Как война меняет украинское общество

Как война меняет украинское общество

Укринформ
Украинские социологи обсудили, как меняются украинцы во время войны и какими они станут после ее завершения

Считала и считаю: никто не знает нас лучше социологов, которые исследуют каждый уголок украинской души по модным методикам, опросникам, математическим моделям, с помощью телефонов, веб-ассистентов, а также через фокус-группы и глубинные интервью.

Круглый стол "Украинское общество после победы", который провел Национальный институт социологии НАН Украины, - первая попытка обобщить данные социологических исследований, которые проводят сегодня разные центры, используя новые методики (поскольку традиционные формы исследования под пулями и массовыми переселениями не очень работают), и дать понять: что для нас сейчас важно, как мы проходим войну и какими из нее выйдем.

Мы предлагаем интересные мнения социологов о том, как меняется украинское общество и что его ждет.

ЖДУ ПОЯВЛЕНИЯ НОВОГО КЛАССА ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ

Ольга Куценко, доктор социологических наук:

Мы живем в сложное время. Вызовы, перед которыми стоит общество, переворачивают многие наши представления, порождают много новых практик, которые мы применяем для адаптации и выхода из этой ситуации.

В 1998 году была опубликована книга Роберта Маккея, которая так и называлась "Тест войны" (на событиях 1939-1945 годов). Это серьезная аналитическая работа, анализ данных, анализ свидетельств о том, как переживало общество Британии период Второй мировой. Война становится тестом на состоятельность институтов, обеспеченность ресурсами, сплоченность нации. Однако, не только этими положительно настроенными тестами проявляются события и процессы в период войны. Война также становится лакмусовой бумажкой, которая проявляет и негативные процессы. Это и проявления институционального беспорядка, и падение производства, и черный рынок, и мародерство, проявления вражды по отношению к русской культуре. И эти процессы также требуют нашего тщательного внимания, потому что они влияют на социальные отношения. Меняются сети взаимодействия, социальные практики, меняются представления о себе и обществе. Каким общество входило в состояние войны. И какие структурные качества смогли обеспечить движение к победе, поддержать общественное достоинство и мобилизацию. Каким наше общество было, и именно чему в нем мы можем быть благодарны за такую ​​динамику в противостоянии агрессии. В преддверии войны социологи фиксировали существенные изменения в социальной структуре общества. И они были обусловлены тем, что за последние десять лет изменилось реальное распределение возможностей людей. У людей существенно увеличилась идентификация себя со средним классом. Родилось и распространилось много действенных стратегий адаптации к общественной нестабильности и реагирования на социальную несправедливость. Именно эти стратегии и практики продолжают играть принципиальную роль в нашем движении к победе и в конструировании нового общественного порядка после войны.

Давайте поговорим об изменениях и рисках. Например, демографический контекст не дает однозначных оценок, с чем мы будем иметь дело. Приведут ли демографические изменения к демографической катастрофе с соответствующими институциональными, гуманитарными, экономическими последствиями. Или, возможно, они станут новыми демографическими возможностями? Мы вошли в состояние войны, находясь в затяжном демографическом кризисе. Вернее, как раз перед войной тренд приостановился. Что у нас будет после войны? Худший сценарий, если мы потеряем за счет внешней миграции до 5 млн украинцев. Но, возможно, Украина сможет привлекать назад людей перспективами развития.

До войны мы были обществом, в котором были и низкие характеристики рождаемости, и низкие характеристики смертности. У нас всегда было не очень большое численное преимущество женщин в сравнении с количеством мужчин. А сейчас, в результате войны, гендерный дисбаланс будет больше. Мужчин будет просто не хватать, ни для восстановления страны, ни для образования семьи.

Остальные вызовы связаны с экологией и техногенными авариями. Мы находимся в состоянии угроз эпидемий холеры, о чем много пишут. Однако при этом усиливается очень много практик, связанных с защитой природного мира.

Институциональный контекст также неоднозначен. Что ждет нас: экономическая катастрофа или экономическая реновация? Авторитарный популизм или делиберативная демократия? Во время войны справиться с ней без милитарной иерархии, централизации, авторитаризма почти невозможно. Однако, общество демонстрирует высокую гражданскую активность, закрытие пробелов, поэтому, возможно, строем будущего будет та же делиберативная демократия.

Что еще происходит на наших глазах? Депопуляция одних территорий и перенаселение других. Изменения структуры расселения изменят рынок труда, изменят запросы на профессиональные навыки, структуру занятости, структуру производства... Безусловно, нас ждет ужесточение экономической дифференциации и стратификации. На это повлияют факторы сохранения жилья, перемещения, способности профессиональной адаптации.

У меня также есть гипотеза, что в результате войны появится новый средний класс информационно-цифровой эпохи, сформировавшийся под влиянием экспансии высшего образования, глобализации, технологических навыков. Его представители имеют средний уровень социально-экономического и культурного благосостояния. Проявляют себя в разных формах публичного активизма во время войны с россией. У них есть высшее образование, современные цифровые навыки, способность к социально-сетевым взаимодействиям, постмодернистские ценности самовыражения. По сути, они и будут принципиальными промоутерами новой демократии.

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ – ТОП-ЦЕННОСТИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА ВО ВРЕМЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Сергей Дембицкий, заместитель директора Института социологии:

Фото: НАН України
Фото: НАН Украины

Исследование, которое я провел, наглядно показывает, какие ценности становятся для украинцев главными во время войны. Сначала я сформулировал "матчасть", разделив индивидуальные и так называемые "социетальные ценности" во время войны. Первые (индивидуальные, такие как домашний комфорт, наличие значительных финансовых ресурсов, физическое здоровье, психологический комфорт, досуг) я определил как объекты жизненного мира человека, производные от его биологических и психологических потребностей, которые наделяются специальными смыслами и имеют значение для индивида.

Социетальные ценности – это свойства социального взаимодействия, желаемые или необходимые. Это безопасность (защита членов общества от внутренних разрушительных процессов, преступности, экологии, дискриминации), свобода (минимизация вмешательства государства), разнообразие (обеспечение мирного сосуществования в обществе с разными политическими, религиозными, культурными идеалами), порядок, стабильность, развитие. Стабильность – поддержание достигнутых в обществе стандартов жизни. Развитие – обеспечение соответствия или движения научных и технологических достижений страны до уровню ведущих стран мира. Самостоятельность – решение вопросов государственного строительства без вмешательства внешних политических сил. Сила – отстаивание позиций государства в международной политике на региональном или глобальном уровне.

Проведя опрос, я выставил определенный рейтинг, ранжирование, который, собственно, и показал – что сейчас является главным для большинства.

В рейтинге индивидуальных ценностей первые места для большинства людей занимают физическое здоровье, психологический комфорт, межличностные отношения, персональная свобода, нравственность, домашний комфорт. То есть, сверху оказываются базовые потребности.

Интересно, что власть и статус - наименее востребованные ценности во время войны.

Если мы говорим об индивидуальных ценностях, то ранжирование здесь понятное и доступное, потому что у человека, условно говоря, не хватит времени на обеспечение всех его потребностей. Если же говорить о социетальных ценностях, то здесь важно все. Поэтому мое ранжирование несколько искусственное, потому что это просто возможность посмотреть, от каких ценностей мы готовы отказаться во время войны, на чем готовы сделать акцент. Для большинства людей главными являются такие ценности, как безопасность, сила, порядок, нормативность, равенство. Если мы говорим о выживании, то этот порядок вполне логичен. Если смотреть на ранжирование в разрезе возраста, то мы видим, что с возрастом происходит усиление запроса на защиту, порядок и нормативность в рейтинге "выдвигаются" вперед. Все возрастные группы хотят строить свою персональную жизнь без вмешательства извне, но когда они говорят о действии государства, то с увеличением возраста с большей вероятностью дают разрешение на вмешательство с его стороны.

Внизу рейтинга списка ценностей оказывается разнообразие, селективность и развитие. Эта группа касается развития страны. Крайне необходимо, чтобы она стала главной после победы Украины.

УКРАИНСКОЕ ОБЩЕСТВО НАШЛО НАЦИОТВОРЧЕСКУЮ ИДЕЮ – ЭТО ПОБЕДА В ВОЙНЕ

Александра Дейнеко, социолог, Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина:

Фото: facebook
Фото: facebook

Во время войны мы видим консолидацию общества. Политические силы объединились для победы в этой войне. Мы увидели согласованную работу парламента, где все политические игроки перешли от критики к взаимопомощи. Дискурс поддержки отразился на электоральных настроениях. Самый высокий уровень поддержки, адресованный президенту, – 93% был зафиксирован в марте.

Эта консолидация не абсолютна, но, если сравнить с довоенным периодом, стоит внимания. Заметно изменение социальности экономики во время войны. Переход от типичного рыночного обмена, когда, передавая определенное благо, ожидаем определенное благо в ответ, к режиму дара: передаем благо без получения взаимного блага. Это свойственно не только государству. Это свойственно различным экономическим акторам. В Харькове мы могли не платить за коммунальные услуги. Люди из регионов боевых действий имели бесплатную эвакуацию и размещение. Внутренее перемещенным оказывалась финансовая помощь. У людей была гуманитарная помощь и специальные налоговые льготы.

Если говорить о сфере культуры, то здесь тоже следует говорить о дискурсе сепарации. Данные исследований показывают усиление идентификации себя как граждан Украины. Например, если год назад 75% идентифицировали себя как граждане Украины, то сейчас 98%. Также заметен тотальный отказ от советской идентичности. Абсолютная сепарация от россиян, 91% не поддерживают тезис, что украинцы и россияне – один народ. 64% убеждены, что возобновление дружеских отношений невозможно. 76% убеждены, что необходимо переименование связанных с рф объектов. И это тот консенсус, которого не было до войны. Далее хотела бы обратиться к анализу того, что происходит на уровне групп и сообществ. Если вы помните, существовала активная социальная реклама на бордах от городов городу. Вроде "Херсон, держись. Мы с тобой. Харьков". Или: "Харьков, спасибо. Ивано-Франковск". Слова поддержки адресованы тем регионам, которые больше всего пострадали. А на фоне временно перемещенных лиц началось формирование межрегиональной социальной сплоченности и усиление горизонтальных связей и стирание межрегиональных различий. Мы также можем говорить о новом качестве этих связей. Слабые связи и низкое доверие уступили сильным связям и высокому доверию. Произошла определенная трансформация и доверия, и силы социальных связей. Речь идет не только о горизонтальных связях, но и о горизонтальных и вертикальных видах связей. Например, если у харьковского мэра был низкий уровень доверия во время войны, его активность и практики во время войны способствовали росту доверия. И даже стиранию горизонтально-вертикальных связей. Люди становятся ближе друг к другу. Здесь следует отметить такое явление, как волонтерство, как своеобразную практику сопротивления. Существуют разные аспекты волонтерства: донации, помощь близким и знакомым, институциональное волонтерство, киберармии. Сегодня быть украинцем значит участвовать в практике сопротивления, помощи на нашу победу. Участие каждого в победе будет критерием, как будет формироваться новая стратификационная система. Эти шансы адресованы прежде всего армии. Волонтерам. Таким образом, родились две формулы сплоченности: общая угроза и общее благо. Победа в войне становится нациотворческой идеей.

ДЛЯ ВСЕХ 100% ОПРОШЕННЫХ – РОССИЯ ВРАГ

Алексей Антипович, руководитель социологической группы "Рейтинг":

Первое, что описывает украинское общество сегодня, – вера в победу. В марте – вера в победу 93% и до июня она не изменилась. Скорее всего, с этой верой будут идти до конца.

Еще одна цифра. Оценка украинцами направления движения государства. 75% считают, что мы двигаемся правильно. Меняются эмоции при оценке украинцами своего государства. Более 80% украинцев испытывают за государство гордость. В прошлом году 20% испытывали стыд за свое государство, на сегодня таких нет. В 2020 году абсолютное большинство людей говорили, что они испытывают разочарование в отношении государства, то сейчас у 90% такого разочарования нет. Если раньше 8 из 10 человек идентифицировали себя как украинцы, то теперь 10 из 10 и вдвое больше, кто чувствует себя европейцами. Перед войной 7-9% идентифицировали себя с россиянами, сейчас 5%. Люди считают россиян токсичными и не хотят себя с ними идентифицировать.

Языковой вопрос... Существенно уменьшилось количество людей, которые дома общаются на русском языке. Люди перешли на два языка. Родным языком считают для себя украинский 80%. Более 80% говорят о том, что украинский язык должен быть единственным государственным.

Идентификация себя по отношению к россии. Для всех 100% украинцев россия – враг. Почти для всех является врагом и беларусь. 56% опрошенных считают, что россия вторглась для полного уничтожения украинского народа, а 49% - для оккупации и присоединения к россии. Что касается характеристики режима, то 41% считают, что в россии диктатура, 37% – что фашизм, 10% – что нацизм.

90% украинцев выступают за лишение мандатов пророссийских партий. 86% – за запрет пророссийских партий в Украине. Более 80% признают ОУН-УПА. Отношение к Степану Бандере, Петлюре, Мазепе изменилось кардинально, их поддерживает вся Украина. Так же, как вся (73%) Украина поддерживает запрет георгиевской ленты.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Вместо послесловия

Иногда думаешь, что исследования социологов полностью совпадают с собственными наблюдениями. Собственная социология, разговоры с друзьями и знакомыми полностью совпадают с официальными цифрами различных исследований. "Я очень хочу домой". Я бы назвала эту фразу главной за последние четыре месяца. Я слышала ее и от знакомых в Украине, и за ее пределами. И вот, согласно исследованиям (доклад львовской ученой Натальи Ковалиско), 5 млн 547 тысяч внутренне перемещенных лиц вернулись домой. А большинство перемещенных лиц, находящихся за рубежом (75,2%), планируют вернуться на постоянное место жительства, 13,8% – скорее вернутся, чем нет. И реализация этого желания зависит только от двух вещей: будет ли безопасно для детей и будет ли куда возвращаться, сохранено ли жилье.

На самом деле, даже конференция социологов, которую я прослушала, может быть своеобразной психотерапией. Все лучшие социологи (люди, которые предсказывают будущее) говорят о будущем, делают прогнозы, исходя из фразы: "Когда мы победим". Или завершают выступления фразой: "Я верю, что мы победим".

И каждый из них, независимо друг от друга, утверждают, что Украина после победы будет другой. Безусловно, более зрелой. Скорее бы победить.

Елена Мигачева, Киев

Первое фото: Getty Images

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-