УПЦ МП после собора: уходя – ушли, вознамерились уйти или притворились?

УПЦ МП после собора: уходя – ушли, вознамерились уйти или притворились?

Укринформ
Прошло двадцать дней после «отъединительного» собора УПЦ МП, который сторонники МП назвали историческим отрывом от Москвы, а сторонники ПЦУ из числа национал-патриотов – масштабной имитацией отрыва  

Укринформ по истечении первых недель попробовал разобраться в том, что это было на самом деле, что происходит в епархиях данной конфессии и какова перспектива мирного (о любви речь пока не идет) сосуществования ПЦУ то ли с МП, то ли не с МП (все-таки фактический статус должен быть признан либо москвой, либо хоть кем-то) в нашей христианской семье.

Итак, напомним, что 27 мая в монастыре Феофания состоялось событие, собор и синод УПЦ Московского патриархата, которым после бурных обсуждений были приняты изменения в устав (главный регламент церковной институции), которыми нивелировалась зависимость от москвы, в том числе с отказом поминать патриарха кирилла.

Ситуация, с одной стороны, проще, чем кажется. С другой, сложнее и многограннее, чем представляют себе сторонники черно-белых тонов. Но давайте по порядку.

Руководство УПЦ МП сделало отчаянную и запоздалую попытку спасти церковь как отдельную целостную структуру и начало процесс дистанцирования от московского начальства. Сегодня я не думаю, что эта попытка отрыва была согласована с московским руководством. Потому что с самых первых дней было видно, что решения киевского собора РПЦ не по вкусу. Сначала москва игнорировала их, в унизительной форме заявляя, что новости Интернета (целый поместный собор - на минуточку) не комментирует. Затем, поразмыслив, выбрала образ «сочувствующей матери», которая понимает, что МП там среди врагов российского отечества. И они, мол, выражают «всемерную поддержку архипастырям, пастве, подвергающейся беспрецедентному давлению раскольнических структур и националистически настроенной общественности», и при этом призывают полноту РПЦ о даровании мужества христианского свидетельства. Но при этом «сочувствующая мать» приняла в прямое подчинение Крымские епархии УПЦ МП. Крымские «подразделения» моспатриархата, по сути, никогда не были украинскими, а после аннексии – тем более. Но симптоматично, что РПЦ даже для приличия, для вида, пусть на бумаге, не оставила их на какое-то время в структуре УПЦ МП. То есть решениями собора стали настолько зело недовольны, что решили разобрать на сувениры если не все, то, по крайней мере то, что находится на расстоянии вытянутой руки.

И что снова-таки симптоматично: начальство УПЦ  МП/неМП промолчало.

Оно промолчало и на зловеще-ласковый призыв московского начальства предоставить изменения в устав, чтоб синод РПЦ мог их изучить. Промолчало, потому что исход такого взаимодействия очевиден: москва либо откажет, либо завалит их дискуссиями, конференциями, письмами и прочими витиеватыми затягиваниями. Они мастера тянуть время. 

Как грустно отметил один из богословов ПЦУ, УПЦ МП независима в своей зависимости и зависима в своей независимости.

РАБОТАЮТ ЛИ НОВЫЕ «ПРОАФТОКЕФАЛЬНЫЕ» ИЗМЕНЕНИЯ В УСТАВЕ

А тем временем в Украине начали переваривать новые изменения. В процессе подготовки материала я сделала звонки, отправила электронные письма и эсэмэски на адреса и телефоны практически всех епархий УПЦ  МП/неМП. Я попросила епархии высказать, как духовенство, верные и монашество приняли изменения в устав и все ли перестали поминать кирилла. Тем, кто находится в оккупации, решением собора в период военного положения, когда связи между епархиями и церковным руководящим центром осложнены или отсутствуют, дано право самостоятельно принимать решения. Впрочем, некоторые из оккупированных уже высказали свою позицию.

Среди открытых саботажников процесса ухода от москвы - архиереи Донецкой и Луганской области. Митрополит МП в оккупированной Горловке Митрофан Никитин заявил, что решение было неправильным, он его не поддерживает и не одобряет, будет поминать и кирилла, и Онуфрия.

Митрофан Никитин
Митрофан (Никитин)

На сайте Донецкой епархии было обнародовано буквально следующее: решением Собора УПЦ изменения в Уставе не коснутся ряда епархий, среди которых и Донецкая епархия. То есть церковная жизнь в Донецкой епархии не будет подвержена каким-либо изменениям.

Митрополит Изюмский и Купянский Елисей (Олег Иванов) заявил, что не хочет нарушать вековое единство, и как правящий архиерей Изюмской епархии сообщил, что епархия остается с прежним уставом, уточнив, что он общался с кириллом.

Елисей (Олег Иванов)
Елисей (Олег Иванов)

Любопытно, что Одесская епархия (которая якобы приняла изменения и перестала поминать кирилла) не ответила. Не ответили также Харьковская и Николаевская. В Херсонскую епархию я не обращалась, поскольку их трогательное единство с российскими оккупантами засвидетельствованы фотографиями буквально недавно - на праздновании 9 мая. 

Но не надо поспешно думать, что весь церковный Юг - под влиянием МП. Например, секретарь Вознесенской епархии (часть Николаевской области, иногда на территории одной области могут находится две-три епархии) Михаил Кирияк уверил меня, что все изменения в устав были приняты хорошо. Что к ПЦУ  претензий у местного духовенства (а большинство из них уроженцы запада Украины) нет и они верят в то, что со временем возможен диалог.

Идем дальше. Балтская епархия, не Одесса, но близко. Сотрудник епархиального управления Дмитрий Мурафа сказал, что саботажников решения собора не было, все они были спокойно приняты духовенством и верными. Ну, будем следить, как развивается ситуация на Одесчине. По слухам, на территории Успенского монастыря в Южной Пальмире есть резиденция кирилла. Информация непроверенная, но стоит узнать поподробнее — есть ли она. Если есть, то как дальше быть в связи с санкциями? В конце концов, можно там поселить беженцев.

Любопытно ответил на вопрос владыка Агапит Могилев-Подольский (его епархия - это часть Винницкой области). Он уверил меня, что решения собора были приняты хорошо, даже отказ поминать кирилла - тоже хорошо.

Агапит
Агапит

- Понимаете, - сказал епископ, - мы объяснили людям, что поминать московского патриарха в принципе не обязательно, Украина ввела это правило в 70-х, надеясь, что коммунисты перестанут закрывать храмы. Но храмы все равно закрывали, а сейчас, в связи с событиями и войной, надо меняться. Тем более, что все люди видят: приходят гробы с нашими убитыми прихожанами.

Среди других авторитетных в УПЦ МП/неМП и на Буковине епископов с резкой критикой кирилла выступил Лонгин Жар. Владыка Лонгин — организатор домов ребенка, признанный в этом краю до недавнего времени промосковский пастырь. Еще четыре года назад он фактически срывал мобилизацию, в этот раз на проповеди высказал в адрес РПЦ и кирилла все, что накипело за три месяца, фактически обвинив начальника РПЦ в том, сколько в Украине «детских могилок и вдовиц». Слушая проповедь, я реально поверила, что пули, бомбы и беженцы способны переродить мышление даже у пожилых людей. Владыка Лонгин не слишком образован, не искусен в маневрах и технологиях, и было видно, что он совершенно искренне делегировал РПЦ и кириллу всю вину российской военной машины.

Ну, если говорить о западе Украины, то тут ситуация прогнозируемая. Сотрудники епархиальных управлений Волынской и Владимиро-Волынской епархий сказали, что все решения собора были ожидаемы и радостно приняты, что не возникло вопросов ни у мирян, ни у монашества. При этом на вопрос, а что мешает дальше сослужить с ПЦУ, ответили, что это «разные вопросы, которые нельзя смешивать».

Львовская епархия ответа не дала, но насколько мне известно, там кирилла давно не поминали (во Львове это, к слову, и небезопасно).

Наиболее искренним мне показался один из церковных чиновников Сумщины.

- Конечно, Сумская епархия приняла решения собора, она заявила свою позицию и курс еще за несколько дней до собора, но давайте не будем обманываться, у нас, на Сумщине, даже сейчас, даже под бесконечный обстрел есть сторонники моспатриархата. На первой литургии после поместного собора, после литургии в Сумах, нас спрашивали: так мы теперь что — раскольники? И нам приходилось объясняться. Остались священники, преданные москве, и я думаю, что именно к ним надо применить закон о переименовании, они гордятся своей принадлежностью к МП и, надеюсь, что не будут возражать. Но в целом наш епископ убежден, что решение собора - не имитация. Над признанием УПЦ МП/неМП сейчас серьезно работают, и у церкви есть будущее.

Представители Днепропетровской епархии тоже ответили, что решения собора якобы приняли, хотя в головы всех священников залезть не могут.

Любопытно, что я дозвонилась до Овручской епархии, о пророссийских настроениях и пропаганде наслышана из первых уст. На мои вопросы сотрудник епархиального управления (представиться отказался) поспешно сказал, что все приняли, спасибо и положил трубку. Не ответили мне и из Хмельницкой епархии, один из благочинных которой был серьезным агентом российского влияния. В этом молчании есть своя искренность, но заявляю, что я и дальше открыта для мнений и информации.  

ДИАЛОГ С ПЦУ, ИЛИ ПРИ ЧЕМ ТУТ РОССИЙСКИЕ НАРРАТИВЫ?

Мнение представителя Кременчугской епархии Виктора Капертехова я решила вынести отдельно, поскольку считаю его очень показательным.

С одной стороны, отец Виктор порадовал сообщением, что решение собора в Кременчугской епархии было принято хорошо, поскольку все хотели юридического обоснования ухода. По словам священника, и монашество известного Козельщанского монастыря, и  духовенство приняли все решения собора. Но при этом на реплику, что рады вашей проукраинскости, отметил, что мы не проукраинские, мы - прохристовы, подчеркнув, что политика в церкви недопустима. На возражение, что церковь должна воспитывать людей в любви к своему народу, уточнил, что они воспитывают людей в любви друг к другу, а вокруг тебя и есть твой народ.

Как бы правильно. И по-пастырски. Но сравните две правоты. ПЦУ, которая просит вносить в свои поминания всех знакомых солдат и молится о победе Украины, и такого вот аморфного как для войны «в любви друг к другу». Но если это шаг от москвы, пусть даже в таком ущербном виде, мы можем его только поприветствовать.

Для меня один из маркеров искренности принятия решений собора это все-таки курс на диалог с ПЦУ и шаги навстречу Вселенскому православию. Заранее оговорюсь: ни я, ни мои друзья из числа прихожан и клира ПЦУ не мечтают, по крайней мере сейчас, ни о каком объединении с УПЦ  МП/неМП. О диалоге — да, об объединении — нет. Пока они не прошли свой путь осознания, не покаялись в колаборантстве и сотрудничестве со спецслужбами, лично я не готова открывать двери для целой конфессии. Пардон, их осознание вины в виде работы одновременно на две разведки - российскую и нашу - искренним покаянием не считаю. Их смена курса и «военного собеседника» - хороша для безопасности страны, но не слишком близка к чистому христианству.

ПЦУ выстрадала свою независимость, в том числе от государства, и она заслужила право не иметь среди духовенства двойных агентов. Впрочем, как показали мои беседы, УПЦ МП/неМП в лице большинства архиереев даже к диалогу не стремится. За это время, по моим данным, таких попыток не предпринималось.

Поразительно, но им легче быть в изоляции, чем держать курс на мир с ПЦУ и со Вселенским патриархатом. К сожалению, на их ресурсах по-прежнему господствует и культивируется российский нарратив, что священство ПЦУ недовысвячено, дефицит, знаете ли благодати, поэтому раз они недосвященники, то их надо заново сделать священниками, то есть перерукоположить.

- Вы считаете, что Вселенский патриархат и соборный разум матери Церкви слабее в своих решениях, чем вы? - спросила я у одного из своих собеседников.

- Нет, но я семинарию (УПЦ МП) заканчивал, - ответил он.

Да, вот вдумчивый, вроде как и авторитетный священник убежден, что запрет, который принимала относительно митрополита Филарета РПЦ под давлением КГБ, имеет большую каноническую силу, чем дарованное украинским архиереям и духовенству прощение Вселенского патриарха. И это несмотря на то, что в грамоте Алексея II, которой оперировали на соборе УПЦ МП как источником своей независимости (якобы у нас тоже есть своего рода «томос»), сказано, что им была дарована самостоятельность, что митрополит Филарет является Предстоятелем УПЦ.

Некоторые из этих священников - жертвы собственной пропаганды. Некоторые - сознательные авторы и распространители этой пропаганды. Ресурсы, контролируемые моспатриархатом, делают прогнозы, что диалог невозможен, поскольку ПЦУ никогда не выполнит условия УПЦ, а чтобы снять их, нужно собрать новый Собор УПЦ и перерукоположить всех. И предрекают УПЦ МП путь «исповедничества, стояния в православной вере. А ПЦУ путь “соглашательства с политикой государства в сфере ЛГБТ, гендера и прочих псевдоценностей”.

Но хорошая новость состоит в том, что реальный сектор (простое духовенство и часть епископов) не против контактов с ПЦУ. То есть диалог снизу возможен. А вот как ему помочь?  Не буду оригинальна. Надо закрыть решением РНБО ресурсы, контролируемые одним олигархом-дьяконом. Не будет толку, если мы будем держать источники этой лжи открытыми. И надо запустить судебные процессы над колаборантами в рясах. Может быть равенство перед законом прочистит мозги неиспорченному священству и даст понять, что правда проще и яснее, чем законничество, продиктованное московскими научными кураторами, и заставит принять тот факт, что, воспитывая у людей любовь к ближнему, надо, не в последнюю очередь, увидеть ближнего в своих собратьях из ПЦУ?

Лана Самохвалова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-