Стандартизация изучения истории в российских вузах: новый этап зомбирования молодого поколения

Стандартизация изучения истории в российских вузах: новый этап зомбирования молодого поколения

Укринформ
В то время, когда потери российских войск в ходе «спецоперации» в Украине уже превысили отметку в 30 тысяч человек, путинское руководство всё больше изощряется в поиске нового ресурса для «пушечного мяса». 

Согласно давним московитским традициям, проще всего это делается с помощью пропаганды и разжигания у представителей молодого поколения псевдопатриотических чувств. Как показывает практика, проще всего сделать это с помощью создания соответствующей направленности исторического образования. Именно поэтому на правительственном уровне встал вопрос об унификации изучения истории россии на всех специальностях в высших учебных заведениях с нового учебного года. Более того, начата работа по созданию единого учебника для всех вузов страны, ориентированного на однообразное изложение «правильных» нарративов исторической памяти. Независимо от факультета, преподавание курса будет происходить на протяжении двух семестров и в одинаковом количестве аудиторных часов. Для всех – от будущих химиков до филологов. Логичный вопрос: зачем?

«Прежде всего, перед нами стояла задача создать такой учебник, который был бы интересен для студентов, обучающихся на неисторических специальностях… Студент должен понимать, что значат все эти события в истории россии, какие последствия они влекут за собой», – так обозначила цели создания «единого учебника» его соавтор, декан исторического факультета российского государственного гуманитарного университета (далее – РГГУ) Елена Барышева. Собственно, что именно и почему студент «должен понимать» на самом деле? Речь идёт о том, что учебник представляет собой не беспристрастное изложение исторического материала, направленного на самостоятельное осмысление его учащимися, а просто-напросто набор сигнальных идеологических установок, излагаемых в примитивной форме для их однозначного и безальтернативного восприятия вчерашними выпускниками средней школы.

Помимо Елены Барышевой, в авторский коллектив входят её коллеги по университету Кирилл Соловьёв и Павел Алипов, а также преподаватель Удмуртского государственного университета Татьяна Луцина. Не лишнее будет обратить внимание на профессиональные характеристики каждого из этих историков. Так, представители РГГУ все являются сотрудниками кафедры истории и теории исторической науки, т. е. по роду деятельности они занимаются не историей россии как таковой, а общенаучными вопросами, связанными с методологией исторических исследований. Помимо того, круг научных интересов лично каждого из соавторов учебника является весьма специфическим. Так, Е. Барышева – специалист по истории советского общества 1920-х–1930-х гг., а К. Соловьёв (глава авторского коллектива) – по позднему периоду существования российской империи конца XIX – начала ХХ вв. Что же касается П. Алипова, то его работы посвящены вопросам истории Древнего Рима и её изучению российскими учёными, но никак не истории россии. Наконец, Т. Луцина занимается сугубо вопросами истории политической идеологии, а также теории права. Мало того, что качественный состав авторского коллектива, несмотря на все высокие чины и звания его представителей, охватывает не более трети всей тематики учебного курса по истории россии, так ещё и фактически 50 % авторов вообще не являются специалистами в той проблематике, о которой они должны писать.

К выводам такого рода пришёл бы человек, который реально думал бы о качестве содержательной части создаваемого учебника. Однако, видимо, логика чиновников, формировавших персональный состав авторского коллектива, была несколько иной. Попробуем её понять. Как уже отмечалось, задачей введения общеобязательного изучения истории россии студентами абсолютно всех специальностей в одинаковом объёме является не что иное, как идеологическая обработка юного поколения, которое было бы готовым без раздумий встать в защиту путинских идеалов. Потому, собственно, далеко не способность учёных достоверно излагать исторические факты стала основополагающей при отборе кандидатур для участия в авторском коллективе «единого учебника». Также становится понятным включение в его состав Т. Луциной – специалиста по политическим идеологиям. Очевидно, что её задачей является наполнение текста формулировками, отображающими официальную путинскую идеологию. Не охваченность хронологического периодов существования московского княжества и царства сферой научных интересов авторов учебника свидетельствует о том, что они намерены ретранслировать сугубо идеологизированную версию событий тех времён без каких-либо попыток их критического осмысления. А это как раз то время, когда начал формироваться базис российской экспансионистской идеологии, существующей и по сей день.

Привлекает внимание также тот факт, что авторы делают акцент на небольшом объёме создаваемого ими учебника, несмотря на то, что изучение курса истории россии рассчитано на целый год. К тому же, классический подход к преподаванию гуманитарных дисциплин предполагает работу учащегося со списком рекомендуемых источников, а не только с единым базовым учебником. Особенно это актуально в условиях болонской системы организации учебного процесса, предполагающей значительный удельный вес самостоятельной работы среди видов деятельности студентов. Однако по факту получается, что они будут иметь обязательный к заучиванию перечень идеологически выверенных исторических мифов, который спустя два семестра должен у них просто-напросто отлетать от зубов как детский стишок. «Текст должен быть маленьким, не должен занимать много времени для прочтения и усвоения, но вместе с тем должен включать в себя всё, что необходимо знать студенту», – так К. Соловьёв сформулировал главную задачу, стоящую перед возглавляемым им коллективом. Фактически он признал то, что записанной между строк целью учебника является не что иное, как подготовка учащихся к безоговорочному восприятию информации, вбрасываемой в общество официальными властями в формате малых текстов и рисунков, не оставляющих простора для критического осмысления всех приведённых в них данных.

Предлагаемый властями российской федерации подход к введению общеобязательного курса истории россии для студентов всех вузов вне зависимости от профиля обучения совершенно чётко указывает на преемственность государственной идеологической политики имперской, советской и неоимперской россии. Так, в университетах российской империи обязательным к изучению был «Закон Божий», для которого отводилась львиная доля аудиторных часов. Несмотря на название учебной дисциплины, реально под этой маркой студентам внушались идеологические конструкции относительно безоговорочной покорности государю подобно послушанию божественной воле. В советские времена, как хорошо помнят представители старшего поколения, без сдачи государственного экзамена по истории компартии диплом о высшем образовании не мог получить представитель ни одной специальности. Более того, вопросы, связанные со знанием наизусть трудов классиков марксизма-ленинизма, обязательно входили в программу абсолютно любой учебной дисциплины. Обзор текстов диссертаций, выносимых на защиту в научных учреждениях российской федерации в текущем году, свидетельствует о том, что большинство из них начинаются цитатами из речей путина. Потому вполне логично предположить, что вслед за общеобязательным изучением курса истории в путинской интерпретации будет введено заучивание наизусть школьниками и студентами «великих мыслей вождя». А будет ли такое общество иметь будущее после ухода кровавого диктатора из высших эшелонов власти…

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-