Наталья Гусак, руководитель НСЗУ
Для выполнения двух основных функций – защиты пациентов от финансовых потерь и мотивации персонала – средств достаточно
18.01.2022 16:14

В середине ноября 2021 года Кабинет министров Украины своим решением назначил Наталью Гусак на должность председателя Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ), которая больше года работала без официального руководителя. Именно Наталью Гусак по результатам собеседования признал победителем конкурса министр здравоохранения Виктор Ляшко.

Об изменениях, которые ждут медицинское сообщество Украины в этом году, в частности, о расширении Программы медицинских гарантий, увеличении стоимости услуг, оптимизации сети медучреждений и о том, как эти нововведения повлияют на качество предоставления услуг пациенту, корреспондент Укринформа пообщался с председателем НСЗУ Натальей Гусак.

РЕКОРДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

- В Госбюджете-2022 на Программу медицинских гарантий выделили 157,3 миллиарда гривень. Это более чем на 20% больше, чем в прошлом году. Достаточно ли этих денег для оказания качественной помощи пациентам?

- Бюджет Программы медицинских гарантий-2022 увеличен на 33,8 млрд по сравнению с 2021 годом (123,5 млрд). 157,3 млрд грн – это наибольшая сумма из госбюджета с начала трансформации финансирования системы здравоохранения Украины. Этой суммы достаточно, чтобы предоставлять качественные медицинские услуги. Такой бюджет - результат совместных усилий Минздрава, Правительства, профильного комитета Верховной Рады.

В рамках бюджета Программы медицинских гарантий-2022 предусмотрели более 26 млрд грн на первичную медицинскую помощь, что на 6 млрд больше, чем в 2021 году.

Более 8,3 млрд запланировано на лечение онкологических заболеваний, что на 4,8 млрд больше, чем было в бюджете Программы в прошлом году.

На лечение сердечно-сосудистых заболеваний, что является одним из приоритетов Программы медгарантий, в частности инфарктов и инсультов, предусмотрено 4,8 млрд грн. Это больше на 1,8 млрд по сравнению с 2021 годом.

Медицинские учреждения получат большие оплаты за приоритетные услуги. Так, по одному из самых высоких тарифов в Программе медицинских гарантий-2022 будет оплачиваться неонатальная помощь. В 2022 году тариф вырастет со 113 до 135 тыс. грн, а максимальный тариф составит 161 тыс. грн за лечение недоношенных детей в учреждениях, которые будут соответствовать дополнительным требованиям. Тариф за медицинскую помощь при родах вырастет на 5 тыс. грн – до 15 тыс. грн, а для учреждений, которые будут соответствовать дополнительным требованиям, – до 20 тыс. грн. 

Выросли тарифы и на лечение онкологических заболеваний. Так, на 10 тысяч гривень увеличился тариф на химиотерапевтическое лечение – до 36 тысяч, а за лечение детей от онкозаболеваний НСЗУ будет платить учреждениям до 131 тыс. грн. Тариф за лечение онкогематологических заболеваний вырос с 54 тыс. грн до 74 тыс. грн. Также запланировано повышение капитационной ставки врачам (Размер оплаты за медицинское обслуживание одного пациента независимо от количества фактических обращений пациента за медицинской помощью в течение определенного периода. На ее основе происходит финансирование первичной медицинской помощи – ред.), оказывающим первичную медицинскую помощь, до 786 грн.

- Какие новые пакеты медицинских услуг включили в Программу медгарантий в этом году?

Пациенты должны почувствовать, что финансовое бремя за медицинские услуги может быть значительно меньше

- В целом Программа медицинских гарантий (ПМГ) в 2022 году предусматривает 38 пакетов медицинских услуг. НСЗУ как стратегический закупщик медуслуг заботится о том, чтобы охватить максимальное их количество через Программу медицинских гарантий, правильно спрогнозировать объем этих услуг. Пациенты должны почувствовать, что финансовое бремя за медицинские услуги может быть значительно меньше.

Например, при детальном анализе стало понятно, что существует необходимость введения новой услуги – это хирургические операции взрослым и детям в условиях стационара одного дня. Она позволит стимулировать развитие стационарно-замещающих подходов и реализовывать современные подходы к оказанию медицинской помощи.

Кроме того, был включен такой пакет, как готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, в частности, инфекционного характера. Этого пакета не было в прошлом году. И поскольку мы все-таки не вышли из карантина, то уже в этом году готовы контрактовать учреждения и платить им за готовность реагировать на инфекционные заболевания. Этот новый пакет позволит обеспечить стабильность работы инфекционных отделений и учреждений. На это направление в ПМГ-2022 предусмотрено 2,5 млрд грн. Например, в Черновицкой области таких учреждений будет законтрактовано 5.

Мы дали возможность департаментам здравоохранения разработать эффективную сеть - из расчета одно учреждение на 200 тысяч населения. Владельцы и руководители такого учреждения, которое будет получать более миллиона гривень финансирования ежемесячно, должны понимать, что он будет использоваться в том числе и для оказания стационарной помощи пациентам в случае возникновения инфекционной опасности.

Госпитальная сеть учреждений, предоставляющих стационарное лечение пациентам, больным COVID-19, не будет ограничиваться лишь законтрактованными на пакет «Готовность к оказанию медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях». Если по каким-то причинам пациент с коронавирусной болезнью попадет в учреждение, которое не имеет договора с НСЗУ на готовность, то НСЗУ заплатит такой больнице за пакет стационарной помощи пациентам с COVID-19 при условии заключенного договора. Для пациента, конечно, вся необходимая медицинская помощь является бесплатной.

- Всех интересует повышение зарплат медработникам. Как это должно произойти, ведь зарплата определяется трудовым договором между коллективом и главврачом? То есть, средства на повышение заложены в тарифах НСЗУ, а вот получат ли врачи обещанные 22 тыс. грн уже в январе? С какого момента им будут выплачивать повышенную зарплату?

Имеющихся средств достаточно для того, чтобы мотивировать персонал и бороться за лучших врачей в своих медучреждениях

- Вы правильно отметили, что тарифы Программы медицинских гарантий на те или иные услуги учитывают не только закупку лекарств и расходных материалов, но и заработную плату персонала.

И я думаю, что заложенных средств достаточно для того, чтобы мотивировать имеющийся персонал и даже бороться за лучших врачей в своих медицинских учреждениях.

В то же время довольно много случаев неправильного понимания реализации Программы медицинских гарантий или контрактования с НСЗУ учредителями или управленческим звеном учреждений. И часто это приводит к тому, что средства НСЗУ используются вовсе не для того, чтобы оказать пациенту необходимую ему помощь, вовремя и в достаточном объеме закупить лекарства и мотивировать работников больницы. Нередко эти средства используют на то, что не входит в наши контрактные обязательства.

Средства НСЗУ должны идти на мотивацию персонала, а не оплату коммунальных платежей и ремонты

Например, Бюджетным кодексом четко определено, что оплата коммунальных платежей медицинских учреждений - это обязательство органов местного самоуправления, учредителей. Но мы видим, что все больше и больше учреждений жалуются НСЗУ на то, что учредители считают, что средств от НСЗУ достаточно, поэтому они заставляют из этих денег оплачивать и коммунальные платежи. В то же время это финансы, которые должны пойти на мотивацию кадрового потенциала этих учреждений.

НСЗУ не вмешивается в хозяйственную деятельность предприятия, но в Программу медицинских гарантий точно не закладываются капитальные расходы медучреждений, расходы развития. Потому что, согласно Бюджетному кодексу, капитальные расходы также являются обязательством органов местного самоуправления. Но довольно часто учредители учреждений говорят их руководителям использовать на различные ремонты именно средства, которые поступают от НСЗУ.

На самом деле, средств достаточно для того, чтобы выполнять основные две функции: защиту пациентов от финансовых потерь путем предоставления бесплатных услуг и мотивацию персонала.

Мы это понимаем и будем усиливать коммуникацию с органами местного самоуправления, учредителями, объяснять еще раз и еще раз руководителям медицинских учреждений – что входит в Программу медицинских гарантий. Также мы понимаем, что их хозяйственная деятельность, согласно Хозяйственному кодексу, является защищенной, мы не имеем права вмешиваться.

Ответственность НСЗУ – чтобы средства, которые заложены в договоры с поставщиками медицинских услуг, им были вовремя перечислены. Ответственность руководства больницы и ее владельцев – чтобы средства были эффективно и справедливо использованы.

ОПТИМИЗАЦИЯ СЕТИ НЕ ОЗНАЧАЕТ ПОТЕРЮ ДОСТУПНОСТИ

- Вы говорили о возможных злоупотреблениях со стороны учредителей или руководителей медучреждений, в частности «раздувать» штаты и тому подобное. Кто же должен контролировать в таком случае их деятельность?

- НСЗУ всегда будет стоять на позиции обеспечения прав каждого пациента на качественную медицинскую помощь. Мы будем еще более тесно работать с учредителями, со всеми возможными нашими партнерами для того, чтобы каждый поставщик услуг, который имеет договор с НСЗУ, понимал, что мы так же со своей стороны будем требовать выполнения этих обязательств.

- НСЗУ сейчас проводит анализ сети с целью определить, какие больницы будут оказывать специализированную помощь. Расскажите об этом. Не будет ли такого, что для пациентов усложнится доступ к каким-то услугам, потому что их предоставляют не в ближайшей больнице, а в какой-то определенной?

Качественная медицинская услуга возможна при территориальной доступности учреждения и определенном количестве предоставленных услуг в год

- Всегда, когда озвучивается слово «сеть», сразу идет вопрос – а не повлияет ли это на доступность. Почему у нас слова «сеть» и «доступность» всегда идут рядом. Когда говорили об эффективной сети первичной медицинской помощи, все боялись, что это повлияет на закрытие ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов – ред.) и люди перестанут получать качественную медицинскую помощь. Хотя мы видим, что все произошло наоборот – эффективная сеть первички работает.

От того, что мы позволим всем специализированным учреждениям войти в свободный рынок и оказывать помощь, например, при инсультах или инфарктах, качество такой медицинской помощи не улучшится. Потому что количество медперсонала, который готов оказывать качественную медицинскую помощь, ограничено. Да и "размазывание" финансового ресурса на эту услугу не способствует тому, чтобы она становилась более качественной.

Мы видим, что учреждения почувствовали, что такое рынок медицинских услуг. И наблюдаем своеобразную «гонку вооружений». Когда каждый начал вкладывать средства в какое-то дорогостоящее медицинское оборудование. Плюс были государственные программы, например, это касается компьютерных томографов. Учреждения считают, что если есть компьютерный томограф, то они готовы предоставлять услуги по лечению инсульта. Хотя мы четко понимаем, что качественно эта услуга может предоставляться при условии территориальной доступности учреждения и при определенном количестве минимально оказанных услуг в год. Мы убеждены, что качественное лечение инсультов возможно только в том учреждении, где пролечили не менее 100 пациентов с этой болезнью в год.

Что можно говорить о качестве медицинской услуги в роддомах, где приняли всего 5 родов за год

Например, в Черновицкой области многопрофильная больница в Сокирянах, где лечат менее 100 инсультов в год (около 130 км от областного центра – авт.) не входит в терапевтическое окно, однако пациент из той громады не доедет в центр Черновцов, в больницу скорой медицинской помощи, где лечат более 100 инсультов в год. Поэтому больница в Сокирянах также будет включена в сеть. В то же время Сторожинецкая районная больница, где также лечат менее 100 инсультов в год, но она расположена возле Черновцов (около 25 км от областного центра – авт.), не будет включена в эту сеть. Потому что в областном центре есть и упомянутая уже больница скорой помощи, и городская, где есть инсультный центр, где качественно оказывают помощь таким пациентам.

Так же - с сетью роддомов. Есть учреждения, в которых приняли 5 родов за год. Что можно говорить о качестве оказания такой медицинской услуги, когда у медицинского персонала месяцами нет практики принятия родов в этом учреждении?

В то же время требовалось время для того, чтобы иметь возможность формировать эффективные региональные маршруты с помощью департаментов здравоохранения или позволить пациентам самим выбирать место предоставления услуги. И в этих рамках, вот эти исторические маршруты, которые урегулированы департаментами здравоохранения, или через маршруты самих пациентов по отзывам о больнице – они позволили сформировать уже те больницы, которые смогут выполнять требования НСЗУ.

Важно, что мы точно не потеряем доступность. Тем более, что в требованиях Программы медицинских гарантий-2022 прописано, что в случае потери доступности на определенной территории, мы сможем добавлять ту или иную больницу для выполнения этого условия.

- В конце 2020 года, когда вы работали в должности заместителя председателя Черновицкой ОГА, мы с вами общались. Вы тогда уверяли, что лечение больных с COVID-19 в наших больницах полностью бесплатное. Хотя многим пациентам, как и мне, в частности, вручали списки лекарств, которые нужно самостоятельно купить. Какова ситуация с обеспечением бесплатного лечения коронавируса в наших медучреждениях на сегодня?

- Как и год назад, могу подтвердить, что в учреждениях, которые имеют договоры с НСЗУ, стационарное лечение пациентов, больных COVID-19, является бесплатным. В тариф включены лекарства из Национального перечня, необходимые медицинские материалы и диагностические исследования.

Вместе с тем есть немало жалоб по поводу платного лечения COVID-19 в той или иной больнице. В частности, такие жалобы поступают и от депутатов местных советов. А ведь именно местные власти являются учредителем и владельцем медицинских учреждений, и эти проблемные вопросы полностью в его (владельца) зоне ответственности.

НСЗУ, со своей стороны, вовремя перечисляет средства за лечение пациентов поставщикам услуг. Мы также анализируем жалобы пациентов и проводим мониторинг выполнения поставщиками условий договора. В случае выявления факта невыполнения договорных обязательств, НСЗУ может приостановить финансирование или наложить финансовые санкции на учреждение. И в этом году мы этот мониторинг усилим.

РАБОТА БЕЗ РУКОВОДСТВА ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ БОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННЫМИ

- Еще несколько лет назад вы работали в общественном секторе, помогая разъяснять людям важность медицинской реформы. Сейчас реформируете эту систему изнутри. Поделитесь секретом стремительного карьерного роста.

- (Смеется). Это, наверное, нужно спрашивать у моих детей, которые видят этот стремительный карьерный рост, – что для них он означает. Но для меня это означает, что у нас – страна возможностей. Когда человек с чувством ответственности, с желанием менять, может себя реализовать.

И страна предоставляет такую возможность - будь то в общественном секторе или при исполнении должностных обязанностей. На всех этих должностях, которые вы перечислили, я никогда не думала о собственных амбициях. Это было нечто выше.

С другой стороны, не скажу, что это легко. Это просто индикатор того, что в нашей стране этого можно достичь, когда ты этого хочешь. Однако успехи на каждом из этих звеньев – точно не моя собственная заслуга, это заслуга команды и тех коалиций, которые сформировались.

Например, в общественном секторе у нас был экспертный круг, и я сама бы там точно никаких сдвигов не смогла добиться. Так же в областной государственной администрации – это была команда, на которую я всегда опиралась. И я здесь не говорю исключительно о руководстве.

Аналогично надеюсь и это чувствую, что в новой должности мне будет также на кого опираться. Везде есть ценные люди, нигде ты не сможешь самостоятельно ничего достичь, если возле тебя нет круга единомышленников.

- Во время конкурса вашими главными конкурентами были предыдущий исполняющий обязанности председателя и его заместитель. Не возникало ли потом недоразумений с ними? Как вместе работаете?

- Когда начинаешь работать в такой должности, ты должен прежде всего руководствоваться ответственностью и четкими полномочиями. С людьми, которые работают в НСЗУ, в том числе и с бывшим в. и. о. председателя, у нас общие цели, которые объединяют в профессиональной деятельности. Прежде всего, мы - государственные служащие, которые работают для изменений в системе здравоохранения в интересах пациента.

- НСЗУ длительное время работала без руководителя. Как это влияло на работу этой структуры?

- Последние несколько лет так получается, что мои дети фактически живут без мамы. И я точно вижу, что они становятся более ответственными и самостоятельными. Я могу провести такую параллель, что за этот период, пока не было председателя НСЗУ, ничего особо не произошло, кроме того, что каждый работник еще больше понял персональную ответственность за выполнение своих задач и самостоятельность. Поэтому вызов самостоятельности для меня как для руководителя принят.

В конце концов, именно эта гиперответственность и самостоятельность позволяла постоянно выполнять задачи относительно продолжения трансформации системы здравоохранения Украины.

- Расскажите немного о структуре НСЗУ. Это большой коллектив? Со всеми уже успели познакомиться?

- Структура НСЗУ состоит из центрального офиса и пяти межрегиональных подразделений. В коллективе - 300 работников. Это много? В моей управленческой деятельности была ответственность и за большее количество людей. Это важно для меня как для управленца – сверять какие-то «часы» относительно своих управленческих возможностей. Я никогда не забуду, как, работая деканом, я отвечала за 800 детей. И я также знала каждого и старалась каждому уделить внимание, чтобы понимать, кто чем живет. Поэтому, главное знакомство с коллективом еще впереди.

- Вы упоминали о команде. Приглашали ли кого-нибудь из Черновцов, с Буковины попробовать себя на работе в НСЗУ?

- Всех, кто хотел, я никому не отказала попробовать себя. Но вопрос в том, что желающих брать на себя ответственность, переезжать и менять свою жизнь – единицы.

- Снова возвращаясь к нашему предыдущему интервью, вы рассказывали, как болезненно реагировали на вашу постоянную занятость в областной администрации дочери и муж. Сейчас вы за сотни километров от них и, вероятно, заняты не меньше. Как обустроили свой быт, не планирует ли ваша семья переехать в столицу?

- О детях трудно говорить... Они очень самостоятельные и ответственные, я в шутку так говорю, что жизнь их заставила в 9 и в 6 лет уметь себя накормить, и учиться, и друг о друге заботиться. На самом деле, это болезненная тема.

Когда после университета ты рожаешь первого ребенка и смотришь эти женские модные журналы, где описывается, как держать баланс и не стать мамой, которая только на работе будет работать, а еще и заботиться о ребенке. Я тогда думала, как эти женщины так вообще могут? Но потом получается так, что это становится реальностью твоей жизни.

Сейчас у меня в семье полная поддержка, и они понимают, зачем я это делаю. Хотя иногда им, наверное, больно. С тех пор как я переехала в Киев, мы виделись всего трижды – два раза я была дома в Черновцах и раз они приезжали в Киев. И по меньшему ребенку я вижу, как ей не хватает матери. Тем более, что она еще в предшкольном возрасте.

Переезжать они пока не планируют. Старшая дочь учится в 11-м классе. Мы решили с мужем не отрывать ее от выпускного класса в новую среду. Ей нужно завершать подготовку к ВНО и обучение в среде, в которой она была в течение последних лет. Возможно, со временем мы будем думать над тем, чтобы забрать их тоже в Киев. Но пока мы приняли общее решение не перевозить семью в столицу.

Личный быт я обустроила нормально. Арендую квартиру и пока все прекрасно. К другому еще привыкаю. Нужно, чтобы Черновцы быстрее восстанавливали авиаперелеты в Киев, тогда у меня будет больше возможности видеться с детьми. А пока у нас общение по скайпу и другие возможные варианты.

Справка Укринформа: Наталья Гусак родилась в Черновицкой области, здесь получила высшее экономическое образование и начала трудовую деятельность преподавателем Буковинского государственного финансово-экономического института. Позже в этом же учебном заведении, которое стало академией и университетом, она работала деканом факультета подготовки младших специалистов.

После Революции Достоинства Наталья Гусак начала активно заниматься общественной работой: возглавила общественную организацию "Пациенты Буковины" и была экспертом программы "U-LEAD с Европой" в медицинской сфере. В начале 2020 года Наталья Гусак стала заместителем председателя Черновицкой ОГА, она курировала медицинское и социальное направление развития региона. С 17 ноября – председатель НСЗУ.

Виталий Олейник, Черновцы

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-