕРЕЦ FM»), 24 часа вещания и выбрали г. Киев. Оказалось, чтобы получить лицензию на FM-радиостанцию, нужно оплатить 1 189 500 грн. Артем Галицкий объясняет: "Насколько мне известно, когда Нацсовет дает частоту на основании конкурса, он сразу же дает лицензию на вещание на этой частоте". Но на самом деле даже с деньгами получить ее не так просто, а по словам коллег радио «SKOVORODA», почти нереально.

По мнению Артема Галицкого, для улучшения украинского радиовещания государство должно организовать такую ​​же поддержку, как в свое время для кино: «Классические, аналитические, джазовые радиостанции – это премиум-контент в Украине. Он, безусловно, важен, но сложноокупаем. И если господдержка украинского кино сработала, то какой-то такой же шаг может быть и в сторону FM-диапазона. Да, свободные частоты появляются время от времени, их выставляют на конкурс, но покупают, разумеется, те, у кого есть такие деньги. Если бы государство давало частоты тем, кто хочет поднимать статус классики или джаза, если бы давали льготы или упрощали систему налогообложения, ситуация могла измениться», – говорит Артем Галицкий.

Итак, украинское радиовещание выступает скорее заповедником попсы, чем инструментом удовлетворения запроса разных вкусов. Изменится ли ситуация к лучшему? Хотелось бы верить, что интересы слушателей будут учтены, и на радиопространстве, наконец, появятся новые форматы.

Анна Гетьман, Киев

Первое фото: CAR RCHEVROLET

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-