Ирина Тулякова, руководитель волонтерской платформы «СпівДія»
Мы призваны повышать коэффициент полезности украинцев
19.07.2022 16:01

С начала полномасштабной войны количество нуждающихся в помощи очень возросло. Кто-то из-за военных действий был вынужден покинуть свой дом и переехать в более безопасное место, есть люди, которые вообще потеряли свое собственное жилье, есть те, кто потерял работу, а некоторые даже получили физические или психологические травмы. Поэтому сейчас нужны инициативы, направленные именно на помощь пострадавшим от военных действий. Ибо война продолжается, и количество таких нуждающихся будет только расти. Так, в марте появилась волонтерская инициатива – платформа «СпівДія».

«СпівДія» является цепочкой взаимопомощи украинцев. Благодаря ей каждый может как помогать на волонтерских началах, так и получить помощь, если она необходима. Начиная с гуманитарной помощи, заканчивая сервисными услугами. Об идее создания этой платформы, в каких регионах больше всего люди нуждаются в помощи и какой именно, рассказала руководитель проекта «СпівДія» Ирина Тулякова.

СИНХРОНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

– Платформа «СпівДія» не так давно начала свою работу. Какова вообще была первоочередная цель ее создания?

– Наша цель была объединить потребности и ресурсы. То есть понять, кому нужна помощь и у кого есть возможность помочь. 1 марта возникла идея создать «СпівДію» для того, чтобы синхронизировать государство, бизнес и общественный сектор. А 5 марта мы уже запустили платформу. То есть все начиналось с желания упорядочить помощь украинцам, делать это верифицировано, прозрачно и эффективно.

Потребностей сейчас в несколько раз больше, чем ресурсов. На сегодняшний день имеем 300 тысяч запросов о поддержке, а ресурсов – всего на 4 тысячи. Это несоизмеримые вещи. Мы поняли, что необходимо создавать хабы в каждом регионе, чтобы ускорить взаимодействие, логистику и общение с людьми на местах. Мы взяли на себя такую миссию – быть платформой, работающей непосредственно с нуждающимися. Это очень сложно. Организационно требует постоянной включенности и непрерывной деятельности, коммуникации, волонтерского потенциала. И нам удается. «Человек помогает человеку» – «СпівДія» является именно такой платформой.

– Это было сугубо волонтерской инициативой?

– Это волонтерская инициатива, которая в первые дни была поддержана Координационным штабом по социальным вопросам Офиса Президента. Мы объединили четыре министерства: Минмолодежьспорта, Минздрава, Минрегионов и Минреинтеграции. Минмолодежьспорта – наш самый мощный партнер. Все наши хабы – региональные центры – мы открыли на базе молодежных центров. Молодежь вообще первая начала активизироваться, объединяться в сообщества, общественные организации, создавать штабы.

– Какая вообще система работы этой платформы?

– Есть много способов, как можно содействовать. Мы призваны повышать коэффициент полезности украинцев. И если вы хотите быть полезным, то вы точно найдете у нас, как это сделать. Можно быть волонтером в любой точке Украины – получать и сортировать гуманитарные грузы, упаковывать продуктовые наборы, доставлять их людям. Можно на сайте оставить свою заявку, если вы хотите предложить какие-нибудь вещи. И мы найдем, кому это нужно. К примеру, на сайте часто оставляют заявки о том, что могут передать детские кроватки. И мы находим семьи, которым это нужно. У нас есть возможность быть кейс-менеджером – тем, кто общается с людьми, которые обращаются за помощью, напрямую, прорабатывает запросы – от оформления на платформе до получения помощи адресатом. Можно быть и волонтером-водителем. То есть, по волонтерской линии есть много вариантов, как можно быть задействованным.

Мы буквально недавно открыли возможность на платформе приобрести продуктовый набор для конкретного хаба в регионе по выбору. Каждый желающий может поддержать жителей родного края или города. Я с мужем, например, закрываем нужды для Харькова. Кстати, такие наборы комплектуем из продукции украинских производителей. Таким образом, поддерживаем экономику страны, в частности.

Количество запросов на самое базовое – еду – стремительно растет, а гуманитарные ресурсы иссякают максимально. Уже многие небольшие благотворительные организации закрылись. Мы держимся, но очень сложно. В самом деле, 300 тысяч обращений – это колоссальный объем потребностей. Фандрейзинговая кампания от «СпівДії» имеет целью обеспечить пострадавших от войны украинцев самым необходимым.

– Кто эти люди, которые приходят к вам волонтерами? И много ли таких людей?

– У нас волонтеры есть на разных звеньях. Есть те, кто работает в центральной команде – менеджеры, ответственные за наши магистральные направления. За последние три месяца здесь уже прошло более 700 человек, так или иначе причастных к «СпівДії». Это и предприниматели, и студенчество, и даже школьники. Есть целые семьи, которые волонтерят. Есть волонтеры в хабах, работающих на местах. У нас сейчас фактически 22 хаба в 18 областях Украины. И в каждом – самоотверженная команда неравнодушных людей, прилагающих максимум усилий, чтобы помочь другим.

«СпівДія» – ЭТО ЭКОСИСТЕМА ПРОЕКТОВ

– Какую помощь может получить человек, обратившись к вам?

– На самом деле «СпівДія» – это экосистема проектов, поэтому помощь разноплановая.

«СпівДія Діти» открыла и обновила стационарные детские пространства. Детей можно записать на программы психоэмоциональной поддержки, где им помогают адаптироваться в новом месте, интегрироваться в новую среду. Ведь каждый ребенок сейчас – это ребенок войны.

Также недавно стартовал проект «СпівДія Працевлаштування», работающий в 10 регионах – там, где сейчас относительно безопасно и есть работа. Это направление включает карьерное консультирование и помощь с подбором вакансий, в частности.

В середине июня запустили еще один проект «СпівДія Підприємці». Первый этап – это гранты для молодых бизнесменов до 35 лет, которые к 24 февраля уже имели собственное дело и сейчас нуждаются в финансовой помощи, чтобы восстановить его.

Функционируют и дополнительные социальные сервисы – можно получить психологическую помощь и юридические консультации.

– Возможно, планируете еще что-то новое внедрять?

– Сейчас мы нарабатываем модуль, где бизнесы смогут видеть потребности и ресурсы друг друга. И взаимоукрепляться. Ведь в Украине сегодня значительные проблемы с цепочками поставок, даже с тем же производственным сырьем. Есть более активные бизнесы, которые уже нашли, где все это брать. Есть те, кто не возобновляет бизнес, потому что, например, нет сырья. И мы разрабатываем сейчас чат-бот для этакого «метчинга» этих предпринимателей, который позволит им находить друг друга и взаимно стимулировать работу.

ИЗ-ЗА ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ НЕОБХОДИМО РАССТАВЛЯТЬ ПРИОРИТЕТЫ

– А каждый ли человек может получить помощь, оставив заявку, или все-таки вы потом выбираете тех, кому эта помощь будет нужнее?

– К сожалению, мы не можем помочь каждому человеку. И это моя самая большая боль. Идеологически считаю, что сейчас каждый украинец пострадал от войны. И нужно помогать всем. Но, учитывая, что у нас ограниченные ресурсы, должны расставлять приоритеты, у кого насущнее потребность, более критическая ситуация. Досадно, что сегодня мы не можем охватить все запросы, поскольку сами ищем ресурсы, нет системной государственной поддержки. Но мы не ставим жесткие критерии. Нет такого, что мы помогаем только социально незащищенным. Мы помогаем пострадавшим.

- Из каких регионов поступает больше всего заявок?

– Харьков, Днипро, Донецкая область, Запорожье, Одесса. Это наиболее критические регионы, из которых мы получаем просто колоссальное количество запросов ежедневно.

- А за какой помощью больше всего обращаются?

– Мы разработали систему аналитики, позволяющую видеть потребности в разрезе каждого региона и их динамику. В первую очередь это продукты питания. Затем средства гигиены, медицина, одежда. Также на сайте появилась опция с дополнительными услугами. И мы посмотрим, какой будет динамика обращений на другие услуги. Но точно могу сказать, что даже потребность в юридических консультациях у нас была очень пассивна еще месяц назад. А сейчас есть по 50 обращений в день. Люди просят помочь с оформлением документов для разных юридических статусов. Очень много о потере близких людей…

– Люди могут получить помощь в каждой области?

– Мы работаем в 18 областях. Со временем мы будем несколько менять перечень региональных ячеек. Почти в каждом областном центре на базе молодежного центра есть хаб, работающий как логистическое объединение и гуманитарный центр. Сюда можно обратиться и заказать, например, тот же набор продуктов. Или сюда может прийти волонтер, забрать этот сверток и отнести человеку.

– В каком городе вам сейчас сложнее всего работать?

– Мы через систему видим, где происходят обострения. Сложнее всего в Харькове, Днепре, Николаеве. Очень тяжело в Донецкой области. Волонтеры сейчас физически находятся в Днепре. И уже оттуда, под обстрелами, передают продукты в свои города. В Запорожье тоже нелегко. Там постоянно какие-то провокации.

ОСНОВНАЯ ЦЕННОСТЬ «СПІВДІЇ» – ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОСТЬ

– Как люди узнают о вас?

– Узнают друг от друга. Также мы на всех государственных порталах и горячих линиях.

Основная ценность «СпівДії» – человекоцентричность. Никто из нас не должен чувствовать вину за то, что сегодня находится в условиях, когда нуждается в поддержке других. Я часто привожу пример учительницы, которая стеснялась попросить о помощи. У нее маленький ребенок. Ей очень нужны были памперсы, детское питание и еда в целом. Для меня это показательная история, натолкнувшая на главную задачу «СпівДії»: мы должны сделать так, чтобы любой человек, обратившийся к нам, не чувствовал себя «несостоятельным», «недостойным», зависимым. Напротив. «Я сегодня нуждаюсь в помощи. Я благодарю, что меня не оставили наедине с моей проблемой. И я готов через месяц, два, тогда, когда у меня будет такая возможность, тоже помогать». Вот на чем стоит «СпівДія».

– Какая судьба ждет платформу после войны, сможет ли она существовать и в будущем?

– С гуманитарным блоком мы не видим будущего. Я вообще считаю, что это больше акция на вызов. Но сама «СпівДія», как содействие украинцев, точно будет существовать, потому что есть потребность в развитии и восстановлении. Нам нужно будет восстанавливать Украину… Все эти услуги на базе молодежных центров будут продолжать работать. И «СпівДія» будет концептуально функционировать в контексте платформы взаимодействия между людьми. Это культура, это как способ повышения полезности, чтобы каждый мог быть причастным. Мы все стараемся быть полезными, делать хорошие вещи. «СпівДія» – возможности, чтобы все это воплощать.

Виктория Шевченко

СпівДія — волонтерская P2P-платформа, объединяющая потребности страны с возможностями помощи и инициированная Офисом Президента Украины. Здесь получают возможность оказать помощь прозрачно, верифицировано и именно там, где это крайне необходимо. Присоединиться к поддержке нуждающихся украинцев можно на сайте СпівДії в разделе «Хочу помочь». СпівДія в социальных сетях – Facebook и Instagram.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-