Московская государственность: (не) типичный случай в мировой истории

Московская государственность: (не) типичный случай в мировой истории

Укринформ
«Форма правления в государстве такова, что всё идёт лишь в пользу князя… Кто там осуществляет лишь власть или правосудие, то никогда не делает этого по естественному праву или на основании привилегии, лишь всё по назначению и милости царя…»

Современный россиянин, прочитав эти слова, искренне удивится тому, что речь идёт о каком-то князе, а не о президенте путине. На самом деле, никакой ошибки нет: это выдержки из книги «Путешествия и открытия» английского посла Джилса Флэтчера, посетившего московское царство в 1588 г. во времена правления царя Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного. Ещё за каких-то 15 лет до этого знаменитый родитель едва было не принял польскую корону, однако испугался влиятельности шляхетской демократии, явления для московитов неслыханного. Историки пишут о том, что у них был земский собор как согласительный орган при царе, однако его существование весьма сомнительно: не сохранилось никаких конкретных документов о том, что он заседал и принимал какие-то решения.

С 1325 г. московское государство именовалось княжеством, дабы уже тогда таким способом подчеркнуть якобы преемственность с древнерусской государственностью. Но предшественник Ивана Грозного, князь Василий Шуйский, стал именоваться царём. Сам же Грозный учредил титул «царь и великий князь всея Руси». Что же за таинственное слово «царь»? Ведь в той же Англии и Франции монархов называли королями, в Германии был общий император и местные курфюрсты – царей не было нигде.

Дело в том, что как раз с этого начинается противопоставление российских государственных традиций другим народам. Слово «царь» московиты трактовали как производное от библейского «кесарь» – наместник Бога на земле. Дело в том, что после падения в 1453 г. Византийской империи как центра православия тогдашний московский царь Иван III, будучи женатым на племяннице последнего из её императоров, самовольно провозгласил себя правопреемником павшего государства, а москву объявил новым оплотом православной веры, «Третьим Римом». Это всё было лишь прикрытием для захватнической сущности московского государства, воспринявшего монгольскую идеологию, которая гласила, что народ, желающий именоваться великим, должен находиться в постоянном состоянии войны до тех пор, пока не покорит весь мир.

Царь считался наместником Бога на земле, любые решения и действия которого заранее одобрены свыше и являются заведомо правильными. Если кто-то решил выступить против воли царя, то он считается вероотступником. Недаром по Соборному уложению 1649 г. первостепенная роль отводилась преступлениям против веры. Не против религии, как пишут многие, а именно против веры – веры в непоколебимость православного единства, святости правителя и истинность его предписаний. С помощью христианских максим были прикрыты формулы, присущи степной империи как историческому типу государства. Гремучая смесь монгольской идеологии, византийского православия и личных амбиций московских правителей создала фундамент, на котором местная государственность держится по сей день.

На родине упомянутого посла Флэтчера, в Англии, угроза народного гнева побудила короля Иоанна Безземельного к подписанию «Великой Хартии вольностей» в 1215 г., согласно которой баронский совет получал реальные полномочия по ограничению власти монарха, особенно в части налогообложения. В российском варианте это выглядело иначе: стрелецкий бунт 1698 г. повлёк за собой двухлетнее расследование его хода и казнь около половины его участников, общее число которых составляло более двух  тысяч человек. Московская монархия представляла собой плохую пародию на западноевропейский абсолютизм, застывшую во времени и создающую огромное количество органов надзора для поддержания своей способности к существованию. Ни один царь не провёл время на троне без участия в войнах с целью покорения новых территорий. Такого завидного постоянства также не знал ни один европейский правитель.

Советский союз и российская федерация обозначаются как республики, однако при этом сохранили признаки вождизма, создания видимости работы коллегиальных органов власти, подавления любых особенностей в развитии региональных общностей, а также несменяемости власти. Если Франция за время существования как отдельное государство познала практически все известные на сегодня формы правления, то в московии уде почти 800 лет меняются лишь названия – княжество, царство, империя, союз, федерация. Происходит лишь декорация одной и той же сущности сообразно веяниям конкретной эпохи. То, что в этой стране называется правом и законом, на самом деле представляет собой изложенную на бумаге волю конкретного правителя, исполнение которой охраняется строжайшими санкциями. Иными словами, то, что было нормальным для Древнего Вавилона, Ассирии, Египта и многих других государств того времени, вполне приемлемо для россии, существующей в эпоху новейшего времени.

Сами же россияне в первой половине ХІХ в. называли «последним больным Европы» Османскую империю, находившуюся в то время в упадке. Правящие круги тогдашней российской империи предлагали избавиться от такого «больного» раз и навсегда «хирургическим путём» – удалить «нарыв» на теле европейского сообщества. Это классический принцип дипломатии Древнего Мира: строить равноправные отношения только с сильными государствами и покорять слабые. Тем не менее, выписанный имперскими «лекарями» оригинальный «рецепт» как нельзя кстати подходит для самой сегодняшней россии. Действительно, кто же лучше самого больного может определить свой диагноз…

Пришло время удалить кремлёвскую опухоль раз и навсегда!

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-